Газета Спорт-Экспресс № 102 (3780) от 10 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

10 мая 2005

10 мая 2005 | Хроника

ХРОНИКА

СТАРШИНА Алексей ВАНИН

Родился 9 января 1925 года. Мастер спорта по классической борьбе. Серебряный призер чемпионатов СССР 1956 и 1959 годов, бронзовый - 1955 и 1960 годов. Заслуженный артист России.

Солдат Ванин прошел всю войну - от Калининского фронта до Эльбы, где состоялась легендарная встреча советских и американских войск, ставшая символом окончания Второй мировой.

Борец Ванин 12 лет входил в сборную Советского Союза, неоднократно выигрывал первенства Москвы и Вооруженных сил, четыре раза был призером чемпионатов СССР в полутяжелом весе.

За плечами заслуженного артиста России Ванина 80 ролей в кино, среди них - "Чемпион мира", "Калина красная", "Они сражались за Родину". Более молодое поколение наверняка помнит его по эпизоду в "Джентльменах удачи". Это он со словами: "Я же тебе говорил, что завязал" - спускает с лестницы беднягу лже-Доцента.

А еще он прекрасно рисует. Дома у Алексея Захаровича все стены увешаны его работами. Тут и милые пейзажи родного Алтая, и портрет Василия Шукшина, с которым Ванина связывала давняя дружба. Такая удивительная судьба.

- На фронт я ушел добровольцем в 17, приписав себе год, - рассказывает Ванин. - У меня родственник работал в паспортном столе. Пришел к нему и говорю: "Скоро в армию идти, а метрику потерял. Помогите документы восстановить". И назвал ему другую дату рождения - 13 февраля 1924-го. На самом-то деле родился я 9 января 1925-го, но по паспорту с тех пор на год старше.

В Сталинской сибирской добровольческой дивизии его зачислили в снайперы и направили на Калининский фронт.

- Стрелять я умел, благо с батей часто в лес выбирались поохотиться. В дивизии нас, новобранцев, сразу повезли на стрельбище. Я с одним парнем разделил первое-второе места. "Все, - сказали мне, - снайпером будешь". Однако человека убить - это, брат, не шутка. Отчетливо помню, как своего первого немца держал на прицеле, только курок спустить оставалось. Меня в тот момент так затрясло, что выстрелить не смог. Конечно, чувство это быстро ушло. Война все-таки. Вскоре с винтовкой к нейтральной полосе выдвигался уже как на охоту.

Ванин не являлся офицером, и после контузии его из госпиталя направили в новую часть. Там, услыхав, что он неплохо рисует, определили в дивизионную разведку. Глядя в стереотрубу, Ванин карандашом делал наброски местности - где минометные расчеты противника стоят, где проволочные заграждения.

Несколько раз он был на волосок от смерти. Однажды вышел из землянки воздухом подышать, а через минуту прямиком в нее угодил снаряд. На куски разнесло и землянку, и всех, кто там был. Мог Ванин погибнуть и на минном поле, через которое по неведению повел его роту командир.

- Бывают же чудеса! Представляешь, прежде чем нас заметили, мы немало успели прошагать по этому полю, но ни один солдат не подорвался. "Стойте! - внезапно заорали нам издалека. - Здесь мины!" Мы застыли на месте, боясь пошевельнуться. В итоге подоспевшие ребята из ближайшей части аккуратно вывели нас оттуда. На все воля Всевышнего... Из трех моих ранений два были тяжелыми. Особенно то, что в 43-м под Донцом получил. Немец-то как попер, все наши отступили, а я в окопе остался. Отстреливался. Мне в бедро попали. Перевязал его худо-бедно и пополз в густой траве к проволочным заграждениям. Думаю, надо поискать место, где их могло снарядом разорвать. Немцы совсем рядышком, наших раненых добивают. Как они меня не увидели... Жарища еще была страшная! У меня от потери крови галлюцинации начались. Ползу, и мне кажется, что кто-то протягивает котелок с водой. Тяну к нему руку и... утыкаюсь в землю. К вечеру отыскал-таки дырку в заграждении, дополз до своих.

На войне - как в жизни. От грустного до смешного полшага. В Польше в нейтральной зоне Ванин полез в сад за яблоками. Заметил, что на соседнем дереве кто-то копошится. "Наверное, садовник", - мелькнула мысль. Пригляделся - фриц! Тоже яблоки собирает. Пару секунд они испуганно смотрели друг на друга, потом немец погрозил Ванину пальцем. Тот в ответ показал кулак. После чего оба спрыгнули на землю и разбежались в разные стороны.

- Раньше на Девятое мая я часто ездил в Киев к ветеранам моей 5-й гвардейской армии. Но рассказывать и вспоминать о войне не любил. Слишком тяжело. Поэтому в канун 40-летия Победы написал стихотворение. Из него, мне кажется, все понятно без лишних слов:

Сутуля сгорбленные спины,

От Украины до Москвы

Через овраги и долины

Лежат продрогшие мосты.

А даль бывает так прекрасна,

Так удивительно светла,

Как будто всей России тайны

Дорога в зеркало взяла.

У Прохоровки обаяние,

У Белгорода и Орла.

Земля, взрыхленная боями,

Передо мною пролегла.

Здесь реки кровь еще не смыли,

Здесь родники слезами бьют,

Здесь каждым стебельком ковыли

Поныне мертвые встают.

И небо чистое над нами

Успокоенья не дает.

Летит и требует ответа,

И вновь и вновь нам в сердце, ветеранам, бьет.

Река течением влечет,

Я ощущаю трепет весел.

А на холмах - то дот, то дзот,

В земле таятся сорок весен.

И вдоль нейтральной полосы,

Теперь уж в речке тихой-тихой

Стекают капельки росы

С берез, увитых повиликой.

А там вдали за рядом ряд

Колючей проволоки струпья,

Деревья сумрачно стоят

С колючей проволокой на сучьях.

Им ноши той не опустить,

Проволока вросла уж в тело.

Но как деревьям объяснишь,

Что канонада отгремела?

А может, лес меня мудрей

И бдительней стоит на страже

Исконных наших рубежей,

Пропавших копотью и сажей.

Его дебютом в кино стал фильм "Чемпион мира", который вышел на экраны полвека назад. Претендентов на главную роль Ильи Громова, деревенского кузнеца, ставшего знаменитым спортсменом, было три десятка человек - и профессиональные актеры, и настоящие борцы. Первые отпали быстро. "Легче борца научить целоваться, чем актера бороться", - объявил после нескольких кинопроб сценарист фильма Валентин Ежов. А на фоне коллег Ванин помимо стати выделялся обаянием и природной артистичностью, что и предопределило выбор в его пользу.

Кинолента имела оглушительный успех, Ванина начали приглашать другие режиссеры. На съемках "Золотого эшелона" он познакомился со своим великим земляком Василием Шукшиным, у которого затем играл во всех его картинах.

Не забывают Алексея Захаровича и борцы. С 1998 года в Подмосковье проходит международный юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Алексея Ванина. Вместе со спортивными наградами мальчишкам там вручают кассеты с фильмом. Каким? Конечно, "Чемпион мира"!