Газета Спорт-Экспресс № 218 (4197) от 22 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

22 сентября 2006

22 сентября 2006 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

КАК ПРАВИЛЬНО ПОВЗРОСЛЕТЬ?

Ровшан АСКЕРОВ

из Зальцбурга

Результаты наших молодых спортсменов - серебро Михаила Игнатьева и 4-е место Александра Филиппова - в индивидуальной гонке на время на чемпионате мира в Зальцбурге стали не только поводом для радости, но и основанием задуматься о серьезной проблеме. За последние 6 лет российские велогонщики выиграли 8 медалей мировых первенств, в том числе две золотые. И все они на счету юниоров и "андеров" (до 23 лет), то есть тех, у кого не было профессиональных контрактов. Увы, переход в профи двукратного чемпиона мира-2000 в Плуэ Евгения Петрова, бронзового призера ЧМ-97 в Сан-Себастьяне Алексея Маркова и серебряного призера юниорской разделки ЧМ-2000 Владимира Гусева не привели к тому, что наш флаг стали чаще поднимать во время церемоний награждения лауреатов крупных турниров. Что же происходит с талантливой, а в этом нет абсолютно никаких сомнений, российской молодежью? Об этом корреспондент "СЭ" побеседовал с гостренером по велоспорту Юрием Кучерявым.

- Для начала немного статистики. В 1998 году норвежец Тор Хусховд выигрывает разделку на чемпионате мира в Валькенбурге, а спустя 7 лет привозит с "Тур де Франс" зеленую майку лучшего финишера. Через год австралиец Майкл Роджерс становится серебряным призером в "андерской" разделке на ЧМ в Тревизо, а в Зальцбурге выходит на старт уже трехкратным чемпионом мира в этой дисциплине, но уже среди профи. В том же 1999-м чемпионом мира среди юниоров в групповой гонке становится итальянец Дамиан Кунего, который два года назад выиграл розовую майку победителя "Джиро". Вы понимаете, куда я клоню?

- Конечно. И готов продолжить этот список. Помните, кто выиграл групповую гонку среди "андеров" в 1993 году? Немецкий паренек Ян Ульрих, который спустя 4 года стал королем "Большой петли" на Елисейских Полях. Что же касается нас, то до тех пор, пока в России не будет своей профессиональной команды, выступающей в "Про-туре", мы будем обречены отдавать талантливую молодежь в иностранные группы на роль грегари. Яркий пример - Сергей Иванов. На этого лидера по натуре, сильного финишера сразу положили глаз итальянцы и немцы. И кем он стал в "Т-Мобиле"? Оруженосцем того самого Ульриха. Кстати, казахстанец Александр Винокуров тоже подносил снаряды капитану "Т-Мобиле", пока не решился уйти в свободное плавание. Попадая в западную топ-команду, ты обязательно будешь работать на иностранного лидера, потому что хозяин платит деньги и хочет видеть на пьедестале своего гонщика. Немцам неинтересно болеть за казахстанца или русского, а испанцам - за неиспанца. Потому-то на "Вуэльте"-2006 вся "Иль Балеарес" работала на своего Вальверде, а не на иноземного Карпеца. И пример Казахстана, рискнувшего поставить на Винокурова и создать собственную команду для "Про-тура", в которой французы и итальянцы "возили" бы Александра, а не наоборот, весьма поучителен. По крайней мере результат не заставил себя ждать.

-А не сгущаете вы краски? Так ли уж губительно для наших парней выступление в западных топ-командах? Взять хотя бы Дениса Меньшова, который сумел стать капитаном в голландском "Рабобанке" на самой престижной французской супермногодневке.

- Еще как губительно! Как правило, там у наших ребят притупляются лидерские качества. Они отвыкают брать на себя инициативу, самостоятельно принимать решения, не отваживаются на побеги из пелотона. Весь год человек выступает в роли грегари, а раз в сезон его вызывают в национальную сборную и говорят: ты должен выиграть! А он уже забыл, как это делается. Вот почему для воспитания победителей нам как воздух необходима российская профессиональная команда "Про-тура". Что касается Меньшова, то вспомните, как он завоевал право стать капитаном. Выиграв практически в одиночку "Вуэльту"-2005. Команда-то ему не помогала, что признал даже менеджер "Рабобанка". Так что, повторяю, без своей команды профи нам никак не обойтись.

-Разговоры о ее создании ведутся давно, однако воз и ныне там. А предпринимавшиеся попытки сдвинуть его с места - я имею в виду "Альфа Люм" и "Рослотто" - оказались неудачными...

- Ну "Альфа Люм" честно свое отработала, а вот случай с "Рослотто" сильно ударил по престижу страны в мире профессионального велоспорта. Серьезные зарубежные менеджеры до сих пор относятся к России с недоверием. Чтобы добиться успеха, нужно идти по пути казахстанской "Астаны", которая патронируется на уровне правительства страны. В такую финансово обеспеченную команду, имеющую гарантированный бюджет, с удовольствием перейдет любой сильный гонщик. По слухам, компанию Винокурову в "Астане" собирается составить победитель "Джиро"-2005 Паоло Савольделли.

-А что скажете об амбициях предпринимателя Олега Тинькова, который, как сказал мне новый спортивный директор его велогруппы Дмитрий Конышев, намерен чуть ли не в 2007 году приобрести лицензию на участие в гонках "Про-тура"? Кстати, в этом случае выступающий за нее Игнатьев станет гонщиком элитной команды.

- То, что делает Тиньков, заслуживает уважения. Но мне трудно себе представить, что Миша Игнатьев в будущем году начнет успешно выступать в серии "Про-тур". Гонки на столь высоком уровне и в таком режиме для него еще слишком тяжелы. Молод он пока для таких нагрузок. Нужно года 3-4, чтобы прижиться в этой системе. Поэтому я за то, чтобы он еще погонялся среди молодых.

-И какой же выход вы видите?

- Надеюсь, что "Тинькофф Ресторантс" все же не пойдет в "Про-тур" форсированным путем. Ну а мы все равно должны создать национальную профессиональную группу, имеющую поддержку на самом высоком федеральном уровне.

-А если Тиньков все-таки приобретет лицензию в 2007 году?..

- Мало получить право выступать в "Про-туре". Нужно докупить еще спортсменов, так как в команде столь серьезного уровня должно быть минимум 30 гонщиков, чтобы иметь возможность подводить молодежь к этой сложной серии в щадящем режиме. Ведь выпусти сейчас того же Игнатьева или его товарища по команде Ивана Ровного на "Тур де Франс" - что от них останется после трех недель жесточайшей рубки? Да они до Елисейских Полей не доедут! Так что я за постепенное развитие команды.

-Допустим, "Иль Балеарес" или "Т-Мобиле" убивают в наших молодых гонщиках чувство лидера в групповых гонках. Но ведь в разделках-то на первый план выходит индивидуальное мастерство.

- Вот я и говорю, что наши шансы наиболее велики в индивидуальных гонках на время.

-Тогда как вы объясните то, что прекрасный раздельщик Евгений Петров с переходом в профессионалы растерял свои лучшие качества?

- Дело в том, что для органичного вживания в систему взрослых гонок необходимо время. А в иностранных командах его нашим парням не дают, стремясь выжать из них максимум в кратчайший срок.

-Отсутствие национальной велогруппы - это одна из составляющих проблемы. Наверняка есть и другие?

- Конечно. Необходимо популяризировать в стране велоспорт, что невозможно без проведения в ней крупных международных соревнований. А мы по количеству таких стартов не только Франции или Италии уступаем, нас уже и Польша обскакала.

-Что же мешает организовывать в России гонки уровня "Про-тура" или "Континентального тура"?

- Прежде всего недостаток денег. Ведь для реализации столь серьезного проекта, как профессиональная гонка, нужно иметь средства для приглашения минимум пяти зарубежных велогрупп, оплату трансфера. Добавьте к этому гарантированный призовой фонд, обеспечение команд автомобилями-техничками и автобусами, питанием, проживанием... Сумма выходит солидная. И только "Итера" участвует в финансировании сочинской многодневки, которая, кстати, имеет статус гонки "Европа-тура", помогает в проведении в столице международных гонок серии "Пять колец Москвы". Спонсоров, поддерживающих велоспорт, должно быть гораздо больше.

-Вы говорите о затратах. Но ведь есть и прибыли. Организаторы этого чемпионата мира подсчитали, что неделя соревнований принесет казне Зальцбурга 12 миллионов евро. В России можно заработать на велогонках сопоставимые суммы?

- В России все возможно. Нужно только профессиональное отношение к делу. Чемпионат мира или "про-туровская" гонка - это приток туристов. Значит, гостиницы должны быть готовы к такому наплыву гостей. Например, в Австрии оргкомитет чемпионата давно скоординировался с местными отелями, которые резко взвинтили цены на номера в преддверии соревнований. Большие поступления идут от рекламы, от оплаты прав на теле- и радиотрансляции. Сувениры тоже приносят стабильный доход. Вот сейчас наша велофедерация приглашает в Россию юношеские первенства мира по шоссе и треку в 2009 году. Подана заявка на проведение чемпионата мира 2011 года. Хотя есть проблемы и не только финансовые. Представьте себе, у нас есть запрет на проведение шоссейных соревнований на федеральных дорогах, и каждый раз, организуя гонку в Сочи, мы решаем вопрос на уровне губернатора края...