Газета Спорт-Экспресс № 188 (3866) от 19 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

20 августа 2005

20 августа 2005 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ТИГР ГОТОВИТСЯ К ПРЫЖКУ

ЛУЧ-ЭНЕРГИЯ.Клуб из Владивостока обосновался на верхней строчке турнирной таблицы первого дивизиона и горит желанием осчастливить своим присутствием российскую премьер-лигу.

Что ждет ЦСКА, "Локомотив", "Зенит", если мечты дальневосточников станут явью?

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

У стойки регистрации в аэропорту - разговоры по мобильным телефонам о кальмарах, траулерах и жуткой разнице во времени, которую нужно перетерпеть в день прилета любой ценой. Тут же заинтересованные и явно знающие вопрос граждане обсуждают цены на автомобили, собранные в Японии и Южной Корее.

Российский Дальний Восток начинается в Шереметьеве, Домодедове или Внукове. Беспосадочный рейс до Владивостока за 8 часов доставляет пассажиров в столицу Приморья. Туда, где время опережает московское на 7 часов и вот уже 145 лет для россиян начинается Родина. С тех самых пор, когда команда парусника "Маньчжур" на берегу пустынного полуострова в Японском море заложила военное поселение. Спустя два года форт получил статус порта, а еще через девять лет из Николаевска-на-Амуре во Владивосток перевели Сибирскую военную флотилию. Сегодня Николаевск - это райцентр Хабаровского края с населением 40 000 жителей, а 680-тысячный Владивосток - самый крупный город всего российского Дальнего Востока. Ну а "Манчьжур" вот уже 40 лет встречает здесь гостей - колонна с парусником украшает въезд в город, воспетый Лагутенко и Пугачевой.

Столица Приморья красива и своеобразна. Сопки с разбросанными по склонам многоэтажками. Причудливо изрезанная бухтами береговая кромка. Острова, размерами превосходящие сам Владивосток. Колорита добавляют объявления в газетах: "корейский язык - быстро", "японская азбука - недорого". Свой шарм в облик города вносят бесчисленные праворульные машины на улицах, полностью вытеснившие российский автопром с местного рынка. Похоже, что ВАЗ, ГАЗ и даже "Форд" с "Рено" ушли из этого города навсегда.

Зато катера и прогулки по морю уже вернулись. Синее небо, белый парус...

Все нормально и с флотом. Известная всему миру бухта Золотой Рог вся в доках, а вдоль нее - главная городская улица Светланская. И - корабли, корабли, корабли...

Для туристов и влюбленных - смотровая площадка. Виды - захватывающие. До головокружения. Есть фуникулер, здорово выручающий владивостокских студентов, которые с его помощью перемещаются из корпуса в корпус одного из здешних вузов. Романтика!

Владивосток вообще город романтичный. Даже в мечтах и названиях. Бухты Улисс и Патрокл, гора Орлиное гнездо, микрорайон Голубиная Падь... Остров Русский, некогда открытый только военным, а теперь ставший курортным местом, хотят соединить с материком мостом. Первым в России, построенным прямо через море. Благо расстояние позволяет: от мыса до мыса - пара километров, не более.

ЦЕНА УСПЕХА

Еще один мост Приморье строит уже сейчас - "край далекий, но нашенский" хочет громко заявить о себе в спорте. Весной в компанию сильнейших пробился баскетбольный клуб, теперь по этому пути идет клуб футбольный. Просмотры матчей по телевизору, которые из-за разницы во времени и иного режима трансляций порой толком и не увидишь, край хочет заменить личными впечатлениями. Вместо Читы и Хабаровска - Москва и Раменское, взамен "Петротреста" - "Зенит"...

Хотеть, как известно, мало: нужно еще что-то делать. Приморье делает. Учредители "Луча" обеспечили клубу бюджет в 9,5 миллиона долларов, из которых больше половины - средства частных инвесторов.

- У нас есть люди, вложившие личные деньги в приобретение футболистов, - рассказывает Александр Костенко. Первый вице-губернатор края с августа прошлого года занимает пост председателя правления некоммерческого партнерства ФК "Луч-Энергия". - Уговорить их вкладывать деньги в инфраструктуру, не говоря уже о перелетах и сборах, сегодня сложно, но кое-что сделать удается.

-А как можно сегодня заставить бизнесмена помогать спорту? Налоговых льгот законодательством не предусмотрено, остается административный ресурс. Интересно, насколько часто вы его применяете?

- Сильная власть всегда просит редко, но когда все же обращается за поддержкой к людям бизнеса, ей обычно не отказывают.

-Кто наряду с краевой администрацией финансирует "Луч"?

- Энергетики края, порт "Восточный", многопрофильная региональная компания "В-Лазер". Их представители входят в правление клуба и влияют на принятие решений. Кроме того, я рассчитываю, что должность председателя станет сменяемой. Это позволит нам увеличить круг участников проекта, а вместе с тем и бюджет. Он только кажется большим. А ведь один выезд в европейскую часть страны стоит "Лучу" 100 - 120 тысяч долларов. Таких поездок в этом году восемь. Серьезные деньги идут и на гонорары игрокам. Мы отдаем себе отчет в том, что просто из любви к футболу во Владивосток сильные мастера не поедут.

- Предположим, "Луч" вышел в премьер-лигу. Вы готовы к тому, что там все иное - деньги, кадры, соперники? Почти все клубы элиты делают сегодня ставку на легионеров. Без них, как показывает практика, сложно выдержать конкуренцию. А кто из европейцев поедет так далеко?

- Чехи, сербы, не говоря уже о бразильцах. Они же играют в соседних Китае и Японии. Тут нет никакой проблемы. Более того, мы намерены проработать рынок Японии и Южной Кореи. Там есть неплохие игроки, которым не нужно рассказывать, где это - Владивосток.

J-ЛИГА ИЛИ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ?

-В России тоже принято считать, что это очень далеко. Вы готовы к разговорам о том, как это дорого и утомительно - летать играть в футбол к берегам Японского моря?

- Несерьезные разговоры. Если будем побеждать, они стихнут. Если окажемся слабыми, старую пластинку, конечно же, вытащат на свет. Хотя на деле это лишь средство психологического давления, не более. "Зачем нам это?" - вопрос неуместный. Раз Приморский край - часть России, и весьма важная, какие могут быть вопросы?! Если мы не нужны - скажите прямо и отпустите. В баскетболе, скажем, мы просили у федерации разрешения заявить наш клуб в Азиатскую лигу. Это сильный турнир с хорошей географией - от Японии до Индии. Много американцев. В РФБ нам сказали, что нужно думать о росте спорта в России. В футболе картина схожая. Нам дешевле играть в японской J-лиге, но ведь мы - Россия.

При всей категоричности Костенко, он прав по сути. К тому же гостям Владивостока, право, проще, чем хозяевам. Сегодня футболисты "Луча" живут в режиме вечного стресса для организма, перестраивая его биочасы каждую неделю. Соперники двух "Энергий" - из Владивостока и Хабаровска - напротив, стали отказываться от перехода на тихоокеанское время. Было забавно наблюдать, как в прошлом году игроки клуба из Нижнекамска шли на прогулку, едва в столице Приморья начиналась ночь со всеми ее соблазнами большого города. Зато клубы Татарии увезли тогда домой 7 очков из 12 возможных. В этом году "КАМАЗ" опять достойно сыграл на Дальнем Востоке. С учетом того, что командам премьер-лиги не нужно жить в Приморье по 4 - 5 дней, проводя спаренные игры, о проблеме смены часовых поясов вообще можно забыть.

ЖИЗНЬ В НЕБЕ

Труднее всего придется дублерам. Вероятно, порой им придется проводить свой матч в один день с футболистами основных составов. Значит, на поле гости будут выходить, когда в европейской части страны наступит ночь. И после длительного перелета. Скажем, год назад "Нефтехимик" и "КАМАЗ" арендовали "Ту-134". Полет в Европу занял 13,5 часа. Забрав игроков клуба из Набережных Челнов в Хабаровске, затем садились на дозаправки в Братске и Новосибирске. Татарские клубы скинулись, чтобы снизить затраты, и им тот перелет обошелся в 1 600 000 рублей.

Провести полсуток в воздухе - занятие не из приятных, но раз в год выдержать можно. Игроки и тренеры "Луча" занимаются этим намного чаще. Когда команда играет в европейской части страны, она добирается до Москвы рейсовым самолетом. Потом пересаживается в арендованный борт. Налет часов - как у профессиональных летчиков, расходы - не копеечные. Для "Луча", право, будет дешевле играть в премьер-лиге. И проще. Это тоже причина, которая заставляет учредителей клуба ставить перед командой максимальные задачи. Но не главная.

ДРОЖЖИ УСПЕХА

Главное - это желание догнать время. Приморье, долго напоминавшее оживший вулкан, сегодня учится просто жить. Переболев политикой, небедный регион занялся делом. Судя по тому, что в аэропорт Кневичи только из Москвы летает пять авиакомпаний, деловая жизнь Приморского края бьет ключом. На бизнес-дрожжах и поднимается тесто спортивного бума в регионе. "Лучом" ведь дело не ограничивается. По словам Костенко, мотоклуб "Восток" - двукратный чемпион СССР, одиннадцатикратный призер союзного и российского чемпионатов по спидвею - за три года должен стать лучшей командой страны.

А футбол, одно время оказавшийся во Владивостоке в заложниках у политики, едва его не сгубившей, сегодня просто игра. Она собирает почти полный стадион, а в VIP-ложе губернатор, его замы и местная бизнес-элита, срывая голоса, искренне, почти по-детски, переживают за свою команду. Тем более что она побеждает.

ТИГРЫ БОСФОРА

Возможно, "Химки" и "Кубань" обладают более яркими исполнителями, "КАМАЗ" гораздо более сыгран, зато стремлением добиться цели "Луч" превосходит абсолютно всех конкурентов. Характер такой. Тигриный. Именно тигр украшает гербы Владивостока и Приморского края, став этой зимой еще и символом футбольного клуба. Получилось удачно.

Во-первых, красиво: тигр - это вам не бегущий куда-то вдаль в лучах закатного солнца футболист, красовавшийся на старом клубном "гербе". Во-вторых, с появлением у "Луча" тигриной символики команда рассвирепела. Прямо-таки рвет и мечет. Дома "Луч" отпустил с миром "Кубань", "Анжи" и курский "Авангард". Если новых очковых потерь на родном стадионе "Луч" в этом году избежит, то десяти домашних побед наверняка хватит, чтобы решить задачу повышения в классе.

Назовут ли тогда благодарные болельщики именем Сергея Павлова хотя бы переулок в столице Приморья, пока неясно. Хотя шансы есть. Город явно болен большим футболом, а триумфаторов, как известно, везде и всегда готовы носить на руках.

А пока созданная Павловым команда играет на радость городу Босфора Восточного - пролива, по которому в бухту Золотой Рог идут корабли.

ПРИВЕТ ОТ БУБКИ

Пусть город-порт премьер-лигой грезит, но готово ли к этому футбольное хозяйство Владивостока?! Если честно - не совсем. Скажем, стадион "Динамо" был построен вообще-то не для футбола. К Сеулу-88 возвели арену для звездной сборной легкоатлетов. Бубка и К° уехали, а две трибуны, забор, мини-отель и табло у кромки бухты Спортивная остались. Впрочем, как и недоделки. Мачт освещения нет, поле тоже оставляет желать лучшего, хотя Павлов бьется за его качество, не жалея сил. Ему говорят, что эти проблемы клуб решит за зиму - лишь бы команда вышла наверх.

Похоже, не врут. По словам спортивного директора приморцев Олега Флегонтова - главного ветерана клубного офиса, с лета 2000-го работающего в "Луче", - за последние два года клуб сделал для своего развития больше, чем за десять предыдущих. Двухэтажным офисом, из окон которого открывается красивейший вид на Тихий океан, владивостокцы обзавелись в позапрошлом году. Прежде "Луч" мыкался, время от времени переезжая. Теперь с этим покончено.

На стадионе "Юность", прямо под клубными окнами, укладывают искусственный газон - подарок Романа Абрамовича. На базе команды, построенной лет 25 назад, сделали ремонт, уложив попутно еще одно синтетическое поле. Благо было где - некогда в районе Седанки, где квартирует команда, располагался старый аэропорт.

А теперь из этого курортного района Владивостока взлетает "Луч". Клуб, который твердо намерен расширить географию российского футбола.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Владивосток - Саратов