Газета Спорт-Экспресс № 31 (5501) от 14 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5

14 февраля 2011

14 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть пятая

В этой главе мы завершим рассказ о выступлении сборной СССР на ее первом чемпионате мира.

РАЗБИВШИЕСЯ О ДЖОМОЛУНГМУ

Победа над австрийцами, о которой мы рассказывали в прошлый раз, облегчала советской команде выход из группы в случае проигрыша англичан.

Проверял их на профпригодность экзаменатор строгий, беспощадный - сборная Бразилии. Судьба открыто благоволила родоначальникам: не дала погибнуть в предыдущей игре с Советами, а три дня спустя уберегла от летального исхода с будущими чемпионами мира.

Южноамериканцы имели огромное преимущество, во всех компонентах и по созданным моментам соперника превзошли, но против его небесных покровителей оказались бессильны. Исходные цифры на табло признаков жизни так и не проявили - 0:0.

В тот день, 11 июня, блистали два вратаря: в Буросе - Яшин, в Гетеборге - Макдоналд. В форс-мажорных ситуациях английскому стражу неотложную помощь оказывали штанги и перекладины, а однажды мяч с линии ворот вынес его товарищ.

После игры капитан англичан Билли Райт не скрывал чувства глубокого удовлетворения. Надо полагать, не качеством игры команды, а результатом. Поле он покидал с широкой улыбкой и поднятыми руками. Улыбался и в раздевалке, и при раздаче интервью. Счастливо приобретенное очко и легко доступные, по мнению капитана, в заключительном туре австрийцы, фактически закончившие турнир, гарантировали выход в плей-офф.

Не насторожили высокомерных британцев слова представителя австрийской команды, который накануне игры на вечере, устроенном шведской молодежью по случаю чемпионата мира, сказал: "Мы проиграли два матча, хотим реабилитировать себя в игре с англичанами и приложим к этому все усилия". Ну и что? Обычные, никого не пугающие угрозы всех пострадавших, пытающихся при плохой игре изобразить приличную мину.

У нас свои проблемы. Ничья англичан - не в нашу пользу. Если предположить, что они пройдут Австрию, нам надо кровь из носа обыгрывать бразильцев. И Качалин о том же: "Нам нужна только победа. Другого пути в четвертьфинал для нас, пожалуй, нет".

В ПОИСКАХ ПРОТИВОЯДИЯ

Задача ясна, но как ее решить? Над ней днем и ночью ломал голову мозговой центр. О тактической схеме 4-2-4, исповедуемой во второй половине 50-х бразильцами, знали у нас не понаслышке. В 45-м сам Михаил Якушин экспериментировал, применяя ее в отдельных матчах. Видели диковинку советские тренеры во время приезда в СССР бразильских клубов, в частности, одного из сильнейших - "Васку да Гама". В 57-м с легкостью ее разоблачили и отправили домой с тремя проколами. В ходе декабрьского турне московского "Динамо" по Южной Америке с той же командой сыграли вничью. В общем, опасений бразильская новинка не вызывала. "Изучил я довольно основательно действия игроков по системе 4-2-4, которую применяли все без исключения бразильские клубы, изучил с той точки зрения, как лучше противостоять ей", - писал Якушин (здесь и далее ссылаюсь на его книгу "Вечная тайна футбола").

Однако в Швеции в интерпретации сборной Бразилии, в исполнении мастеров высочайшего мирового уровня произвела эта система на специалистов неизгладимое впечатление. В том числе и на советского "разведчика" Константина Бескова, наблюдавшего за их играми. Потрясенный увиденным, он поделился своими соображениями с тренерским штабом и посоветовал то, что и без того было известно: соревноваться с ними в технике нереально. Наши козыри - высокие скорости, нагнетание темпа, жесткая борьба на всех участках поля. Короче - не отдадим ни пяди земли.

Вопрос в другом - какую избрать тактику? "Дубль-вэ" бразильцы щелкали, как орешки. "Я долго вынашивал план, - вспоминал Якушин, - и наконец по своему обыкновению, мысленно разыграв все комбинации, вынес его поначалу на суд Качалина. Основу замысла составлял "зеркальный" вариант... Расстановка наших игроков должна была быть такой же, как у бразильцев, 4-2-4".

Тяготеющий к обороне Царев и его одноклубник Крижевский составляли пару центральных защитников. Главная задача - нейтрализация вдохновителя и организатора всех бразильских атак Диди. При всем великолепии высокой скоростью и подвижностью он не обладал. На этом и решили сыграть.

Но кто способен воплотить в жизнь труднейшую задачу? Только Игорь Нетто - к такому выводу пришел Якушин, перепробовав все возможные варианты. Травмированный еще в Москве, Нетто тренировался по индивидуальной программе, на поле еще не выходил, и уверенности в его готовности выполнить ответственное поручение быть не могло.

"Готов ли он к игре? - сомневался Якушин. - На этот вопрос может ответить только сам футболист.

План мой состоял в том, что Нетто должен был плотно опекать Диди, а в тех случаях, когда наша команда овладеет мячом, быстро от него отрываться. В этот момент тот, кто у нас держал мяч, обязан был отдать его Нетто, который, таким образом, становился главным разыгрывающим сборной СССР.

В оборонительном плане Игорь вполне мог удачно сыграть против Диди; не сомневался я и в том, что бразилец не будет поспевать за ним, когда мы будем атаковать.

Качалину мой план понравился, уточнили с ним некоторые детали и пригласили на беседу Нетто. "Как, - спрашиваем, - возьмешься за это дело?" Он без тени сомнения отвечает: "К игре готов, берусь выполнить задание". На том и порешили".

БОМБЫ НА "НЬЮ УЛЛЕВИ"

Не знаю, заметили ли в ходе матча бразильцы подготовленный оппонентом сюрприз: слишком велико было их преимущество. И на поле они вышли не с пустыми руками - изготовили бомбу, подорвавшую на первых же минутах левый фланг советской обороны. Имя ей - Гарринча.

В декабре 57-го динамовцы видели его в деле, побывав на матче "Ботафого", за который тот играл. Якушин посоветовал тогда сидевшему с ним рядом Борису Кузнецову: "Борюшка, смотри в оба за Гарринчей. Как знать, не придется ли тебе играть против него на чемпионате мира". Слова тренера, сказанные за два месяца до жеребьевки, оказались пророческими. К несчастью, пришлось встретиться нашей сборной с Бразилией, а Кузнецову - противостоять Гарринче, пропустившему первые два матча.

Нулевая ничья с Англией взбудоражила экспансивных бразильских журналистов, направивших отточенную остроту своих перьев против тренера Феолы. Они требовали перемен, усиления атаки. Зрело недовольство и в команде. Группа игроков во главе с Нилтоном Сантосом чуть ли не ультиматум Феоле предъявила. Тренер вынужден был ввести в состав Гарринчу, которого не жаловал за непредсказуемость, подверженность настроению, выкрутасы на потеху публике...

Дебютировал в том матче и 17-летний Пеле. Тоже "бомба", но замедленного действия. Рванет позже. Естественное для дебютанта, да еще на таком турнире, волнение и цепкие объятия Виктора Царева, из коих он вырвался всего раза два, не могли не сказаться. В общем, впечатления не произвел. А Кузнецова жаль. Он приспособиться к своему визави так и не смог.

ТРИ МИНУТЫ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР

Начало игры в описании Л.Филатова и В.Пашинина: "Первая минута. Гарринча двинулся вперед вдоль боковой линии. Кузнецов, не вступая с ним в единоборство, начал отходить. Так они вошли в штрафную площадку. Здесь, резко склонившись влево, Гарринча заставил Кузнецова повторить это движение и мгновенным рывком ушел вперед, оставив защитника позади. Сильнейший удар, направленный в ближний угол ворот, потряс штангу. Мяч отправлен к центру поля.

Вторая минута. Мяч тут же возвращается к нашим воротам. Он у Пеле... И снова перед бразильцами отступают защитники. Резкий удар опять пришелся в штангу. Страшное начало! Что-то будет?"

Да гол будет, что еще.

1:0. ВАВА. 3-я МИНУТА

"Диди... точной передачей вывел к воротам Вава. Путь ему пересек Крижевский, и хотя казалось, что наш защитник уже овладел мячом, Вава успел произвести изумительный по силе и точности удар. Мяч в сетке..."

Ужас! Страшнее - только атомная война.

Редактор еженедельника France Football Габриэль Ано, пораженный увиденным, напишет: "Это были самые фантастические три минуты в истории футбола. Они потрясли мир!"

Играть в таком ритме весь матч не под силу даже бразильцам. Да и надобности не было. Контроль за мячом южноамериканцы установили полный. "Они словно держали в своих руках реостат, - не мог скрыть восхищения Мартын Мержанов, - с помощью которого регулировали темп и нужные им моменты".

Наши, вынужденные подчиниться навязанному им рваному темпу, выжидали. За весь матч дважды потревожили Жилмара: в первом тайме - Войнов, во втором - Валентин Иванов. Вратарь справился.

Нападающие без поддержки оттянувшихся глубоко в тыл хавбеков вынуждены сами в поисках мяча отступать на свою половину поля. Иванов и Симонян оставались на голодной диете.

Никита Симонян: "Помню, подбежал к Борису Кузнецову: "Боря, успокойся, возьми себя в руки. Мы открываемся, ждем от тебя паса, а ты посылаешь мяч через наши головы... Но взгляд у него отсутствующий, мои слова не слышит. "Подожди! Не видишь, что творится? Дайте передохнуть!" - и в очередной раз сильным ударом отправляет мяч черт-те куда. А бразильцы, перехватив его, снова начинают атаку" (Н.Симонян - "Футбол - только ли игра?").

2:0. ВАВА. 77-я МИНУТА

Случилось то, что и должно было. С большим опозданием. Начал тот же затейник Диди. Длинная его передача нашла Пеле. Тот трижды обыгрался в одно касание с Вава, словно вокруг никого и не было. Третий пас оказался результативным. Вава успел стрельнуть в нижний угол, в то же мгновение получил удар сзади по ногам от Крижевского и был погребен под телами ошалевших от счастья товарищей. Как только разгребли завал, бездыханное тело героя вынесли за кромку поля для оказания неотложной помощи. Что там ремонтировали - поврежденную нашим защитником ногу или помятые друзьями бока? Может, и то и другое. Прихрамывая, Вава вернулся на поле и даже принял участие в показательном выступлении: в течение нескольких минут бразильцы держали мяч, не подпуская к нему "красных".

Здесь все ясно. Нас больше волновала встреча в Буросе. Победа мотивированных англичан над обреченными австрийцами отправляла советскую команду домой. Примерно за четверть часа до конца бразильцы обратили внимание наших ребят на табло. Улыбались, дружески похлопывали по плечу: не огорчайтесь, мол, все о'кей. На табло, где содержалась информация о ходе других матчей, строку Австрия - Англия заключали обнадеживавшие нас цифры - 2:1. Стало быть, не бросали слов на ветер австрийцы. На тот момент проигрыш сохранял нам второе место. Англичане все же отыгрались и оставили небольшую щель для выхода из группы. Набравшим по три очка сборным СССР и Англии через день предстоял дополнительный матч.

КТО ВИНОВАТ?

Проигрыш бразильцам, вполне предсказуемый, расстроил советские СМИ настолько, что на отчет о матче во многих центральных газетах места не выделили. Получившие возможность высказаться обрушили гнев на команду и тренера: и защита (особенно Кузнецов) не справилась с бразильцами, и хавы отсиживались в тылу, и атака беззубая, и тренер оборонительную тактику избрал...

Трезвый, объективный анализ подменили огульной, беспочвенной критикой. Ребята сделали все, что позволил им в тот день вооруженный до зубов тактически и технически противник. Позволил он немногое.

Спустя тридцать лет Якушин, упрекнув оппонентов в невежестве ("не очень разбирались в футболе люди, которые так рассуждали"), а Нетто - в том, что ввел в заблуждение, заверив в полной боеготовности, частично и собственную ошибку признал: "Ну а как же главный пункт нашего плана? К сожалению, Нетто оказался еще не готов к матчу такого накала... Поверили мы, что задание выполнит, наверное, потому, что хотели в это верить. Тренеру, конечно, так рисковать нельзя".

И Нетто в мемуарах ("Это футбол") корил себя за согласие, не будучи в порядке, сыграть в том матче ("Не имел я морального права в таком состоянии на поле выходить"), и камешек в тренерский огород бросил: "Да и тренеры здесь, кажется, тоже допустили ошибку..."

Не тот случай, когда стоило обвинять всех и вся, каяться, признавать ошибки. Ту ли тактику избрали, не ту, того поставили футболиста или другого, значения не имело - результат был предрешен. Потому как бразильская сборная в Швеции по уровню игры, классу командному и индивидуальному - Джомолунгма, гордо возвышавшаяся над холмиками, сопками и горками. Что ярко, наглядно продемонстрировала в заключительных двух матчах, разгромив с одинаковым счетом (5:2) французов и шведов, оказавшихся с ней рядом на пьедестале. Крылатая фраза "забьем сколько хотим, а нам - сколько смогут" - о той команде образца 1958 года. Забили, не очень напрягаясь, призерам десять. Больше не пожелали.

СССР - БРАЗИЛИЯ - 0:2 (0:1)

Голы : Вава, 3 - 0:1. Вава, 77 - 0:2.

СССР : Яшин, Кесарев, Крижевский, Царев, Б.Кузнецов, Войнов, Нетто (к), А.Иванов, В.Иванов, Симонян, Ильин.

Бразилия : Жилмар, Де Сорди, Н.Сантос, Зито, Беллини (к), Орландо, Диди, Гарринча, Пеле, Вава, Загалло.

Судьи : Гиг (Франция), Йоргенсен (Дания), Нильсен (Норвегия).

15 июня. Гетеборг. Стадион "Нью Уллеви". 50 928 зрителей.

Окончание - завтра