Газета
30 декабря 2005

30 декабря 2005 | Хроника

ХРОНИКА

ЧИТАТЕЛЬ "СЭ" 2005 ГОДА

Денис МАЦУЕВ

ЧЕРЕНКОВ - КАК ШОПЕН, РОНАЛДИНЬЮ - КАК МОЦАРТ!

Для начала представьте себе такую картину. Концертный зал имени Чайковского, выступление звезд классической и джазовой музыки. Фраки, бабочки, накрахмаленные воротнички. Все чинно-благородно, как и полагается.

За одним исключением. На всех участниках - от оперной примы Елены Образцовой и саксофониста Георгия Гараняна до "Виртуозов Москвы" и ведущего Святослава Бэлзы - спартаковские шарфы.

Поверьте, это не выдумка журналиста. Все так и было во втором отделении концерта, состоявшегося 11 июня уходящего года и посвященного 30-летию одного из ведущих классических пианистов современности, победителя престижнейшего Международного конкурса имени Чайковского 1998 года Дениса Мацуева.

"Его техника феноменальна: стремительные пассажи, твердые, как сталь, аккорды. Может быть, это новый Горовиц", - так оценили в лондонской Times его ноябрьские гастроли по Англии. А вот отрывок из рецензии New York Times на выступление российского пианиста в знаменитом "Карнеги-холл": "В какие-то моменты обе его руки были так заняты каждая своим делом, что эффект был просто сверхъестественным... В конце выступления публика аплодировала стоя. Денис Мацуев - олицетворение невероятного успеха".

Футбол, "Спартак" и "Спорт-Экспресс" значат для Мацуева если и меньше, чем музыка, то ненамного. В этом мы убедились, когда почти двухметровый пианист минувшей весной по собственной инициативе заглянул в редакцию газеты, которую читает с августа 91-го, и несколько часов выпытывал мельчайшие подробности нашей жизни. В процессе общения родились две идеи. Первая творчески воплотилась в концерте, посвященном 30-летию музыканта. Тогда как вторая, надеемся, станет реальностью в следующем августе, когда "СЭ" исполнится 15 лет. Заключается она в том, чтобы организовать юбилейный концерт, который должен стать символом единства спорта и музыки.

И вот теперь настал наш черед задавать вопросы - по той причине, что "СЭ" признал Мацуева читателем года. Молодой маэстро стал нашим четвертым лауреатом - вслед за Олегом Табаковым, Михаилом Боярским и Михаилом Таничем. И первые же ответы Мацуева дали ясно понять: футбол самым прямым образом повлиял на его стремительную карьеру в искусстве. Кто еще может такое о себе сказать?!

ИЗ ИРКУТСКА УЕХАЛ БЛАГОДАРЯ "СПАРТАКУ"

- В родном Иркутске я считался вундеркиндом, - рассказывает Мацуев. - Когда мне было 15 лет, фонд "Новые имена", который меня нашел и оценил, начал настаивать на переезде в Москву - для учебы в школе при консерватории. Пара бирж и банков уже готовы были платить мне стипендии - но ехать я отказывался наотрез. Потому что музыка тогда была мне... "по барабану". На первом месте стоял спорт. Играя в хоккей, сломал руку после удара соперника клюшкой наотмашь - и расстроился не из-за того, что это могло сказаться на карьере пианиста, а потому, что придется наблюдать за битвами друзей со стороны. Руководил заливкой льда во дворе, летом переключался на футбол... Ненавидел играть гаммы и, едва выдавалась возможность, убегал во двор. Ни в какую не хотел понимать, почему должен лишаться всех этих радостей.

-Что же заставило изменить решение?

- Родители применили гениальный психологический ход. Они сказали мне: "Дурачок, ты не понимаешь, какое счастье тебя ждет - сможешь смотреть "Спартак" вживую!"

Эта мысль пронзила меня как молния. Я бросил все к чертовой матери и сломя голову понесся из Сибири в Москву. Нет, не для того, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе при консерватории - это было лишь необходимым приложением. А чтобы ходить в Лужники на каждый матч "Спартака".

-Любовь к красно-белым передалась вам по наследству?

- Да, от отца, тоже музыканта. Как я мечтал, живя в Иркутске, посмотреть настоящий футбол живьем! И осенью 89-го мечта сбылась. Был в Москве проездом и благодаря родственникам попал на знаменитый матч "Спартака" с киевским "Динамо". Тот самый, когда Валерий Шмаров на последней минуте забил победный гол и "Спартак" стал чемпионом СССР. До сих пор пересматриваю видеокассету с записью той игры и слезы на глаза наворачиваются. И когда родители подсказали мне, что есть возможность ходить на такой футбол постоянно, не колебался ни минуты.

-На каждый матч ходили?

- Разумеется! На любые "Кубани" с "Шинниками", когда чемпионат Союза развалился. Мои спонсоры были щедры - я в 16 лет ездил на такси, обедал в ресторане "Прага". А все остальные деньги уходили на футбол. Программки, шарфы.. . В специальной тетрадочке все было разлиновано под футбольные графики - голы, очки, минуты. Надо было бежать в консерваторию - но я с места не мог сойти, пока не вписывал: "2:1. Радченко, Карпин".

А помните, как осенью 92-го года "Спартак" стал первым чемпионом России, выиграв 4:1 у "Локомотива" и тысячи болельщиков прорвали оцепление и выскочили на поле Лужников?

Так вот я был среди тех, кто выбежал на поле! Потрогал ворота, вцепился в сетку. Мне было наплевать, огреют меня омоновцы дубинкой или нет. Если бы профессора в консерватории меня тогда увидели, им бы дурно стало. Я бежал по лужниковскому полю, на которое прежде смотрел по телевизору, как на нечто бесконечно далекое, орал во всю глотку и был самым счастливым человеком на земле.

-А профессора были в курсе вашего увлечения?

- Еще бы! Я учился у знаменитого пианиста Алексея Наседкина. Он ярый динамовец, и каждый урок начинался с 25-минутной интерлюдии, во время которой разворачивалась футбольная бойня. "Во что там твое "мясо" играет?" - восклицал интеллигентнейший профессор. "Да если бы я болел за ваше позорное "Динамо", которое уже 25 лет ничего выиграть не может, сидел бы и молчал в тряпочку!" - отвечал я. Так и проходили уроки классической музыки.

Кстати, "Спорт-Экспресс" тоже навевает на меня воспоминания о тех романтических временах.

"СЭ" СТАЛ ТАЛИСМАНОМ

-В каком смысле?

- Ваша газета появилась в 91-м, и именно в тот год я переехал в Москву. "СЭ" стал для меня талисманом новой жизни в мегаполисе. Сесть утром в метро со свежим номером, открыть его и зачитываться репортажами до тех пор, пока уже двери на моей станции не начинали закрываться, и в последнюю секунду, распихав всех локтями, выскочить из вагона - это стало традицией. Даже сейчас иногда могу специально, втихаря, зайти в метро, взять "Спорт-Экспрессик", прислониться к двери поезда и с большим удовольствием в него погрузиться. Окунувшись таким образом во времена юности.

Между прочим, меня в "СЭ" упоминали - даже дважды. Впервые - когда мы с программой фонда "Новые имена" поехали на Олимпиаду в Атланту и играли концерт на открытии "Русского дома". На следующее утро звонок из Москвы: "Твою фамилию напечатали на первой полосе "Спорт-Экспресса"!" Я закричал: "Гениально!" - и ту вырезку сохранил до сих пор. Ну а второй раз обо мне упомянул Невио Скала, который на следующий день собирался на мой концерт. Итальянец подчеркнул, что пианист Мацуев болеет за "Спартак". Позже он выразил свои впечатления так: "Надеюсь, что наши матчи станут такими же хорошими, как его концерт".

-Надежда Скалы не оправдалась - "Спартак" при нем так и не заиграл.

- Увы. Но сразу после того концерта, замечу, разгромил "Амкар" - 6:0. Так что, может, и Старкову на мое выступление как-нибудь заглянуть? (Улыбается.)

-Как вы к нему относитесь?

- За его выдержку, которую очень трудно проявить под колоссальным давлением наших болельщиков, перед тренером надо снять шляпу. Молодец, что сразу вышел в зону Лиги чемпионов. Согласен с Олегом Павловичем Табаковым, который накануне матча второго круга ЦСКА - "Спартак" сказал: "Надо от Старкова отстать, дать ему работать". В том матче меня возмутило безволие спартаковцев, против которых во втором тайме играл "молодняк" без Карвалью и Вагнера. Но даже тогда я все равно не хотел отставки Старкова. Своим поведением он внушает команде спокойствие.

Вот только своего лица у его "Спартака" пока, мне кажется, нет. Возможно, старым стилем - со стеночками, забеганиями, короткими передачами - теперь ничего не выиграешь. Но я ничего не могу с собой поделать и страшно ностальгирую по тому, прежнему спартаковскому футболу. А еще очень рад, что генеральным директором клуба назначили Сергея Шавло. Для него спартаковские традиции - не пустой звук. Результат налицо.

-Вернемся к "СЭ". Чем вам нравится наша газета и в каких аспектах ей нужно, по-вашему, прибавлять?

- Безусловный плюс - уровень журналистики, ее стиль. Многие публикации читаешь, как увлекательные рассказы, при этом никак не страдает оперативность. Есть какая-то живая струйка, которая позволяет "СЭ" выходить за узкоспециальные рамки, создает более глубокую, человеческую и житейскую, ауру. Так что, будучи лучшими в подаче самого спорта, вы хороши и тем, что в нем не замыкаетесь.

У меня есть возможность сравнивать "СЭ" с российской прессой, посвященной искусству. Там авторы стремятся показать лишь самих себя. Вы же - предмет, о котором пишете. Музыкальные критики, которых по уровню можно сопоставить с обозревателями вашей газеты, остались в Германии и Англии.

А минусы... Я ненасытный, мне всегда мало. Хочется еще каких-нибудь футбольных подробностей - и не только футбольных. Вот, к примеру, вы хоккей с мячом скупо освещаете, на который в моем Иркутске в 40-градусный мороз ходят 25 тысяч зрителей. Я был на "Маракане", где играли "Васку де Гама" - "Ривер Плейт", - так вот, у бенди в Сибири такое же очарование, как у футбола в Бразилии. У одних вечный карнавал и оптимизм, несмотря на нищету. Другие, тоже небогатые, приходят в жуткий холод за пять часов до игры и на глазах у добродушных милиционеров согреваются водочкой из горлышка. И так же самозабвенно, как бразильцы, болеют за своих. При этом - никаких беспорядков. Вы обязательно должны побывать на хоккее с мячом в Иркутске!

-В Бразилии мяч погонять удалось?

- А как же! Моя гостиница в Рио-де-Жанейро располагалась прямо напротив Копакабаны, где всю ночь горят огни и играют в футбол. Удержаться от такого соблазна было невозможно. Тем более что мой профессор Сергей Доренский в Рио стал легендой. Выиграв там в 62-м году международный конкурс, он познакомился со всеми звездами футбола во главе с Пеле и Загалло, а вместе с Гарринчей даже, как теперь выражаются, "зажигал". У него весь дом заставлен фотографиями с бразильцами.

ЗА ШАРФАМИ ГОНЯЛИСЬ В ДЕНЬ КОНЦЕРТА

-А как пришла в голову идея со спартаковскими шарфами на концерте, посвященном вашему 30-летию?

- Это предложил Святослав Бэлза. И прямо в день концерта мы поехали такие шарфы искать. Клубный магазин был закрыт. На рынке в Лужниках ничего не обнаружили. Принялись обзванивать знакомых: "Шарфы спартаковские есть? Как, ты - за ЦСКА? Тогда до свидания". В итоге нашли в Сокольниках. Радости не было предела!

-Мэтры классической музыки не ерепенились, когда вы предложили им облачиться в красно-белые "розы"?

- Нет, все согласились без раздумий. Елена Образцова сказала: "Мы должны уважать твои вкусы и привязанности". Недавно этот концерт показывали по каналу "Культура", по данным всех рейтингов, его смотрело больше миллиона телезрителей - и не было ни одного возмущенного отклика. Наоборот, многие восторгались такой находкой. Значит, к футболу музыкальная публика относится с уважением. А я утвердился в том, что идея юбилейного концерта в честь 15-летия "СЭ", лейтмотивом которого будет единство музыки и спорта, абсолютно верна.

-Не хотели пригласить на концерт в честь своего 30-летия весь "Спартак"?

- Тогда такая идея в голову не пришла, но сейчас задумки "культурного обмена" есть. Музыканты ведь тоже не прочь в футбол поиграть. В 94-м с другими молодыми артистами из "Новых имен" мы ездили на торпедовскую базу в Мячкове, когда главным тренером был Валентин Иванов. Вначале сыграли концерт, а потом - в футбол. И выступая против таких мастеров, как Ширинбеков и Агашков, я забил три мяча! Сейчас, правда, выхожу на поле редко. Нет времени.

Когда тут поиграешь, если у тебя 130 концертов в сезон и выступления за границей расписаны до 2010 года?.. Есть уникумы вроде Валерия Гергиева, который дает 300 концертов в год, но и я, по сути, играю каждый третий день. Нагрузка не меньше, чему футболистов. Только у них работают ноги, а у пианиста - пальцы. И так же порой чувствуешь себя на грани срыва. Летишь из Нью-Йорка в Токио - на следующий день у тебя запись, репетиция, концерт и новый перелет. И выкладываться везде нужно на полную катушку.

Так что, когда сборная приезжает за неделю до матча в Португалию, где разница с Москвой во времени три часа, и потом кто-то всерьез жалуется, что не успел акклиматизироваться, мне становится смешно. Единственное, в чем нам легче, чем футболистам, - мы можем выходить на сцену всю жизнь, а они примерно до 35 лет. В этом есть несправедливость.

-А физподготовка у пианистов присутствует? Предсезонные, так сказать, сборы проводите?

- Лично я в последние полгода на теннис "подсел". Понял, что начинаю сгорать в сумасшедшем режиме концертов. И увлекся, как Борис Николаевич Ельцин, о котором ходит замечательный анекдот. Бабушка просит подаяние, видит Ельцина: "Сынок, подай!" Экс-президент отвечает: "Как же я тебе подам? У меня нет ни ракетки, ни мяча..."

А насчет "сборов"... Владимир Спиваков на протяжении длительного времени ни за какие гонорары не играет концертов в августе. Уезжает во Францию, отключает телефоны, отдыхает и одновременно учит репертуар. Я же пока не научился отказывать, и это моя главная проблема. В артистических комнатах перед выходом на сцену учу произведения на следующий концерт.

-Спиваков к числу поклонников футбола не относится?

- Он боксер. До сих пор в потрясающей форме - после концерта, принимая поздравления в артистической, оголяет торс и демонстрирует мышцы. И, как показала одна знаменитая история, по-прежнему может вломить. Спиваков выступал в Париже, после концерта получил гонорар, шел с женой к гостинице. И тут вдруг на них напали четыре черных парня. Маэстро, не испугавшись, их раскидал - правда, сломав при этом палец руки. Он разрушает образ романтического гения не от мира сего, каким якобы должен быть музыкант.

Вот и получается, что я пошел по его пути. Всегда был нормальным парнем, играл в футбол и хоккей, трижды ломал руки - однажды на льду, дважды в драках. Один раз из-за девушки, другой - доказывая, что группа Modern Talking играет не музыку, а ерунду. Тогда я еще не знал, что на фоне сегодняшнего шоу-бизнеса Modern Talking будет казаться классикой...

ПЛИСЕЦКАЯ - ФАНАТКА КРИШТИАНУ РОНАЛДУ

-Традиции поклонения музыкантов-классиков футболу заложил еще Дмитрий Шостакович.

- Да, мой профессор Доренский об этом много рассказывал. Был случай, когда к Шостаковичу на футболе подошли два не очень трезвых болельщика и спросили: "Третьим будешь?" Честолюбивый Дмитрий Дмитриевич не растерялся: "Нет, я буду первым!" В другой ситуации также предложили, разлили, а потом задали вопрос: "Ты кто по профессии?" Шостакович ответил: "Композитор". Мужики обиделись: "Ладно, не хочешь - не говори"...

-Кто еще из великих музыкантов неравнодушен к футболу?

- Вся Московская консерватория, вся знаменитая старая профессура были сумасшедшими болельщиками! В послевоенные годы при обсуждении легендарных матчей ЦДКА - "Динамо" растерзать могли друг друга. Если брать шире, то Майя Плисецкая на прошлогоднем чемпионате Европы стала фанаткой... Криштиану Роналду. С Родионом Щедриным они потрясающая болельщицкая пара. И вообще, скажу вам больше. Вы, наверное, не знаете истинных причин переноса Конкурса имени Чайковского с 2006-го на 2007 год.

-Честно скажу: не знаю.

- Сначала - предыстория. Конкурс Чайковского проходит раз в четыре года, примерно в те же сроки, что и чемпионат мира по футболу. В 1998 году я стал его победителем во многом потому, что все мои мысли были во Франции, на матчах. Конкурентов не слушал, на рояле не занимался - ходил выступать в консерваторию в перерывах между просмотром игр. И мне это страшно помогло - дикая конкурсная лихорадка обошла стороной.

Так вот сейчас конкурс Чайковского переносят на год. Официально - потому что зал будет ремонтироваться. Но я знаю истинную причину: конкурс хотят развести с чемпионатом мира. Внимание, интерес спонсоров уходит на футбол - значит, надо сместить сроки конкурса. Тем более что в 2002-м история была неприятная...

-Какая?

- Помните ужасный погром на Манежной площади после матча Россия - Япония? Тогда побили скрипача из Китая. Ему дали несколько дней, чтобы поправить здоровье - так он вышел и выиграл конкурс!

-Потрясающе! По этой истории хоть фильм снимай.

- А была там еще и трагикомичная ситуация. Член жюри на конкурсе скрипачей, тоже из Китая, жил в гостинице "Националь". То есть прямо в центре погрома. Он открыл окно, увидел, что на улице война, вник в суть. А ему нужно было идти судить в Большой зал консерватории. Что делать, чтобы не побили? Он попросил написать большую табличку на русском языке: "Я КИТАЕЦ", повесил ее на шею и без приключений дошел по Большой Никитской до консерватории. Смех сквозь слезы...

В ПАМЯТЬ О БЕСТЕ

-В период зарубежных гастролей время на футбол выкраиваете?

- Если возможность пойти на матч укладывается в расписание - беру авиабилет на день раньше. Так, во время недавнего турне по Великобритании побывал на поединке "Вест Хэм" - "Манчестер Юнайтед". И пообщался с Бобби Чарльтоном. Кстати, футбол на Британских островах настолько глубоко проник во все сферы жизни, что даже перед началом симфонического концерта в 5-тысячном зале в Бирмингеме все минутой молчания почтили память умершего в тот день Джорджа Беста. Не в Манчестере, где он играл, заметьте, а в Бирмингеме!

-Какие матчи из увиденных особенно запали в душу?

- В 94-м ездил на гастроли в Афины с фондом "Новые имена" и по случайности, благодаря людям из посольства, попал на финал Лиги чемпионов "Милан" - "Барселона". Команда Кройфа была бита - 4:0, у миланцев гениально играл Савичевич. Я не верил тому, что вижу это воочию. Два года спустя был на финале Олимпиады в Атланте Аргентина - Нигерия. А за несколько месяцев до этого попал на решающие матчи Euro-96 - полуфинал Англия - Германия и финал Германия - Чехия. Билеты мне помог достать легендарный автор мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббер - я был первым классическим пианистом, который на его фестивале играл собственные импровизации на темы его знаменитых рок-опер. Когда в 98-м я выиграл Конкурс Чайковского, Ллойд Уэббер ночью прислал факс со словами: "Я в этом не сомневался! Твой Эндрю".

-А есть ли, по-вашему, музыкальная футбольная классика?

- Песни Фредди Меркьюри We are the Champions и We will rock you, а также гимн Лиги чемпионов. Это классические произведения, без которых футболу уже чего-то не хватает.

ОВЧИННИКОВ ОКАЗАЛСЯ СИЛЬНЕЕ ВОЛОЧКОВОЙ

-Вам интересно слушать футболистов?

- Не всегда. Но надо понимать, что они занимаются совсем другим делом, а потому отсутствие красноречия не может быть поставлено им в вину. Хотя есть и обратные примеры. Какой замечательный шоумен Сергей Овчинников, что бы он ни говорил о "Спартаке"! Посмотрите, как блестяще он держался в такой сложной программе, как "Школа злословия". Кого там ведущие только не заклевали - Анастасию Волочкову например. А Овчинников парировал любой их выпад, и они это оценили.

-Уход Овчинникова в "Динамо" вам понятен?

- Не знаю изнутри, что происходит в "Локомотиве", но мне жаль. Во времена Семина это была какая-то домашняя команда, я испытывал к ней большую симпатию. Хотя болел всегда за "Спартак". Вообще, суть болельщика проявляется не в те времена, когда все у его команды благополучно, а когда ей становится плохо.

-А в финале Кубка УЕФА болели за ЦСКА или против?

- Конечно, за - и не понимаю, как может быть иначе. Россия никогда не завоевывала Кубок УЕФА, и вдруг во времена, когда у нас ни черта хорошего в футболе не происходит, армейцы взяли и выиграли. После матча я не мог заснуть и пошел гулять по центру Москвы. Ходили с друзьями, радовались, пили пиво...

-Без спартаковского шарфа?

- Без. И табличку "Я китаец" тоже не писал.

-Вообще как у музыкантов с соблюдением режима?

- У меня пока здоровья хватает. Могу всю ночь гулять - и на концерт следующим вечером это не влияет. Но ни в коем случае этим не бравирую, потому что здоровье одно, и надо эти порывы гасить.

-С кем из действующих или бывших футболистов общались с наибольшим удовольствием?

- С Владимиром Маслаченко. Потрясающая личность, я вырос на его репортажах. Нас познакомили, и мы разговаривали часа полтора. Он рассказывал, какие раньше были установки на матч: "Играем по системе дубль-ве. Маслак в воротах. Пошли!"

У ФУТБОЛА И МУЗЫКИ МНОГО ОБЩЕГО

-Можно ли ваш стиль игры на рояле уподобить манере какой-то команды?

- Думаю, сборной Аргентины. Я не немец - это уж точно. Раньше вообще шило в одном месте сидело - темперамент заставлял играть все вчетверо быстрее, чем нужно. Но в решающий момент сработала именно эта эмоциональность. На Конкурсе Чайковского все пытались перещеголять друг друга именно в экспрессии, и я спросил маэстро Доренского: "Можно мне их "замочить"? Доренский ответил: "Мочи!" Вот так поговорили профессор консерватории с учеником. А потом ученик выиграл.

-Много ли общего находите между спортом и музыкой?

- Вот говорят о том, что русская пианистическая школа утратила позиции. А почему? Да потому же, что и в спорте! В 90-е все профессора, как и тренеры, уехали за границу, и теперь на конкурсах побеждают китайцы и японцы, у которых раньше школы не было. А Государственный оркестр Евгения Светланова занимался тем, что по ночам музыканты "бомбили", занимались частным извозом.

Или проблемы с полями в нашем футболе - и роялями в музыке. То же самое! Даже если покупается новый инструмент за 120 тысяч долларов, у нас его могут угробить за три года, хотя он должен играть 30 лет. Поэтому у меня - три рояля, по одному на Европу, Азию и Америку. И со мной ездят те же самые японцы-настройщики, которые сопровождали Святослава Рихтера последние 15 лет его жизни. Они дают уникальные советы. А разве в футболе в матчах равных команд не решающую роль играет каждая мелочь?! В общем, похожего очень много. Тот же симфонический оркестр - вылитая футбольная команда, в которой главный тренер называется дирижером.

-Чего в нашем футболе нет, а в музыке есть?

- Если бы в футболе было что-то подобное фонду "Новые имена", представители которого ездят по стране, высматривают таланты и помогают им получить лучшее образование, в России давно бы нашлось 11 прекрасных футболистов для сборной. Разве мог бы я сейчас выступать в самых знаменитых концертных залах мира, если бы не этот фонд?

-Кто ваши любимые футболисты?

- В мире - Марадона, у нас - Федор Черенков. Люблю романтиков и творцов. На них все держится.

-И чья музыка подобна игре Черенкова?

- Шопен! Каждая нота у него пропитана утонченным романтизмом, как у Федора каждый пас. Такие люди душой тонки и ранимы, и неудивительно, что в современном грубом мире шоу-бизнеса Черенков потерялся.

-Роналдинью, играющий с улыбкой на устах, - это...

- ...Моцарт. Гений от природы. Он не трудится на поле, а творит.

-А чьи произведения соответствуют темпераменту Валерия Газзаева?

- Типичный Лист! Воплощение эмоций, страсти. Человек, которого жизнь била-била, но он, несмотря на все "Айнтрахты", "Рейджерсы" и "Вардары", все равно выстоял.

-А у вас были поражения на сцене?

- Да. За полгода до Конкурса Чайковского, в ноябре 97-го, я выступал в Японии. Шел первым номером три тура, а потом меня нагло выкинули и не пустили в финал. До этого не собирался участвовать в Конкурсе Чайковского. Но тут так разозлился, что решил включить свои спортивные качества. Профессор Доренский почувствовал мой настрой и сказал - надо идти. В том-то и заключается величие тренера, чтобы вовремя понять: ситуация изменилась, план надо менять!

Не будь неудачи в Японии, я не выиграл бы Конкурс Чайковского, который по своему статусу сравним с чемпионатом мира по футболу. Также и Газзаев вряд ли победил бы в Кубке УЕФА, не потерпев всех своих поражений. Вот видите: аналогии между спортом и музыкой - на каждом шагу!

Игорь РАБИНЕР

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Загрузка...