Газета Спорт-Экспресс № 18 (3997) от 27 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

27 января 2006

27 января 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

Год 1940. Часть пятая

28 КОСТЮМОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗЦА

ЗАКУЛИСАМИ. Союзному чемпионату в нашей летописи отведена главная роль, он все время на виду, на сцене. Сегодня ему придется отойти на второй план. Отыграет ее в первом акте - и больше на глаза на появится. А мы тем временем переместимся в места священные, недоступные. Чем только не удивляют, не потешают публику современные драматурги-авангардисты! Но вот перенести действие за кулисы никто еще не догадался. Так что, скажу без лишней скромности, идем мы в авангарде авангарда.

АКТ ПЕРВЫЙ

Разошлись мы с вами в прошлый раз после игры "Спартака" с "Динамо", сетуя на длиннющую очередь за престижными местами. Выразился я интеллигентно: то, что творилось, очередью (в цивилизованном понимании) не назовешь. Картина, похожая на столпотворение у билетных касс в дни большого футбола. Наглядная иллюстрация - в "СЭФ" № 145.

Через месяц стало просторнее, очередь заметно рассосалась. К 13 июля в головной группе, разделенной уже не одним (по потерянным), а четырьмя очками, осталось вместо десяти шесть команд. Мощные "Спартак", ЦДКА, тбилисское и московское "Динамо", энергично работая локтями, разбросали по сторонам выскочек, но не уследили за скромненьким, среднего телосложения "Динамо" ленинградским. Неожиданно для окружающих и себя самого оказалось оно на самом верху де-юре и де-факто: по очкам набранным и потерянным.

Пребывала на верху блаженства и питерская "торсида". Динамовцев, едва удержавшихся в группе "А", перед новым сезоном потрясли основательно: команду по разным причинам покинули защитник Киселев и ведущие нападающие - братья Дементьевы и Сергей Соловьев. Кое-как залатав бреши и пропустив мощный удар в самом начале пути от тбилисцев, на ногах ленинградцы устояли, оправились быстро и выдали рекордную в истории клуба беспроигрышную серию из 13 матчей. Ленинград заходился от восторга: и впереди Союза всего оказались, и, что важнее, утерли нос Москве. Били москвичей беспощадно, невзирая на имена и регалии: в шести встречах пять побед и ничья, 11 очков из 12 возможных при соотношении мячей 16:4. Досталось и "Спартаку" с "Динамо". Только армейцы очко из Ленинграда увезли - 0:0.

Тяжело пришлось "Спартаку" в Северной столице. Проигрыш динамовцам вопросов не вызвал, все по делу. Правда, в первом тайме хозяева начисто проиграли борьбу в воздухе. В перерыве тренер Михаил Окунь внес коррективы. Ребята перевели игру с небес на землю, нажали на газ, и защита чемпионов поплыла. Хозяева ограничились двумя мячами - 2:0.

ДВА ПЕНАЛЬТИ - РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

От находившегося в арьергарде "Зенита" хваленая спартаковская оборона пропустила и того больше - три гола. Четвертый не позволил харьковский судья Сашенко. На последних минутах при счете 3:4 зенитовец Шелагин обыграл вратаря Леонтьева и собирался пробить в открытые настежь ворота, но голкипер успел схватить его за ногу. Шелагин упал, а арбитр сделал вид, что ничего не заметил. Группа возмущенных граждан проникла в судейскую комнату и вступила с Сашенко в горячую творческую дискуссию. До мордобоя не дошло - зазевавшиеся было стражи порядка дебаты вовремя прервали.

Через неделю, 26 июня, после игры "Металлурга" с тбилисским "Динамо" разразился скандал уже на газетных страницах. Грузины, недооценив аутсайдера, спохватились только после второго пропущенного гола: за 11 минут до конца "Металлург" вел - 2:0. Оставшегося времени гостям хватило, чтобы показать свою истинную силу. Забив один за другим три гола, они победили - 3:2.

Бурю негодования московских журналистов вызвал пенальти в ворота хозяев при счете 0:2 в частности и судейство куйбышевского арбитра Александра Тавельского в целом. Но сначала познакомлю вас с мнением полузащитника московского "Динамо" Евгения Елисеева. В отчете, озаглавленном "Тбилисцы спасают безнадежный матч" ("Красный спорт" от 28 июня), по поводу пенальти он писал: "Прорыв Пайчадзе, Алякринский хорошо отбирает мяч и, падая, случайно касается его рукой. Судья назначает весьма сомнительный 11-метровый штрафной удар".

О работе арбитра: " Тавельский судил нечетко, часто портил хорошие комбинации неверными решениями. Следует отметить, что большинство судей подходит к назначению пенальти весьма легкомысленно, забывая, что этот удар - по существу явный гол". По Елисееву, Тавельский судил плохо, но на предвзятость, необъективность арбитра в рецензии нет и намека. Что же до пенальти - касание мяча рукой в штрафной не отрицал, момент - на усмотрение судьи.

Разгоряченная журналистская братия в отличие от футболиста уверена: Тавельский хозяев засудил.

"Московский большевик" от 27 июня: "...судья Тавельский, который все время судил с явным пристрастием, по совершенно непонятным причинам, назначил 11-метровый штрафной удар в ворота "Металлурга".

Такое судейство Тавельского деморализовало футболистов "Металлурга", игра расклеилась и москвичи пропустили в свои ворота еще два мяча.

Таким образом, по вине судьи футболисты "Металлурга" незаслуженно проиграли этот матч".

"Мартеновка" от 30 июня: "...казалось, что наши футболисты, игравшие более четко и энергично, чем тбилисцы, выйдут победителями из этой встречи. Так бы оно и получилось, если бы судья Тавельский судил матч беспристрастно... Этот горе-судья назначил незаслуженный 11-метровый удар в ворота "Металлурга", закончившийся голом. Это деморализовало команду "Металлурга".

Газета обратилась к Комитету физкультуры с требованием опротестованный хозяевами матч переиграть. Через полмесяца удовлетворенная решением физкультначальства "Мартеновка" сообщила: "Дисциплинарная комиссия при Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта дисквалифицировала судью тов. Тавельского. Ему запрещено судить матчи на первенство СССР. Матч между командами "Металлурга" и "Динамо" Тбилиси будет переигран".

В том же духе высказывались и некоторые другие столичные издания. Обвинения в необъективности судьи голословны. Помимо пенальти, да и то в ситуации, когда контакт мяча с рукой защитника в штрафной москвичей не оспаривался, других примеров журналисты не привели. Будь они объективнее, часть вины за проигрыш возложили бы на самих футболистов. Ведя в счете за несколько минут до конца, "металлурги" отошли в оборону, сбились на отбойную игру, затягивали время, выбивали мячи в аут, за что и были наказаны.

Два пенальти - две разные судьбы. Один, результативный, остался незамеченным и безнаказанным. Задругой, рядовой, сомнительный, подвергли карательным санкциям. Обычная, будничная картинка деятельности отечественной футбольной Фемиды.

Терпящий бедствие "Металлург" требовал уважительного к себе отношения. За пренебрежение к собственной персоне едва не поплатились тбилисцы и были жестоко наказаны их московские одноклубники. Видимо, в победе не сомневались, а гол Николая Дементьева в первом тайме уверенность укрепил. После перерыва "Металлург" огорошил динамовскую защиту пулеметной очередью - три точных попадания. Двукратным чемпионам удалось провести в ответ один - 2:3.

Играли динамовцы неровно: забивали в целом немало, но многовато пропускали. В промежутках между двумя упомянутыми проигрышами весьма солидно смотрелись во встрече с армейцами и обыграли очень сильную команду, да к тому же конкурента в борьбе за высокие места, - 2:1.

Затеянная в "Динамо" перестройка еще не завершилась. После поражения в Ленинграде местный журналист Лев Рахмилевич писал: "В игре московского "Динамо" не было единого стиля. Отбойная игра защиты плохо вязалась с технически сильной и быстрой игрой нападения, к сожалению, не имевшего поддержки и от своей полузащиты".

Отдельные детали "Динамо"-машины работали со сбоями. Стоило смазать их, подогнать друг к другу - рванет, не догонишь. Уровень мастерства футболистов и квалификация тренера сомнений не оставляли. Наступивший после проигрыша "Металлургу" полуторамесячный внеплановый отпуск (о нем чуть позже) оказался весьма кстати: и ремонт завершить успели, и скорость развили близкую к максимальной.

Турнир тем временем вошел в экваториальные воды. К середине лета команды обычно набирали оптимальную форму, толчея в головной группе предвещала развитие лихо закрученного сюжета по восходящей. Правда, разобраться к тому времени в истинном местоположении лидеров не представлялось возможным из-за разного количества матчей. Разрыв по прошествии двух с половиной месяцев достиг трех игр: от девяти до двенадцати. Зримых причин для переноса матчей не было. Выходит, аритмичность расписания планировалась диспетчерами изначально? Узнать невозможно, ибо календарь поспел лишь к описываемому нами времени - к середине июля. Малюсенький, тщедушный, невзрачный, без оптического прибора не разглядишь. Рецензент, счастливый самим фактом его появления, не мог нарадоваться: "Это культурно изданная книжка карманного формата. Любитель футбола найдет в ней Положение о розыгрыше первенства СССР, составы команд, правила игры, итоговую таблицу 1939 г., общий и покомандный календарь на 1940 г., а также жеребьевку Кубка СССР.

Книжка издана на хорошей бумаге в прочном переплете".

Даже обилие ошибок (около 40 на сравнительно небольшой площади) радужного настроения не омрачило. Требования футбольной общественности упорядочить во втором круге расписание игр совпало по времени с решением физкульткомитета затормозить набравший ход чемпионат. 13 июля трудящимся сообщили: "Во второй половине июля игр в Москве на первенство СССР не будет".

С 13 по 21 июля турнирная жизнь замерла и за пределами Москвы. До конца месяца ограничились двумя матчами тбилисцы сыграли в Ленинграде с "Динамо" и "Зенитом".

Деятельность пяти московских команд в чемпионате надолго парализовали еще до решения Комитета: "Локомотива" - на 39 дней, "Динамо" - 44, "Спартака" - 48, "Торпедо" - 50, ЦДКА - почти на два месяца: 55 дней!

ПОЛУГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Не состоявшиеся вовремя календарные матчи москвичей и их соперников перенесли на неопределенное время. Жизненный опыт подсказывал специалистам, коим было поручено подводить итоги первого круга, приступить к выполнению задания, не дожидаясь его завершения. Чутье их не обмануло. Несколько игр первой половины турнира состоялось глубокой осенью, в ноябре, а ведь завершить чемпионат, если верить календарю, намечалось в сентябре.

Тренер "Торпедо" Константин Квашнин вел по совместительству активную журналистскую деятельность. Спрос на высокого уровня специалистов, профессионалов был велик. Печатали тренера охотно, а "Красный спорт" выделил ему огромную по тем временам площадь - примерно шестую часть от общего объема. Только как ею распорядиться? Копнуть вглубь - места хватило бы для более или менее подробного анализа игры трех-четырех команд, вширь - поговорить обо всем понемногу. Квашнин избрал второй вариант. Слегка взрыхлил почву на предоставленном ему участке. Был удивлен и одновременно обрадован лидерством ленинградского "Динамо". Надеялся - останутся в головной группе и "вернут ленинградскому футболу его былую заслуженную славу". Предпосылки имелись: "хороший вратарь (Набутов), агрессивное, технически сильное нападение, поддержанное комбинационно играющими крайними хавбеками".

У "Спартака" отметил застой в технике и тактике, регресс в игре защиты и полузащиты. Но шансов на конечный успех чемпиона не лишил, выделил мощное нападение, отменную "физику", быстроту и волю к победе.

Высоко оценил московское "Динамо". Остался доволен средней и особенно атакующей линией, обратил внимание на "явное неблагополучие защитных линий".

ЦДКА похвалил за импонирующий зрителям стиль, боеспособность и волю, отдельно - Григория Федотова и видел в армейцах одного из главных претендентов на первенство. Как и в тбилисском "Динамо" - "команде высокого класса, техничной, быстрой, результативной". Пожурил, правда, тбилисцев за злоупотребление обводкой и "мелкой игрой, что снижает темп".

Неудачи киевлян объяснил недостатком физической готовности ("второй тайм команда не выдерживает") и неверно избранной тактикой. "Трактора" - "неблагополучием внутри коллектива"...

Галопом прошелся по трем китам, на которых футбол держится: тактике, технике, "физике". В тактике - застой, с техникой - худо. Удовлетворила тренера "физика": "физическое состояние наших команд хорошее, они энергичны, но недостаточно быстры".

Слегка надавил на болевые точки - календарь, отсутствие хорошо оборудованных учебно-тренировочных баз, судейство: "По-прежнему класс судей отстает в своем росте от развития нашего футбола. Судейство по новым правилам, мало чем отличается от прежнего. Совершенно не наказываются откатка мяча после свистка, симуляция, крики на поле. Судьи стесняются "обидеть" игроков с именами, А игроки иногда заявляют тренеру: "Что вы нам говорите - не надо симулировать, а вот вчера я полежал в штрафной площади, и мы пенальти забили!"

Выразил удовлетворение "культурным уровнем" футболистов: "Дисциплина в командах... значительно улучшилась. Дисциплина на поле также поднялась - количество удалений снизилось".

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Не забыл Квашнин упомянуть и о хронической, переходящей из года в год проблеме - тренерской. Знал о ней не понаслышке:

"Положение с тренерами по-прежнему остается крайне острым. До сих пор у большинства тренеров фактически прав нет. В его работу вмешивается кто угодно и когда угодно.

До сих пор Всесоюзный комитет не дал тренеру типового плана работы и учебных программ, учебной литературы почти нет... Выпущенный учебный фильм "Футбол" для большинства тренеров и игроков пока является "невидимкой", - его не показывают. Не все тренеры имеют даже новые правила по футболу".

Писались эти строки в то время, когда совершался традиционный ежегодный обряд "жертвоприношения". На заклание среди прочих вели специалистов, не словом, а делом, результатом доказавших свою состоятельность.

Юрий Ходотов, молодой талантливый тренер, создал за год из игроков, не в обиду им, среднего уровня (за небольшим исключением) сильную, сплоченную, боевитую, конкурентоспособную команду. В 39-м "Трактор" прыгнул выше головы, заняв четвертое место. Руководители завода, городские и областные власти обрушили на футболистов весь имевшийся в их лексиконе запас комплиментарных эпитетов. Тренеру не досталось ничего. Не оттуда ли выросли ноги у расхожей, оскорбительной, по крайней мере для десятков заслуженных специалистов, фразы: "Выигрывает команда, проигрывает тренер".

Работу Ходотова рассматривали в лупу, замечая мельчайшие огрехи, явные и мнимые. О причинах можно лишь догадываться. Может, заграничная страничка его биографии (Ходотов несколько лет жил в Германии) раздражала местных аппаратчиков, чье мнение услужливо озвучивали журналисты? В побывавших за кордоном мерещились шпионы, в лучшем случае - потенциальные.

Тучи над Ходотовым сгущались. Не покидало ощущение, что союз его с командой распадется при первой неудаче. Начали нормально: три ничьи со столичным бомондом - ЦДКА, "Спартаком" и "Динамо", - победа над "Зенитом" и досадный проигрыш из-за неряшливости защиты ленинградскому "Динамо".

Визит в Москву начался с разгрома "Металлурга" - 5:1. Эта победа вернула сталинградцев на исходные позиции - вполне благополучное четвертое место с минимальным отставанием от лидирующей тройки. Но неожиданно "Трактор" забуксовал, мотор зачихал, заработал вхолостую: три проигрыша кряду не самым сильным московским командам. Ситуация для жаждущих избавиться от тренера - лучше не придумаешь. Ходотов был обречен. Почву подготовила "Сталинградская правда". Упрекала она трактористов в игре бессистемной, замедленной, отбойной, до того бесцветной, что "зрители уходили с половины игры". И с техникой нелады, и с тактикой: "у ряда игроков совершенно отсутствует понятие об элементах тактики, - негодовала газета, - играли все время верхом - свечками". Стреляли по игрокам - рикошетило в тренера, того самого, что вывел команду в число лучших в стране.

Через три дня заводская многотиражка ("Даешь трактор") оповестила своих читателей о снятии Ходотова:

"УКРЕПЛЕНИЕ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Совет спортобщества "Трактор" СТЗ на своем заседании обсудил состояние команды мастеров футбола Совет признал необходимым укрепить руководство команды и освободить от работы начальника команды т Журавлева и тренера т Ходотова Начальником команды назначен т. Д.Бакулин, Тренером в команду совет направил т Кириллова, старшего инструктора спортобщества".

Двумя неделями ранее сняли тренера "Зенита" Константина Егорова. Освободившуюся вакансию заполнил Петр Филиппов.

Расстались в ходе сезона с Михаилом Бутусовым тбилисцы. Уволенный в конце 38-го из ленинградского "Динамо", подался он в Тбилиси, где его приютили, обогрели, трудоустроили. Для тренера и его новой команды сезон-39 оказался счастливым - грузины впервые стали вторыми. А ленинградцы без Бутусова увяли, скатились вниз и остановились в двух очках от зоны вылета.

Перед началом нового сезона предпринимается попытка вернуть опального тренера на "историческую родину". 2 марта секретарь Ленинградского горкома партии пишет записку в ЦК ВКП (б) на имя Георгия Маленкова, заместителя председателя советского правительства (СНК) Андрея Вышинского и секретаря ВЦСПС Николая Шверника с просьбой "откомандировать в ленинградское общество "Динамо" т. Бутусова" (ГАРФ. Управление делами СНК СССР. Фонд 5446, опись 24а, дело 323).

Старания ленинградских коммунистов по неизвестной мне причине остались бесплодными. Печалились в Ленинграде недолго. "Динамо" возглавил Михаил Окунь. Команда пошла в гору и долгое время находилась на передовой. Расставание Бутусова с тбилисцами касательства к этой истории не имеет. Сменил его у тренерского пульта тезка, в недавнем прошлом игрок грузинского "Динамо" Михаил Минаев. В тбилисском же "Локомотиве" случился тренерский хет-трик: Николай Ларионов, Давид Цомая, Константин Кравченко успели передать друг другу эстафету в течение лета.

Завершая отчет, Квашнин словно невзначай обронил фразу: "Необходимо ликвидировать выдачу на руки игрокам всевозможных суточных, размещая команды в санаторных условиях". Требование тренера лишить футболистов дополнительного заработка звучало по меньшей мере странно. Появление десятью днями ранее документа серьезного, обсуждению не подлежащего, в искренности слов Квашнина вынуждает усомниться. Скорее всего, попав в струю очередной кампании, произнес он их супротив собственной воли.

Для желающих ознакомиться с содержанием документа публикую его с небольшими купюрами:

"ТАМ, ГДЕ ЗАБЫЛИ О ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

...Советское правительство уделяет большое внимание развитию футбола в стране. Значительные средства расходуются на содержание показательных футбольных команд. Это налагает на руководителей спортивных обществ большую ответственность за правильное и плановое расходование этих средств. Всесоюзный комитет физкультуры неоднократно указывал на необходимость строгого учета в расходовании средств, предупреждал о недопустимости всякого рода незаконного расходования денег под видом различных премий или суточных, проездных и т.п. Однако кое в каких спортивных обществах не считаются с указа нием Всесоюзного комитета, в отдельных случаях допускают прямое нарушение установок Экономсовета при СНК СССР.

Продолжение - стр. 11