Газета Спорт-Экспресс № 6 (3985) от 13 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

14 января 2006

14 января 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

Год 1940. Часть четвертая

В ЛИДЕРАХ - ДЕСЯТЬ ИЗ ЧЕТЫРНАДЦАТИ

СТАРТ. Два месяца минуло с тех пор, как прервали мы летопись 1940 года. Причина уважительная, и "справка" соответствующая имеется (см. "СЭФ" №№ 143, 144): годовой отчет подбивали, 14-й российский в последний путь провожали. Исполнив гражданский долг, гостеприимно распахнем ворота 6-му советскому.

2 мая наступил новый футбольный год. Все в сборе: судьи со свистком во рту и с секундомером в руке внимательно следят за движением стрелки; ждут сигнала, заняв исходные позиции, футболисты и зрители. Истосковались они по футболу, пребывавшему в долгой зимней спячке.

Момент волнительный, сродни предновогоднему - предвкушение чуда, чего-то невиданного, неведомого, очень желанного. Годы бесплодных ожиданий способны притупить чувства, лишить веры в возможность осуществления мечты. Да и сама она мельчает и, что хуже, принимая конкретные очертания, теряет сказочно-романтическое обаяние.

Ныне за чудо сошел бы выход в высший свет из серенькой группы, где соседствовали с Лихтенштейном, Люксембургом, прибалтами... В 40-м чудом казалась любая товарищеская встреча с иноземцами. Нашим предкам повезло больше: чудо свершилось. Их мечта по истечении трехлетней паузы, возникшей после визита в страну басков, воплотилась в реальность: и сами за кордоном побывали, и гостей задунайских хлебом-солью встретили. Иноземцы так себе, хлипенькие, не чета баскам. Бросили жаждущим зрелищ советским гражданам в красивой шоколадной обертке простенькую конфетку из разряда сосательных, что в самолетах "Аэрофлота" пассажирам раздавали. А люди радовались, как дети малые. Из всех точек безразмерного государства в Москву стекались. Заявки на билеты достигли семизначных цифр. Выделим этим играм места вдоволь и документы интересные, из архивов разных извлеченные, опубликуем. Как только время подойдет. А пока займемся делами внутренними, домашними.

НА ИЗВОЗЧИКАХ И ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДАХ

О вступлении на территорию страны Нового года оповещают кремлевские куранты, футбольного - судейская свирель.

2 мая ростовский арбитр Александр Щелчков ("Трактор" - ЦДКА), ленинградец Николай Усов ("Металлург" - "Динамо" Киев) и москвич Константин Терехов (тбилисское "Динамо" - "Зенит") извлекли первые звуки из волшебных флейт, мгновенно оживив застывшие фигурки футболистов на поле и болельщиков на переполненных трибунах. В Тбилиси и Сталинграде совершили они путь из дома к стадиону по привычному маршруту. Москвичам, чтобы увидеть игру "Металлурга" с киевлянами, городскую черту пришлось покинуть.

Столичные любители - народ, к трудностям приученный, в многокилометровых очередях у билетных касс и в транспортной давке закаленный. На чем только не приходилось добираться им до стадионов больших и малых на протяжении двух десятков предвоенных лет. Сначала - на трамваях и извозчиках, число которых к концу 20-х достигло пяти тысяч. Возникшие в 1925 году такси ввиду малочисленности и дороговизны конкуренции тягловой силе составить не могли. С годами живые лошадиные силы отступили под напором более мощных, металлических. В 40-м московские улицы бороздило более четырех тысяч такси, и наиболее состоятельные граждане могли пользоваться их услугами. Общедоступными в описываемые и все последующие годы оставались трамваи, автобусы, с 1934 года - троллейбусы, с 35-го - метро. Правда, к стадиону "Динамо" пустили его только осенью 1938 года, да и то из центра города. В резерве всегда оставалось самое надежное средство передвижения: когда позволяли время и пространство, добирались на своих двоих.

В 1938 - 1939 годах несколько игр с участием столичных команд провели в подмосковном Болшеве, в связи с чем москвичам пришлось штурмовать пригородные поезда. Поле динамовского стадиона созревало обычно летом, до того играли на "Сталинце". В 40-м и его не успели подготовить к открытию сезона. В течение трех недель в Болшеве, помимо упомянутого матча, организовали шесть московских междусобойчиков.

"ПУСТЬ ПЕРВАЯ УЗНАЕТ ГРУППА О ВЫДВИЖЕНЦАХ ИЗ ВТОРОЙ"

Многотысячный десант из Москвы (на трибунах собралось 15 тысяч человек) застал администрацию болшевского стадиона врасплох. "Следует отметить чрезвычайную нераспорядительность организаторов матча. Стадион в Болшеве не был подготовлен к приему нескольких тысяч зрителей. У входа на стадион творился беспорядок", - писала на следующий день "Правда". Игра, понравившаяся местному журналисту ("напряженная, острая, эффектная"), завершилась вничью - 1:1, как и встреча в Сталинграде.

За семь минут до конца держался ничейный счет и в Тбилиси (2:2). "Зенит" даже вел, но концовку начисто проиграл - 2:4. На этом своеобразный матч Тбилиси - Ленинград на тбилисском стадионе "Динамо" не закончился: продолжался он со 2 по 6 мая. На следующий день динамовцы из Северной столицы, обыграв местный "Локомотив" (3:0), общий счет сравняли. Гости после победы "Зенита" над железнодорожниками (2:1) вышли вперед. Вице-чемпионы, учинив разгром одноклубникам (5:0), восстановили статус-кво. Последняя игра в некотором роде уникальна: пять мячей хозяева забили в течение семи минут. Два - в концовке первого тайма, три - в начале второго. Национальный рекорд. Не припомню, чтобы за столь короткий временной отрезок в ворота одной команды влетало пять мячей.

Из игр 3 мая интерес был проявлен (во всяком случае, Михаилом Роммом) к встрече московских "Динамо" и "Крыльев Советов". "Матч представляет собой своеобразное уравнение с двумя неизвестными. "Крылья Советов" и московское "Динамо" были наиболее непредсказуемыми величинами в первой группе. Трудно было судить о подлинной силе прошлогодних победителей в группе "Б". Трудно было предсказать, как будет играть "Динамо" в обновленном составе", - писал он. Чтобы удовлетворить любопытство, мэтру отечественной журналистики пришлось ехать в Болшево.

"Крылышки", получив заряд бодрости после учиненного в последнем спарринге разгрома "Спартаку" (3:0), держались достойно, играли на равных и ничью (1:1) заслужили. Но Ромма, похоже, интересовали только динамовцы. Оценил он их игру в целом высоко:

"Новое пополнение московского "Динамо" очень удачно. Станкевич достаточно надежен. Дементьев играл умно, технично и остро и был лучшим в линии нападения. Соловьев во второй половине показал себя игроком большой силы. Из "стариков" безупречен Елисеев, хороши Фокин, Лапшин, Ильин.

Команда очень технична, играет комбинационно и, несомненно, усилилась по сравнению с прошлым годом... Ближайшие матчи покажут, обретет ли команда утраченное за последние два года умение играть результативно".

Ответ на поставленный вопрос динамовцы дадут в ходе чемпионата и вынудят обратить на себя пристальное внимание.

Как и Ромм, не счел необходимым комментировать игру соперника динамовцев заслуженный мастер спорта Петр Исаков. После сокрушительной победы "Крылышек" над "Металлургом" (5:0) он искренне соболезновал проигравшим.

Возможно, специалисты из соображений педагогических не торопились расточать комплименты в адрес дебютанта. Только безымянный журналист, вдохновленный убедительной, на грани сенсации победой, посвятил ему два четверостишия:

- Ну, - думала, - сломают крылья: Нарвался птенчик на металл!

А птенчик взял да без усилья "Очки" соперника склевал.

Не льстя "птенцу", мы скажем скупо: - Мужай ты с каждою игрой!

Пусть первая узнает группа о выдвиженцах из второй.

ЗАДАЧА С ОДНИМ ИЗВЕСТНЫМ

Старт нового турнира согласно дурной традиции получился раздельным - растянулся на шесть дней: только 6 мая сделали первый шаг "Спартак" и "Локомотив", 7-го - "Стахановец" и "Торпедо". К этому времени едва ли не половина участников сыграла по второму разу.

Центральной, во всяком случае в первой декаде мая, стала игра "Спартака" в Сталинграде. Москвичи не скрывали честолюбивых намерений исполнить на "бис" сольные программы двух последних лет, прошедших под несмолкаемые аплодисменты по меньшей мере красно-белой части аудитории. Название стенгазеты "За дубль" - красноречивое тому подтверждение. Но и амбициозный "Трактор" (он чуть было не сорвал в 39-м "концертную программу" спартаковцев) настроен был решительно - на место в первой тройке рассчитывал всерьез. Трактористы тоже не прочь были повторить перед своей публикой победный результат (3:1) прошлогодней игры со "Спартаком". Не знаю, как футболисты, но местные журналисты в победе не сомневались: "Команда "Трактор" сегодня выходит на поле с твердой волей: снова победить! Не первый раз она встречается с противниками высшего класса и не раз в таких встречах выходила победителем" ("Даешь трактор" от 6 мая). Чемпион играл лучше: территорией чаще владел, моментов больше создал, защищался грамотнее, комбинировал эффективнее... А в итоге пришлось отыгрываться, и все потому, что не решил сложную задачу с одним известным, над которой приходилось ломать голову всем, кто противостоял довоенному "Трактору": обезвредить его центрфорварда Александра Пономарева. Голеадор беспощадный, жестокий - бил сильно и "больно", с хода, с лета, с места, по мячу летящему и неподвижному, с любой дистанции, бил коварно, неожиданно, почти без замаха, внешней и внутренней стороной стопы, частенько - с носка. За такими - глаз да глаз.

6 мая приглядывали за ним в четыре глаза и преследовали по всему полю в четыре ноги. Все полтора часа провел Пономарев в компании двух спартаковских защитников. Раз только отлучился на несколько секунд, когда, получив мяч на ход, обыграл одного за другим и пробил в правый от Акимова нижний угол. Сделал он это за семь минут до конца первого тайма. Через семь минут после начала второго Алексей Соколов счет сравнял. Автор отчета в заводской многотиражке был объективен: "Спартак" ярко продемонстрировал свое преимущество, отличную сыгранность, высокую техничность всех своих игроков".

Зрители, заряженные оптимистическими предматчевыми высказываниями прессы и помня о результате прошлогодней игры, надеялись на победу, но по тому, как складывалась встреча, итог ее, мне кажется, восприняли с чувством глубокого удовлетворения.

Собралось их вдвое больше, чем обычно, - 20 тысяч. Получилось это благодаря новой трибуне, пристроенной к имевшимся к началу чемпионата. При этом почти уверен, что число зрителей занижено. Перед первыми играми места пронумеровать "не успели". Ситуация, типичная в начале сезона для многих советских стадионов, стимулировала работу печатного станка. Правда, перепроизводство билетов создавало на трибунах бытовые неудобства, зато полнее удовлетворяло потребности болельщицких масс. Светились счастьем и лица администраторов стадиона - пополнялась их личная кубышка. В общем, никто не жаловался, все довольны.

Только к третьей игре, с ленинградским "Динамо", места на трибунах пронумеровали, о чем не без гордости сообщила заводская газета. Матч, кстати, получился презабавнейший. Динамовцы прибыли из Тбилиси с огромным грузом пропущенных мячей и отдышаться не успели. Так, видимо, полагали трактористы. Уверенные в исходе, они устроили соревнование внутри команды: кто больше забьет - нападение или защита. Результат оказался неожиданным - 2:2. Нападающие Пономарев и Ливенцев точно били по чужим воротам, защитники Иванов и Беликов - по своим. Гости ограничились одним. Для победы хватило 3:2.

КАТАКЛИЗМ

Столичные "Динамо" и "Спартак", завершив первые матчи с одинаковым счетом, направились в Тбилиси: динамовцы - из Москвы, чемпионы - из Сталинграда. Так возникла еще одна матчевая встреча - двух популярных московских команд с двумя грузинскими. Первыми 12 мая вышли на поле "Спартак" и тбилисское "Динамо". Важнейшая, так могло тогда казаться, игра (сейчас сказали бы "суперигра") если не всего турнира, то первого круга уж точно.

Матч проходил в тяжелых условиях. Накануне на город обрушился многочасовой ливень с градом, парализовав транспортное движение. А ночью ударил мороз, град смерзся, многие районы покрылись толстым слоем снега. Явление для теплого солнечного города, да еще на исходе весны, невероятное. Милые забавы природы изрядно подпортили внешний вид и качество не успевшего просохнуть поля. Погода благоволила "Спартаку". Он и победил.

Все голы были забиты в первом тайме. Начали хозяева, продолжили гости - 2:1. На игре присутствовали московские динамовцы. Им на следующий день предстояла игра с еще одним выходцем из группы "Б" - "Локомотивом дорог Юга". Михаил Якушин внимательно следил за игрой будущих соперников и поделился впечатлениями с читателями "Красного спорта". Отчет мастера, профессиональный, объективный, предложить вашему вниманию не могу, но с резюме ознакомлю: "Спартак" показал превосходство в тактике и технике".

Не обошлось, как и в прошлогодней московской встрече этих команд, без эксцессов. На 75-й минуте бакинский арбитр Аракелов удалил динамовца Джеджелаву ("за недисциплинированное поведение") и спартаковца Алексея Соколова ("за нецензурное выражение").

ПОЛОЖЕНИЕ НОВОЕ, ПОРЯДКИ СТАРЫЕ

Нарушителей согласно прежней инструкции отстранили на одну игру, хотя по новому Положению дисквалификации... отменялись. Я не оговорился.

Работа Дисциплинарной комиссии не удовлетворяла ни футбольную общественность, ни Комитет физкультуры, которому она непосредственно подчинялась. За необъективность, мягкотелость, непоследовательность в вынесении карательных санкций, либерализм к костоломам - короче говоря, за профнепригодность - прежний состав ДК распустили и создали новый. Председателем назначили Бориса Конделева. Комиссия выработала более жесткие меры против грубиянов, о которых, судя по "расправе" с удаленными Джеджелавой и Соколовым, знали не все. Потому-то 1 июня председатель ДК на предоставленной ему "Красным спортом" небольшой площади четко, лаконично, в доступной форме рассказал о революционных преобразованиях во вверенной ему комиссии:

"Вновь созданная при Всесоюзном комитете Дисциплинарная комиссия производит расследование фактов нарушений правил игры и положений о первенстве игроками и судьями.

Мерами взысканий, которые налагает дисциплинарная комиссия, являются замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение игроков из состава команды и судей из судейской коллегии. Комиссия может входить во Всесоюзный комитет с ходатайством о снятии команды с розыгрыша за недисциплинированность.

Дисциплинарная комиссия больше не будет дисквалифицировать игроков на 1, 2 или 3 игры, а прямо после ряда взысканий исключать недисциплинированного игрока из команды..

Сейчас начальник команды обязан поставить вопрос о проступке игрока на обсуждение команды и выписку из протокола представить в комиссию.

Дисциплинарная комиссия предупреждает начальников и тренеров команд, игроков и судей, что она будет вести жесточайшую борьбу со всеми нездоровыми явлениями в футболе".

Публичное выступление Конделева породило множество вопросов, оставшихся безответными. Например, за какие конкретно нарушения делают замечания, предупреждают, объявляют выговор, дают строгача, дисквалифицируют судей, отдельных игроков и целые коллективы? Каким санкциям подвергается удаленный с поля футболист? Зависят ли они от тяжести содеянного? За какое количество тех или иных взысканий полагалась "вышка"?

Угрозы остались на бумаге. Ровным счетом ничего не изменилось. С правонарушителями, в частности удаленными футболистами, обходились как и в прежние годы - дисквалифицировали (вопреки новой инструкции) на одну-две игры или вовсе оставляли их проступки безнаказанными.

Дисквалификация Джеджелавы перед принципиальным и весьма ответственным матчем с московским "Динамо", казалось, значительно ослабит ударную мощь тбилисских форвардов: в первых трех играх он забил пять мячей. Однако жизнь еще раз напомнила: что ни делается - к лучшему. Заменивший наказанного Тенгиз Гавашели и забил единственный в матче гол.

Окончание - стр. 15