Газета Спорт-Экспресс № 235 (2728) от 12 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

13 октября 2001

13 октября 2001 | Футбол - Лига чемпионов

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

ТЕАТР ОДНОГО БРАЗИЛЬЦА

Джоване ЭЛБЕР

Бразильскому форварду "Баварии" партнеры дали прозвище Spabvogel, что в переводе с немецкого означает "шутник". Он действительно в любой момент готов развеселить публику забавной выходкой. А еще у Элбера всегда в запасе несколько баек для пишущей братии. На личном опыте могу подтвердить: для журналистов он настоящая находка.

НОЧЬ С ДОЧКОЙ МЭРА

"Когда рассказывают о карьере кого-то из бразильцев, обязательно вспоминают, что в детстве он гонял мяч на пляже, - говорит Элбер. - Увы, это не про меня: посмотрите на карту Бразилии и вы увидите, что мой родной город Лондрина расположен не на побережье. Так что я до пятнадцати лет играл в футбол в зале - четыре на четыре".

Вспоминая детство, Джоване обязательно рассказывает, как однажды он и три его старших брата решили без билетов пробраться на стадион, где играла местная "Лондрина". Когда Элберы перелезали через забор, их застукала полиция. "Никогда в жизни не бегал так быстро, - улыбается Джоване. - Меня, естественно, не догнали, а потом я растворился в толпе".

Есть что вспомнить Элберу и о временах, когда он уже выступал за молодежную сборную Бразилии. Как-то после матча Джоване с двумя партнерами, быстренько отужинав вместе с командой, незаметно смылись и отправились повеселиться на фазенду к дочке местного мэра. Автобус с "молодежкой" должен был отъезжать от гостиницы в пять утра. Гуляки вернулись в полчетвертого, но все уже сидели в машине: оказалось, выезд перенесли на более раннее время. Партнеров Элбера тренер тут же выгнал из команды. Джоване же отделался нагоняем и пропуском следующей игры. Видимо, пожалел тренер форварда не зря: вскоре под его руководством Элбер стал чемпионом мира среди футболистов до 21 года.

МАГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Не обошлось без приключений и в швейцарском "Грассхоппере", с которого после короткой остановки в "Милане", по существу, началась европейская карьера Элбера. Поначалу, не зная языка, в непривычной обстановке, молодой легионер несколько оробел и в основном сидел дома. Даже в рестораны не ходил - готовил сам. Мать Джоване вспоминает, как сын по нескольку раз в день звонил ей в Бразилию, спрашивая, на каком жире приготовить мясо и что нарезать в салат. Но вскоре Элбер освоился и стал не только забивать голы, но и лихо гонять по Цюриху на машине. Это, кстати, всегда было его слабостью. Гонки, однако, продолжались недолго: на предоставленном клубом "Форде" было написано, что "за рулем игрок "Грассхоппера", полиция быстро вычислила Элбера, и он надолго лишился водительских прав.

А сколько историй случалось с ним в "Штутгарте"! Именно в этой команде Элбер стал по-настоящему знаменит. Как-то в первом тайме матча с "Мюнхеном 1860" схлопотал за разговоры предупреждение. Оскорбившись до глубины души, после перерыва бразилец демонстративно вышел на поле с заклеенным красной лентой ртом. Это не осталось не замеченным судьей Флешке, который при первом же намеке на фол со стороны бразильца показал ему вторую желтую карточку и удалил с поля.

Но это из разряда футбольных баек. Куда важнее знаменитый "магический треугольник", который выстроил в "Штутгарте" Элбер вместе с Балаковым и Бобичем. Вся Германия восхищалась красивой, изобретательной, результативной игрой великолепно дополнявших друг друга футболистов. Дружили они и вне поля. Особенно Элбер с Бобичем: вместе ездили отдыхать в Бразилию, гоняли мяч на Копакабане и даже обещали назвать будущих детей в честь друг друга.

Наивысшим достижением "магического треугольника" стал Кубок Германии, завоеванный в 1997 году. Тогда "Штутгарт" в финале одолел котбусскую "Энерги" - 2:0, и оба гола были на счету Элбера. После финального свистка Джоване прокомментировал игру в свойственном ему стиле: "Это был настоящий оргазм!"

"ДЕРЕВЯННЫЙ БАШМАК" И ИЗДЕРЖКИ ЭСТЕТИКИ

В "Штутгарте" Элбер получал, как он сам говорил, "смешные" деньги - 600 тысяч марок в год. Но его уже наперебой тянули к себе испанские "Депортиво" и "Атлетико", голландский "Аякс". В итоге верх над конкурентами взяла "Бавария", предложившая Элберу годовую зарплату в 4 миллиона.

В новом клубе шутнику в первое время было не до шуток. В защитных схемах возглавлявшего тогда мюнхенцев Джованни Трапаттони бразильцу явно "не хватало воздуха". Был период, когда он в течение 599 минут не мог забить ни одного гола! Даже обычно сдержанный президент клуба Франц Беккенбауэр называл тогда Элбера "деревянным башмаком". Форвард даже начал было подумывать о том, чтобы на все плюнуть и уехать в Бразилию.

Полной грудью Элбер смог вздохнуть только с приходом тренера Оттмара Хитцфельда, который сбросил с игроков защитные оковы. Элбер вновь раскрепостился и с завидным постоянством принялся заколачивать мячи в сетку. В "Баварии" не могли нарадоваться чудесному преображению бразильца. Хитцфельд называл Джоване форвардом мирового класса, а "бомбардир нации" Герд Мюллер признавал: "Такие нападающие - редкость. Правда, иногда Элбер сам себе вредит. Вместо того чтобы, оказавшись в выгодной позиции, хладнокровно забить, хочет сыграть красиво, по-бразильски, и порой упускает момент".

"Издержки эстетики" не помешали в феврале 1999 года футболистам, а затем и журналистам назвать Элбера лучшим игроком первого круга бундеслиги. Бразилец в ответ признался: "Переход в "Баварию" был лучшим решением в моей жизни".

В КОСТЮМЕ АДАМА

Теперь можно было и пошутить. Например, выступив в роли фотомодели: на снимке в журнале BRAVO Sport бразилец появился в костюме Адама, только вместо фигового листка - футбольный мяч. Читатели с живым интересом разглядывали ярко подкрашенные глаза Джоване, красно-оранжевые волосы, татуировку чуть выше пупка, гроздья перстней на обеих руках, массивную золотую цепь на шее. Ну просто Деннис Родман! Когда журналисты спросили Джоване, не стесняется ли он, то в ответ услышали: "Нет. У нас в Южной Америке не считается предосудительным показывать себя обнаженным". Партнеры по "Баварии" тоже немало повеселились: кое-кто даже посоветовал Элберу быть отныне поосторожнее в душевой.

Не жалел Джоване шуток и для публики на стадионах. В мае 99-го в матче с "Бохумом", сделавшем баварцев чемпионами бундеслиги, Элбер не участвовал из-за травмы. Но остаться в стороне от праздника никак не мог: вышел на поле на костылях, водрузил чемпионский трофей на голову и, ко всеобщему восторгу, как заправский жонглер, прошелся с ним вдоль трибун. Весной нынешнего года после третьего подряд триумфа в национальном первенстве на стадионе в Гамбурге у всех на глазах Элбер вылил полтора литра пива на Хитцфельда, испортив тому изысканный костюм. А после выигрыша финального матча Лиги чемпионов всю ночь пел и плясал и искренне удивлялся сдержанности некоторых партнеров: "Кан совсем не умеет праздновать. Я уже совершенно пьян, а он - нет".

КАК ЭЛБЕР С ЛИЗАРАЗУ
СПРАВЛЯЛИ МАЛУЮ НУЖДУ

Никто, во всяком случае в бундеслиге, не сравнится с Джоване и в умении отметить забитый гол. Станцевать самбу, ламбаду, показать танец живота, поцеловать угловой флажок, натянуть на голову футболку - давно пройденный этап. Элбер изобретает сюжеты поинтереснее. Впервые он поразил публику на пару с Лизаразу. Мяч еще трепетал в сетке ворот "Кайзерслаутерна", а бразилец с французом уже присели на левое колено, с очаровательной улыбкой приподняв правую ногу. Смысл композиции был ясен: две собачки справляют малую нужду.

А однажды Джоване многих просто шокировал. После того как Янкер с его передачи забил гол, он запрыгнул на партнера и на глазах всего стадиона и многомиллионной телеаудитории... вылизал ему ухо. Мол, молодец, что вовремя услышал мой выкрик и среагировал на хитроумный пас. Недавно "театр Элбера" обрел и политическое звучание. 15 сентября, спустя четыре дня после терактов в Америке, бразилец, забив гол "Фрайбургу", изобразил ладонями голубя мира.

ПСИХОЛОГ ТОЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ

С будущей женой Джоване познакомился еще в детстве, в родной Лондрине. Пока он с утра до вечера гонял мяч, Цинтия с головой ушла в медицину и стала психологом. Ее знания не раз выручали Джоване, к которому она переехала, когда он выступал за "Грассхоппер". Особенно помогла ему Цинтия после двух тяжелейших травм (разрыва крестообразной связки и перелома ноги), подстерегших мужа в "Баварии". Эмоциональный бразилец очень тяжело переживал случившееся, но жена-психолог сделала все, чтобы он не вешал нос.

Однако в последнее время в психологической помощи нуждается, похоже, уже сама Цинтия. Несмотря на головокружительные успехи мужа, пребывание в Германии ее явно тяготит. Привыкшая к шумной жизни и солнцу Бразилии, она без конца твердит: надо собирать вещи и уезжать из холодной и чересчур правильной Германии. Если не на родину, то хотя бы в Испанию или Италию.

Это, безусловно, не проходит мимо внимания боссов "Баварии". "Как только Элбер заводит разговор о германских холодах, значит, нужно вновь повышать ему зарплату", - иронично замечает президент клуба Франц Беккенбауэр.

МЕЧТА ОБ ИМЕННЫХ БУТСАХ

Впрочем, дело не только в деньгах. Конечно, зарабатывая уже около 7 миллионов марок в год (больше в команде зарплата только у Кана и Эффенберга), бразилец ведет отнюдь не аскетический образ жизни: разъезжает на роскошном "Порше", с удовольствием посещает дорогие рестораны, родителям купил прекрасный дом в Бразилии. Но если тот же Эффенберг откровенно заявляет, что главное для него - деньги, для Джоване "презренный металл" не столь важен: "Я готов зарабатывать меньше, лишь бы на сердце было легко". Иногда он с тоской в глазах признается, что кое-чего ему в жизни все-таки не хватает. Не только солнца и свободы - все это он без проблем обрел бы в любом клубе на Апеннинах или Пиренеях. Нет, Элбер мечтает о еще более громкой славе.

- Мне уже 29. Хочу, чтобы, когда расстанусь с футболом, обо мне вспоминали не только как о клоуне, но и как о хорошем игроке, - говорит Джоване. И действительно, Элбер популярен, но не так, как Ривалдо, Зидан или Фигу. Задел его, например, такой эпизод. После того как Adidas изготовил специальные бутсы для Бекхэма, a Nike - для Роналдо, Джоване тоже захотел получить именную обувь. Adidas сделал "под Элбера" серебристо-белые бутсы, однако его именем новую модель так и не назвал.

ШКОЛА ЦИНТИИ

...А Цинтия в Германии по-прежнему не в своей "тарелке". Поговаривали, мол, ради того, чтобы уехать, она готова даже пойти на развод. Элбер и сам тоскует по родине и каждый месяц тратит на телефонные переговоры с Бразилией более 2500 марок. Но слухи о разводе категорически опровергает: "У нас состоялся серьезный разговор. Я объяснил, что переживаю лучшую фазу в своей карьере, что выступления в "Баварии" дают мне шанс осуществить мечту жизни - со сборной Бразилии попасть на мировой чемпионат. Жена меня поняла. Мы остаемся".

Наверное, нет в мире другой команды, где было бы столько блистательных претендентов на место в атаке, как в сборной Бразилии. Среди конкурентов Элбера - Ривалдо, Ромарио, Роналдинью, Денилсон. Да и Роналдо, возможно, скоро вернется в строй. И тем не менее Джоване в последнее время постоянно вызывают в сборную. Да и как не приглашать форварда, забивающего решающие голы в Лиге чемпионов "Реалу", "МЮ", "Арсеналу"? Далеко не самые приятные воспоминания об Элбере и у спартаковцев, которых он в этом году огорчил уже трижды.

Но Джоване ценят в "Баварии" не только за снайперские качества. Он умеет вовремя встряхнуть, привести в чувство (школа Цинтии?) начинающих "скисать" партнеров. Заметив перед игрой с "Арсеналом", что многие товарищи по команде испытывают излишний пиетет перед французскими звездами лондонского клуба, Элбер в раздевалке стал громко рассуждать: "Что такое "Арсенал"? Не более, чем средняя команда". Чуть позже, забив лондонцам единственный гол, Джоване подтвердил, что его партнерам действительно не стоило робеть. Нечто подобное произошло и перед поединком с "МЮ". "Бекхэм? - громко вопрошал Джоване. - Сколько голов он забил в Лиге чемпионов? Ни одного? Все ясно". И вновь оказался прав.

ВОЛШЕБНАЯ МЫШЦА

В Германии ценят бразильский "цирк" на зеленом газоне. Однажды, придя в восторг от изысканного трюка Паулу Сержиу, партнера и земляка Элбера, возглавляющий дортмундскую "Боруссию" Маттиас Заммер произнес: "Если бы такое захотел повторить немец, наверняка получил бы вывих тазобедренного сустава". В Германии действительно уже вполне серьезно обсуждают физиологические особенности бразильских футболистов. Знаменитый профессор-ортопед Бернд Кабелька (среди его пациентов - Пит Сампрас и братья Кличко), например, говорит: "На внутренней стороне бедра находится мышца, от которой зависит подвижность ноги и особенно коленного сустава. Она же ответственна и за степень вращения мяча после удара. Бразильцы с детства много жонглируют мячом, с удовольствием выполняют разные трюки, чем, сами того не ведая, тренируют эту мышцу. А вы видели, как быстро среагировал Элбер в ситуации, когда забивал первый гол "Штутгарту"? Футбол в зале или на пляже с детства делает игру непредсказуемой, учит быстро принимать решения, развивает координацию".

Теперь все только и говорят о "волшебной мышце" Элбера, его результативности (в 195 матчах бундеслиги - 100 голов) и прекрасном характере. Жалеют немцы только об одном - нет у Джоване германского паспорта...

Ефим ШАИНСКИЙ

Мюнхен