Газета Спорт-Экспресс № 266 (2759) от 19 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

19 ноября 2001

19 ноября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

Борис ЖУРАВЛЕВ

В ЧЕМПИОНАТЕ ЛАОСА ВСЕ МАТЧИ
ПРОХОДЯТ НА ОДНОМ СТАДИОНЕ

Российские специалисты, в том числе и футбольные, издавна желанны в странах Юго-Восточной Азии. Недавно в Москву вернулся один из них - Борис Журавлев, с февраля руководивший национальной сборной Лаоса.

ИГРА ПО-ЛАОССКИ

- Удалось выполнить все пожелания, которые были высказаны мне по приезде в Лаос, - рассказывает тренер, прежде немало поработавший с командами разных дивизионов России. - Причем молодежным составом. Мне сразу сказали, что рассчитывать я могу только на футболистов, не достигших 23-летнего возраста. Когда же попробовал возражать, попросил привлечь хотя бы трех-четырех опытных игроков, получил категорический отказ.

- Но почему?

- В федерации решили, что так будет лучше для подготовки команды к Играм Юго-Восточной Азии - региональной Олимпиаде. В лаосском футболе сильно влияние партийно-государственной диктатуры. И если принято какое-то решение, пусть и неправильное, оно - закон. Задачи перед нами ставились достаточно специфические. Например, в отборочном турнире к чемпионату мира они ограничивались успешными выступлениями против Филиппин, команды одного уровня с нашей. Дома, на новом стадионе, построенном японцами в столице страны Вьентьяне, мы обыграли филиппинцев - 2:0, а в гостях сыграли вничью - 1:1. Остальным участникам отборочного турнира проиграли, но, по-моему, это уже никого в Лаосе не интересовало. С Оманом и Сирией, например, ради экономии средств оба матча провели в гостях. На Играх Юго-Восточной Азии, которым в Лаосе придают не столько спортивное, сколько политическое значение, нашей целью было обыграть только сборную Камбоджи. И победа была достигнута - 2:0. Я пытался перестроить психологию игроков, нацеливая их на полную отдачу в каждом матче, чтобы достойно представлять страну, а заодно и проверить свои возможности. Доходило до них с трудом.

- За эти скромные достижения лаосских футболистов как-то поощрили?

- Нет. На мой вопрос: "Как же так, ни слова благодарности игрокам за победу?" - ответили, что у них не принято отмечать хорошую работу. Хотя вокруг матчей царил настоящий ажиотаж, говорили даже, что на карту поставлена судьба руководства национальной федерации. Еще больше удивил общий тон выступлений прессы: сборная заметно прибавила в тактическом и техническом отношении, но русский специалист применяет современные методы работы, которые неприемлемы для Лаоса, поскольку уровень местных футболистов очень низок.

- Получается нестыковка: с одной стороны, признают прогресс команды, с другой - не принимают предложенный путь развития.

- Это еще что, случались просто беспардонные вмешательства в мою тренерскую работу. В перерыве встречи с Филиппинами, например, когда мы вели в счете, владели большим преимуществом, в раздевалку вошел технический директор федерации и, вежливо выслушав мою установку на второй тайм, не спрашивая разрешения, передал требование, как мне потом сказали, бывшего премьер-министра страны перейти на игру в короткий пас. В первом тайме, мол, команда играла "не по-лаосски". Игроки - люди дисциплинированные, указания сверху обсуждать у них не принято - начальства послушались, и инициатива тут же перешла к сопернику. Минут двадцать мне понадобилось, чтобы уговорить их перевести игру в прежнее русло.

- Вы упомянули, что во Вьентьяне построили новый стадион - значит, условия для футбола там все-таки создаются?

- От современного уровня эта арена отстает лет на 15 - 20. Играют на ней все кому не лень - два раза в неделю члены правительства, женщины, юноши, ветераны, проводится чемпионат страны, тренируется сборная. И радовавшее глаз зеленью поле за полгода пришло в полную негодность.

- А что, в чемпионате Лаоса все матчи проходят только на одном стадионе?

- Да, и в этом году турнир затянулся аж на... три недели из-за дождей. Обычно укладываются в две. Началось первенство 1 марта, завершилось 22-го. Следующее соревнование - Кубок Лаоса - в ноябре, и продлится оно неделю. Футбол в стране любительский, игрокам клубы приплачивают только за время их отсутствия на основной работе.

КТО КОГО УЧИЛ

- Каков в Лаосе статус тренера национальной сборной?

- Самая важная фигура, с которой я общался, - генеральный секретарь федерации. На совещаниях федерации, куда меня порой приглашали, объяснял, что тренеру сборной необходим постоянный контакт с футбольным руководством. Но, честное слово, казалось, что я приехал не в качестве советника, а меня самого учат, как надо работать. Самомнение у них потрясающее, на все вопросы один ответ: "Это правильно, потому что мы привыкли так делать". Там сплошь и рядом в любой области - иностранец чего-то достигает, и ему объявляют: дальше мы будем руководить сами. И вскоре начинают удивляться, почему мы все делаем так, как он, а ничего не получается?

- Оплачивается работа иностранного специалиста достойно?

- И здесь парадокс. Европейцы получают на порядок больше, чем русские, хотя наших там ценят выше. Западный специалист не выходит за рамки той работы, которая оговорена контрактом. Нашему же до всего есть дело, за которое он болеет душой. Если это тренер, то его волнуют и вопросы подготовки резерва, и тактическое образование футболистов, и многое другое. Но лаосские руководители, среди которых немало тех, кто учился в бывшем СССР, имеют представление о наших проблемах и считают, русским вполне хватит и того, что они получают.

- Бытует мнение, что у футболистов этого региона существенные пробелы в тактике.

- Так оно и есть. Все, что не касается физической работы, там считается отдыхом, и мои уроки теории поначалу встречались в штыки. Но удалось добиться разборов игр на макете с применением видеозаписи, после которых футболисты буквально преображались в следующих матчах.

НА МАТЧ С ПЕСНЕЙ

- Так есть ли смысл российскому специалисту ехать в Лаос?

- Думаю, есть. Ситуация заставляет его работать на пределе, искать новые формы тренировок, в общем, способствует расширению кругозора. Играть там начинают в 14 - 15 лет, с юношами занимаются только энтузиасты, причем бесплатно, так что даже в сборной игроков приходится учить всему. Помогавший мне Вынсаван учился в Ташкенте, владеет русским, английским. Сейчас он банковский служащий, через "производственные" связи находит спонсоров для своих юношеских команд, и они тренируются более или менее регулярно. Он один из немногих, кто интересовался у меня, как работать с командами разных возрастов, и начал применять советы на деле. Ведь даже у участников чемпионата Лаоса занятия носят стихийный характер: собрались, бросили мяч, побежали... Беда еще в том, что футбольных полей очень мало, тренируются команды где попало.

- Несмотря на это, футболисты, вероятно, проявляют рвение?

- Энтузиастов много, но, ей-богу, иной раз странно за ними наблюдать. Приехали на ответственный матч, раздеваются, должны быть максимально сосредоточены, как вдруг один из игроков затягивает песню. Сидит себе, распевает на всю комнату. В перерыве футболист может не слушать тренерскую установку - он отдыхает. Первое время не все ходили на тренировки. Если кто-то чувствовал, что получил место в составе, мог прогулять занятие, считая, что ему не о чем теперь беспокоиться.

- Каковы ваши планы?

- Сборная Лаоса должна собраться только в мае для подготовки к очередному региональному турниру. Можно было остаться в стране до той поры, зарплата, как говорится, капала, но нечем себя занять. Хотя тренеры двух команд проявили заинтересованность в моей конкретной помощи, решил вернуться домой. Если получится найти подходящую работу в российском клубном футболе, моя лаосская эпопея будет завершена.

Павел АЛЕШИН