Газета Спорт-Экспресс № 45 (3132) от 28 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

28 февраля 2003

28 февраля 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

ВОЙНЫ В АТЛАНТЕ И В ПИТЕРЕ

Последние недели в российской хоккейной суперлиге прошли под знаком питерского рекорда посещаемости всех времен - на матч СКА - "Спартак" пришли 12 с лишним тысяч зрителей.

Честное слово, эти цифры выглядят внушительно, даже если оценивать их с высоты НХЛовских 20-тысячных трибун! Тем более что в этом заокеанском сезоне - словно на контрасте с суперлигой - трибуны эти заполняются отнюдь не регулярно. Характерные цифры: в последнем российском туре аншлаги были зафиксированы на шести матчах из девяти (67 процентов), тогда как за океаном этот показатель в два раза ниже.

Нет спору, сравнивать преимущественно двух-пятитысячные российские стадиончики с заокеанскими дворцами не совсем корректно. Как нельзя и сопоставлять цены на билеты в НХЛ (10 - 250 долларов, доходы от их продажи составляют чуть ли не половину годового бюджета клуба) и в суперлиге (2-10 долларов, 1 - 3 процента бюджета).

В свете санкт-петербургского нашествия напрашивается другая параллель. В истории НХЛ припоминаю лишь два случая, когда народ вдруг начинал валом валить на игры команды, занимающей "надцатое" место.

Впервые подобное произошло в середине 90-х годов, когда жители флоридского городка Сент-Питерсберг неожиданно влюбились в клуб "Тампа-Бэй Лайтнинг" и на протяжении серии матчей стабильно устанавливали рекорд посещаемости всех времен - 27 227 зрителей.

Второй случай произошел едва ли не одновременно с питерским. Несколько недель назад в худшей команде НХЛ "Атланта Трэшерз" сменился тренер, после чего местные вундеркинды Ковальчук и Хитли воспрянули ото сна и начали побеждать всех подряд. Как результат, на матчи "Дятлов" в "Филипс Арене" теперь стабильно приходят под 20 тысяч зрителей.

Надо сказать, что в НХЛ прекрасно понимают: самое сложное - не поднять волну, а удержать ее и даже усилить. Потому в той же Атланте, как рассказал приехавший на днях в Москву корреспондент "СЭ" в этом городе Павел Стрижевский, идут на всяческие ухищрения. Болельщика там не то что заманивают на стадион - за него ведут настоящую войну! Ухаживания организаторов начинаются уже на выходе со станции атлантского метро с патетическим названием "Здание мирового конгресса", где толпам болельщиков предоставляется зеленая улица. Первые семь тысяч зрителей бесплатно получают специальные сувениры - китайских болванчиков (в Северной Америке они называются "бабблхэд") с изображением Ковальчука, Хитли, Козлова и других ведущих "Дятлов". И наконец, каждый посетитель арены получает красочный магнитный календарь матчей "Трэшерз" на весь сезон. Кроме того, въедливые организаторы установили, что на матчи в Атланте собирается самый молодой зритель в НХЛ, а потому во время пауз его ублажают современной рок-музыкой.

Увы, у нас ухаживать за болельщиком и досконально изучать его вкусы пока не принято. Во всяком случае, в том же питерском Ледовом дворце с сувенирами большие проблемы - например, китайских болванчиков в виде тренера Михайлова или вратаря Наумова днем с огнем не сыщешь. А расположенную поблизости станцию метро "Проспект большевиков" роднит с атлантской остановкой "Здание мирового конгресса" разве что пафосность и безвкусие названия.

А то, что ближайшие матчи СКА перенесены из 12-тысячного дворца в двухтысячную, извините за выражение, хибару, нельзя оценить иначе как издевательством над здравым смыслом. Словом, в Атланте и Питере ведут разные войны: одни - за зрителя, другие - против него.