Газета Спорт-Экспресс № 213 (5090) от 23 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

23 сентября 2009

23 сентября 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Обозреватель "СЭ" размышляет о влиянии финансового кризиса на российский профессиональный футбол.

ИЛЛЮЗИЯ ВЕЧНОСТИ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Кризис затронул всех. Раз уж мы собрались поговорить о делах наших скорбных, финансовых, начинать надо именно с этой аксиомы. Другое дело, что не на всех он отразился в отрицательную сторону.

Взять, к примеру, "Терек". Чеченской команде от мировых экономических потрясений ни холодно, ни жарко. Она базируется на своих, особых финансовых принципах, заметно отличающихся от принципов большинства других российских клубов. Углубляться в тему не станем, но отметим: "Терек" от кризиса, скорее всего, только выиграл. Иначе не уводили бы грозненцы аргентинского рокера Бракамонте из менее благополучной "Москвы", не считались бы одной из самых финансово стабильных и привлекательных для легионеров команд премьер-лиги.

А кто скажет, что от кризиса проиграла "Томь"? Сибирская команда, сжатая экономикой и политикой до состояния бочковой селедки, получила подарок, равный по щедрости и неожиданности швейцарским часам, вдруг перекочевавшим на руку обычного слесаря. Выигрыш? Несомненно. Системный или однократный? А вот это уже совсем другой вопрос.

Президент ПФЛ Николай Толстых, отвечая около полугода тому назад на вопрос о влиянии кризиса на российский футбол, высказал следующую мысль: кризис зол, но не зловреден, а на многие процессы способен и вовсе повлиять позитивно. Например, на умение экономить, на наши родимые утечки, усушки и утряски, на обретение навыков жить по средствам, на ограничение агентского "рэкета" и так далее. Хорошая мысль, здравая. И в отдельных клубах, между прочим, в жизнь воплотившаяся.

Например, в "Сатурне". Не говорю сейчас о прозрачности раменской футбольной экономики, а имею в виду лишь ее резко сократившийся валовой оборот. "Сатурн" перестал слыть среди членов футбольного сообщества дойной коровой, что уже хорошо. Лозунг " лучше быть бедным, но работящим" пришел на смену строчке Вилли Токарева: " лучше быть богатым и здоровым". В областной команде уяснили: вот бюджет, вот пределы и лимиты. В них надо вписываться и при этом блюсти сугубо спортивный уровень.

"Что плохого, если бы эти лимиты были больше?" - спросите вы. В том, что деньги, получаемые под видимость социальной функции, развращают клуб и его руководителей. Эти подарки отучают их жить в реальном мире, бороться за само право присутствовать в большом футболе. Со временем у футбольных аппендиксов, олицетворяющих чье-то желание сидеть в VIP-ложе и санкционировать миллионные вложения за государственный счет, возникает иллюзия вечности подобного миропорядка. Но это всего лишь иллюзия. Хотя на чей-то век, допускаю, ее хватит.

С последствиями подобной иллюзорности уже столкнулись "Крылья Советов". Ищет новые способы выживания "Динамо". Совершенно непонятно, за счет чего на финансовом плаву держится "Ростов". То есть лежащие на поверхности источники "питания" понятны, конечно, но, зная некоторые особенности устройства команды и влияние кризиса на всю Ростовскую область, отдельные вещи кажутся, честно говоря, парадоксальными.

Отнекивается от проблем с деньгами "Рубин". И делает это неубедительно, по-моему. Усилиться к дебюту в Лиге чемпионов только Касаевым и Муравски - это как-то не по-рубиновски. Это - по-кризисному. Сокращены дотации "Локомотиву" со стороны РЖД. Вроде бы на плаву "Спартак", хотя состояние напряженности между ЛУКойлом и Федеральной антимонопольной службой, а также частые скачки цен на нефть не могут не нервировать хозяев клуба. В небогатое приложение к "Норильскому никелю" постепенно превращается "Москва". Тревожно затаились Нальчик и Химки. "Зенит" - и тот не имеет нынче неограниченных дотаций. На безумно дорогую покупку Данни, например, клубу было предложено взять банковский кредит.

Кстати, о кредитах. На днях УЕФА решил бороться с проявлениями кризиса в футболе. А что, как не гигантские кредиты - главный симптом и предвестник беды? Под нажимом Мишеля Платини УЕФА ввел понятие финансового fair play. Отныне жить в долг европейским клубам будет с каждым годом все сложнее, а тратить они смогут не больше, чем зарабатывают. Едва ли не главным толчком послужила, вероятно, ситуация в "Реале", который на настоящий момент должен своим кредиторам 327 миллионов евро.

А вот насколько новый закон затронет российские клубы, понятно не вполне. Ясно, что кредитов а-ля Данни они под давлением УЕФА брать с некоторых пор не будут. Однако наши и раньше не слишком ими баловались. Кредит - удел пахарей, готовых получить все и сразу в обмен на последующую долговую каторгу. В России же куда проще просто выбить деньги у государства. А не получится, так хотя бы у компаний, этим государством жестко вдохновленных. Но ведь и это - путь в никуда.

Кроме того, не совсем понятны принципы контроля со стороны УЕФА. Люди из Ньона пообещали к 2012 году наладить целевой надзор с проверкой всей финансовой отчетности клуба. Ну-ка покажи, сколько заработал? А теперь подай-ка сюда затраты. Сходится? Свободен. Следующий!

В российских экономических реалиях этот метод может дать осечку. По числу взаимоисключающих законов, регламентирующих ведение финансовой документации, а также по числу дыр в этих законах равных России, уверен, мало. И показывать отчетность мы умеем, как никто. По крайней мере "белую" ее часть. Вот дебет, вот кредит, все тютелька в тютельку. Но айсберг-то в основном под водой! Откуда УЕФА знать, к примеру, что такое бюджетная материальная помощь, не облагаемая налогами и оказываемая безвозмездно одному африканскому легионеру в одном российском городе в масштабах, потрясающих воображение? Подобные химеры вообще не попадут в клубные финансовые талмуды, они будут проведены такими бумажными тропинками, о которых УЕФА отродясь не слышал!

Во Франции и ряде других стран есть закон, запрещающий прямую финансовую помощь профессиональным клубам со стороны государства и местных бюджетов. В любительский спорт вкладывать можно сколько угодно. Выкупать рекламные места на стадионе, ложи, помогать детским школам. Остальное - ни-ни. У тамошних законодательных органов, не говоря уж про исполнительные, даже соблазна не возникает обсудить что-то подобное на заседаниях муниципалитетов. Нельзя! И естественные монополии, свято памятуя о своих обязательствах перед французским народом (а не перед одним лишь его правительством), избегают непрофильной профессиональной футбольной деятельности. Хобби может быть у отдельных людей и только за их же счет, а не у госкорпораций - за государственный.

Уверен, подобный закон когда-нибудь обязательно появится и в России. Чем раньше это произойдет, тем меньше времени для строительства национальной футбольной системы уйдет коту под хвост.