Газета Спорт-Экспресс № 110 (2902) от 21 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

22 мая 2002

22 мая 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Дмитрий ГАЛЯМИН

РОССИЯ СИЛЬНЕЕ ТУНИСА И НИ В ЧЕМ
НЕ УСТУПАЕТ ЯПОНИИ И БЕЛЬГИИ

От последнего для нашей сборной чемпионата мира 1994 года в США у Дмитрия Галямина, по его собственному признанию, остались не лучшие воспоминания. Команда, раздираемая противоречиями, выступила неудачно, а для самого Галямина участие в мировом первенстве ограничилось неполным таймом в матче со шведами. Эта игра оказалась для него прощальной в сборной России, ведь вскоре из-за травмы он закончил с футболом.

ФАВОРИТЫ - ФРАНЦИЯ И АРГЕНТИНА

- Могла ли российская сборная добиться на том чемпионате мира большего? - с этого вопроса началась беседа с Галяминым в редакции "СЭ".

- Несомненно. Если бы из-за нашумевшего конфликта за бортом команды не осталась группа ведущих футболистов. Восемь лет назад они, прошедшие школу союзного чемпионата, успевшие поиграть за границей, находились в расцвете сил и таланта. У нас была довольно крепкая сборная, на мой взгляд, посильнее нынешней. Сейчас все говорят о том, что пропали нападающие, а какой тогда в атаке был выбор - Юран, Радченко, Кирьяков, Колыванов, Бородюк, Саленко, Бесчастных! До сих пор обидно, что упустили такой шанс.

- Самое яркое для вас событие ЧМ-94?

- Конечно, рекордные пять голов Олега Саленко в ворота Камеруна. Жаль, что они все равно не помогли нам выйти из группы.

- А что думаете о перспективах сборной России на полях Кореи и Японии?

- Мы сильнее Туниса и как минимум ни в чем не уступаем Бельгии и Японии. Так что все в наших руках.

- Матч нашей сборной против Туниса 5 июня совпадает с очередным туром в первом российском дивизионе. Разрешите своим футболистам смотреть трансляцию ЧМ в день игры?

- Раз встреча начинается в 10.30 по московскому времени - почему бы и нет? Да и как можно запретить ребятам поболеть за нашу сборную?

- Кто фаворит ЧМ-2002?

- Не буду оригинален - Франция и Аргентина. У них самый мощный подбор игроков.

НЕ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО СТАНУ ТРЕНЕРОМ

- Когда впервые всерьез задумались о профессии тренера?

- В бытность игроком таких планов не было. Я и конспектов не вел. После того как травма вынудила завершить карьеру, жить остался в Испании. С президентом "Эспаньола", который, кстати, в прошлом году тоже был гостем вашей редакции, у меня сохранились очень хорошие отношения. Вот он-то и предложил однажды поработать мне с детьми в "Эспаньоле". Понравилось, и я решил в Барселоне поступить в школу тренеров, которую окончил через два года.

- Валерий Шмаров рассказывал нам, что кроме специальности сдавал в ВШТ еще и экзамен по политологии. А какие предметы изучают испанские тренеры?

- Только те, которые, полагаю, нужны тренеру гораздо больше, чем политология... Нам преподавали анатомию, физиологию, спортивную медицину, психологию, тактику. С удивлением обнаружил, что частенько в учебниках ссылались на наших специалистов, возглавлявших в советское время при различных клубах и сборных комплексные научные группы.

- Сложно давалась учеба?

- Да, но было безумно интересно. Особенно много полезного для себя почерпнул в вопросах общефизической подготовки и спортивной медицины. После этого понял, сколько совершил ошибок, пока тренировал мальчишек в "Эспаньоле".

- А на более серьезном уровне в Испании довелось потрудиться?

- Полтора года работал с клубом третьего дивизиона "Паламос". Но пусть уж на меня не обижаются игроки питерского "Динамо", трех-четырех испанских футболистов оттуда я бы с удовольствием пригласил сейчас к себе в команду...

В ИСПАНИИ ТАЛАНТЫ НЕ ПРОПАДАЮТ

- Кстати, как по-вашему, поедут ли к нам когда-нибудь игроки из Испании?

- В ближайшие годы - вряд ли. У них абсолютно другой менталитет. Какие бы невероятные гонорары им ни сулили, в наших условиях они долго не протянут. В России легко адаптироваться легионерам из Восточной Европы, Африки, Латинской Америки.

- Но среди них немало второсортных игроков. Отчего это происходит? Может, от нашей бедности?

- Не думаю. Скорее дело в непрофессионализме руководителей, отвечающих за селекционную политику клубов. За границей это уже давно целая индустрия. Там существуют агентские холдинги, открывающие свои представительства в разных странах. Они располагают полной информацией об играющих там футболистах, имеют огромную видеотеку, создают специальные программы. У них потрясающая база данных. В Испании я могу залезть в компьютер и посмотреть досье практически на любого игрока любой лиги мира, за исключением разве что Африки. Там есть все: где и как он играл, на какой позиции может выступать, какие у него были травмы. Нередко указано даже семейное положение футболиста и фамилия его агента.

Вот это подход! К сожалению, России такое пока и не снилось. У нас запросто могут купить игрока за 200 - 300 тысяч долларов, а затем выяснить, что у него хроническая травма.

- За счет чего, на ваш взгляд, испанский футбол вышел нынче на лидирующие позиции в Европе?

- В этом нет ничего удивительного. В Испании - футбольный бум. Государство за последние десять лет вложило колоссальные деньги в детский футбол. Муниципалитеты повсюду строили маленькие стадионы с травяными и искусственными полями. В итоге только в Каталонии, чье население составляет шесть миллионов человек, существует 1200 детских футбольных клубов! У нас же в 12-миллионной Москве их наберется от силы полсотни... В Испании талантливые игроки не пропадают. Ей-богу, не понимаю, почему российские клубы не торопятся обзаводиться искусственными полями нового поколения. При нашем климате это спасение. Стоит такой газон примерно 300 тысяч долларов. Да команды гораздо больше денег тратят в межсезонье, разъезжая по Турциям и Кипрам!

- И все же сдвиги к лучшему в российском футболе наблюдаются?

- Безусловно. По организации, постановке дела и размеру бюджета ЦСКА с московским "Локомотивом" близки к европейскому стандарту. За их будущее у меня тревоги нет. А ЦСКА со временем, думаю, вообще может стать таким же суперклубом, каким в советские годы был его хоккейный тезка.

- В ЦСКА вы отыграли одиннадцать сезонов. С нынешним армейским руководством общаетесь?

- Встречаемся иногда. И неизменно слышу: "Дима, будут какие-то проблемы - приходи. Чем можем - поможем". Не скрою, приятно. Был счастлив, что в этом году ЦСКА наконец-то выиграл Кубок России.

- А по силам ли команде сделать золотой дубль?

- Очень на это надеюсь. Помешать армейцам способен только "Локомотив". Эти клубы и разыграют золотые медали. "Спартак" же в его сегодняшнем состоянии вряд ли составит им конкуренцию, даже с учетом тренерского дара Олега Романцева.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

- Еще несколько лет назад вы могли себе представить, что вернетесь в Россию?

- Нет. Тогда к этому не было ни малейших предпосылок. Вот я и предпочел тренировать детишек в "Эспаньоле", чем работать в первой российской лиге. Но сейчас многое изменилось.

- А как возник вариант в Санкт-Петербурге с "Динамо"?

- Команда проводила предсезонный сбор под Барселоной. Так и познакомились. Позже для генерального директора "Динамо" я организовал экскурсию по футбольному клубу "Эспаньол" - посмотрели инфраструктуру, пообщались с руководством. А потом президент "Динамо" Сергей Амелин предложил поработать спортивным директором клуба.

- О тренерском поприще тогда не помышляли?

- Нет, и не рвался. Когда после отставки Сергея Ломакина президент "Динамо" спросил, буду ли главным тренером, я ответил категорично: "Нет". "Ну, ладно, - сказал он. - Возьми команду на время, пока не подыщем нового наставника".

- Что же заставило вас все-таки изменить решение? Быть может, то, что в первых четырех матчах под вашим руководством "Динамо" набрало восемь очков?

- Конечно, это добавило уверенности, но не было решающим фактором. Главное то, что в мою поддержку высказались игроки. Им стало интересно работать со мной, а мне - с ними. Когда дело обстоит так, тренировать - одно удовольствие.

- Кто содержит питерское "Динамо"?

- 25 процентов акций у городских властей, остальные - у различных фирм, причем контрольный пакет - у той, которую возглавляет Амелин. Это крупная строительная компания, которая и несет пока основное бремя расходов. Надеюсь, у нашего президента хватит понимания и терпения, что футбол - нелегкий бизнес, из него невозможно сразу извлечь выгоду. Надеюсь, что и город тоже поможет. Внушает оптимизм тот факт, что из четырех домашних матчей "Динамо" губернатор Санкт-Петербурга Яковлев побывал на двух.

- А как относятся к команде болельщики?

- У "Динамо" около четырех тысяч преданных фанатов. Это ведь один из старейших клубов страны. В Питере даже есть музей, посвященный истории клуба, который мы недавно посетили. Динамовскую школу прошли многие чемпионы СССР-84 в составе "Зенита" - Юрий Желудков, Николай Ларионов, Владимир Клементьев, Аркадий Афанасьев, а также мой нынешний помощник Сергей Дмитриев. У нас с ним, кстати, самый титулованный тренерский тандем в первом дивизионе (смеется).

И как ни странно, на наши матчи приходит по нескольку тысяч болельщиков "Зенита". Я-то привык, что в Барселоне постоянно воюют фаны "Барсы" и "Эспаньола", в Мадриде - "Реала" и "Атлетико", в Севилье - "Бетиса" и "Севильи"... А тут никакого антагонизма, что, конечно, не может не радовать. И если, Бог даст, наступит день, когда в премьер-лиге "Зенит" и питерское "Динамо" сыграют между собой, думаю, и тогда между болельщиками сохранятся добрые отношения.

СОЮЗНАЯ ПЕРВАЯ ЛИГА И НЫНЕШНЯЯ -
НЕБО И ЗЕМЛЯ

- А как вам суровые реалии нашего первого дивизиона?

- О, это особый мир. Я немало о нем слышал, но действительность превзошла все ожидания. Теперь прекрасно понимаю, почему большинство тренеров, трудившихся в элите, отказываются принимать клубы первого дивизиона. Результаты матчей не всегда зависят от твоей квалификации. А люди дорожат своим именем. Именно поэтому, к слову, не захотел возглавить питерское "Динамо" Анатолий Бышовец.

- Сильно различается союзная первая лига и нынешняя?

- Небо и земля. Многие футболисты первого дивизиона, уверен, не проходили бы в состав команд второй лиги чемпионата СССР. Да и беспредела такого не припомню. Мне рассказывали, что как-то команда, отправлявшаяся из Москвы на игру в Сибирь, пять часов не получала разрешения на вылет. Это хозяева "постарались", чтобы соперник прибыл в разобранном состоянии прямо к началу матча. Подобные вещи в первом дивизионе в порядке вещей. Впрочем, это еще цветочки.

- Вы уже сталкивались с судейским произволом?

- Разумеется. Взять, к примеру, наш матч в Нальчике, где мы оказались первой в этом сезоне командой, сумевшей отобрать там очко у местного "Спартака". По ходу встречи случился такой эпизод. Спартаковский вратарь завладел в своей штрафной мячом и собирался выбить его в поле. Но перед этим неожиданно ударил локтем нашего игрока Андрея Лаврика, который стоял рядом. Арбитр все видел и тут же показал голкиперу красную карточку. И вот вопрос: что потом должен был сделать судья?

- Назначить пенальти.

- Я тоже так думал. Однако он после совещания с лайнсменом назначил почему-то свободный удар в нашу сторону. И началось! Если до удаления судейство было объективным, то затем нас обложили свистками. Тем не менее чудом удалось выстоять. Дальше пресс-конференция. Первое, что прозвучало на ней из уст главного тренера "Спартака": "Ну что могу сказать? "Зарядил" судью Питер-то..." У меня аж дар речи пропал.

НЕ ХВАТАЕТ КЛАССНОГО ФУТБОЛА

- Ваша семья по-прежнему живет в Испании?

- Да. Футбольная жизнь такова, что сегодня - здесь, завтра - там. Поэтому срывать семью с насиженного места посчитал нецелесообразным. Дети, а у меня три сына, в Барселоне чувствуют себя как дома и по-испански говорят уже даже лучше, чем по-русски. А супруга приезжает в Питер регулярно. Последний раз гостила две недели назад.

- Из того, к чему привыкли в Испании, чего вам здесь больше всего недостает?

- Классного футбола. Хочешь насладиться игрой "Реал" - "Валенсия", но приходится изучать видеозапись поединка, скажем, читинского "Локомотива" и хабаровского СКА. Не жалуюсь, но такова моя сегодняшняя жизнь. А для просмотра европейских матчей времени, увы, катастрофически не хватает.

Александр КРУЖКОВ