Газета Спорт-Экспресс № 63 (2855) от 22 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

23 марта 2002

23 марта 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИЧНЫЙ АРХИВ

Владимир ПОНОМАРЕВ

В матче с Югославией на ЧМ-62 в Чили тяжелую травму получил правый защитник сборной СССР Эдуард Дубинский. И если в сборной эту позицию закрыл тбилисский динамовец Гиви Чохели, то в ЦСКА на правом фланге обороны образовалась брешь. Возглавлявший армейскую команду Константин Бесков нашел, как часто бывало, гениальное решение: перевел в оборону правого крайнего нападающего дубля Владимира Пономарева.

Сын Алексея Пономарева (они, кстати, единственная футбольная династия заслуженных мастеров спорта) пошел по стопам отца - начинал в динамовской школе нападающим, но команде мастеров не пригодился. Зато в Калинине быстро стал любимцем поклонников местной "Волги", что не могло укрыться от селекционеров московских клубов. Но в дубле "Спартака" так, видимо, и не поняли, за что молодой форвард срывал аплодисменты на берегах великой реки. И только Бесков нашел ему достойное применение. Год спустя Пономарев прочно занял место на правом фланге обороны олимпийской сборной, а еще через год - и национальной.

Длинноногий, быстрый, прекрасно координированный, изучивший на своем опыте психологию игроков атаки, он зачастую еще до сближения с форвардом разгадывал его намерения. Коронным приемом Пономарева стал подкат, обычно чреватый повышенным травматизмом не только для объекта атаки, но и для исполнителя. Но он выполнял подкат не просто безукоризненно, но и артистично, как до него умел только московский динамовец Константин Крижевский.

Прекрасно читая игру, Пономарев первым делом старался сыграть на опережение, не дать сопернику принять мяч. Но если тот все же пытался уйти с мячом в отрыв, следовала стремительная погоня, правая нога защитника, едва касаясь травы, вылетала наперерез мячу, словно шпага, заставляя форварда, если тот не успел перепрыгнуть через барьер, кувыркаться на газоне. Судье придраться было не к чему - все чисто, корректно, на высшем техническом уровне. И никто из соперников не держал на Пономарева зла. Со всеми левофланговыми звездами атаки тех времен - Михаилом Месхи, Галимзяном Хусаиновым, Виталием Хмельницким, Львом Бурчалкиным, Валерием Поркуяном, Геннадием Еврюжихиным и другими - он всю жизнь оставался в дружеских отношениях.

Успешно играл он против одного из лучших форвардов Бразилии 60-х годов Параны, аргентинца Маса, чилийца Санчеса, чеха Кабата, югослава Джаича, а на чемпионате мира 1966 года - против итальянца Паскутти, венгра Фаркаша, немца Эммериха, португальца Симоэша. Линия обороны сборной СССР Пономарев - Шестернев - Хурцилава - Данилов была признана одной из сильнейших на мировом первенстве.

Карьера Владимира Пономарева из-за травмы прервалась раньше времени, в 29 лет, и была увенчана лишь бронзой - за 4-е место сборной СССР на ЧМ-66 и за 3-е место ЦСКА в чемпионатах СССР 1964 и 1965 годов. Четыре сезона подряд его включали в списки 33 лучших футболистов страны, причем в 1964 - 1966 годы - под первым номером.

Закончив играть, Пономарев служил в Западной группе войск, преподавал на кафедре физкультуры одного из вузов, возглавлял команды ветеранов. Позже занялся бизнесом, открыл охотничий ресторан "На тяге".

Павел АЛЕШИН

Фотографии из личного архива Владимира Пономарева
смотрите в формате PDF