Газета Спорт-Экспресс № 79 (2275) от 8 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

9 апреля 2000

9 апреля 2000 | Олимпиада

ЛЫЖИ

ВРЕМЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ЗАКОНЧИЛОСЬ

Президент Федерации лыжных гонок России Анатолий Акентьев рассказывает корреспонденту "СЭ" об итогах сезона и наших олимпийских перспективах.

- В завершившемся сезоне крупных соревнований, кроме Кубка мира, не было. России традиционно достался женский Кубок наций. Как бы вы оценили проделанную за последний год работу?

- Начну с наших лыжниц. После Игр в Нагано и чемпионата мира в Рамзау мы скорректировали график подготовки к главным соревнованиям 4-летия - Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Понимаем, что блестящие успехи в Нагано и Тронхейме - следствие не только плодотворной работы, но и везения. На Играх-2002 мы рассчитываем завоевать три золотые медали. Ведь за рубежом появились новые сильные конкурентки - например, Кристина Шмигун из Эстонии, финка Каиса Варис. По-прежнему сильны норвежка Бенте Мартинсен в классике и итальянка Стефания Бельмондо в свободном ходе. Каждая из них при определенном раскладе может стать олимпийской чемпионкой. Наша главная проблема в том, что почти все ведущие спортсменки сборной России значительно старше своих соперниц. Поэтому мы решили построить их подготовку таким образом, чтобы у всех были профилирующие дистанции. Причем на каждой дистанции должно быть по 2-3 равные по силам спортсменки. С этой точки зрения задача на сезон решена. Конечно, удалось не все, но мы и не работали так напряженно, как в годы чемпионатов мира и Олимпийских игр. Позволили себе несколько экспериментов, привлекли в команду много молодых спортсменок.

- Они оправдали ваши надежды?

- Об этом еще рано говорить. Но отрадные моменты были. Например, в Лахти они великолепно выступили в эстафете, заняв второе место после нашей сильнейшей четверки. При разумном подходе у нас должен появиться хороший резерв.

- Минувшей зимой у России, похоже, появилась и мужская команда.

- Два года назад мы решили начать формировать новую сборную под руководством Александра Грушина. На соревнованиях и сборах проверили, без преувеличения, всех, кого только можно, и убедились в том, что реально на место в команде могут претендовать 6 спортсменов: Михаил Иванов, Владимир Вилисов, Виталий Денисов, Николай Большаков, Константин Гостяев и, конечно, Алексей Прокуроров. Они доказали это своими результатами. Прокуроров, кстати, будет готовиться по особой программе с акцентом на длинные дистанции. На подходе Виталий Разницын, Дмитрий Тишкин, Василий Рочев. С последним, сыном олимпийского чемпиона, мы связываем определенные надежды. Василий отличается великолепным качеством: он прекрасно бежит в эстафетах первый этап, что для нас всегда было камнем преткновения. В Фалуне он занял 13-е место в спринте, а в эстафете на стартовом отрезке был вторым. Для 19-летнего лыжника это великолепный результат. Те, кого я перечислил, будут готовиться в составе сборной.

- Сколько человек будет в сборной?

- 10 мужчин и 10 женщин. Это не значит, что у остальных нет шансов попасть на чемпионат мира или на Олимпиаду. Но им придется заниматься самостоятельно.

- Наиболее успешно россияне выступали в феврале и марте. Чем это можно объяснить?

- Тем, что именно в это время проходят чемпионаты мира и Олимпийские игры. И на пик формы наши подопечные вышли строго по плану.

- В программу лыжных соревнований вошли спринтерские гонки. Наши лыжники относятся к ним неоднозначно. Но медали в спринте будут из того же металла, что и в обычных гонках. Можно ли рассчитывать на то, что и в этом виде наши спортсмены смогут конкурировать с зарубежными?

- К сожалению, до сих пор не отработаны правила, и везде эти гонки проводятся по-разному. Например, спринт в Лахти - забеги свободным ходом четверок спортсменов - был пародией на соревнования. В Стокгольме же, напротив, все было идеально: бежали по два человека классическим ходом. Очень хороший спринт был в Москве на Нагорной. А тенденция такова, что в скором времени в спринте на первые роли выйдут те же лыжники, что задают тон в классических гонках. Хотя придуманы были эти гонки, как мне кажется, для борьбы с лыжными монстрами - Норвегией, Россией... Что ж, теперь и в Центральной Европе есть претенденты на высокие титулы. И все же считаю неправильным уравнивание спринта в правах с традиционными дистанциями. Скажем, в минувшем сезоне Мартинсен победила в Кубке мира прежде всего за счет сверхуспешного выступления в спринте (5 побед. - В. П.). Хотя на протяжении всей зимы лучше норвежки выглядели и Кристина Шмигун, и наша Лариса Лазутина. Сейчас российская федерация ведет работу по упорядочению регламента спринта. В этом году в Австралии состоится конгресс FIS, на котором будут расставлены все точки над i.

- Для успешных выступлений нужна солидная материальная база. Как у вас с этим?

- Наконец-то мы практически круглый год можем заниматься в России. Появились тренировочные центры в Острове, Кировске, Базарном Корбулаке под Саратовом. Везде великолепные условия, долго лежит снег. Проблемы есть только с высокогорной подготовкой. Есть неплохой центр на Алтае, но он не устраивает нас из-за разницы во времени. Мы ведь стараемся работать в одном часовом поясе. Очень важно избавиться от дальних разъездов, связанных с длительной акклиматизацией.

- Раньше за подготовку олимпийских команд отвечал ОКР. Теперь появилась еще одна организация - Министерство спорта. Не возникли ли у вас в связи с этим дополнительные проблемы?

- В свое время мы трудно притирались к Олимпийскому комитету, к его руководству. Но все вопросы были сняты перед Олимпиадой в Нагано, и с тех пор у нас хорошие деловые отношения. С возникновением министерства многое надо делать заново. Начальный период подготовки проходил нормально, обе стороны выполняли свои обязательства. Нам ведь не нужно 100-процентное финансирование, но очень важно иметь постоянную поддержку. Когда она есть, мы можем направить часть средств на реконструкцию лыжных баз. В противном же случае все придется тратить на участие в соревнованиях. И вот, начиная с этапа Кубка мира в Лахти, помощь со стороны министерства прекратилась. И федерации пришлось нести расходы в связи с выездами на кубковые этапы в Финляндию, Швецию, Норвегию и Италию. Хорошо, что у нас неплохие спонсорские контакты с "ЛУКОЙЛом", "Роснефтью", "Рыбинскими моторами", многими лыжными фирмами. Между прочим, только экипировка одного спортсмена на сезон стоит 19-20 тысяч долларов. Думаю, должно быть так: если есть государственный план, в соответствии с которым федерация должна обеспечить завоевание определенного количества медалей, то под него должны выделяться средства. Если у нас есть сейчас 15-20 федераций, способных выступать на мировом уровне, надо их поддерживать. Ныне баснословные деньги вкладывают в игровые виды спорта, которые в последнее время либо редко балуют наградами, либо вообще их не приносят. А, например, Австрия тратит на подготовку лыжников-гонщиков в 10 раз больше, чем Россия. К тому же мы должны достаточно серьезно оплачивать труд спортсменов и тренеров. Именно в этом плане мы ждем помощи от Министерства спорта.

- Международный сезон закончен. А что ждет нас внутри страны?

- Имея такие климатические условия, грех кататься на лыжероллерах. До 17 апреля мы проведем праздник Севера, гонки, входящие в программу чемпионата России, в Мурманске, Кандалакше. Апатитах. Это настоящие лыжные регионы, в которых нам оказывается серьезная поддержка местными органами власти. Например, в Мурманске реконструировали лыжный стадион, сделали освещенные трассы в Кировске. Растет интерес к лыжам в европейской части России, в Поволжье. Так что соревновательной практики нашим сильнейшим спортсменам вполне хватит.

Владимир ПЕСНЯ