Газета Спорт-Экспресс № 243 (3035) от 24 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

24 октября 2002

24 октября 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Жерар УЛЬЕ

РУССКИЕ, СТАНОВИТЕСЬ СИЛЬНЕЕ И ОБЫГРЫВАЙТЕ НАС!
БОЮСЬ, ЭТО СЛУЧИТСЯ СОВСЕМ СКОРО...

ДОСЬЕ "СЭ"

Жерар УЛЬЕ

Родился 3 сентября 1947 года в Теруанне (Франция).

Тренировал клуб третьего французского дивизиона "Ноэ ле Мин" (1976-82), "Ланс" (1982-85), "ПСЖ" (1985-88).

С 1988 года - технический директор сборной Франции.

1992-93 - тренер сборной Франции.

В 1996-97 годах тренировал юношеские сборные Франции.

В 1998 году назначен тренером "Ливерпуля".

С "ПСЖ" в 1986 году выиграл чемпионат Франции, с "Ливерпулем" в 2001 году - Кубок УЕФА, Суперкубок УЕФА, Кубок Англии, Кубок английской лиги, Суперкубок Англии.

Взять интервью у Жерара Улье оказалось делом непростым. Еще в аэропорту в день прибытия команды в Москву я попытался договориться с ним и с пресс-атташе клуба Ианом Коттоном, но получил вежливый отказ.

- До матча - только официальная пресс-конференция, - сказал Коттон. - Вот после игры - другое дело. И, конечно, многое зависит от того, как она закончится.

В отличие от большинства команд, приезжающих в Россию, в обратный путь "Ливерпуль" должен был пуститься вчера, в среду, а не сразу же после вторничного матча. Грех было этим не воспользоваться, и ровно в 6.30 утра (именно это время назвал мне Улье, когда завершилась послематчевая пресс-конференция) я стоял в вестибюле пятизвездного отеля Ararat Park Hyatt в ожидании мистера Коттона, который обещал провести к тренеру "Ливерпуля".

- Вы уже здесь? - поразился пресс-атташе. - Извините, но произошла ошибка. Джерард (именно так зовут Улье в Англии. - Прим. А.О.) имел в виду лондонское время. А сейчас он еще спит. Так что вам придется подождать.

Ждать пришлось достаточно долго - потому что еще была пресс-конференция Улье для английских журналистов. И наконец я задал главному тренеру "Ливерпуля" первый вопрос:

- Так по какому времени ваша команда живет в Москве?

- По лондонскому - мы к нему привыкли. Но некоторые перевели часы вперед, и в результате произошел курьезный случай - Игор Бишчан перед самым отъездом на стадион только собирался отдаться доматчевому отдыху и чуть не проспал!

- Ваши игроки дисциплинированны?

- О, да. Они настоящие профессионалы. Случай с Бишчаном - лишь смешной курьез, не более. Никто ни разу не нарушал установленный порядок - это для игроков святое.

- Как вы этого добились?

- И до моего прихода с этим все было в порядке. Профессионалы понимают, что дисциплина - обязательное составляющее успеха футбольной команды.

О "СПАРТАКЕ"

- Удивил ли вас "Спартак"?

- Честно говоря, очень. Дело не в пяти голах в первом матче - сама игра русских произвела тогда удручающее впечатление. В Москве они сыграли совсем по-другому. Причины мне неизвестны. Вообще команды из Восточной Европы загадочны - их очень трудно изучить, игроки подвержены внешним факторам больше, чем их западные коллеги, иногда ни с того ни с сего начинают рвать и метать.

- Работали ли вы с русскими игроками?

- Нет. Впрочем, однажды в Клерфонтэн привезли парня по имени Юрий. Он всех впечатлил. Но через две недели родители его забрали. Фамилии не помню. А он мог стать хорошим игроком.

- Кто вам понравился в "Спартаке"?

- Павленко. Он был лучшим в составе обеих команд. Ему, кажется, всего 17?

- Да. Не хотите его купить?

- Кто знает? В современном футболе игроки переходят из клуба в клуб со скоростью молнии.

О МОСКВЕ И РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ

- Вы в Москве не впервые - приезжали сюда в 91-м. Город сильно изменился?

- Да, очень. На этот раз мне не многое удалось повидать - все-таки времени маловато. Но тогда в России не было таких шикарных отелей, как Ararat Hyatt, а для того, чтобы найти хороший ресторан с европейской кухней, мы убили в 91-м целых два часа и то остались не очень довольны обслуживанием.

- Что еще бросается в глаза?

- То, что народ стал жить лучше. Не встретил ни одного попрошайку - они ярче всего врезались в память после первого визита. Кстати, многие предостерегали, что мы, возможно, столкнемся с расизмом - у нас в команде не меньше темнокожих игроков, чем в сборной Англии, футболистов которой в Словакии гнусно оскорбили. В Москве же к нам относились крайне вежливо. Вообще во многих отношениях Россия сделала большой шаг вперед.

- Кроме, наверное, футбола...

- Футбол не может опережать экономику. Такой парадокс был возможен только в период советской власти. Для меня до сих пор загадка, как советские футболисты играли так хорошо, почти ничего не получая взамен. Еще более удивительно то, что, приезжая на Запад, они переставали играть. Но время расставляет все по местам - Шевченко и Мостовой, например, прогрессируют постоянно и являются звездами мирового класса.

- Кто из наших футболистов вам запомнился больше всех?

- Их было так много... Но лучшими считаю Блохина, Беланова и Яшина.

ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД

- Приехав в Англию, вы заявили, что всегда мечтали тренировать английский клуб. Не лукавили?

- Нет. Как тренер я состоялся в те годы, когда в еврокубках безраздельно царствовали английские клубы. Восхищался боевым духом команд с островов - каждый футболист играл за двоих. К тому же я изучаю английский с детских лет, ездил туда постоянно на протяжении всей жизни. В общем, Англия - моя вторая родина.

- Что подвигло вас стать тренером?

- Любовь к футболу. Чувствовал, что смогу, и попробовал. С первого же дня понял, что меня ждут трудные, но счастливые дни.

- Во Франции легче было работать?

- Тренерам трудно везде. Сейчас в "Ливерпуле" мне легче, чем в 92-93 годах во Франции, когда я возглавлял сборную. Но на родине проще работать с клубами, да и журналисты не досаждают так часто.

- До прихода в "Ливерпуль" вы работали с юношескими сборными Франции. Кто из ваших воспитанников сейчас играет в известных клубах?

- Не буду произносить имен игроков, потому что не считаю себя вправе называться их "крестным отцом" в футболе. Но горжусь тем, что брак был минимальным - все, кто играл в младших сборных Франции в 96-97 годах, играют и сейчас, преимущественно в больших клубах.

- Гол Эмила Костадинова в 93-м не снится в кошмарах?

- Уже нет. Но это было верхом несправедливости. Я готовил сборную два года - какая это была команда! Один только Кантона чего стоил. Я не был виноват в том поражении от болгар, но взял вину на себя. Жаль только, что та команда фактически ушла в прошлое - многих из них мои преемники так и не взяли в сборную, хотя игроки они были классные.

(Действительно, Улье тогда сделал все, что было можно. И команда Кантона и Папена вошла в историю как одна из самых романтичных и зрелищных за последние 30 лет. Но это не помешало французам обрушиться с критикой на тренера, ехидно замечая, что преподаватель иностранных языков, конечно же, не имеет никаких шансов добиться успехов со сборной...)

"ЛИВЕРПУЛЬ"

- Какая из ваших команд была наиболее близка к идеалу?

- Сегодняшний "Ливерпуль". Хотя если бы я работал со сборной Франции еще года два, добился бы, думаю, многого. Но не буду сравнивать эти две команды. Все-таки клуб и сборная несравнимы, это две разные планеты.

- И в чем же разница?

- В "Ливерпуле" я добился взаимного доверия между игроками и тренерами. В сборной, когда у одного игрока клубные дела идут отлично, а у другого - из рук вон плохо, этого не добьешься. А игрок должен чувствовать постоянную поддержку со стороны тренера - без этого он не покажет своих лучших качеств.

Вот, например, Дэнни Мерфи. Видели, как он здорово сыграл против "Спартака" оба матча? А известно ли вам, что три года назад я от него хотел избавиться - готов был уступить за символические деньги любому. И знаете, почему не продал? Не нашел желающих! Нет, техника, скорость, отличное видение поля и тогда были при нем, но человек боялся самого себя, тренера, может, еще кого-нибудь и чего-нибудь. Позвал его и сказал: "Ты можешь многое, Дэнни. Даю тебе три матча. В случае если продолжишь действовать робко, тебя в команде не будет".

И что бы вы думали? Он преобразился и с тех пор играет в основном составе, получает в десять раз больше денег и ни разу меня не разочаровал! Горжусь им. Вот про него могу сказать, что это - мое открытие.

- Несмотря на то что в межсезонье "Ливерпуль" купил нескольких сильных игроков, состав коренным образом не поменялся, но игра стала гораздо более зрелой. Что изменилось?

- Не согласен - состав как раз потерпел кардинальные изменения. В матче с "Лидсом" в субботу на поле по сравнению с прошлым годом вышли четыре новых футболиста - Диао, Диуф, Барош и Шейру. Но вы правы: главное изменение произошло у остальных. Причина в том, что после нескольких трофеев в сезоне-2000/01 мы не выиграли ничего, но зато сделали шаг вперед в чемпионате - заняли второе место. Многие посчитали сезон успешным - не забудьте и про четвертьфинал Лиги чемпионов, где мы лишь в дополнительное время уступили "Байеру". Но футболисты поняли, что могут добиться большего, мы стали вместе искать причины неудач.

Кстати, если бы не суперигра "Арсенала" в конце прошлого сезона, "Ливерпуль" мог бы стать чемпионом "МЮ"-то мы опередили, о чем болельщики мечтали с начала 90-х. Но считаю, что в прошлом сезоне моя команда не была готова к чемпионству. Вот теперь - другое дело.

- То есть пришло время "Ливерпуля"?

- Да, на всех фронтах - теперь уже смело могу об этом говорить. Не потому, что мы дважды обыграли "Спартак" и лидируем в премьер-лиге. Команда с каждым днем становится сильнее. Это нельзя не заметить. Вот возьмем Диао, Шейру и Траоре. Это игроки резерва - играют вместо Джеррарда, Аншо и Хески. Но как играют! Не чувствую, что они слабее. Как сторонник ротации состава обещал всем, что долго на лавке никто сидеть не будет. В результате мы сохраним силы на концовку сезона - это важнейшее оружие в сегодняшнем футболе, особенно в английском.

- Похоже, Хески вы уже окончательно причислили к левым полузащитникам...

- Почему же? Эмил - универсал, каких еще поискать. В матче со "Спартаком" он не должен был выйти на поле - в последний момент мы потеряли из-за легкого недомогания Шейру, и пришлось идти ва-банк. Сыграл он плохо, что и говорить. Но ничего, главное - мы победили. А Хески себя еще покажет - и как форвард, и как левый полузащитник, и даже как правый - у него отменные задатки.

- Что скажете об Оуэне?

- Его игра сама про него говорит - мне нечего добавить.

- Это лучший игрок из тех, с которыми вы когда-либо работали?

- Чтобы никого не обидеть, скажу, что один из лучших. Больше всего мне нравится его отношение к делу - он профессионал высшей пробы. Каждый день старается улучшить игру. Например, еще год назад много писали о том, что он не умеет играть левой ногой. Майкл упорно тренировал левую ногу, бил с разных позиций, даже во время матча не перекладывал мяч на правую. И пошло - теперь об этой его слабости уже не говорят.

- Да, он вчера забил "Спартаку" левой, а еще головой и правой. Вам приходилось сталкиваться с подобным?

- Во Франции этому даже придумано название - хет-трик Платини. Мишель так же забил головой, левой и правой - это было в 1984 году на чемпионате Европы в матче Франция - Югославия. А то, что Оуэн при своем росте забивает головой, лично меня не удивляет - на тренировках он иногда выигрывает верховые дуэли даже у Хююпя, чем выводит нашего обычно хладнокровного капитана из себя (смеется). Но все ограничивается шутками.

- Имеет ли шанс Оуэн поменять звание лучшего футболиста Европы на звание лучшего в мире?

- Да, но только если "Ливерпуль" выиграет Лигу чемпионов и премьер-лигу. В противном случае его игру, какой бы хорошей она ни была, попросту не заметят.

- Вы верите в такой двойной успех?

- У нас не меньше шансов, чем у "Реала" или "Арсенала".

- Кстати, про "Арсенал" - он дважды проиграл за четыре дня, а до этого рвал всех без разбору. В данный момент "канониры" сильнее "Ливерпуля" или слабее?

- Жду не дождусь очной встречи с командой Венгера (в чемпионате команды встретятся 29 декабря. - Прим. А. О.) - вот тогда и выясним. Один матч в этом году мы им проиграли - на Charity Shield. И хоть это был первый матч сезона, "Арсенал" не дал нам показать свою игру - это Венгер умеет, спору нет.

- Известно об антагонизме между Венгером и Алексом Фергюсоном. У вас есть с кем-то из коллег натянутые отношения?

- Нет, не было и вряд ли будет. Может быть, не все меня назовут своим другом, но мы принадлежим к одной профессии, учимся друг у друга, делимся идеями - словом, мы нужны друг другу. Да и Фергюсон смягчил недавно тон высказываний о Венгере, заявив, что болеет за "Арсенал" в Лиге чемпионов. Я, кстати, тоже болею за все английские клубы в еврокубках - благодаря их достижениям в этом году мы напрямую попали в групповой этап Лиги.

- Не могу не спросить - не жалеете о том, что продали Робби Фаулера и Ника Бармби?

- Насчет Бармби жалею. Но если бы он остался, не сыграл бы до сих пор ни одного матча - Хаманн сильнее. А Робби был склонен к травмам, к тому же обижался, когда оставался на скамейке. Оуэн, будучи лучшим игроком Европы, никогда не будет ворчать, даже если оставлю его в запасе в пяти матчах подряд. На место Фаулера мы купили Бароша, а затем и Диуфа. Нам нужны были форварды, которые помогали бы Оуэну. Оба выполняют работу, которую Оуэн и сам делал - то есть забивают и постоянно терзают защиту соперника. Но вдвоем это делать легче. К тому же они здоровы в отличие от Фаулера, который с мая не сыграл ни одной игры за "Лидс".

- А о том, что не купили Ли Бойера, жалеете?

- Хмм... Трудный вопрос. Шли переговоры, он хотел получать 4,5 миллиона в год, мы предложили три. Он с гневом отверг предложение, как будто это не миллионы, а сотни. Мы тоже погорячились, отказавшись от него тут же. Он хороший игрок и в любой команде не будет лишним, в том числе и в "Ливерпуле".

ЗДОРОВЬЕ

- Год назад у вас был трудный период - операция на аортальном клапане...

- Да, тяжело пришлось.

- Как сейчас себя чувствуете?

- Отлично! Забыл обо всех проблемах с сердцем. Этим обязан футболу и той поддержке, которую получил от болельщиков, игроков, руководства клуба. Все хотели, чтобы я поскорее вернулся. Это меня вдохновило, добавило сил - как физических, так и моральных. Появились новые идеи, с которыми поделился с футболистами по возвращении. Команда, кстати, за мое отсутствие потеряла очень мало очков - мой помощник Фил Томпсон даже шутил, что мне лучше отправиться на курорт и вернуться к последнему туру.

- Что для вас значит футбол?

- Футбол - это моя жизнь.

- А что такое футбол вообще?

- Жизнь таких же людей, как и я. Вы, думаю, входите в их число, ведь вы любите футбол не меньше - иначе зачем вам было мчаться сюда в 6.30 утра?

- Спасибо. А что еще вы любите?

- Свою семью, свою команду, ее болельщиков. Я вообще очень жизнелюбивый человек - так и напишите.

Произнеся эти слова, Улье улыбнулся и извиняющимся глазом указал на автобус, в который в этот момент поднимался Салиф Диао. Мы попрощались, а на прощание француз взял бланк отеля и на обратной стороне чиркнул пару строк для читателей "СЭ" и сказал: "В прошлом году мы стали первым английским клубом, выигравшим в Киеве. Вчера мы стали первой английской командой, одолевшей в Москве "Спартак". Но Наполеона из меня не выйдет - становитесь сильнее и обыгрывайте нас. Боюсь, это случится совсем скоро..."

Арег ОГАНЕСЯН