Газета Спорт-Экспресс № 88 (3466) от 21 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

21 апреля 2004

21 апреля 2004 | Теннис

ТЕННИС

FED CUP. 1/8 финала. РОССИЯ - АВСТРАЛИЯ

Марина МОСЯКОВА: "МЫСКИНА - КЛАССНАЯ ФУТБОЛИСТКА"

В ближайшие выходные в Москве на Малой спортивной арене в Лужниках пройдет матч первого круга Fed Cup-2004 Россия - Австралия. Готовиться к нему лидеру российской команды Анастасии Мыскиной помогала ее постоянный тренер по ОФП Марина Мосякова, в прошлом рекордсменка мира, чемпионка Европы и СССР по легкой атлетике.

КОРОННАЯ 200-метровка

- В спортивном мире вы больше известны под фамилией Сидорова. Часто вспоминаете те годы, когда диктор объявлял об очередной вашей победе на беговой дорожке?

- Лишь когда смотрю соревнования легкоатлетов по телевизору. Некоторые результаты с тех времен не сильно изменились. Коронная дистанция у меня была 200 м, и, когда сейчас вижу забег на ней, хочется самой выйти на старт.

- Наверное, понравилось выступление российской женской сборной на недавнем чемпионате мира в зале?

- Да. И взаимоотношения всех наших бегуний в команде тоже пришлись по душе. Легкая атлетика - трудный вид спорта, в котором надо помогать друг другу.

- Какое у вас осталось самое памятное воспоминание о спортивной жизни?

- В молодости вообще всегда все прекрасно. Сейчас эти годы кажутся лучшими в жизни.

- А какая победа наиболее памятна?

- В свое время я перенесла тяжелую операцию на ноге: хрящи, мениск, связки - все было повреждено. Врачи даже говорили, что не смогу бегать. Но я сумела после этого выиграть первенство СССР и установила рекорд страны - 22,72, который простоял почти пять лет. Этот результат дался мне очень тяжело, работала как зверь. А когда сезон закончился, пришлось снова делать операцию, так как слишком рано начала тренироваться, меры не знала.

- Это хорошо в спорте или нет?

- Рядом с тобой постоянно должен быть умный человек, который может вовремя и правильно что-то подсказать. У меня же тренер жил в Москве, а я ленинградка. Ездила туда-сюда, было тяжело. Да еще сама перерабатывала.

ДЕМЕНТЬЕВА - УНИКАЛЬНАЯ ДОЧЬ

- А почему вам приходилось тренироваться в Москве? Ведь ваш отец - заслуженный тренер СССР Григорий Никифоров, который подготовил олимпийских чемпионов Владимира Куца, Петра Болотникова...

- У меня не только папа, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, но и мама, Валентина Ивановна, заслуженный тренер. Ей 82 года, однако она до сих пор работает в спортшколе, воспитала двух чемпионов России. Но я почему-то не могла даже представить себе, чтобы папа работал со мной, хотя знала, что он великий тренер. Только теперь понимаю, какую промашку дала. Но тогда, даже если он всего лишь присутствовал на моей тренировке, мне было неловко. С чем это было связано, не знаю. В конце моей карьеры папа мне давал много советов, ездил со мной на соревнования, переживал. В последний год его жизни я приняла участие в мюнхенской Олимпиаде. Каким это было для него подарком, как он за меня радовался!

- Дочку свою не пробовали тренировать?

- Она тоже не смогла у родителей заниматься. Ведь тренировка - это постоянно конфликтная ситуация, и дочь могла огрызнуться, а то и послать...

- Можно вспомнить и, мягко говоря, сложные отношения дочки-теннисистки Мартины Хингис с мамой-тренером Мелани Молитор или Дженнифер Каприати с тренером-отцом Стефани Каприати. А вот пример прямо противоположный - Елена Дементьева и ее мама Вера Семеновна, которые все время вместе.

- Такое отношение к матери, как у Лены, бывает в одном случае из ста. Рауза Исланова тоже могла своих сына и дочь (Марата и Динару Сафиных. - Е.Р.) заставить слушаться, но это ей ох как непросто давалось... Если есть хороший специалист, то родителям лучше не тренировать своих детей. Или мама - или тренер. Моей наставницей, к которой я постоянно моталась в Москву, была Зоя Евсеевна Петрова, просто супертренер. Между прочим, Настя Капачинская ведь у нее стала мастером спорта, только никто об этом почему-то не говорит.

КЛИПСА-ТАЛИСМАН

- Для меня стало откровением, что вы были рекордсменкой мира в беге на 400 м с барьерами.

- В юношеском возрасте я здорово бегала барьерную 100-метровку, была чемпионкой страны. А однажды мне приснилось, что я бегу 400 м с барьерами. Наяву с первой попытки и установила тот рекорд. Он, правда, простоял всего месяц.

- Помните, как вас объявляли дикторы на стадионах: "Девушка с ромашкой"?

- У меня сохранился журнал с моей фотографией на обложке - я с ромашкой в волосах. Это были клипсы, но одну я потеряла, и ту, которая осталась, решила использовать в качестве заколки для волос. Вроде хорошо получилось. Так потом все время с ней и бегала - она стала моим талисманом.

- У спортсменов, я знаю, вообще тяга к различным талисманам, приметам...

- Я в этом плане не была исключением. Но у меня они иногда не срабатывали. Например, накануне соревнований смотрю - черная кошка дорогу перешла, или домой вернулась, что-то забыв... Казалось бы, удачи не будет. А я выигрывала. Главное - фортуна должна благоволить тебе, без везения никакие талисманы и приметы не помогут.

ТЕННИСИСТАМ ПРИХОДИТСЯ ТЯЖЕЛЕЕ

- Когда заканчивали бегать, могли предположить, что ваша дальнейшая жизнь каким-то образом будет связана с теннисом?

- Когда я завершила свою спортивную карьеру, Голенко и Ольга Морозова, работавшие тогда с теннисной сборной, предложили мне взять на себя физподготовку в ней. Но я решила остаться в своем виде спорта. Почти 12 лет проработала с легкоатлетами, некоторые рекорды моих ребят до сих пор не побиты. Что же касается тенниса, то все началось, когда дочь стала заниматься в группе у Валентины Сазоновой. Та попросила меня помочь ей подтянуть у девочек ОФП. Ну и пошло-поехало...

- Вы тогда знали, что надо теннисистам от тренера по ОФП?

- О специальной работе - например, работе ног - не имела никакого представления, давала силовую и скоростную нагрузки. С тех пор теннис ушел далеко вперед, да и взгляды на ОФП поменялись.

- Если сравнить хорошо подготовленных теннисиста и легкоатлета, в чью пользу будет сравнение?

- Считаю, что теннисистам намного сложнее приходится. Им надо много различных качеств вырабатывать. Иногда на корте 3 часа, а то и больше проводить приходится, постоянно делая рывки. Тут и общая выносливость нужна, и скоростная, да еще все время концентрацию внимания сохраняй. А в легкой атлетике старт дали - и вперед.

- Как вы пришли к пониманию того, что надо теннисистам?

- Смотрела, как играют, придумывала различные упражнения. Раньше не было специальной литературы, приходилось все самой изобретать. Зато когда сейчас вижу, как делают мои упражнения, так приятно становится!..

- И сколько у вас таких изобретений?

- Начиная с 1988 года, когда мы стали вместе с мужем работать, столько всего напридумывали. Он копьеметатель, поэтому в основном для улучшения подачи упражнения подбирал.

ПРОБЕЖКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА

- Вы работали с Анной Курниковой, Михаилом Южным, Маратом Сафиным, Анастасией Мыскиной... Как они относились к ОФП?

- У меня все с удовольствием занимались, группа была сильная. Особое внимание физподготовке уделяла Рауза Исланова, она сразу попросила меня взять Марата.

- Сейчас у него новый тренер по фитнесу. Вы что-то знаете о нем?

- Знаю, что он еще и массажист. Марата это устраивает. Сафин раньше работал с моим мужем, но у того контракт с Южным, и времени на Марата не хватает.

- Не кажется вам, что травмы, преследовавшие Марата в прошлом сезоне, связаны с его недостаточной физподготовкой?

- Одно время Сафин усиленно занимался ОФП, но потом бросил, понадеявшись на авось. Однако в последние два года он вновь уделяет ОФП большое внимание. Ведь такие нагрузки, какие выпадают теннисистам в матчах, без хорошей физподготовки выдержать невозможно.

- Кроме физических нагрузок они испытывают и сильное психологическое напряжение. Можно снять его с помощью ОФП?

- Конечно, и я это практикую. Пробежки после матчей, упражнения на растягивание хорошо снимают стресс.

- С кем из ведущих мастеров вы работаете персонально?

- В данный момент - с Настей Мыскиной. Но не отказываю и другим, если просят помочь. Когда собирается национальная команда, делаю со всеми разминку, заминку, упражнения на растягивание.

- Снявшись с турнира в Майами из-за травмы, Мыскина вернулась в Москву и уделила большое внимание ОФП. Как она сейчас себя чувствует?

- В Майами у Насти заболела стопа, сейчас она подлечилась и чувствует себя нормально. Первую неделю мы занимались по полтора-два часа, уделяя внимание работе на выносливость и скоростную выносливость. Следующую неделю Настя посвятила теннису, а на физподготовке делала специальные теннисные упражнения.

- Как вы оцениваете ее состояние сейчас?

- На "четверку" - но еще есть время улучшить кондиции.

- Какой процент от общего объема тренировок занимает ОФП у теннисистов?

- Все зависит от нагрузки на корте. Если у них занятия утром и вечером, то час-полтора, а иногда и полчаса бывает. Туг надо еще и самочувствие игрока учитывать.

- Во время соревнований теннисисты обязательно занимаются ОФП?

- Я составляю им планы, советую хотя бы 15-20 минут ежедневно что-то делать. Если будешь игнорировать ОФП, в игре это сразу даст себя знать: турнира три проведешь, а на четвертый сил уже не хватает. Все время надо поддерживать тонус.

- Почему случаются травмы на занятиях по физподготовке, как недавно было у Елены Бовиной?

- Это во Франции произошло. У Лены был перелет тяжелый, утром вышла на занятия невыспавшейся, а так как она к своему делу очень серьезно относится, то иногда перерабатывает. Видимо, не сумела вовремя сказать себе: "Стоп!"

- Елене Дементьевой никак не удается наладить подачу. ОФП ей может в этом помочь?

- Мне кажется, что Лена должна прежде всего в себя поверить и тогда у нее все наладится.

- Михаил Южный сразу после своего победного матча в финале Кубка Дэвиса-2002 позвонил вашему мужу Олегу Мосякову. Какую роль сыграло ОФП в том, что Михаил сумел вытянуть тот безумный пятисетовый поединок?

- Это пусть лучше муж скажет. Знаю, что перед тем финалом они пахали утром и вечером. Миша действительно тяжелый матч спас. Ему без ОФП особенно тяжело. Ему не дано, как Сафину, брать ростом, подачей. И эти минусы он может компенсировать только физической подготовкой.

КАЧЕСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

- Многим ОФП не нравится из-за того, что это тяжело и монотонно. Какие-то эмоциональные моменты на занятиях по физподготовке присутствуют?

- А как же? Можно и повеселиться, и в футбол поиграть. Стараюсь подмечать настроение учеников и в случае необходимости даю им не очень нужное упражнение, но которое отвлекает, заводит. А еще могу сказать: пробежишь два раза с таким-то результатом - больше бегать не будешь. Потому что лучше сделать два раза хорошо, чем пять - кое-как.

- Когда ваши ученики играют в теннис, свои ошибки видите?

- Дело в том, что я с ними на турниры не езжу. Думаю, могла бы и во время матча чем-то помочь. Скажем, та же Мыскина все мои советы впитывает как губка.

- Любимые упражнения у теннисистов есть?

- Конечно, и маленькие, и взрослые очень любят разминку с теннисными мячами. С набивным мячом с удовольствием работают. Тренажеры кажутся им более нудными. Обожают футбол. Между прочим, Настя классно в него играет.

- Не боитесь, что травму при этом получит? А то Южный как-то сыграл в футбол во время турнира в Англии, так пришлось с соревнований сниматься из-за повреждения.

- Между собой ребята аккуратно играют А вот недавно в Таиланде во время такого футбольного матча моему мужу изрядно досталось - игроки стараются побить "чужих".

- Тренер по ОФП и теннисный наставник связь друг с другом поддерживают?

- Конечно. Если теннисный специалист болеет за своего подопечного, он должен следить и за его физподготовкой.

- Как же вы объясняетесь с тренером Мыскиной Йенсом Герлахом, который не говорит по-русски?

- Через Настю. К тому же Йенс видит, что она меня слушается, и полностью мне доверяет.

- Какие с точки зрения физподготовки наиболее уязвимые места у теннисистов?

- Стопы, плечи, локти, кисти. И укреплять их надо, как только ребенок взял в руки ракетку. Не понимаю тех теннисных тренеров, которые делают упор лишь на технику, игнорируя ОФП. Ведь успех в теннисе наполовину от нее зависит.

- Сами играете в теннис?

- В молодости училась, очень нравилось и довольно неплохо получалось. Но после всех операций на ноге бегать трудно стало.

- А как форму поддерживаете?

- Занимаюсь с набивными мячами. Двухкилограммовый кидаю наравне с учениками. Ну почти... На тренажеры вместе с ними хожу, кросс бегаю.

- Обгоняете их на дистанции?

- Нет. Уже нет. А если мне все-таки кто-то проигрывает, начинаю страшно гонять его.

Елена РЕРИХ