Газета Спорт-Экспресс № 26 (5496) от 8 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

9 февраля 2011

9 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть четвертая

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

Окончание. Начало - в № 25 от 7 февраля

2:0. А.ИВАНОВ. 56-я МИНУТА

Первую часть рассказа о дебюте сборной СССР на чемпионате мира мы прервали со свистком, отправившим наших с англичанами на отдых. Во втором тайме характер игры не изменился. Долго созревавший плод наконец упал к ногам советской команды.

Л. Филатов: "Кесарев, отобрав мяч у Финни, рванулся вперед по правому краю. А. Иванов, угадав замысел партнера, уступил ему свое место и стремительно ушел в центр. Тогда Кесарев послал мяч на выход Иванову. Комбинация была несложной, но неожиданной. Иванов остался без сторожа и беспрепятственно вошел в штрафную площадь. Макдоналд бросился ему в ноги. Тщетно. С великолепным хладнокровием наш правый крайний обвел вратаря и сильно послал мяч в пустые ворота".

Таков взгляд с трибуны. А вот как видел эпизод и что при этом чувствовал находившийся в штрафной площади участник матча.

Н. Симонян: "Кесарев выложил ему (А. Иванову. - Прим. А.В.) мяч для удара. Саша медлил. Ой, как медлил! Мне показалось, что он уже потерял мяч, когда в ноги бросился вратарь Макдоналд. Но нет, Саша еле заметным движением увел мяч в сторону и почти с лицевой линии, под острым углом, точно пробил по воротам. Бросок английского защитника, пытавшегося заменить вратаря, не помог. Мы обнимали Сашу Иванова, ведь его гол гарантировал нам победу".

Так по крайней мере казалось нашим ребятам. Переключив скорости, они надеялись спокойно доплыть до победной гавани.

"Целый час мы играли с бесспорным превосходством, - вспоминал Симонян. - Теперь решили сбить темп, подольше подержать у себя мяч… Мяч почему-то не слушался нас. Мы то и дело допускали ошибки".

Этим мгновенно воспользовался соперник. Терять ему нечего. Раненый лев опасен вдвойне. Его поведение диктовал инстинкт самосохранения: в спешке он сбился на примитивный навал, чем упрощал работу защиты. Предельная концентрация и внимание позволили бы победный счет сохранить. Но ребята занервничали, стали ошибаться, и элементарная техническая оплошность вызвала цепную реакцию.

2:1. КЕВАН. 65-Я МИНУТА

Н. Симонян: "Боря Кузнецов неудачно срезал мяч к воротам. Лева Яшин, наш уверенный и надежный вратарь, немного поспешно вышел вперед, столкнулся с кем-то из защитников, и центр нападения англичан Кеван легко "сбросил" мяч головой в сетку ворот".

Не замеченной единственная оплошность вратаря, игравшего самоотверженно, в свою силу, в советских СМИ не осталась.

Во время осады наших ворот англичане раз за разом грузили двухметрового "столба", рыжеволосого Кевана. Он бесцеремонно врезался в опекавшего его Крижевского и Яшина, оставляя после воздушных боев на их телах заметные следы. Минут за 15 до конца Яшин, бросившись в ноги кому-то из форвардов, получил болезненный удар коленом по голове. Матч мужественно доиграл, а после игры стало ему худо. Чудодейственная лечебная природа, горный воздух и рыбалка восстановили нервную систему, а врачи квалифицированно сделали свою работу. Но это будет позже. А пока игра продолжается.

Ближе к концу ситуация стабилизировалась. Две острые вылазки во вражеские тылы Иванова и Войнова, будь они точнее, сняли бы напряжение. Казалось, самое страшное позади и целебные два очка мы не упустим.

Я как-то говорил о способности женщины из ничего сделать три вещи: шляпку, салат и семейную сцену. Венгерский арбитр Иштван Жолт из ничего сделал пенальти.

2:2. ФИННИ. 85-Я МИНУТА

Хейнс резко пошел на Крижевского. Неизбежное столкновение произошло метрах в двух от границ штрафной площади. Жолт, находившийся метрах в 20-25 от "ДТП", сумел не только выявить нарушителя (Крижевского), но и обнаружить место столкновения. Вытянув указательный палец, он примчался к 11-метровой отметке, схватил мяч и резко затормозил.

Рассказывает Лев Яшин: "Жолта окружили наши игроки… Но судья, растолкав футболистов, схватил мяч, поставил его на 11-метровую отметку, крикнул по-русски:

- Не спорить!

Это была явная несправедливость. Весь стадион видел, что англичанин упал вне штрафной площади. Да и Костя сыграл честно. Все во мне буквально кипело, и, забыв обо всем на свете, я сорвал с головы кепку и зло швырнул ее в Жолта. К счастью, он, занятый препирательством с нашими игроками, этого не заметил. А то бы и мне, и команде не сдобровать".

Симонян дополнил рассказ товарища: "Жолт подбежал к мячу, резко взял его и, улыбаясь, установил на 11-метровой отметке. Я ничего не понимал… Англичане - и те не поняли сразу, что произошло. Потом они радостно запрыгали, заулыбались и, повернувшись к Жолту, стали тихонько аплодировать. Чувствовалось, что и для них решение Жолта было явным сюрпризом… Лично я никогда в жизни не видел подобных пенальти".

У футбольного бога, взявшего сторону англичан, был еще шанс искупить вину. Однако он продолжал упорствовать и хладнокровно осуществил задуманное. Яшин сделал что мог, угадал направление удара Финни, коснулся мяча кончиками пальцев. Летевший не очень сильно, но близко от боковой стойки, мяч последнее препятствие преодолел и миссию свою исполнил.

Попытку вернуть утраченное не использовал на 88-й минуте Валентин Иванов. После его удара мяч из покинутых голкипером ворот вынес Райт.

УКРАДЕННАЯ ПОБЕДА

Несправедливый, скорее всего предвзятый, приговор Жолта стал главной темой обсуждения на пресс-конференции и в печати. Большинство нейтральных наблюдателей и журналистов арбитра осудили. Такого пенальти никогда в жизни не видел не только наш капитан, но и 70-летний убеленный сединами редактор шведской газеты Idrottsbladet Тегнер, немало повидавший на своем веку: "В жизни своей не видел такого странного пенальти!"

А вот мнение человека заинтересованного, участника матча 1945 года "Арсенала" с московским "Динамо" Бернарда Джоя (в Швеции он работал журналистом): "Я сидел как раз напротив штрафной площади и отчетливо видел, что столкновение произошло в двух метрах от нее, 11-метровый считаю несправедливым". В этом же спустя несколько дней, когда выпустили пар, признался и тренер сборной Англии Уолтер Уинтерботтом: "Конечно же пенальти не было".

Сборная СССР провела лучший свой матч на турнире, собрав лестные отзывы многих из тех, кто наблюдал за встречей. Приведу мнение двух популярных английских газет.

Daily Mirror : "Первые 65 минут матча мы видели на поле одну команду - сборную русских… Они искусно выбирали место… Оставалось удивляться их мастерскому владению мячом".

Daily Herald : "В тревожные 65 минут превосходно натренированные русские затоптали англичан в чудесный зеленый покров нового гетеборгского стадиона. Они превосходили англичан в скорости, силе, мастерстве и ориентировке на поле".

Зарубежные специалисты и пресса (советские СМИ в целом с ними согласны) чаще всего упоминали Яшина, Крижевского, Войнова, В. Иванова, Симоняна. В чем были едины - в оценке игры Сальникова: "Из ансамбля выпадал Сальников, без нужды замедлявший темп мелкими кружевными передачами", - писал Юрий Ваньят в "Труде" (от 10.06).

Мартын Мержанов пытался найти этому объяснение: "Советские футболисты провели матч в Гетеборге хорошо, слаженно, временами красиво, и только отсутствие Игоря Нетто в полузащите несколько нарушило связи между линиями и повлияло на стройность атак. Заменивший его В. Царев играл хорошо, цепко, "трепал нервы" Р. Робсону, но действовал слишком глубоко в тылу и не был никаким помощником в атаках. Это, в свою очередь, вынуждало С. Сальникова отходить назад больше, чем он это делает обычно. Так с некоторой деформацией на левом фланге вела наступление наша команда" (М. Мержанов - "Юность" № 8).

СССР - АНГЛИЯ - 2:2 (1:0)

Голы : СИМОНЯН, 14 - 1:0. А.ИВАНОВ, 56 - 2:0. КЕВАН, 65 - 2:1. ФИННИ (с пенальти), 85 - 2:2.

СССР : Яшин, Кесарев, Крижевский, Б.Кузнецов, Войнов, Царев, А.Иванов, В.Иванов, Симонян (к), Сальников, Ильин.

Англия : Макдоналд, Хоу, Бенкс, Клемп, Райт (к), Слейтер, Дуглас, Робсон, Кеван, Хейнс, Финни.

Судьи : Жолт (Венгрия), Йоргенсен (Дания), Нильсен (Норвегия).

8 июня. Гетеборг. Стадион "Нью Уллеви". 49 348 зрителей.

ОТ ВЕНСКИХ "КРУЖЕВ" К СТИЛЮ "МОДЕРН"

Второй барьер, сборная Австрии, казался вполне преодолимым. Венские "кружева", фирменный стиль австрийцев, наши клубы разрывали в середине 50-х без особых проблем. Убаюкивал и счет их встречи первого тура с бразильцами (0:3), в которой на поле блистала одна команда. Но в четырехлетие между двумя мировыми чемпионатами австрийцы произвели коренную перестройку. Призеры ЧМ-54, отказавшись от устаревшей венской школы, осваивали стиль "модерн" - темповую атлетичную, силовую игру с длинными передачами. Отказавшись от бронзовых призеров Хоффа, Вагнера, Оцвирка, включили в состав нахрапистых гренадеров - фланговых Вальтера Хорака, Хельмута Сенековича и 20-летнего центрфорварда Йоханна Буцека. Валентин Иванов, впечатленный внешним видом и неистовостью на поле, назвал их тремя Кеванами. И оказался недалек от истины.

Выдвинутая на острие троица при мощной поддержке тылов с первых минут обрушилась на советские форпосты. Деваться австрийцам было некуда: шанс на выход из группы оставляла только победа. Конечно, наши стратеги разрабатывали подробный план на игру. Но он рассыпался под напором ураганных атак сверх меры перевозбужденного, агрессивного противника. Нам бы заземлить, то есть приземлить мяч, подержать подольше. Не до жиру было - отбивались как попало. В основном верхом, где господствовали австрийцы.

В.Иванов: "Того удовлетворения, что от игры с англичанами, мы не получили. Не было в наших действиях той красоты и легкости… Мы просто оказались счастливей своих противников и лучше использовали те голевые моменты, которых, кстати сказать, было у нас гораздо меньше, чем у них.

Мы подолгу находились в глухой защите. К своей штрафной площади на помощь обороняющимся приходилось довольно часто оттягиваться и форвардам. Временами впереди у нас вообще оставались только двое - Симонян и я".

Какое счастье иметь такого вратаря, как Яшин. Его вдохновенная, не побоюсь этого слова, божественная игра во многом способствовала нашей победе. Он отбивал, брал намертво, бросался в ноги… Иногда и функции защитника выполнял. Как только Буцек уводил Крижевского (ставшего тенью австрийца) на фланг, вратарь закрывал брешь в центре обороны и по возможности подстраховывал Кузнецова. "В русской команде играет двенадцать человек, - писала вечерняя шведская газета, - Яшин является и прекрасным защитником".

После игры писали, что сборная СССР применила необычную расстановку 3-2-3-2. Но то была не тренерская задумка: это австрийцы построили ребят в таком порядке. Наши ограничивались редкими контратаками.

1:0. ИЛЬИН. 15-Я МИНУТА

Об одной, счастливо завершенной, рассказывает В. Иванов: "Кесарев, отняв мяч у кого-то из нападающих, вывел в прорыв Сашу Иванова. Тот сместился к своему краю, довел мяч до линии штрафной площади и отпасовал в центр. Передача адресовалась мне - я уже вбежал в штрафную и был в удобном положении. Я приготовился принять мяч, но оказался на земле - подножка. Ну, думаю, сейчас свисток и пенальти. Но дело до этого не дошло. Мяч попал к набегавшему немного левее меня Толе Ильину, и он, находясь в окружении двух игроков, без промедления пробил в угол".

Во втором тайме, немного успокоившись, опустили наконец мяч с небес на землю. Игра стала осмысленнее, моменты возникали. И все бы ничего, не сбей Царев в своей штрафной Козличека. Чистых кровей пенальти.

Потрясенный Царев стоял, опустив голову, на месте "преступления" до тех пор, пока датский арбитр не попросил его покинуть запретную зону. Буцек сделал ставку на силу. Пострадала точность. Яшин метнулся влево и накрыл мяч мертвой хваткой.

Это семечки в сравнении с тем, что вытворял в тот день Лев Великий. В. Иванов: "Однажды он умудрился пролететь от одной штанги до другой и выбить мяч, летевший со страшной скоростью в пустые ворота".

Еще один "булыжник", пущенный с близкого расстояния Хораком в нижний угол, Яшин обезвредил незадолго до конца. "Как он до него дотянулся, как успел выбить за линию ворот - понять трудно", - недоумевал В. Пашинин.

2:0. В.ИВАНОВ. 63-Я МИНУТА.

В промежутке между двумя акробатическими этюдами Яшина забил Валентин Иванов. Пусть сам и расскажет, как остудил пыл австрийцев: "Мяч мне достался в середине поля. Я бросился вперед. Слева бежал Симонян. Перед нами только их центральный защитник. Положение у него - не позавидуешь. Атаковать меня нельзя: я отдам мяч Симоняну, и тогда преград на его пути нет…

Так мы и бежали втроем… Наконец он оказался на 11-метровой отметке, мы - на линии штрафной. Тут защитник не выдержал… Сместился чуть влево к Симоняну. Я увидел, что ближний ко мне угол ворот открыт, пробросил себе мяч метра на три вперед и пробил в этот угол".

После матча в нашу раздевалку вошли тренер Мольцер, вратарь Шмид и Буцек. Восхищенные игрой Яшина, они подарили ему бутсы с автографами.

Руководитель советской делегации, заместитель Романова Д. Постников передал по телефону из Буроса: "Победа трудная. По владению мячом австрийцы нас превосходили. Сенекович, Буцек и Хорак переигрывали наших защитников. Выручал блестяще игравший Яшин". Кроме вратаря отметил В. Иванова, Симоняна, Войнова и Царева. "Слабее других выглядел на поле лишь Сальников" ("Московская правда" от 13 июня).

А счастливый его шеф, Николай Романов, отослал телеграмму в противоположном направлении - из Москвы в Швецию. Повода для расстройства у него не было: игру не видел, счет на табло вполне удовлетворил.

"РАДЫ ВАШЕЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЕ КОМАНДОЙ АВСТРИИ ТЧК ПРОШЕДШИЕ ДВЕ ИГРЫ ПОКАЗЫВАЮТ ЧТО ВЫ ОПРАВДЫВАЕТЕ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ УСПЕШНО БОРОТЬСЯ ПЕРВЕНСТВЕ МИРА ТЧК ГОРДИМСЯ ЭТИМ МОЛОДЦЫ ТЧК ЖЕЛАЕМ УСПЕХА РЕШАЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ БРАЗИЛИЕЙ ТЧК БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ КОМИТЕТА СЕКЦИИ ФУТБОЛА МНОГОЧИСЛЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ТЧК РОМАНОВ". ГАРФ (Фонд 7576, опись 2, дело 1392).

СССР - АВСТРИЯ - 2:0 (1:0)

Голы : ИЛЬИН, 15 - 1:0. В.ИВАНОВ, 63 - 2:0.

Нереализованный пенальти: Буцек, 57 (вратарь).

СССР : Яшин, Кесарев, Крижевский, Б.Кузнецов, Войнов, Царев, А.Иванов, В.Иванов, Симонян (к), Сальников, Ильин.

Австрия : Шмид, Штотц, Э.Козличек, Свобода, Ханаппи (к), Коллер, Хорак, П.Козличек, Буцек, Кернер, Сенекович.

Судьи : Йоргенсен (Дания). Нильсен (Норвегия), Аккеборн (Швеция).

11 июня. Бурос. Стадион "Рюаваллен". 21 239 зрителей.