Газета Спорт-Экспресс № 146 (5319) от 5 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

5 июля 2010

5 июля 2010 | Теннис

ТЕННИС

WIMBLEDON

Вере Звонаревой в этом году не удалось стать чемпионкой Уимблдона. В достойной борьбе 25-летняя москвичка проиграла в субботу сразу два финала - одиночный и парный вместе с Еленой Весниной .

30 МИНУТ СЛАВЫ

Евгений ФЕДЯКОВ

из Лондона

РОССИЙСКИЙ ПОСОЛ В КОРОЛЕВСКОЙ ЛОЖЕ

"Сегодня нам по традиции предстоит праздновать очередной успех семьи Уильямс". Этой фразой журналист газеты The Times начал в субботнем номере свою заметку о женском финале, в котором Серена Уильямс должна была встретиться с Верой Звонаревой. Учитывая, что с 2000 года победная серия сестер прерывалась лишь дважды, в 2004-м Марией Шараповой и в 2006-м Амели Моресмо, подобное заявление, разумеется, имело под собой веские основания. Но и взлет нашей соотечественницы вызвал в Англии повышенный интерес. Не случайно, что, в отличие от хорошо знакомой британцам Серены, в той же The Times Звонаревой была посвящена целая полоса - с большим снимком из фотосессии, сделанной во время прошлогоднего Открытого чемпионата Франции.

Ничего нового, впрочем, я в той заметке для себя не обнаружил - обычное перечисление известных фактов из жизни Звонаревой и окружающих ее людей. В списке приглашенных на этот матч в королевскую ложу тоже фигурировали знакомые фамилии - посла России в Великобритании Юрия Федотова с супругой, а также вице-президента Федерации тенниса России Романа Мурашковского. Настроение у них и сидевших там же знаменитых чемпионок Уимблдона прошлых лет - Мартины Навратиловой, Яны Новотной, Билли-Джин Кинг и других - явно было приподнятым. Ведь шеф английской небесной канцелярии, одаривший в этом году Уимблдон на протяжении всех двух недель тотально сухой, идеальной для тенниса погодой, снова не изменил себе.

Как и водится перед началом уимблдонского женского финала, жребий - в рамках благотворительной программы - бросила совсем еще юная жительница Британских островов 9-летняя Хана Пирс из графства Кент. Выиграла его Уильямс. После разминки, которую Звонарева по уже давно сложившейся традиции провела в тренировочных брюках и куртке с капюшоном (так же, как в Дохе в 2008 году в памятном финале итогового турнира против Винус Уильямс), судья Мариана Алвеш дала команду на старт.

АНГЛИЙСКИЕ СЕРДЦА ЖЕЛАЛИ ПЕРЕМЕН

Начинается первый сет - и Серена сразу же дает понять, что ни о какой недооценке ею соперницы речи не идет. Настрой у первой ракетки мира самый что ни на есть боевой: в первом гейме она, словно робот, штампует первую подачу и, разумеется, выходит вперед. Во время смены сторон публика ожидает ответа Звонаревой, и он выходит вполне адекватным. Вера сразу же подает с первого мяча со скоростью 164 км/ч, вызывая на Центральном корте первую за матч мини-овацию. А я вспоминаю слова шофера, который утром подвозил меня на стадион: "Уильямс, конечно, великая чемпионка, но в женском теннисе мне хотелось бы перемен".

Уступая 15:40, Серена демонстрирует пушечный прием второй подачи Звонаревой, но гейм остается за россиянкой - 1:1. А в 3-м гейме завязывается упорная борьба. После того как Уильямс допускает двойную ошибку и счет становится 15:30, по трибунам проносится шепот удивления. Однако до брейк-пойнта дело так и не доходит. При счете 40:40 Вера крайне неудачно подрезает справа, а Серена, в свою очередь, выполняет уже третий эйс за матч.

Однако на подаче Звонаревой стабильной игры у Уильямс пока еще не получается: в 4-м гейме она делает Вере пару небольших подарков. Россиянка же, в свою очередь, продолжает довольно уверенно подавать и уравнивает ситуацию - 2:2.

Неужели Серена все-таки немного нервничает? Иначе как объяснить ее двойную ошибку в начале 5-го гейма? Еще одно очко Звонарева берет за счет смены ритма, в конце гейма мяч порхает в каких-то миллиметрах над тросом, но Уильямс оказывается точнее. На геймболе по ходу длинного розыгрыша Серена включает звуковое сопровождение - начинает громко стонать. Похоже, что она действительно включает полные обороты - Звонарева вынуждена рисковать, посылая мяч под самую заднюю линию и, увы, ошибается. Тут же следует еще одна оплошность - 13-м ударом в затяжном розыгрыше Вера посылает мяч в аут.

"Веручка!" - прорезался откуда-то справа от меня голос какой-то сердобольной англичанки.

И ее кумир оправдывает надежды, заставляя Серену ошибаться дважды подряд. Правда, после неудачного атакующего звонаревского форхэнда Уильямс получает брейк-пойнт, но Звонарева не сдается и, подавая по ходу дела навылет уже во второй раз, снова догоняет американку - 3:3.

В гостевой ложе за свою партнершу по парному разряду переживает распустившая светлые волосы Елена Веснина, но Уильямс на собственной подаче безупречна. Звонарева же, опять-таки не без поддержки трибун, вроде бы по-прежнему уверена в себе, ведет в 8-м гейме 40:15. К тому времени игра продолжается примерно 30 минут, и их без всякого преувеличения можно назвать 30 минутами славы Веры Звонаревой, которая не где-нибудь, а в финале Уимблдона против самой Серены Уильямс на своих подачах вроде бы достаточно уверенно контролирует ситуацию. И в этот самый момент наступает неожиданный перелом. Серена мощно контратакует, затем россиянка допускает первую за матч двойную ошибку, а потом еще и бьет в аут, буквально из ничего получая "меньше". На первом брейк-пойнте Вере немного везет - принимая несильную вторую подачу, Уильямс бьет в сетку. Затем у американки тут же проходит высокая "свеча" - Звонарева задевает мяч кончиком ракетки, и тот отлетает куда-то в сторону. И, наконец, наступает развязка этой маленькой драмы - защищающаяся Уильямс удачно обводит не побоявшуюся атаковать Звонареву. (Этот эпизод потом будут вспоминать и сама Вера, и Елена Веснина.)

Ведя 5:3, Серена упускает двойной сетбол, но при счете "ровно" сначала пробивает неотразимый смэш, после чего Звонарева посылает мяч в аут. Она получает 3:6 за 36 минут и не самые радужные перспективы на ближайшее будущее.

ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА ЧУДЕСНОЙ ПОВЕСТИ

Второй сет стартует с еще одного брейка в исполнении Уильямс. То ли у Веры постепенно теряется концентрация внимания, то ли просто не везет, но при счете 30:30 она допускает две подряд грубые ошибки. А Серена уже чувствует себя хозяйкой положения. Даже несмотря на то, что в одном из эпизодов Звонаревой едва ли не впервые за весь турнир помогает электронный повтор Hawk-Eye, американка уходит в отрыв - 2:0. И хотя Вера довольно быстро сокращает отставание, становится ясно: Уильямс уже не остановить. Начинается последняя глава чудесной повести, написанной Звонаревой на этом Уимблдоне в одиночном разряде. Не слишком уверенно атакуя с высоких мячей, Серена тем не менее продолжает наращивать свое преимущество. Оно вырастает сначала до 3:1, а затем, после затяжного 5-го гейма, и до 4:1. После двойной ошибки Вера обменивается взглядами с Демехиным, но ему ничего не остается, как жестом подтвердить большой аут.

В концовке 6-го гейма Уильямс - конечно же, невольно - играет со Звонаревой в кошки-мышки, посылая мяч с лета именно в ту сторону практически пустого корта, где находится россиянка. Затем позволяет себе расслабиться на чужой подаче. Но в 9-м гейме снова собирается с мыслями, сразу же заряжает свой 89-й и последний на турнире эйс (это, кстати, новый женский рекорд чемпионатов "Большого шлема") с максимальной за матч скоростью 196 км/ч, потом выигрывает еще два очка. А на матчболе, как и подобает теперь уже 13-кратной победительнице турниров "Большого шлема", в красивой атаке смэшем ставит эффектную точку. В итоге - 6:3, 6:2. Для оформления на свой счет четвертого уимблдонского одиночного титула Серене требуется не слишком много, но и не слишком мало - 67 минут.

Студентка Дипломатической академии Вера Звонарева, словно соблюдая какой-то неписаный этикет, соперничая с самой великой теннисной чемпионкой XXI века, продержалась ровно столько, сколько было необходимо продержаться для того, чтобы не испортить этот финал и дать возможность взыскательной публике ощутить напряжение борьбы. Не случайно во время церемонии награждения, которую по традиции проводил герцог Кентский, эта самая публика очень по-доброму встретила произнесенную на отличном английском языке речь русской финалистки.

ТИТУЛ ДЛЯ КАЗАХСТАНА И СЛЕЗЫ НА ТРАВЕ

Российские журналисты, освещавшие этот Уимблдон (а в последние дни турнира их полку по понятным причинам прибыло), ожидали, что на свою пресс-конференцию Звонарева явится уже после парного финала. Это было бы логично, поскольку сразу после окончания мужского решающего матча в парном разряде Вере снова предстояло возвращаться на Центральный корт. Однако она не только пришла в пресс-центр, но затем еще и отправилась на телевизионное интервью. Хотя настроение шибко подходящим для этого было назвать никак нельзя.

По идее, финал Вера Звонарева/Елена Веснина - Ярослава Шведова/Ваня Кинг вполне мог бы оказаться российским не наполовину, а на три четверти - если бы Шведова по причине финансовых проблем два года назад не решила перейти под флаг Казахстана. Увы, как говорится, что имеем - не храним. 22-летняя и весьма атлетичная теннисистка всегда считалась весьма перспективной, и не случайно в последнее время у нее наметился явный прогресс - один лишь четвертьфинал недавнего Roland Garros в одиночном разряде чего стоит.

В паре же с 21-летней Кинг они на недавних травяных состязаниях в Бирмингеме и Хертогенбоше доходили соответственно до полуфинала и финала. Поэтому хотя статистики и отмечали, что это был первый за 35 лет женский парный финал Уимблдона, в котором сошлись два "несеяных" дуэта, лондонский прорыв Ярославы и Вани отнюдь не стал сюрпризом. Интересно, кстати, что на турнирах "Большого шлема" эти девушки прежде демонстрировали абсолютно идентичные лучшие результаты - выходили в финал микста на Roland Garros, только Кинг - в прошлом году, а Шведова - месяц назад.

Куда более неожиданным оказалось попадание в финал Звонаревой и Весниной, которые в четвертьфинале наделали шуму своей сенсационной победой над лидерами парного рейтинга сестрами Уильямс. Для Веры и Елены это был восьмой совместный турнир, а лучший результат они показали в 2008 году в Стэнфорде, где тоже были в финале.

Первые минуты складываются удачнее для россиянок. Уже в 3-м гейме они берут подачу Кинг и уходят в отрыв - 3:1. Срабатывает и любимый нашими девушками австралийский вариант расстановки, при котором теннисистка, находящаяся впереди при подаче своей партнерши, занимает место не справа или слева, а, согнувшись на корточках, у середины сетки и после чужого приема резко идет наперехват. Однако Кинг и Шведова не думают опускать руки, оставляя за собой четыре следующих гейма подряд. После этого за счет немалых усилий Звонарева и Веснина берут подачу Шведовой, доводя дело до тай-брейка. А на нем завязывается упорнейшая борьба. При розыгрыше восьмого очка случается редкий даже для парных встреч эпизод: после сильнейшего удара Весниной мяч, едва коснувшись волос Шведовой, уходит в аут. Очко отдается россиянкам, счет становится 4:4. Чуть позже на подаче Елены наши зарабатывают сетбол, но соперницы держат подачу Кинг. Тут же россиянки в центре корта, не успев разобраться, неудачно бьют по одному мячу двумя ракетками - 6:7. И увы - на подаче Звонаревой не срабатывает австралийская расстановка.

Первая партия решила все. У Веры, которая с трудом сдерживала эмоции, по большому счету не осталось ни моральных, ни физических сил на сопротивление. Второй сет Шведова и Кинг выигрывают - 6:2, в гостевой ложе в том числе торжествуют и представители Казахстана, а из-под полотенца Звонаревой прямо на траву капают слезы, которые ей пытается вытирать Веснина.

КОВАРНЫЙ КОНДИЦИОНЕР В ТРЕНАЖЕРНОМ ЗАЛЕ

Через 15 минут после церемонии награждения, по ходу которой Вера держится молодцом и после сумасшедшего по напряжению дня еще находит в себе силы растягивать губы для улыбки, в пресс-центр в одиночестве приходит ее партнерша.

- Вера сейчас собирает свои вещи, надеюсь, что вы ее понимаете, - обращается Веснина к группе российских журналистов, в числе которых и корреспондент "СЭ".

- Ну, разумеется, никаких обид. Как вы, кстати, оцениваете игру Звонаревой в матче против Уильямс?

- Вера выглядела не такой свежей, как в начале турнире. В то же время она знала, что необходимо делать, у нее был план на игру. Причем план, считаю, правильный, просто в тот момент, когда Серена делала брейк в первом сете, ей немного повезло, после чего Вера отошла от своей игры, решив активно проводить все розыгрыши, нагнетая темп. Успех это приносило не всегда. К тому же Серена, которая выигрывает, и Серена, которая ведет равную борьбу или тем более проигрывает, - в плане уверенности две разные теннисистки. В первом случае остановить ее очень непросто.

- В паре все решил первый сет?

- Да.

- Чего в нем не хватило?

- Везения. Кинг со Шведовой показали хороший теннис, но в первом сете мы играли лучше и должны были его взять. Несколько раз не хватало какого-то одного удара, перехвата или просто решительного действия. А проиграв ту партию, Верочка еще больше расстроилась, на нее нахлынули эмоции. Я ее прекрасно понимаю: проиграть два финала подряд, так здорово проведя весь турнир, - обидно до жути.

- После поражения от Уильямс Звонаревой тяжело было отойти психологически?

- Да. Она ведь очень тщательно настраивалась показать хороший теннис, и было жутко обидно, что до конца это не удалось. Разумеется, было бы лучше, если бы парный финал играли в воскресенье. Но тут уж ничего не поделаешь - таков регламент турнира. К тому же Веру сразу после первой игры сегодня еще и на пресс-конференцию потащили. Мы ее потом успокаивали, говорили, что нет ничего страшного. Даже пример приводили - хоккейный олимпийский четвертьфинал, в котором наши канадцам проиграли.

- Не знаете, где Вера могла простудиться?

- У нас в тренажерном зале один массажный стол стоит прямо напротив кондиционера, и Вера не исключает, что ее там могло продуть с мокрой головой. Ходила сегодня кашляла и сморкалась, в раздевалке - гора салфеток. Такое состояние, конечно, тоже не может не сказываться на игре.

- Как в целом вы оцениваете свое выступление в паре?

- Хорошо. Одна победа над сестрами Уильямс чего стоит. Мы, кстати, с Верой договорились играть американскую серию турниров на харде вместе с US Open. Так что я постараюсь взять из этого финала только самое позитивное и двигаться вперед. Елки-палки, разве я могла подумать, что буду играть в финале Уимблдона! То есть, конечно, я всегда мечтала туда попасть, но, когда мы узнали, что, едва наладив взаимопонимание, попали в четвертьфинале на Уильямс, было довольно досадно. На самом же деле все оказалось не так страшно.

- Ваши ближайшие планы?

- Сейчас буду полторы недели отдыхать дома в Сочи. Надеюсь, что выход в парный финал Уимблдона лучшим образом отразится и на одиночном разряде. Кроме того, постараюсь кое-что в своей подготовке изменить, тщательнее поработать над какими-то элементами.

- Болячки, которые беспокоили вас в последнее время, наконец залечили?

- Есть у меня проблема, которая беспокоит практически постоянно, - травма приводящей мышцы бедра. И поделать с ней я пока ничего не могу. Хотя сейчас вроде бы ничего не болит, да и положительные эмоции от выхода в парный финал добавляют оптимизма.

- Ваш ближайший турнир?

- В Стамбуле в конце июля. Честно говоря, заявляясь туда, я надеялась заработать побольше рейтинговых очков. Но потом выяснилось, что там же сыграет и Серена Уильямс. (Смеется.) Узнала - и подумала: ну что ты будешь делать! Ну ничего, дождемся жеребьевки - а там посмотрим.