Газета Спорт-Экспресс № 299 (2792) от 28 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

29 декабря 2001

29 декабря 2001 | Авто-мото

Николай ФОМЕНКО

КАКОЕ, К ЧЕРТУ, ХОББИ!

Музыкант, актер, ведущий на телевидении, чуть ли не главный шоумен России - и как ему удается совмещать все эти обязанности? А с некоторых пор Николай Фоменко предстал еще и в совершенно иной ипостаси - профессионального автогонщика.

Более того, в уходящем 2001-м новая роль и вовсе стала для Фоменко главной: в составе команды TNK Racing он полностью прошел один из сложнейших международных автогоночных чемпионатов - "грандтуризм" (GT). Сам он, впрочем, всеобщего удивления по этому поводу не разделяет:

- Да я же десять лет учился в школе олимпийского резерва! Правда, когда я в нее поступил, школа спортивной не была, но вскоре профиль поменялся. И тут к нам понаехало школьников из разных городов: пловцы, ватерполисты, боксеры, баскетболисты, гимнастки, легкоатлеты, пятиборцы и даже шахматисты. Ватерполисты к четвертому классу были необъятных размеров - ленинградская команда "Балтика"! В нашей же школе рос весь баскетбольный "Спартак": мальчики по 2,02!

А я занимался горными лыжами. В школе нас таких было двое. Спорт был модный, но мало кому понятный. Хотя как раз в те времена телевидение транслировало и чемпионаты мира, и этапы Кубков - мы раскрыв рот смотрели на Жирова, Макеева, Цыганова. Учились так: утром и вечером тренировки, на остальное - по 4-5 часов в день. При этом у нас сохранялись уроки физкультуры, и наш учитель Анатолий Максимович Титов не мог понять, что же ему с нами делать: некоторые уже были мастерами спорта международного класса...

К окончанию школы пришел к выводу, что смысла класть на спорт всю жизнь нет. Отправился в театральный институт. Поступил. И на горные лыжи с тех пор не вставал.

- Музыкальная и сценическая деятельность тоже предполагают хорошую физическую подготовку.

- Да я до сих пор живу на детских "запасах"! В том числе и в автогонках. Сейчас, во время подготовки к сезону, трижды в неделю занимаюсь ОФП. Потом поедем в горы, и только после этого начнется работа с машиной. Старая закалка не дает расслабиться. И, конечно, повышенное чувство ответственности - тоже из детского спорта.

- А как в вашей жизни возник автомобиль?

- К автомобилю в 80-е я подходил трижды! Уже когда играл в группе "Секрет". Но тогда добраться до машины человеку начинающему было невозможно. Надо было сначала повертеть гайки, потом стать механиком и только после, возможно, гонщиком. Тем не менее я крутился вокруг спортивных машин и даже ездил на ралли штурманом. И как только в 93-м Гарик Кузнецов, который занимался гонками на выживание, сказал: "Давай-ка попробуем поработать серьезно", - я за это ухватился. Его и считаю своим первым настоящим тренером.

Очнулся в 99-м на тольяттинском кольце... У команды тогда не было финансирования, положение было катастрофическое - спонсоров не нашли и ехали на остатках. И вот стою я посреди Тольятти и думаю: "Боже мой, я уже пять лет профессионально занимаюсь автоспортом! Но чем на самом деле мы заняты? Зачем это все? Чтобы потом в пьяной компании хлопать друг друга по плечу и плакать: "А помнишь, как мы в Тольятти?.." Нет, надо что-то решать".

- И все же до 99-го и ступора в Тольятти в гонки вы, скорее всего, были не так уж и вовлечены.

- Не совсем. Просто сегодня, зная все от начала до конца, могу сказать: в России мы занимались и занимаемся клубным вариантом автоспорта. Не надо себя обманывать. А клубный спорт не может отнимать столько времени, сколько профессиональный. Как только мы с TNK Racing уехали на "мир", я почти исчез с телеэкранов. Да вы посмотрите на график! Ткнем наугад пальцем: вот прилет из Харамы, следующие два дня - два спектакля, а наутро - в Брно.

- С чего все началось?

- Как-то на одной из гонок на Ходынке побывали руководители ТНК, а потом говорят: "А что это вы, ребята, здесь топчетесь - давайте-ка на мировой уровень!" И меня прошибло: Боже мой, а что, рискнем! Мы же быстрые! Но наши тогдашние бельгийские партнеры сказали: "Да вы с ума сошли! Это же нереально - из клубного автоспорта попасть в "грандтуризм".

Как же они сопротивлялись! Но все-таки согласились организовать встречу с Фрайзингером. И тот в итоге сказал: "Ладно, пусть приезжают, я на них посмотрю". Куда пусть приезжают? Да на гонку в Лаузитцринг! И ведь Фрайзингер ничего не знал о России, кроме того, что Германия против нас воевала. Весь сезон потом кричал: "Где моя панцер-машина?" Танк хотел купить. Странный человек и совершенно не немец...

- Вы, наверное, в тот момент только и думали: так не бывает.

- Пожалуй, да. Хотя советская внутренность говорила: "Я езжу быстрее всех! Ко мне сейчас подойдут и скажут: "О, отодвинься, Баррикелло, этот парень сядет рядом с Шумахером! Потому что это очень быстрый парень". Только ведь быстрых парней пол-Европы.

- Некоторые долго накапливают опыт, а потом наконец выдают результат. Вы из таких?

- Я двигался рывками - то разобью что-нибудь, то сломаю, то еще в какую историю попаду. Все удивлялись: и почему с ним постоянно происходит такое? Один механик как-то заметил: "Я на месте Николая задумался бы - есть ли смысл продолжать. Богу явно не нравится то, что он этим занимается".

- Есть два вида спорта - автоспорт и футбол, - где каждый зритель считает себя специалистом и думает: "Я мог бы лучше!" Вот о плавании никто так не говорит.

- В смысле "сейчас я прыгну в воду и 100-метровку засажу быстрее всех"? Никто. А насчет футбола и автоспорта - это великая иллюзия. Никто на самом деле не знает, чего стоит просто добежать от ворот до ворот. А если с мячиком? Да еще обыграть противника и гол забить? С автоспортом та же история - за рулем вроде бы все сидели. Иллюзия!

- Если бы это сказал ваш напарник Алексей Васильев, никто из российского автоспорта ничего против не имел бы, но когда это говорит человек искусства...

- Который их пять лет раздражал! Да... Из-за меня, например, в 97-м были увольнения в "ЛУКойле". Это была последняя гонка, решалось, кто выиграет чемпионат. Мы стартовали первым и четвертым, так и приехали. А у "ЛУКойла" было пять машин, даже Николая Больших посадили на "восьмерку". И увольняли потом народ, видимо, со словами: "Да вы даже этого артиста объехать не можете!" Не думаю, что сейчас у кого-то возникают вопросы по поводу меня как гонщика.

- А люди искусства не считают, что все это блажь?

- Они не понимают, зачем это, они не понимают, откуда это растет, они совсем этого не знают, но относятся к этому предельно уважительно. Люди искусства, как ни странно, абсолютно точно знают, что для меня автомобиль - никакое не хобби. Режиссеры телевидения, кино, театра берут мой гоночный график и с трепетом пытаются втиснуться в пустые места. Диалоги происходят очень смешные: "Этот спектакль очень хотят на гастролях там-то". - "Мы не можем". - "А что такое?" - "Гонки". И они понимают: невозможно.

- Ощущения, что вы свой среди чужих и чужой среди своих, не возникает?

- Конечно, возникает. Когда я учился в спортшколе, то не мог там никому сказать, что учусь еще и играть на скрипке. Или что занимаюсь в театре юношеского творчества. А в театре и "на скрипке" не мог рассказать, что спортсмен. "Что с руками, что опять с руками?" - спрашивал педагог. Я прятал глаза. На скрипичных занятиях я не мог сказать: у меня тренировка. На тренировке не мог попросить: отпустите на сольфеджио. Но в мировом спорте все иначе. Если собрать за одним столом Жака Вильнева, Михаэля Шумахера, Жана Алези, Мстислава Растроповича и Михаила Шемякина, им всем будет весело и интересно. Потому что они будут разговаривать обо всем. Они будут и над культурой, и над спортом. Когда едешь под 300, чувствуешь, как вертится планета.

- За другими видами спорта следите?

- Никогда целенаправленно не смотрел футбол и ничего в нем не понимаю. Может быть, посмотрю бокс, но специально вылавливать в телепрограмме не буду. В свое время нравились нарезки лучших моментов НБА, но летящий Майкл Джордан - это не спорт, а искусство. Нестись на машине, чтобы успеть к матчу, - нет, это не про меня. Вот у меня приятели есть: "Извини, не могу, у меня "Локомотив" играет!" И домой...

- Но вы, наверное, понимаете, что популярные издания пишут о Фоменко-гонщике, подразумевая, что интерес публики вы привлекаете в первую очередь как шоумен?

- Спортивные журналисты всегда писали обо мне как о спортсмене. Выйти же с гонщицкой карьерой на "массу" было моим решением. Вообще-то я не люблю читать популистские вещи про себя, как про гонщика. Если бы хотел превратить автомобиль в раздел своего шоу, то сделал бы это легко. Но это - спорт, и я всегда подчеркивал, что занимаюсь спортом. Сейчас нашей команде нужна реклама - у нас ведь есть спонсор в лице ТНК. Поэтому я благодарен всем, кто пишет обо мне как о гонщике. И пусть публика воспринимает это как увлечение. Главное - читатели узнают, что есть такой спорт и такие гонки.

- Самый неприятный вопрос, который вам задавали как спортсмену?

- "Ну, как там ваше хобби поживает?" Какое, к черту, хобби! Зрение, печень, почки - все уходит в небытие. Дома нет, жизнь в самолете, сплошная работа.

- Мир гонок похож на театр?

- Никакой разницы. Раскрутка гонщиков, чемпионата - все по тем же правилам. Вот я, например, нюхом чувствую, что GT готовится к выстрелу по "Ф-1". Помогает знание шоу-бизнеса: знаю я все повороты.

- Кто из гонщиков "Формулы", на ваш взгляд, больше всех похож на шоумена?

- Все. Ну, почти все. Особенно Эдди Ирвин, Жак Вильнев. Суперотвязанные люди. Люди, которые вносят легкую нотку панк-рока. Люди - источник постоянного беспокойства. Команда даже нарочито подчеркивает: "Мы обеспокоены тем, до которого часа пил в баре Ирвин - до шести утра или до семи". Это привлекает внимание публики. Ни один гонщик в мировом автоспорте себе не позволяет ничего лишнего, что бы про него ни писали, - что пьет, гуляет, ведет Бог знает какую жизнь. Это все бравада. Ирвин действительно может сидеть в баре до утра, но после этого у него в крови не найдут ни капли алкоголя. Перед ним может даже несколько стаканов из-под виски стоять. Опорожненных... Но это - игра на публику. Да если за сутки до гонки выпить, а потом отоспаться и поехать, все закончится после прогревочного круга. Потому что в конце стартовой прямой ты будешь пьян в муку! От разгона-торможения из печени все выйдет в голову. Поверьте знатоку.

- На обычных автомобилях люди подобное позволяют себе часто, да и скорость превышают. Как-то вы сказали, что, когда находитесь поблизости от такого автолюбителя, вам страшно. За кого?

- Конечно, за тех, кто в этом автомобиле. Я-то в любом случае уеду. Я тут случайно на одном приеме встретился с незнакомой женщиной, у нее на лице была тщательно замаскированная ссадина. Она подошла ко мне и говорит: "Николай, я бы могла подать на вас в суд. Слушала по "Эхо Москвы" вашу передачу, и вы сказали: "Я не могу объяснить, что такое автоспорт. Просто попробуйте остановить машину на скорости 10 км/ч. Только левой ногой". Я ехала на скорости 60 км/ч и остановилась перед светофором. Левой ногой. И посмотрите, что у меня с лицом!"

Поэтому я и боюсь за людей, которые сидят в тех несущихся автомобилях. Они не понимают!

Лина ХОЛИНА