Газета Спорт-Экспресс № 44 (2537) от 24 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

24 февраля 2001

24 февраля 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

В Линаресе состоялось открытие 18-го международного турнира по шахматам

КАРПОВ РАД, ЧТО КАСПАРОВ НЕ ИГРАЕТ НА ГИТАРЕ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Впервые в моей многолетней практике на церемонию открытия и жеребьевки турнира я шел с одним чемпионом мира, а возвращался с нее с другим. Чемпионов мира в этой игре вообще не так уж много, а конкретно здесь, в Линаресе, их собралось двое: Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. 12-й и 13-й.

В ДВУХКРУГОВОМ ТУРНИРЕ ЖРЕБИЙ - НЕ ПУСТЯК

В обычных турнирах от жребия зависит очень многое. Каким цветом играешь с главным конкурентом, в каком туре, - вопросы отнюдь не праздные. В двухкруговых "Линаресах", казалось бы, жребий имеет лишь символическое значение: играют-то каждый с каждым по две партии. Но это только на первый взгляд все так просто. Поговоришь с искушенными людьми и поймешь: нет, не все равно, какой у кого номер в таблице.

По пути от отеля "Анибал" до мэрии компанию корреспонденту "СЭ" составили Каспаров и его тренер гроссмейстер Юрий Дохоян. От них я узнал, например, такую штуку: оказывается, если строго следовать жеребьевке, то некоторым участникам придется играть несколько партий подряд черными (а в конце соответственно белыми). Поэтому главный арбитр сеньор Варгас (он здесь последние годы неизменно исполняет эту роль) меняет несколько туров местами. Например, пары, которые по жребию должны встретиться в 9-м туре, играют в 7-м, и наоборот. Каспаров вспомнил, как однажды свободолюбивый Василий Иванчук воспротивился судейской "принудиловке" и предпочел играть подряд штуки три партии черными. Одну, у Петра Свидлера, даже выиграл, но на Каспарове победный график резко пошел вниз.

- Жаль, не играет в этом году Иванчук! - с чувством сказал Каспаров. - С Василием турнир был бы гораздо сильнее! В отличие от некоторых нынешних "великих" у него всегда и идей новых хватает, и борется он с полной отдачей...

На мой прямой вопрос - намерен ли Гарри выиграть свой 8-й супертурнир подряд - он попытался отделаться шуткой: мол, а что еще остается?

ОТЛОЖЕННАЯ ПАРТИЯ: "СЭ" - ШИРОВ

А вот мятежный Алексей Широв на тот же вопрос ответил прямо: "Конечно!" Почему мятежный? Ну, во-первых, потому что отказался сфотографироваться вместе со всеми участниками и организаторами турнира. Во-вторых, потому что судится с бессменным директором "Линареса" сеньором Луисом Рентеро, заслуги которого каждый оратор на церемонии не преминул отметить особо. А в-третьих, потому что не собирается извиняться перед Каспаровым за ряд своих высказываний, сделанных до лондонского матча за звание чемпиона мира.

Разговор у нас получился коротким. Заметив, что с Линаресом у него связаны два крупнейших успеха в профессиональной карьере (2-е места в турнирах 1994-го и 1998 годов), Широв согласился поговорить обо всем подробнее и обстоятельнее - но только после турнира. Вопросов между тем к мятежному гроссмейстеру накопилось много: в его жизни происходит столько всяческих пертурбаций, и что более интересного собеседника найти трудно... Но придется вам, читатель, потерпеть до окончания "Линареса-2001".

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КАРПОВА

Дать обстоятельное интервью "СЭ" изъявил и Карпов - но тоже, что характерно, не в ходе турнира, а после. Очень серьезно относятся гроссмейстеры к турниру: даже выходные предпочитают тратить не на общение с журналистами, а на тщательную подготовку к предстоящим партиям. Правда, поговорить с Карповым нам все же удалось - в буквальном смысле на ходу, во время короткой прогулки до гостиницы по ночному Линаресу после церемонии открытия.

- Вы приняли приглашение на турнир, хотя так и не получили извинений от Луиса Рентеро? (Речь идет об оскорбительном по тону письме, которым директор ответил на отказ Карпова выступить на турнире 1997 года. - Прим. Ю.В.)

- Если бы Рентеро не попал в страшную автомобильную аварию, я бы не приехал в Линарес, не дождавшись от него извинений. Но когда получил приглашение от алькальда Линареса Хуана Фернандеса Гутьерреса, решил приехать. Кстати, как я уже не раз говорил, никакого контракта у меня с устроителями "Линареса-97" не существовало. Я не принадлежу к людям, которые не выполняют своих контрактных обязательств. Так что пусть оскорбительные выпады Рентеро останутся на его совести.

- Вы сегодня с Рентеро виделись? Хотя бы двумя словами обменялись?

- Виделись только что. Он прошел мимо, поздоровался, мы обменялись рукопожатиями. Если он захочет как-то более обстоятельно признать давние ошибки, я к этому готов.

ЧТО ПРИСНИТСЯ ОБИТАТЕЛЯМ "ЛЮКСОВ"?

- Приняли вас, как прежде, на "королевском" уровне?

- Да, все как положено: встретили в аэропорту, разместили в "люксе". Кстати, "люксов" в "Анибале" только два. Один дали мне, другой - Каспарову. Наши спальни совсем рядом. Как в свое время с Андреем Соколовым, с которым мы играли здесь матч. Соколов среди шахматистов единственный, кто ездит на соревнования с гитарой. Взял он ее с собой и тогда. Но хуже всего то, что музицировал он по утрам, когда я еще спал... Пришлось обратиться к нему с просьбой: "Слушай, Андрей, не мог бы ты по утрам на гитаре не играть?" Он согласился, но выдвинул встречную просьбу: чтобы я поздно вечером не включал так громко телевизор. На этом взаимные претензии были исчерпаны.

- В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как вы впервые играли в Линаресе. Помните турнир 1981 года?

- Да, это был первый сильный турнир в Линаресе, который я помог тогда организовать Рентеро. Осталось одно удивительное воспоминание: в Линаресе выпал снег! Сегодня, когда на улице днем было 20 с лишним тепла, в это поверить невозможно. Но тогда нам пришлось подвергнуться настоящему испытанию: в номерах отеля "Сервантес" ("Анибала" еще не было) было не больше 10 - 15 градусов.

- Но холод не помешал вам выиграть тот турнир. Как рассчитываете выступить на этом?

- Настроение отличное. Как обычно, в Москве перед отъездом было много суеты, но пару раз все же удалось отвлечься от обыденных дел, уделить внимание шахматам и немного подготовиться. Кстати, в ходе подготовки в моем окружении появились новые люди, и вот кто-то из них мне и говорит: "А почему у вас рейтинг такой низкий?" Зная, как плохо справляются с этой задачей люди из ФИДЕ, я вообще-то давно на рейтинги не обращаю внимания. Но тут проверил - и вижу: да они же у меня 20 единиц украли! Оказывается, решили "вспомнить" турнир в Голландии двухлетней давности и включить его в нынешний обсчет. Мало того, "припомнили" мне и наш матч с Этьеном Бакро, который учитывать было нельзя по двум причинам: во-первых, в нем было три вида шахмат, а во-вторых, это был "частный" матч!

- Когда ФИДЕ нужно, они и лондонский матч Каспаров Крамник готовы считать "частным". Хотя там-то уж был один вид шахмат - классика!

При этих словах Карпов весело засмеялся. Мы попрощались, и он отправился спать. Через стенку от Каспарова. Интересно, какие сны им будут сниться перед партией 5-го тура, когда обитателям двух "люксов" предстоит встретиться за доской? Каспарову выпали белые, значит, ему скорее всего приснится 1. e2 - е4. Карпову достались черные. Хорошо бы ему явилась "испанка", но может присниться и "Каро-Канн". Но главное, что спать он будет крепко: перезвоном гитарных струн Каспаров соседа ни свет ни заря будить не станет.

Кстати, соседи и в таблице разместились "через стенку": Карпову выпал пятый номер, Каспарову - шестой. Укажу и те, что достались остальным гроссмейстерам: 1. Петер Леко (Венгрия), 2. Алексей Широв (Испания), 3. Александр Грищук (Россия), 4. Юдит Полгар (Венгрия). Как-то они выстроятся в итоговой таблице?