Газета Спорт-Экспресс № 74 (2270) от 3 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 4

3 апреля 2000

3 апреля 2000 | Остальные

Кирилл ДРОГАЛИН

ДВА КОЛЕСА ФОРТУНЫ

За всю историю ледового спидвея российские гонщики завоевали 28 титулов чемпионов мира в личном зачете и 18 - в командном. Нынешний год исключением не стал. Сначала сборная России выиграла командный чемпионат мира. А чуть позже Кирилл Дрогалин победил и в личном зачете.

ДОСЬЕ "СЭ"

Кирилл ДРОГАЛИН

Родился 21 февраля 1963 года в Москве. Рост 174 см. Вес 70 кг.

Заслуженный мастер спорта по ледовому спидвею.

Чемпион мира в командном зачете 1997-2000. Чемпион мира в личном зачете 1997, 2000.

Выступает за "Лисму" (Саранск). Тренер Виталий Борбашов.

НАРОДНАЯ ЗАБАВА

Раз в год в подмосковном Красногорске творится что-то несусветное. Стадион забит до отказа: машину приходится парковать чуть не за километр. Заполнены и балконы всех окрестных домов. Люди устраиваются на ограде стадиона, на деревьях, на высоких сугробах. И все потому, что раз в год в Красногорск приходит ледовый спидвей.

И ведь не только в Подмосковье народ на соревнования по спидвею валом валит. По всей стране то же самое. Несмотря на свое мудреное название, этот вид спорта очень нашенский, народный. Подумать только: в финале последнего чемпионата мира (финал этот состоялся в голландском Ассене) 9 из 18 гонщиков - ровно половина! - представляли Россию. Чемпионом, как вы уже знаете, стал Дрогалин, а Владимир Фадеев - бронзовым призером. Знай наших!

РЫСАКИ ХОРОШО, А МАШИНА - ЛУЧШЕ

- Говорят, что в секцию спидвея вас привела мама. Это правда? - спрашиваю я у Дрогалина.

- Ну что вы... Когда я в 79-м году пришел в московский клуб "Трудовые резервы", туда детей, которые приходили с мамами, принципиально не брали. Зато потом от родителей требовали письменное согласие на занятия, ведь вид спорта у нас очень травмоопасный.

- Довольно странный выбор для коренного москвича. Вы до этого хоть немного с мотоциклом знакомы были?

- У нас на даче был настоящий мопедный клуб. Мальчишки с утра до ночи на мопедах гоняли. Мне нравилось. Вот поэтому-то и решил заниматься мотоспортом.

Первым тренером Кирилла был Владимир Молев, заслуженный тренер страны. "Трудовые резервы" расположены на берегу канала, напротив Северного речного порта. Зимой - льда немерено. Выгоняли трактор в залив, расчищали лед и гонялись, распугивая примостившихся над лунками рыбаков. Увы, сейчас в Москве ледовый спидвей не в почете. И Дрогалин выступает за саранскую "Лисму".

Кирилл поясняет:

- То, что в Москве все же существует команда "Союзконтрактпоставка" - заслуга Александра Балашова. Именно его, а не властей города. А в Мордовии и непосредственно в Саранске спидвей развивается благодаря поддержке главы республики - при том, что финансирование осуществляется "Лисмой". Кстати, "Лисма" - это самое крупное в России объединение, выпускающее светотехническое оборудование.

- И как давно вы за "Лисму" выступаете?

- Меня в этот клуб пригласили в 97-м году. В то время вопрос с финансированием стоял для меня крайне остро. Если бы не "Лисма", то вряд ли я стал бы в том же году чемпионом мира. Сейчас постоянно зовут выступать за клубы немецкой лиги, шведской - платят там хорошо. Но теперь для меня не все упирается в деньги. В Саранске отношение просто потрясающее, так могу ли я даже подумать о том, чтобы сменить клуб?

- Насколько спидвей популярен в Мордовии?

- Популярен - не то слово. Классных гонщиков хватит даже на то, чтобы провести чемпионат России. Плюс много молодых талантливых ребят. Кстати, у меня в контракте специальный пункт, по которому над одним из этих молодых я шефствую. Того и гляди сильного конкурента сам себе подготовлю. А когда проходят гонки на приз главы республики, чуть не вся Мордовия съезжается посмотреть.

- Слышала, что главный приз там - скаковая лошадь.

- Сам дважды скакунов выигрывал. Но оказалось, что в Москве за их содержание надо платить 300 долларов в месяц. Таких средств на лошадей у меня не было, и я оставил их в Саранске. В этом году автомобиль выиграл. С ним проще - жене подарил.

АВАРИЯ НА ТРЕНИРОВКЕ

- В прошлом году вы лидировали первую половину чемпионата мира, но довольно неожиданно закончили его пятым.

- Когда выиграл чемпионат мира первый раз, подумал: ну, теперь на таком высоком уровне можно несколько лет продержаться. И сильно ошибся. В прошлом году в Ассене, будучи лидером, на тренировке испытывал новую модель мотоцикла. Я к нему еще не привык, на какой-то момент потерял управление - и левая нога попала под мое же собственное заднее колесо. Была повреждена ступня, шипами пробило несколько косточек. Я, конечно, продолжал гоняться. Но когда в повороте ложился на лед, даже специальный защитный сапог не спасал. Дело в том, что на такой скорости отколовшиеся льдинки летят, как камни. Я-то и ходить толком не мог, а тут все время бьют камнями по больной ноге. Поэтому-то пятым в итоге и оказался.

- Этот сезон обошелся без травм?

- Два раза падал. Оба раза в меня врезались - и не удавалось удержаться. Но все закончилось благополучно.

- А не бывает так, как в "Формуле-1"? Чтобы один гонщик намеренно выбивал с трассы другого?

- Как вам сказать... Вообще-то такое случается в любом техническом виде спорта. Но об этом лучше умолчать. Что было, то забыто.

- Есть ли у вас неудобные соперники?

- Самым неудобным раньше был мой друг Юрий Поликарпов. Из-за него я получил две серьезные травмы, а потому очень не любил с ним ездить. Правда, два последних сезона Юра стал более корректен, контролирует свои эмоции. А вот Александр Балашов всегда предельно аккуратен на дорожке, спокоен и уверен в себе. Чтобы обгонять чисто, ему вполне хватает мастерства.

БЕЗ КОМАНДЫ НЕ ПОЕДЕШЬ

- В технических видах добиться успеха одному гонщику невозможно. На него работает целая команда. Кто помогает вам?

- Два механика - Володя Крупенио и Саша Николаев. Если надо, могут работать круглые сутки, я не преувеличиваю. Кроме того, последние три года помогает Петр Олейников, многократный чемпион страны, авторитет в плане двигателя. Его стараниями мой мотор стал конкурентоспособен.

- Насколько велика роль механиков в вашем виде спорта?

- Это достаточно сложный вопрос. Считаю, что сегодня в России всего два человека, которые в состоянии все сделать сами. Довести машину от нуля до такого состояния, чтобы на их технике человек что-то выиграл. Это Владимир Белоногов - механик Балашова и Сергей Шевченко - механик Владимира Фадеева. Что же касается моих механиков, то они в основном выполняют все-таки вспомогательную работу.

- Неужели вы не пробовали заполучить лучших в свою команду?

- На протяжении многих лет уговаривал Белоногова работать вместе. Только ничего у меня не получилось.

- А какова в вашем виде роль тренера?

- Казалось бы, на моем-то уровне я и так все знаю. Ничего подобного! В подготовительный период, во время соревнований бывают ошибки, которые сам не видишь. И если нет тренера, который может грамотно во всем разобраться и точно объяснить, то результат будет намного хуже, чем ты вообще-то способен показать. Мой друг Виталий Борбашов, с которым я вместе гонялся, - теперь мой тренер. Но он не просто тренер, он еще и конструктор моего мотоцикла.

МОЩНОСТЬ ДЕРЖИТСЯ В СЕКРЕТЕ

- Какие фирмы выпускают мотоциклы для ледового спидвея?

- Мы выступаем не на серийных машинах. Другое дело, что есть базовые рамы. Фадеев, Балашов, я предпочитаем голландскую раму, очень дорогую. Правда, меня не устраивают некоторые ее позиции, а чтобы их переделать, голландцы запрашивают несусветные деньги. Поэтому готовлю мотоцикл самостоятельно. Использую амортизацию шведской фирмы "Иоленс", также страшно дорогую. Двигатель сделан на базе "Явы". Правда, от него осталось только одно название и внешняя оболочка.

- При объеме двигателя в 500 кубиков, мощность его неограничена. От чего она зависит?

- Есть некоторые секреты, которые нарабатываются годами. А потерять все можно за пять минут.

- У вас существует промышленный шпионаж?

- Это не шпионаж в прямом смысле слова. Но все вокруг грамотные, смотрят, анализируют - и на базе полученных данных пытаются сделать что-то новое.

- Какие существуют технические ограничения?

- Ограничены различные узлы двигателя, которые мы не имеем права менять. Ограничена длина шипов - их порядка ста на переднем и заднем колесах. Шип не должен быть длиннее 28 мм. За этим следят очень строго. Перед соревнованиями проверяют диаметр карбюратора, маркируют его. Выхлопную трубу можно использовать только номерную. Есть ограничения и по технике безопасности: дополнительные щитки должны закрывать колеса и цепь.

- Но ведь можно "нахимичить"?

- Да, можно. Например, поставить другой диаметр поршня и повысить мощность двигателя или, к примеру, увеличить длину шипа. Но ведь все сразу заметят, что машина здорово идет, - и тут же проверят. Кому нужна дисквалификация?

- Настройка мотоцикла зависит от стиля езды. Какой у вас стиль?

- В этом году езжу по внутреннему радиусу, совсем не так, как в прошлом. Если раньше практически не проигрывал старт, то в этом решал на старте далеко не все. При езде "внутри" расстояние короче, но не всегда можно развить хорошую скорость в повороте.

МОТОР СОБИРАЛИ ВСЮ НОЧЬ

- В этом году в финале чемпионата мира борьба была напряженнейшая. Что склонило чашу весов в вашу пользу?

- Решающим был заезд первого дня с Фадеевым. Я понимал, что, проиграв, теряю все шансы на победу. В заезде мы постоянно менялись местами. Только после финиша, когда я пришел первым, почувствовал, что в состоянии стать чемпионом мира. Хотя в общем зачете проигрывал в тот момент очко.

К тому же понял, что двигатель не выдает необходимой мощности. Дело в том, что за две недели до финала в Ассене мы выиграли командный чемпионат мира и... решили поменять настройку мотоцикла. Для Голландии сделали новые регулировки. На тренировках двигатель действительно работал здорово. Мы были довольны, но не все проверили. И вот когда мы поняли, что мотор не тянет, решили вернуться к старым регулировкам. А это можно было сделать, только разобрав мотор и собрав его заново. Всю ночь не спали, но добились своего. В последнем заезде второго дня мне достаточно было набрать два очка, то есть финишировать вторым. И когда меня обогнал Александр Московка, я бороться с ним не стал. Только и думал, что надо спокойно доехать, не нарушить правила, чтобы меня не дисквалифицировали.

- А как же немец Франц Цорн, который обещал со всеми русскими расправиться в одиночку?

- Я знал о нем только понаслышке, до Ассена нигде с ним не встречался. Вообще-то Цорн должен был приехать на полуфинал в Красногорск. Но как потом выяснилось, заплатил штраф, лишь бы не ехать к нам, остался в Германии и выиграл там другой полуфинал. Ходят слухи, что у Цорна свой стадион и что он может тренироваться там каждый день. А чемпионом он не стал потому, что не готов психологически.

Виталий Борбашов, который знает Дрогалина 20 лет, считает отличительной чертой Кирилла умение собраться в критический момент. А вот немцу именно этого и не хватило. Когда Цорн во второй день стал лидером, опередив Дрогалина на одно очко, а Фадеева на два, то вдруг дрогнул. "Я видел, - рассказывает Борбашов, - как Цорн сидит отдельно ото всех на лавочке и у него трясутся руки. Тогда-то и понял, что чемпионом станет Кирилл". После этого Дрогалин собрался и выиграл три заезда. Тогда как Цорн в одном пришел вторым, в другом - третьим и растерял все преимущество.

ТОРТ НЕ ЕМ И МНОГО СПЛЮ

- Без чего невозможно выиграть чемпионат?

- Без психологической подготовки. Кроме того, я понаблюдал за собой и пришел к выводу, что на время соревнований некоторые вещи из своего образа жизни надо исключить. Не есть торт, к примеру, хотя очень люблю. Совершенно убрал из своего рациона алкогольные напитки. Всегда перед стартами долго сплю, просто заставляю себя спать. Не всегда удается, к сожалению. А самое главное - не позволяю себе лениться ни в чем. Но в то же время стараюсь не перегружаться.

- После таких испытаний, когда сезон окончен, можно и расслабиться.

- В принципе да. Но это не значит, что мы на все лето разъедемся и будем валять дурака до следующего сезона. Во время гонок все, что можно было сломать на мотоцикле, мы сломали. Для того чтобы довести машину до ума, потребуется 3-4 месяца работы. Плюс к этому нужно провести эксперименты, я снова хочу поменять стиль езды.

- Сколько мотоциклов за сезон вы "доводите до ручки"?

- Три. Основной обходится в 30 тысяч долларов. Два других - дешевле, потому что не так интенсивно эксплуатируются. Различные износившиеся детали приходится менять перед каждыми соревнованиями. И все они очень дорогие.

- Спидвей - единственное ваше увлечение скоростью?

- Летом выступаю в мотокроссе, с удовольствием езжу на картинге, катаюсь на водных лыжах. Была бы возможность летать на самолете - летал бы.

- За рулем автомобиля скорость превышаете?

- Всегда. Правда, только в тех местах, где ситуация это позволяет. К примеру, на московской окружной дороге. У меня трехсотый "Мерседес". На нем от быстрой езды получаешь удовольствие.

- Ваше хобби, кроме скорости?

- Хорошая баня. С дровами, большой парилкой, дубовым веником и без употребления алкоголя.

- Своя баня есть?

- У тестя. Мы постоянно вместе паримся.

...Так и хочется сказать: Россия - страна спидвея. Столько чемпионов мира ни у кого нет! Но, увы, дела не так уж и радостны. Вот вам настораживающий факт: в маленькой Швеции занимающихся ледовым спидвеем больше, чем в огромной России. А вдруг когда-нибудь шведское количество перейдет в российское качество? Что тогда будем делать? И ведь еще и финны поджимают, и австрийцы, объединившиеся в одну лигу с немцами.

На следующий год будет проводиться не один, а три финальных тура чемпионата мира - в России, Германии и Голландии, при том, что все гонки планирует транслировать Eurosport. Представляете, сколько рекламодателей это привлечет и какой толчок даст развитию ледового спидвея!

Это ведь единственный технический вид спорта, где российские спортсмены впереди планеты всей. Пока. Чтобы и дальше оставаться на нынешних позициях, нашему спидвею нужна не только народная любовь, но еще и внимание и поддержка властей.

Только понимают ли это власти?

Елена РЕРИХ