Газета Спорт-Экспресс № 218 (4197) от 22 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

23 сентября 2006

23 сентября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРСОНА НОМЕРА

Игорь КОРНЕЕВ

ТАК Я ВЕДЬ НЕ С ЛУНЫ СВАЛИЛСЯ!

Игорь РАБИНЕР

Хотите доказательств, уважаемый читатель, что вместе с Гусом Хиддинком в Россию приехал помощник, категорически не обремененный современной российской футбольной конъюнктурой и стереотипами? Извольте. Спрашиваю Игоря Корнеева: "Когда вы из спартаковского дублера превратились в игрока ЦСКА, болельщики этих двух клубов ведь еще не являлись такими врагами, как сейчас?" И получаю удивленный ответ: "А что, сейчас они являются врагами? Честно говоря, первый раз об этом слышу!"

Как видите, полтора десятка лет Корнеев жил в другой реальности - и для объективности его взгляда на наш сегодняшний футбол это, мне кажется, здорово. Здорово и то, что он вернулся, на что уже мало кто надеялся. Те болельщики, кто застал этого невысокого полузащитника в его звездные годы конца 80-х - начала 90-х, не дадут соврать: более техничного и умного игрока в ту пору в СССР не было. Многие фанаты из чувства протеста не желают признавать достоинств футболиста команды-конкурента, а о Корнееве все без исключения поклонники "Спартака" вздыхали: ну почему он не у нас? Как же его не удержали? Корнеев был творцом и вдохновителем золотого дубля ЦСКА в последнем чемпионате Союза, а позже стал единственным в истории россиянином, игравшим в "Барселоне" - пусть и всего полгода.

Такие люди - золотой фонд нашего футбола. Обидно и неправильно, если на родине они оказываются невостребованными. Корнеев хотел закончить карьеру игрока в России, но никому оказался не нужен. Хорошо, что о нем вспомнили сейчас. Он говорит с небольшим акцентом, вместо "клуб" может сказать "клаб", вместо "базовые" - "базиковые" (от английского basic), в слове "эйфория" поставить ударение на второй слог - но он снова дома. И, по-моему, рад этому. Рады и мы.

Видели бы вы, с каким изумлением смотрят нынешние футболисты сборной во время тренировок на то, как Корнеев управляется с мячом! Им, пусть они меня простят, такое и не снилось. Очень хочется, чтобы большой мастер собственным примером чему-то их научил. У миллионов людей ведь до сих пор остались в памяти два гола и решающая передача Корнеева в победном финале Кубка СССР-91 против "Торпедо", хет-трик в ворота "Спартака" в "Олимпийском" в незабываемом матче, завершившемся со счетом 5:4 в пользу красно-белых, гол "ножницами" через себя, забитый Ринату Дасаеву в 87-м... Будут ли о сегодняшних вспоминать двадцать лет спустя?..

Наша двухчасовая встреча состоялась утром в день матча ЦСКА - "Спартак" в отеле Ararat Hyatt. Там, как выяснилось, живет не только Хиддинк, но и Корнеев.

С ПРОДАЖЕЙ КВАРТИРЫ В КРЫЛАТСКОМ ПОТОРОПИЛСЯ

-Первый вопрос диктуется местом встречи. Почему вы, коренной москвич, живете в отеле?

- Да, это происходит уже больше месяца. Времени, естественно, я не терял и на днях подобрал себе квартиру, куда скоро и перееду. Очень рад этому, поскольку, во-первых, ко мне сразу приедет семья, а во-вторых, я, что называется, не "отельный" человек - хотя гостиница прекрасная. Москва действительно развивается, коль скоро такие отели строятся.

-Так вам - до того, как нашли съемную квартиру, - больше негде жить?

- Мама по-прежнему живет в Чертанове, но габариты ее квартиры не подразумевают проживания там моей подруги Эммы и сына Джордана. А отличную квартиру в Крылатском, которая у меня была, я лет пять назад продал. Не думал, что она мне когда-нибудь понадобится. Теперь понимаю, что с продажей явно поторопился - не только потому, что сейчас было бы куда переезжать, а еще и потому, что цены на жилье с тех пор выросли раз в пять.

-Вы в этом деле вообще профессионал, так как в Роттердаме занимаетесь недвижимостью.

- Да, скупаем дома, которые находятся в разрушенном состоянии, приводим их в порядок, после чего либо продаем, либо сдаем в аренду. Мне это интересно, я всегда любил заниматься дизайном. Этот процесс для меня - творчество: интересно ведь из ничего создать то, что ты нарисовал в своем воображении! А конечный результат приносит не только удовлетворение, но и даже какое-то вдохновение. Есть у меня еще и шестнадцать соляриев, объединенных в один комплекс.

-Теперь, когда вернулись в Россию, бизнес сохранится?

- Да. Я нанял людей, которые будут за ним присматривать. В принципе ведь и в последнее время, которое я работал тренером в "Фейеноорде", заниматься бизнесом каждодневно возможности не было. Главное - чтобы была хорошая организация, чтобы ты доверял людям, которые тебе помогают. Мое дело - создать проект здания, а дальше я уже раз в неделю-две контролирую ход работ. Этого достаточно.

-В Москве не собираетесь тем же заняться?

- Еще не знаю, пока осматриваюсь. На самом деле в моих мыслях только сборная.

-Как специалист по недвижимости, скажите: дикий скачок цен на жилье в Москве - это искусственно спланированная кем-то акция или естественный ход вещей?

- Думаю, некая искусственность тоже присутствует. Ну невозможно в той же Европе, чтобы за два года строительства цена за квадратный метр дома подскочила в пять раз! Один мой друг купил недвижимость за три тысячи долларов метр, а когда здание было построено, метр стоил уже 15 тысяч. А учитывая, что речь идет о 300 метрах, оцените разницу - три миллиона шестьсот тысяч долларов! Такие заработки не снились людям не только в России, но и в Европе. Ни один рынок не сравнить с тем, что происходит сейчас в Москве.

-И как с этим бороться?

- Вы имеете в виду - не покупать? (Смеется.) Если серьезно, то бороться сложно, потому что спрос все равно есть. Все люди с деньгами, причем далеко не только москвичи, хотят иметь недвижимость в столице. А когда квартиры покупают по любой цене, всякая борьба оказывается бессмысленной.

НЕ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ИНОСТРАНЦЕМ

-Вообще вам трудно что-то понять в нынешней России?

- Нет, абсолютно.

-И даже после Голландии не шокирует, как здесь водят машину?

- Я же не в Голландии родился. Сам отсюда вышел - и вожу так же. Даже в Голландии. Европейца, конечно, это шокирует. Думаю, моя подруга за руль здесь никогда не сядет. Но для человека, который вырос и начал водить в России, это не проблема. Немного напоминает Испанию и Италию. Там тоже "летают".

-То есть вы уже сели за руль?

- Пока нет. Нахожусь в ожидании машины, которую по контракту должен предоставить РФС. Пока передвигаюсь с шофером, которого выделила федерация, а также в такси и на метро. Никаких проблем.

-В метро никакого дискомфорта не чувствуете?

- Так я ведь не с Луны свалился! Все детство ездил на метро с юга Москвы, из Чертанова, на север, в спартаковскую школу. Дорога занимала по полтора часа в один конец. Учитывая, что первая тренировка начиналась в восемь, вставать приходилось в шесть, еще затемно. Так что к общественному транспорту я привыкший.

-Почему сейчас вы решили перебраться в Москву, а не ездить, как Хиддинк, туда-сюда?

- Таким образом я смогу предоставлять главному тренеру больше информации. В одном и том же туре Саша Бородюк будет ходить на один матч, я - на другой. От Бородюка Хиддинк получает более чем достаточно информации, но два мнения всегда лучше, чем одно, и два человека могут увидеть больше, чем один. А чем больше информации получит Хиддинк, тем больше у него будет пищи для размышлений перед принятием решений.

-Мама была изумлена, когда вы решили вернуться?

- Изумлена и счастлива. Как ни парадоксально, за месяц, что я в России, мы встретились всего раза три. Работы так много, что времени вообще нет!

-Она на пенсии?

- Да, вышла на пенсию, но подрабатывает. Очень хорошо, что она чем-то занята.

- А отец жив?

- Жив, но родители разошлись, когда я еще был совсем маленьким, и никакой информацией о его жизни не обладаю.

-Многие считают, что по образу мышления вы - уже иностранец. Сами это чувствуете?

- Не думаю, что это так. Я остался таким же человеком - просто с большим опытом. Да, видел другую жизнь, жил ею - но это не означает, что стал иностранцем. Я по-прежнему русский.

-И в Москве чувствуете себя комфортно?

- Абсолютно комфортно. В первую очередь потому, что у меня здесь интересная и сложная работа. За два года сборная должна сделать скачок. Когда есть такая работа, невозможно чувствовать себя неуютно.

-А к обращению "Игорь Владимирович" уже привыкли?

- Нет. И, думаю, никогда не привыкну.

-Игроки сборной России называют вас по имени-отчеству?

- Нет. На "вы", но Игорь. Мне так легче.

МЕЧТА - ВЫУЧИТЬ ФРАНЦУЗСКИЙ

-Вы без малого 15 лет прожили за границей, свободно владеете испанским, голландским и английским. Могли себе представить, что когда-нибудь вернетесь в Россию?

- Я всегда хотел вернуться. Еще как игрок - когда пришлось закончить карьеру в 2004-м, предполагал и надеялся, что поступит какое-то предложение из России. После того как в команде НАК из Бреды перестали платить деньги, и я ушел оттуда, было большое желание вернуться домой и доиграть в своей стране. Увы, этого не произошло. Был контакт с одной командой премьер-лиги не из Москвы, но все ограничилось разговорами. Что ж, возвращение произошло сейчас. Благодаря Хиддинку.

-Дом у вас в Голландии. А с Испанией что-то еще связывает?

- Жилья у меня там нет - если приезжаю в Барселону, снимаю дом в Олимпийской деревне, около пляжа. У меня же там остался старший 14-летний сын Кристиан, от первого брака. Он живет с Наташей, моей первой женой, и занимается в школе "Эспаньола".

-У вас есть возможность встречаться?

- Да. У нас прекрасные отношения. Или я навещаю Кристиана, или он приезжает ко мне - раньше в Голландию, а теперь будет в Россию. Не так давно он был у меня три недели в Роттердаме.

-Футбольный талант у него есть?

- Есть. И видение игры есть. Но не хватает того фанатизма, который в детстве был присущ мне и моим сверстникам.

-Типичный ответ сегодняшнего футбольного отца. Может, более благополучная жизнь, чем прежде, не дает места для такого фанатизма?

- Так и есть. Столько других вещей вокруг - компьютеры и все такое... Ведь откуда вырастают таланты? Или ты играешь с утра до ночи на улице, или помимо занятий в футбольной школе много работаешь самостоятельно - потому что хочешь реализовать мечту. Этого я пока у сына не особо замечаю. Что-то вне тренировок он делает, но мне хотелось бы, чтобы это "что-то" больше исходило от него самого.

-Живи он рядом с вами, у вас была бы возможность его наставлять на путь истинный.

- Я хотел еще несколько лет назад, чтобы Кристиан жил со мной в Голландии. В отношении футбола это дало бы ему серьезный скачок - и тренировался бы больше, и я кое-что дельное советовал бы, не говоря уже о знаменитой голландской системе детского футбола. В Испании он тренируется три-четыре раза в неделю, в Голландии работал бы шесть дней, а на седьмой - игра. За год такой режим привел бы к серьезному прогрессу. Но сделать этого не удалось.

-Пока он не принял окончательного решения, пойдет ли в профессиональный футбол?

- Нет. Я в любом случае горжусь сыном - парень разговаривает на пяти языках. Испанский и каталонский он впитал, поскольку живет в Барселоне, русский - потому что Наташа с ним разговаривает только по-русски, организовывала языковые уроки и возила в Россию, а английский и французский выучил в школе. Не знаю, получится из Кристиана футболист или нет, но он здоровый и умный парень. А это куда важнее.

-Склонность к языкам - это у него, видимо, наследственное. Мягко говоря, не каждый российский футболист знает три иностранных языка.

- А еще у меня есть мечта выучить французский. Сейчас, правда, на это совсем не будет времени. Но если рано или поздно выучу, то стану обладателем всех самых важных языков в мире. За исключением китайского, разумеется.

-Не раз доводилось видеть, как вы с Хиддинком и Бородюком обсуждаете что-то втроем. А как вы это делаете, с учетом того, что Бородюк не знает голландского, а вы - немецкого?

- Я понимаю по-немецки. Говорить не могу, но понимаю неплохо.

-Английский выучили в общении со своей герлфренд - англичанкой?

- Скажем так, усовершенствовал. Базовые знания были заложены еще в Москве, в школе.

-Как русский с англичанкой познакомились в Голландии?

- На "магазинной" улице в Роттердаме. Эмма приехала работать в компьютерной фирме.

-Она бывала в России?

- Два раза. Так что имеет представление, где будет жить.

-Вы советовались с ней, прежде чем принять предложение Хиддинка?

- Конечно. Она тот человек, который поддержит любое мое решение. Если Эмма видит, что я действительно чего-то хочу, и видит фундамент для осуществления моего желания - делается именно так. Думаю, что она сильно не привязана ни к одной стране и легко адаптируется в России.

Окончание - стр. 10