Газета Спорт-Экспресс № 176 (4756) от 8 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

8 августа 2008

8 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Сегодня - открытие ОЛИМПИАДЫ-2008

Анастасия ВЕРТИНСКАЯ: "В "РУССКОМ ДОМЕ" НАКОРМЛЮ ВСЕХ"

Александр КРУЖКОВ

из Пекина

Вчера вечером в Пекине открылся Russian Bosco club. Традиционное на Олимпиаде место встреч известных спортсменов, актеров, музыкантов. Одной из первых в столицу Игр-2008 прилетела Анастасия Вертинская. Причем в Bosco-доме знаменитая актриса не просто гость. Да и с Китаем ее связывает многое.

- Отец, Александр Николаевич Вертинский, жил здесь последние годы эмиграции. В Харбине он встретил мою маму, - рассказывает Вертинская. - В Шанхае появилась на свет моя старшая сестра Марианна. Отсюда на поезде через Читу они возвращались в Москву в 1943 году. Так что Китай для меня действительно не чужая страна. Я много слышала о ней по рассказам родителей. Дома хранятся фотографии с видами Харбина и Шанхая. А сестру в детстве даже дразнила "китайкой".

-Марианна обижалась?

- Очень! Но ответить ей было нечего. Я-то родилась уже в Москве.

-А в Пекине нынче какими судьбами?

- Мой сын Степан - владелец ресторана "Вертинский". Глава Bosko Михаил Куснирович предложил ему взять на себя обслуживание на Олимпиаде гостей "Русского дома". Очень хорошая идея. Ведь наш ресторан сочетает в себе русскую и китайскую кухни. К тому же Вертинский прожил в Китае двенадцать лет. Вот мы и приехали.

-Давно?

- Да. И это не первый мой приезд в Пекин. Всю русскую кухню в ресторане "Вертинский" создаю сама. Так что нужно было заранее выяснить ситуацию с продуктами, договориться с поставщиками. Во время Олимпиады в "Русском доме" каждый день будут собираться 300 - 400 человек. Всех надо накормить.

-Слышал, тут вы лично принимаете участие в приготовлении блюд.

- Я всегда так делаю. У меня замечательная бригада поваров, но рецепты - мои. Сама закупаю мясо, рыбу, овощи, зелень. Когда готовим блюда русской кухни, я отвечаю за все позиции. Сейчас без трудностей не обошлось. Например, хотели приготовить свекольник. Но первая партия свеклы, которую отварили, оказалась белой. О том, что свекла должна быть красной, в Китае понятия не имеют.

-Как выкрутились?

- В Пекине есть небольшой рынок, который сами китайцы называют украинским. Там даже сало можно найти. Китайцы его не едят, но торгуют для русских и украинцев, которых в Пекине немало. Вот на этот рынок я и поехала, там достала нормальную свеклу. Пришлось повозиться и с селедкой. В России она нежная, тонкая. А у китайцев - ядреная. Долго вымачивали ее в молоке.

-Как вам местная кухня?

- На первый взгляд она очень разнообразная. Но в нашем ресторане китайская кухня адаптирована на русский вкус. Потому что нашему человеку немыслимо подать на обед сладкий суп или мясо с карамелью. Здесь же это в порядке вещей. В Китае замечательные фрукты. Все, кроме персиков. Они невероятной красоты и размеров, а на вкус - как редиска.

-Любите готовить?

- Обожаю! Бабушка нас с сестрой с детства приучала: "Запомните: девушка должна уметь все - готовить, вышивать, нянчить ребенка, читать стихи, играть на фортепиано и развлекать гостей". Из этого набора мне больше всего по душе первое.

-А как же сцена?

- Сцену я оставила. Считаю, в кино уже сделала достаточно. У меня нет ни малейшего желания играть маму киллера. Доживать до седин, чтобы играть старуху в третьем ряду, тоже необязательно. Грета Гарбо ушла из кино молодой - и не перестала быть от этого Гретой Гарбо. Теперь мое увлечение - ресторан. Причем поставлено все на профессиональную основу. Мы готовим не просто русские блюда, а тонкие гастрономические хиты. А то обидно за нашу кухню. В русском дореволюционном меню было множество разнообразных блюд. Четыре вида только сливочного масла подавали в ресторанах! Не говоря уже о пулярке и стерляжьей ухе. Сегодня об этом знаем лишь по книгам Гиляровского. Потому что революция все смела и превратила изысканную русскую кухню в "щи да каша - пища наша"...

-На Олимпиаде впервые?

- Да.

-Чего ждете от Игр?

- Мне кажется, в Пекине все будут радоваться и китайским победам, и нашим. К русским тут относятся с теплотой - и я уже успела это почувствовать. Здорово, что царит такая дружеская атмосфера. Меня потрясло, как китайцы подготовились к Олимпиаде. На тротуарах чистота, кругом цветы, зелень. Ни одного "больного" дерева.

-На открытие Игр пойдете?

- С огромным удовольствием.

-А какие соревнования хотите увидеть в первую очередь?

- Женский волейбол и художественную гимнастику. Всегда смотрю эти виды спорта по телевизору. Наконец будет возможность увидеть их "вживую".

-В детстве спортом занимались?

- Профессионально никогда. Зимой даже в лютый мороз ходила на каток, летом - плавала. Однако стать спортсменкой я не мечтала. Каторжный труд. Можно всю жизнь идти к успеху, но потом понимаешь, что миг славы длится очень недолго. В искусстве, впрочем, то же самое. И у меня были разочарования славой. Она в нашей профессии не всегда позитивна. Иногда мешает жить. Меняет отношение к тебе, а ты к этому оказываешься не готов. Сейчас многие купаются в славе. Но это очень тяжело. И не только тем, что ты все время на виду.

-Чем еще?

- Постоянным требованием толпы снова и снова кружить ей голову своими успехами. Особенно в футболе это бросается в глаза. Там игроки уровня Роналдо или Зидана выходят на поле, как на корриду. От них хотят увидеть то, на что больше никто не способен. Все думают: "Это нереально", а они взяли и сделали!

-Значит, футбол тоже смотрите?

- А как же! Во время чемпионата Европы я была в Италии. Решающий матч в группе между итальянцами и французами смотрела там. Что творилось после победы сборной Италии! Люди высыпали на улицу в экстазе. В этот миг радовались убийцы, воры, слепые, глухие, старики, дети... Если б я была Фрейдом, может, отыскала бы этому какое-то объяснение. Ведь такое вселенское счастье не способен вызвать ни один вид искусства. И не важно, что из памяти это быстро стирается, а живопись Леонардо да Винчи остается в веках. Зато ничто так не объединяет людей, как чемпионаты мира и Европы по футболу, а также Олимпиада. На вопрос: "Что такое патриотизм?" - все отвечают по-разному. Каждый называет свою формулу, хотя расчленить это состояние невозможно. Нельзя испытать гордость за страну, когда сидишь за газетой и пьешь утренний кофе. А вот спорт благодаря своим эмоциям дает такую возможность. И я очень рада, что в Пекине смогу все это почувствовать.