Газета Спорт-Экспресс № 202 (3580) от 4 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

4 сентября 2004

4 сентября 2004 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. Отборочный турнир

ТРИНАДЦАТЬ - ЧИСЛО СЧАСТЛИВОЕ?

Сегодня наша сборная в тринадцатый раз стартует в мировом первенстве. Чем не повод, чтобы вспомнить о двенадцати предыдущих и прежде всего первом, 47-летней давности, ради которого, собственно, и затеял разговор. Как это ни покажется парадоксальным, в игре добротной, убедительной, победной мы дважды стояли на проигрыш. Об этом вряд ли кому сегодня известно. Сам узнал не так давно, в обозримом прошлом благодаря счастливо обнаруженным в закромах Госархива РФ документам, укрытым от постороннего взора. Для читателей "СЭ" секретов не держим, и в скором времени открою завесу - препровожу в закулисье. Сразу после небольшой преамбулы.

С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ

Вступив в 1946 году в ФИФА, мы совершили две безуспешные попытки сыграть в мировых чемпионатах 1950 и 1954 годов. Футболисты рвались в бой. Высшее спортивное руководство, боясь гнева начальства партийного, требовавшего непременной победы, гарантировать успех не решалось, из-за чего гамлетовский вопрос "быть или не быть", не успев родиться, погибал во чреве.

В середине 50-х в СССР сложилась довольно сильная сборная, возможно, сильнейшая в отечественной истории. Она успешно тягалась с сильными мира футбольного. Дважды, дома и в гостях, положила на лопатки формального чемпиона мира - сборную ФРГ, а с некоронованным чемпионом планеты - венгерским Dream Team - играла на равных. Перспективы обрисовывались радужные. Такую команду показывать миру было не стыдно. Если не победу, то место на пьедестале гарантировали (кто мог знать тогда, что за несколько дней до начала ЧМ-58 лишимся сильнейших игроков - Стрельцова, Татушина, Огонькова и капитана команды Нетто, поехавшего в Швецию с серьезнейшей травмой). Получив со Старой площади добро, тут же известили ФИФА о своем участии в мировом чемпионате.

Жребий был к новичкам снисходителен, поместив их в отборочной группе со скромной, по европейским меркам, польской сборной и никакой Финляндией: в Хельсинки наши ребята раздели финнов перед их собственной публикой донага - 10:0. Правда, с поляками советская команда, закамуфлированная под сборную Москвы, играла натужно: в четырех встречах на своем поле в 52-м и 54-м поделила поровну победы и мячи. С тех пор сборная обновилась, значительно усилилась, но опасения оставались. Тому свидетельство долгие, нудные переговоры между футбольными чинушами двух стран. Начались они весной 56-го, сразу после жеребьевки в Цюрихе, и продолжались более полугода.

Центральная тема переговоров-препирательств - время проведения двух отборочных матчей. При идентичности внутреннего календаря проблемы исключались. Но то был иной случай. Польский чемпионат осенне-весеннего разлива. Наши, как и труженики села, начинали бороздить поля ранней весной и набирали силу, созревали, согласно законам природы, ближе к осени. Польская сторона, представленная ответственным работником национальной федерации футбола паном Рыльски, на протяжении полугода испытывала жесточайший прессинг со стороны начальника Управления футбола СССР товарища Антипенка. Он навязывал соперникам совершенно неприемлемые для них сроки: первая встреча - в Москве в середине июля (разгар каникул у польских футболистов), вторая - в Польше в августе, то есть до начала национального первенства. Оппоненты настаивали на мае и октябре. Первую дату Антипенок отверг безоговорочно. "Мы только в мае начинаем игры чемпионата СССР, - писал он своему коллеге. - С товарищеским приветом".

Трудно представить, что испытывал пан Рыльски, столкнувшись со столь беззастенчивым, бесстыдным измывательством над истиной. Польские товарищи не могли не знать, что не первый год футбольный сезон в СССР начинался в апреле (а в 57-м начали необычайно рано - в конце марта, и к первой игре с поляками были сыграны почти все матчи первого круга и несколько второго). После долгих дискуссий обе стороны пошли на компромисс: 23 июня игра в СССР, ответная - 20 октября в Польше.

Сумел-таки Валентин Антипенок переиграть своего визави, вынудив поляков сыграть во время отпуска, а октябрь был отнюдь не худший для нас вариант. Еще до игры мы получили небольшое преимущество.

В московской встрече наши ребята превосходили поляков по всем статьям. Уже на 10-й минуте реактивный правый край Борис Татушин забил первый, стало быть, исторический гол советской сборной в матчах мирового первенства. После перерыва одноклубники Татушина по "Спартаку" Никита Симонян и Анатолий Ильин добавили еще пару мячей. Дебют оказался удачным - 3:0. Довольные покидали трибуны Лужников зрители, собралось их более ста тысяч. Были счастливы и миллионы радиослушателей, внимавшие эмоциональному репортажу не умевшего скрывать своих чувств Николая Озерова. Никто из них не догадывался, какая опасность нависла над советской командой. У деятелей ФИФА было два веских основания аннулировать результат игры и засчитать сборной СССР поражение.

ОСНОВАНИЕ ПЕРВОЕ

Нет нужды объяснять, какие последуют санкции за участие в матче незаявленного игрока. Во встрече СССР - Польша в составе советской сборной играли 11 (ОДИННАДЦАТЬ) незаявленных футболистов!!! Невероятно, но факт. Есть тому документальное подтверждение.

26 июня 1957 года, через три дня после игры, генсек ФИФА Гассманн отправил телеграмму в Секцию футбола СССР:

"Чемпионат мира - Кубок Жюля Римэ

Предварительная игра СССР - Польша 23 июня 1957 г.

Господин Генеральный Секретарь, сообщаем, что Ваша Секция не представила список 22 игроков, которые были назначены участвовать в вышеуказанном матче.

Обращаем Ваше внимание на статью 18, пункт 2 Положения, по которой проходил этот матч, и мы просим Вас в будущем строго придерживаться этих предписаний. Примите, господин Генеральный Секретарь, выражения наилучших чувств".

Удивительна реакция неуступчивых педантичных седовласых старцев из ФИФА на грубое нарушение одного из основополагающих пунктов Положения. Имея юридическое основание применить к нарушителям жесткие санкции, они ограничились отеческим внушением.

В физкультверхах после получения депеши из Цюриха возникла легкая паника с примесью изрядной доли раздражения. Начальник иностранного отдела Комитета физкультуры Песляк пишет 4 июля своему заму Чубарову: "В чем дело? Прикажите т. Антипенок ответить". В тот же день Чубаров перепоручил распоряжение шефа своему подчиненному - Державину: "Срочно ознакомить тов. Антипенок. Нужно направить список 22 игроков в матче с Польшей и Финляндией".

С Антипенка стружку сняли. Не без этого. В считаные дни он задним числом оформил заявку на сыгранную с поляками встречу и заблаговременно, за 17 дней (последний срок - 10 дней до игры) до московского матча с финнами, отправил в ФИФА список советских футболистов. Но перед ответной встречей в Хельсинки снова расслабился и в последний момент - 5 августа (игра состоялась 15 августа) - перед заключительным ударом гонга послал в штаб-квартиру ФИФА такую вот телеграмму: "Заявленный список футболистов на игру 27 июля остается без изменений на игру в Хельсинки 15 августа. С уважением, Антипенок".

То есть формально заявку он снова не подал, поленился переписать, предложив господам иностранцам поискать предыдущую. Неслыханная дерзость. И на сей раз пронесло.

Наверняка вы заметили, что ФИФА обращалась к Секции футбола и ее председателю - Пранаткину, а отвечал начальник Управления футбола Антипенок. Обязан прояснить ситуацию.

Советский футбол в ФИФА представляла Секция (с мая 1959 года - Федерация) футбола СССР, а ее председатель Валентин Гранаткин много лет занимал должность вице-президента Международной футбольной ассоциации. У нас в стране Секцию, организацию общественную, не имевшую политического веса, ни во что не ставили. Ее деятельность по организации футбольной жизни, важнейшие решения, постановления легко могли, мягко говоря, скорректировать деятели разного уровня из спортивной, профсоюзной, комсомольской, не говоря уже о партийной, инстанций.

Валентин Александрович Гранаткин, человек деятельный, умный, грамотный, прожил в футболе не один десяток лет и как вице-президент ФИФА отлично знал утвержденные ею правила. Возьмись он за дело, не возникло бы никаких осложнений. Но Комитет возложил ответственную миссию на Управление футбола. Что из этого вышло, вы знаете.

ОСНОВАНИЕ ВТОРОЕ

День игры с поляками выдался погожий. Но во время матча небо заволокло тучами, видимость заметно ухудшилась. В начале второго тайма на стадионе включили прожектора. Включили неожиданно - для поляков и представителей ФИФА. В это время Симонян забил второй гол. Вопрос об электрическом освещении должен был оговариваться до игры, а решение, то или иное, принималось только при обоюдном согласии сторон. Этого сделано не было, что явилось еще одним грубым нарушением правил ФИФА.

В связи с этим 3 июля 1957 года Гассманн из Цюриха вновь пишет Пранаткину:

"Господин Президент, мы имеем честь сообщить Вам, что в своем отчете об указанном матче арбитр Клаф сделал следующие замечания: "Матч начался вовремя. После 52 минут игры видимость стала довольно плохой, и дирекция стадиона включила искусственный свет на восемь минут, во время которых был забит второй гол.

После игры представители Польши заявили, что они считают, что это было сделано неправильно, без консультации с ними, но они также заявили, что не будут подавать протеста. Я должен согласиться, что это действие не оказало влияния на результат и не является нарушением со стороны русской футбольной федерации, а только со стороны служащих стадиона, подчинившихся крикам публики, и я очень сочувствую русским официальным лицам, которые были искренни в своих извинениях за случившееся, за что они как федерация не несут ответственности".

Учитывая, что речь идет, видимо, о недоразумении со стороны служащего, который действовал вразрез указаниям вашей федерации, мы обращаем Ваше внимание на то, что такой инцидент мог быть рассмотрен как нарушение хода игры.

Просим верить в наши особые чувства.

К. Гассманн

Генеральный секретарь ФИФА".

В этом инциденте мне кажется очевидной вина администрации Лужников. Присутствовавший на игре Гранаткин распорядиться не мог, так как знал о последствиях. Предостеречь осветителей до игры следовало бы. Возможно, благодаря оперативному вмешательству Гранаткина и погасили прожектора.

Как бы то ни было, сборная вторично оказалась на грани поражения. Благо поляки, по собственной инициативе или под нажимом извне, не стали подавать официальный протест. В противном случае английский арбитр представил бы рапорт в иной тональности. Но и без того ФИФА при желании могла власть употребить, если бы расценила случившееся как, цитирую Гассманна, "нарушение хода игры". Тем более что пока горел свет, поляки пропустили второй гол.

Но и в этом случае деятели ФИФА отнеслись к нашим шалостям снисходительно. Мы не устаем (порой небезосновательно) жаловаться на несправедливое к нам отношение со стороны международных футбольных организаций, а тут пример иного, противоположного свойства. Мне кажется, был сделан реверанс Гранаткину. Он пользовался в высших международных футбольных сферах не мнимым, надуманным, а истинным авторитетом. В ФИФА ценили его высокий профессионализм, деловые и человеческие качества. Там наверняка знали или догадывались об унизительном, бесправном положении в СССР футбольной секции и ее председателя и были уверены, что вины Секции и, в частности, Гранаткина в двух грубейших промашках нет. Это нас и спасло.

Вот так, минуя опасные подводные рифы, невидимые миллионам болельщиков, советская сборная успешно дебютировала в мировом чемпионате и через год благополучно достигла берегов Балтики.

Засим обширная историческая часть завершается и плавно переходит в область статистическую.

ЦИФРЫ - ЗА НАС

Перед вами перечень 12 стартовых матчей нашей сборной в чемпионатах мира со всеми необходимыми причиндалами. Их немного, и любой желающий без моей помощи легко обнаружит, что более всего (три раза) мы начинали с Исландией; трижды дебютировали под предводительством Гавриила Качалина и ни разу его не огорчили - сыграли под ноль; пропустив первыми, не выигрывали (+0=1-2), а первый наш гол во всех восьми случаях оборачивался победой; сделано два дубля (Валентин Иванов и Юрий Никифоров), в двух стартовых матчах забивал только Владимир Бесчастных...

И итог неплохой: +8=2-2, 18-5. Полновесная "четверка". Но складывается общий балл из "троечки" на выезде (+2=2-2, 4-4) и полновесной "пятерки" дома, где сыграли без единой помарки.

Сегодня - 13-й старт. Зловещее число не должно испортить праздника. Цифры за нас. Во-первых, в Москве одержано шесть побед в шести матчах, 14 мячей забито и только один (около 40 лет назад) пропущен - стопроцентный результат! Если брать отдельно игры сборной России, стартовала она трижды и каждый раз, невзирая на поле, побеждала с великолепной общей разностью 6-0. И это - во-вторых. Цифры-исполины, цифры-красавцы. Нынешний тренер получил от предшественников богатое наследство - два полотна-шедевра. Как же надо стараться, чтобы не испортить это великолепие неосторожным, небрежным мазком. Улучшать - сколько угодно: совершенству нет предела. Вы согласны, Георгий Александрович? Вам слово, то бишь и кисть в руки.

Аксель ВАРТАНЯН

КАК НАША СБОРНАЯ НАЧИНАЛА ОТБОРОЧНЫЕ ТУРНИРЫ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

Дата

Город

Соперник

Судья

Счет

Тренер

Наши голы

Голы соперников

23.06.57

Москва

Польша

Клаф Англия

3:0

Качалин

Татушин (10), Симонян (57), А. Ильин (77)

-

18.06.61

Москва

Турция

Хирвиниеми Финляндия

1:0

Качалин

Воронин (20)

-

23.05.65

Москва

Греция

Бейар Финляндия

3:1

Морозов

Б. Казаков (14), В. Иванов (71, 83)

Папайоанну (60)

10.09.69

Белфаст

Сев. Ирландия

Китабджан Франция

0:0

Качалин

-

-

13.10.72

Париж

Франция

Шойрер Швейцария

0:1

Пономарев

-

Берета (60)

24.04.77

Москва

Греция

Дюбаш Швейцария

2:0

Симонян

Коньков (26), Кипиани (77)

-

03.09.80

Рейкьявик

Исландия

Донелли Сев. Ирландия

2:1

Бесков

Гаврилов (35), Андреев (80)

Свейнссон (74)

12.09.84

Дублин

Ирландия

Кейзер Голландия

0:1

Малофеев

-

Уолш (64)

31.08.88

Рейкьявик

Исландия

Снодди Сев. Ирландия

1:1

Лобановский

Литовченко (75)

Гретарссон (10)

14.10.92

Москва

Исландия

Спасов Болгария

1:0

Садырин

Юран (65)

-

01.09.96

Москва

Кипр

Нильссон Швеция

4:0

Игнатьев

Никифоров (7, 50), Колыванов (34), Бесчастных (82)

-

02.09.2000

Цюрих

Швейцария

Милтон-Нильсен Дания

1:0

Романцев

Бесчастных (73)

-

04.09.2004

Москва

Словакия

Мехуто Гонсалес Испания

?

Ярцев