Газета Спорт-Экспресс № 234 (4514) от 12 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

12 октября 2007

12 октября 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЗА ЖИЗНЬ

Олег ЛАПШИН

СОБИРАЛСЯ В ЯМАЙКУ, А ПОПАЛ В ТОГО

С Олегом Борисовичем Лапшиным мы познакомились четверть века назад в далекой Африке, где встречи с соотечественниками, как правило, радушны и приятны. Советский тренер, работавший с клубом АСКО из города Лама-Кара, что на севере Того, наведался тогда в столицу страны - Ломе. Впрочем, наши пути пересекались и раньше: в начале 70-х Лапшин по совместительству с работой в ФШМ вел футбольную секцию в инязе. Но поговорить с ним и Владимиром Быстровым, тренировавшим клуб "Семасси" (Сокоде), мне довелось уже в ломейской гостинице "Бенин". Брал я тогда интервью для ТАСС о том, как развивается советско-тоголезское сотрудничество в области спорта. Тем более что в других сферах ничего конкретного и не было.

Того - экзотическая, но далеко не основная глава в биографии тренера, которому 18 октября исполняется 70 лет, который по-прежнему бодр и полон желания трудиться. На днях мы встретились с ним в Кузьминках, где на искусственном поле Московской ветеринарной академии тренировались мальчишки и девчонки из футбольной школы "Смена". Теперь Лапшин - ее главный методист. И настолько увлечен своей работой, что добрые полчаса, которые мы потом вместе ехали в метро, рассказывал об особенностях работы с детьми и показывал книги иностранных специалистов с рисунками, иллюстрирующими различные тренировочные упражнения.

11 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

- В футбол меня привел родной дядя Юрий Дмитриевич Заваленов, работавший в центральном совете "Трудовых резервов", - рассказывает Лапшин. - Играл в футбол во дворе с его друзьями из московских "Трудовых резервов", и потом дядя отправил меня в школу этого общества в Ленинград. В 1954 году в Союзе как раз были созданы первые шесть футбольных школ. Одним из моих тренеров был, кстати, Герман Семенович Зонин. Из-за травмы на карьере игрока пришлось поставить крест, но я окончил с отличием сначала физкультурный техникум, а затем московский Инфизкульт, который, когда я в него поступал в 1958 году, еще носил имя Сталина. В течение двух лет работал с командой "Авангард" (Комсомольск-на-Амуре), потом в "Трудовых резервах" и "Крыльях Советов" - вместе с тренером Виктором Сергеевичем Бушуевым, который подготовил Валентина Козьмича Иванова. Наконец, в 1968 году пришел в ФШМ, в которой и стал заслуженным тренером.

-Кто ваши самые известные ученики?

- Петренко и Круглов стали чемпионами Европы среди молодежных сборных. Из команды 1955 года рождения в "Торпедо" взяли пять человек, но Мишина, ныне начальника "Торпедо", перехватил ЦСКА - он тренировался у знаменитого Тарасова. Дроздов оказался в "Спартаке", который спустя год пригласил сразу десять воспитанников ФШМ, в том числе Сидорова, Кодылева и Лебедева. Последний обладал, пожалуй, самым ярким талантом, но большего добился Сидоров, постоянно игравший у Бескова вместе с Гавриловым и Черенковым. Когда же вернулся в ФШМ после командировки в Того, работал с Колывановым и Смирновым, ныне одним из тренеров "Динамо".

-После этого у вас был "женский период", к которому мы еще обратимся. А в 99-м Алешин пригласил вас возглавить лужниковскую школу. Почему же покинули ее в начале этого года?

- Было недопонимание в вопросе о зарплате тренерам. Школа выпускает знаменитых ребят. В последние годы в команды мастеров забрали Измайлова, Лебеденко, Шестакова, Луценко, Мамаева. Между тем зарплата у директора составляла 11 тысяч рублей, а у его замов - 8500. Я собрал документы, чтобы перевести школу на государственное обеспечение. Оставалось только, чтобы Алешин подписал договор о том, что будет предоставлять для школы футбольные поля. Мне сказали: "Не твое дело".

-Испытываете горечь в связи с сегодняшним безрадостным положением "Торпедо"?

- Сожаление. Зырянов один из лучших игроков сезона, Семшов постоянно в сборной выступает, Будылин и Волков - игроки основного состава "Рубина", Лебеденко не последний человек в "Сатурне". Все они могли бы составить крепкий костяк "Торпедо", но предпочли уйти. Как и юный Мамаев. И это не спроста. Невольно задаешься вопросом: "Почему Гинер потянул, а Алешин - нет?"

-Не жалеете, что не довелось поработать со взрослой мужской командой, если не считать Того?

- В свое время ребята 1955 года рождения говорили: "Олег Борисович, возьмите "Торпедо" - мы все за вами пойдем. И всем докажем, чего стоим". Они теперь уже немолоды, но дружат до сих пор. И я иногда встречаюсь с этим выпуском.

РОССИЙСКИЙ СЛЕД В ТОГОЛЕЗСКОМ УСПЕХЕ

-Как же вас в Того занесло?

- Так и не знаю, почему меня решили туда направить. Я одно время работал в Госкомспорте и посещал курсы английского языка. Предложили Ямайку. Оформлялся на этот остров, потом еще куда-то, да в тех местах, куда меня собирали, случались какие-то катаклизмы. Я уж и забыл про это, как вдруг вызывают и говорят, что нужно чуть ли не завтра выезжать в Того. Как?! Там же французский? "Ничего страшного, - говорят, - у тебя жена его знает". Жена мне и впрямь поначалу помогала, а потом и сам освоился.

-В Лама-Кара сегодня 30 тысяч населения, тогда же, помнится, это вообще была деревня с хорошей, правда, гостиницей. А вы ведь рассказывали, что поначалу на матчи команда на двух машинах типа "газик" ездила. Это в вас советская самоотверженность сказывалась?

- Я был по-настоящему увлечен работой. Вывел команду в высший дивизион, в котором она дважды заняла третье место. Президент Гнассингбе Эйадема - а он был родом из-под Лама-Кара - принял меня, выслушал предложения и велел: "Отбирайте ребят, только пусть в АСКО играют кабье". (Этническая группа, к которой принадлежал Эйадема. - Прим. А.П.) Я недоумеваю: "Как же я их отличу от остальных?" "Ладно, - сказал президент, - это уж наше дело". Делали объявления о наборе в клуб по стадиону, сами футболисты приводили способных мальчишек. А Эйадема попутно отдал указание федерации обязать все клубы создать детские, юношеские и молодежные команды. Вот и думаю теперь: "Может, и вправду я помог поднять футбол в Того так, что сборная маленькой страны пробилась на последний чемпионат мира?"

-Знание языков наверняка пригодилось, когда вас выдвинули на работу в ФИФА и УЕФА?

- Даже раньше. В 84-м году я отвечал за проведение турнира Гранаткина, на который пригласили Мишеля Платини, чтобы тот произвел первый удар по мячу. Алексею Александровичу Парамонову, который его опекал, надо было отлучиться по делам. Вот он мне и заявил: "Ты же знаешь французский? Ну и поговори". Так мы познакомились с Платини. Я даже его пресс-конференцию переводил. Позже, когда оказался в комитетах по женскому футболу ФИФА и УЕФА, довелось встречаться со многими великими футбольными личностями: Авеланжем, Блаттером, Чарльтоном, Беккенбауэром. А недавно я получил статус инструктора ФИФА - провожу международные семинары.

КОЛОСКОВ НЕ ЗАХОТЕЛ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В ОЛИМПИАДЕ-2000

-Что вообще побудило вас взяться за женский футбол?

- Я отвечал в РФС за юношеский футбол, когда в 1988 году Никита Павлович Симонян предложил мне возглавить женскую сборную СССР. Позже стал на целых десять лет президентом Ассоциации женского футбола. И ведь достижения были не хуже, чем у мужчин. В свое время, выступая в Думе, сказал: "Подождите, мы выйдем на чемпионат мира". Депутаты глаза вытаращили. А мы два раза в финальные турниры европейских чемпионатов попали, в которых только восемь сборных участвуют, пятое место на ЧМ-99 заняли.

-Откровенно говоря, к женскому футболу многие у нас относятся несерьезно. Это следствие российского мужского шовинизма?

- Бывший глава Госкомспорта Павлов вообще говорил, что девушкам заниматься футболом вредно. Хотя время доказало, что это не так. Бывшие футболистки родили детей. Одни работают в футболе тренерами, другие нашли себя в иных областях. На Euro-93 мы вышли из отборочной группы и в четвертьфинале уступили могучей команде Германии со счетом 0:7. Колосков тогда бросил: "Даже медведей учат". Позже, когда "Спартак" проиграл кому-то с разгромным счетом, я в свою очередь съязвил: "У нас медведей 70 лет учат и никак научить не могут". Колосков затаил обиду. Может, оттого и переместил меня из ФИФА в УЕФА.

-В 2000 году сборная была в шаге от попадания на Олимпийские игры, но уже по ходу турнира оргкомитет с согласия ФИФА изменил критерий отбора: сначала семерка команд-олимпийцев определялась по итогам состязаний в группах, а потом было решено исходить из результатов четвертьфиналов, и сборная России, проиграв Китаю со счетом 0:2, оказалась "лишней". При этом Швеция, уступив Норвегии 1:3, забила гол в добавленные судьей пять минут. Как такое могло случиться?

- С одной стороны, скандинавки играли, зная наш результат. Я же сразу не придал значения тому, что матчи проводились неодновременно. С другой, комитет по женскому футболу ФИФА возглавлял Колосков. Если бы он сказал свое веское слово, все было бы в порядке. Но он спросил меня: "Гарантируешь, что на Олимпиаде будете в тройке?" Под этим я подписаться не мог, хотя команда была очень хорошо готова физически.

-Колосков, видимо, связывался с ОКР?

- Наверняка. А ведь само участие в Олимпиаде дало бы толчок развитию женского футбола в стране.

-Есть ли в принципе перспективы у женского футбола в нашей стране при очень скромном числе занимающихся им?

- Мы живем теперь в государстве, где многое решают деньги. В прошлом десятилетии были спонсоры, готовые давать деньги. За это они хотели выезжать за рубеж. В Австралию на турнир со сборной сразу девять человек поехали. Китаянки нам в 90-м году завидовали. "Вы как из-под земли выросли", - говорили. Но потом резко выросли цены на транспорт и гостиницы. У меня никогда не было возможности рекламировать женский футбол. В первом чемпионате СССР участвовали 72 команды, в России остались 48, потом их стало 32, сегодня же - восемь в высшей лиге и шесть - в первой. А все потому, что нет привлечения людей. Нужно, как в Америке или Германии, развивать женский футбол на государственной основе в общеобразовательных учреждениях. Об этом я и говорил в Думе. Сейчас в Москве создали отделения женского футбола в шести футбольных школах, делаются поля, но многие девочки далеко от дома ездить не могут.

-Много ли в женском футболе специфики?

- Она больше чувствуется при работе с клубом. Однако и в сборной звучали высказывания: "Я хочу играть с ней..." Тренер должен владеть обстановкой, всякими эмоциями, быть в курсе жизненных обстоятельств игроков. Ведь на женщинах разные превратности судьбы сказываются сильнее. Они больше обращают внимание на нюансы. Если тренер, по мнению девушки, стал уделять ей меньше внимания, переключив его на кого-то другого, то она может воспринять это ни много, ни мало как измену. Бывало, из-за этого уходили из команды. Случались и курьезы. Один из них, впрочем, грозил обернуться бедой. Когда в 1988 году шел отбор в сборную, я приехал в Белоруссию. Тренер рекомендовал обратить внимание на одного игрока. "Что-то полновата она", - говорю. "Так она ж на шестом месяце. Родит - будет отлично играть". Я был в шоке: "Ты что, с ума сошел?! Снимай ее немедленно с игры!"

-Где женщины, там и романы, любовь...

- Немало было случаев. Иван Саенко-старший, например, женился на футболистке Надежде Босиковой, которая моложе его на 25 лет. Его младшего сына Ваню, кстати, не брали ни в одну юношескую команду, и он начал тренироваться у отца вместе с девчонками. Теперь Иван - игрок сборной России, а отец с семьей живет у него в Германии.

-Как же вы устояли перед чарами футболисток?

- Со своей супругой Алевтиной Сергеевной я еще учился в институте на одном потоке - она занималась художественной гимнастикой. У нас сын и дочь, а у них - пятеро детей. Футболом, правда, никто не увлекся. Один внук хочет тренироваться, но ему не разрешают по здоровью.

В конце прошлого года вышла в свет книга Олега Борисовича об истории ФШМ. А сейчас с помощью брата, работающего на телевидении, он пишет мемуары, в которых, конечно, расскажет и о школе, к которой крепко прикипел душой, и об африканских приключениях, и о женских страстях по футболу.

Александр ПРОСВЕТОВ

ДОСЬЕ "СЭ"

Олег ЛАПШИН

Родился 18 октября 1937 года в Москве. Заслуженный тренер России. Тренер ФШМ (1968 - 1980, 1983 - 1986), директор ФШМ (1999 - 2007). Главный тренер женской сборной СССР и России (1988 - 1994). Президент Ассоциации женского футбола (1992 - 2002). Член комитета ФИФА по женскому футболу (1994 - 1998), член комитета УЕФА (1999 - 2002).