Газета Спорт-Экспресс № 275 (2768) от 29 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

29 ноября 2001

29 ноября 2001 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Алексей САВРАСЕНКО: "В ГРЕЦИИ ВСЕ НАЗЫВАЮТ МЕНЯ РУССКИМ"

Александр ФЕДОТОВ

из Перми

Помимо Сергея Чикалкина, выступающего за "Бенеттон", в нынешнем составе сборной России есть еще один основной игрок европейского суперклуба: центровой Алексей Саврасенко, дебютировавший в национальной команде на чемпионате Европы-2001, сумел этой осенью пробиться в число ключевых баскетболистов греческого "Олимпиакоса".

В принципе Саврасенко мог бы и не приезжать в Россию на три стартовых матча отборочного цикла ЧЕ-2003 - уроженец Краснодара, в юности уехавший в Грецию, не связан какими-либо обязательствами с РФБ и руководством сборной. Однако Алексей прилетел и сыграл все три встречи - одну в Москве и две в Перми.

- Зачем я сюда приехал? - удивленно переспросил Саврасенко, с которым мы беседовали в номере пермской гостиницы "Урал". - Честно говоря, у меня даже не было мысли отказаться от приглашения в сборную ради нескольких дней отдыха в Греции. Я давно мечтал играть за команду своей Родины и в этом году моя мечта наконец сбылась. Признаться, нигде не чувствовал себя столь комфортно, как в нынешней сборной. Здесь подобрался очень хороший коллектив из отличных ребят, с которыми мне есть о чем поговорить. Мы как одна семья. Приезжая в сборную, я отдыхаю душой.

- Иными словами, для вас это не работа, а отдых?

- Активный отдых. (Смеется.)

- Другие выходцы из бывшего СССР, игравшие и играющие в Греции, - Пападопулос, Цакалиди, Журбенко - сделали свой выбор в пользу Эллады. Почему вы решили иначе?

- Не забывайте, что в отличие от этих парней я жил в России до 16 лет. Здесь я начал играть в баскетбол, выступал за юношескую сборную (в 1997 году Саврасенко стал бронзовым призером чемпионата Европы в этой возрастной категории. - А.Ф.) , наконец, здесь остались мои родители - если хотите, моя душа. Каждый год после окончания сезона я обязательно приезжаю домой, в Краснодар. Потому что всегда был русским и остаюсь им. Кстати, в Греции во всех газетах и на ТВ меня называют русским баскетболистом. Фамилия Аманатидис, доставшаяся мне от матери, практически не используется.

- А как в Греции относятся к нашему баскетболу? Считают ли там нашу сборную одной из сильнейших в Европе или отношение к ней изменилось?

- Нет, не изменилось. Греки всегда воспринимали Россию как великую баскетбольную державу. Когда перед чемпионатом Европы в Турции сборная неудачно проводила контрольные матчи, нас все равно называли в числе фаворитов. Как вы помните, греки сами убедились в своей правоте, когда Россия крупно обыграла их в групповом турнире ЧЕ. Не сомневаюсь, что сборная России остается одной из ведущих команд Европы и мира. Убежден, если в следующем году мы поедем на чемпионат мира в оптимальном составе, нам будет по силам побороться за призовое место. А что касается последних неудач, то от них никто не застрахован. Тем более в Турции мы все равно доказали, что умеем играть в баскетбол. Лишь неудачное стечение обстоятельств - я имею в виду обидное поражение в четвертьфинале от Испании - помешало сборной завоевать медали.

- В той злополучной игре с испанцами вас так и не выпустили на площадку, что, по мнению многих специалистов, стало ошибкой главного тренера Станислава Еремина...

- Решать, кого выпускать, а кого нет - прерогатива тренера. Мое дело - подчиняться. Конечно, было обидно сидеть на скамейке, но я не осуждаю Еремина. Он не захотел рисковать в столь ответственном матче, и на то были свои причины, ведь я после болезни находился не в лучшей форме. Так что никакой обиды у меня нет. Повторюсь: в сборную я приезжаю не для того, чтобы с кем-то конфликтовать и выяснять отношения.

- Насколько я понял, вам даже не нужны деньги, которые полагаются игрокам сборной?

- Я ничего не требую. Хочу лишь играть за сборную своей страны. А эти деньги для меня просто суточные. (Улыбается.)

- В этом сезоне вам наконец удалось решить свои проблемы в "Олимпиакосе", с руководством которого вы долго не могли найти общий язык?

- "Олимпиакос" действительно пытался давить на меня - предлагал какие-то непонятные условия контракта. Долгое время в клубе неуважительно относились как ко мне, так и к Толе Журбенко: нас держали как дешевую рабочую силу - для тренировок. Рад, что в итоге мне удалось изменить отношение к себе. Переломным стал прошлый сезон, когда меня отдали в аренду в "Перистери". Этот шанс доказать, что Саврасенко - хороший игрок, я, по-моему, использовал на все сто процентов (во многом благодаря Саврасенко "Перистери" долго лидировал в чемпионате Греции и в итоге занял 3-е место. - А.Ф.). Когда же я отправился в сборную России, в "Олимпиакосе" окончательно поняли: это уже не тот молодой мальчик, которого они когда-то брали.

- Сейчас вы довольны своим статусом в "Олимпиакосе"?

- Полностью. Я стал одним из основных игроков клуба - в начале сезона, когда у немецкого центрового Фемерлинга были проблемы с коленом, даже проводил на площадке по 30 - 35 минут за матч. Сейчас тренер старается делить между нами игровое время поровну, хотя все же отдает предпочтение мне: почти в каждом матче выхожу в стартовом составе.

- Правда ли, что популярность баскетбола в Греции в последние годы несколько упала?

- Правда. Болельщик ушел на футбол - даже матчи баскетбольных "Олимпиакоса" и "Панатинаикоса" не собирают аншлагов. В результате "Олимпиакос" сейчас проводит домашние матчи Евролиги не во Дворце спорта в Пирее, а в небольшом зале, расположенном в афинском районе Глифада. Впрочем, в последнее время ситуация с болельщиками все же начала меняться к лучшему. Игра нашего клуба заставила фанатов поверить, что мы станем чемпионами Греции. Шутка ли - пошел уже пятый год, как "Олимпиакос" не может выиграть первенство страны! Можно сказать, что в этом сезоне клуб поставил на карту почти все.

- Как вам атмосфера вокруг баскетбола в Перми?

- Я много слышал об этом городе - какие здесь болельщики, организаторы - и хотел побывать в нем. То, что творится в Перми, - это просто потрясающе! Нигде в Европе ничего подобного не видел. Во всяком случае, в Греции такой атмосферы на баскетболе давно уже нет.