Газета Спорт-Экспресс № 126 (2025) от 7 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

8 июня 1999

8 июня 1999 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

Александр ПРОСВЕТОВ, Игорь РАБИНЕР

из Сен-Дени

ТАЙНУ ТРАВМЫ МОСТОВОГО ФРАНЦУЗЫ ТАК И НЕ УЗНАЛИ

Во время последней предматчевой пресс-конференции главный тренер чемпионов мира Роже Лемерр едва ли не воздевал руки к небу: как обезвредить Александра Мостового? Наиболее известный во Франции (не считая Игоря Яновского), наш футболист вызывал столь большую тревогу у руководства "Трехцветных", что Лемерр дал игрокам два жестких указания. Во-первых, оттеснить Мостового в глубь поля, чтобы у него было поменьше возможностей угрожать воротам Бартеза, а во-вторых, ни в коем случае не нарушать правила ближе, чем в 30 метрах от ворот. Тренеру явно проникли в душу "стандарты" в исполнении экс-страсбуржца в московском матче сборных России и Франции - после них россияне забили дважды, а также недавний его гол со штрафного белорусам. Вероятно, не осталось незамеченным и известие о голе и трех результативных передачах Мостового в контрольном матче двух составов сборной России, состоявшемся в среду. Франция боялась полузащитника "Сельты" как огня - и в этом, возможно, заключается одна из причин ее поражения.

Да, пожелания Лемерра его игроки выполнили. В те 26 минут, что Мостовой провел на поле, ему не давали приблизиться к штрафной, постоянно "отжимая" к центру. Что же касается нарушений, то даже после замены "мастера стандартов" хозяева не фолили вблизи ворот.

Ошибка Лемерра заключалась в том, что, в его представлении, нынешняя сборная России - команда Мостового. Его уход смутил и расслабил французов - а наши уже сутки знали, что его участие в матче под большим вопросом. Во время вечерней тренировки на "Стад де Франс" в пятницу он почувствовал резкую боль в мышцах в нижней части живота. Мостовому хватило профессионализма не дать понять этого никому из посторонних во время занятия - работал полузащитник как ни в чем не бывало. Так что если среди работников стадиона и были тайные шпионы сборной Франции, они (как, впрочем, и мы, наблюдавшие заходом тренировки) не получили возможности о чем-либо догадаться. А вот у эскулапов нашей сборной тут же прибавилось хлопот. По признанию Мостового, все остававшееся до матча время ему было больно ходить и особенно вставать с кровати. Состояние не улучшалось, но после долгих обсуждений все же решено было сделать обезболивающую блокаду и выпустить Мостового на поле.

Конечно, прав Романцев, сказавший, что такая неопределенность не лучшим образом влияла на предматчевое состояние команды. Но с другой стороны, игроки отчасти свыклись с мыслью, что обыгрывать чемпионов мира, возможно, придется без Мостового. Французы же ни о чем и понятия не имели: тайну удалось сохранить в неприкосновенности.

Не в курсе событий были и мы. Потому и удивились, что с первых же минут Мостовой действовал неубедительно, передерживая мяч и совершая большое количество брака. Но оставалась надежда - лидер, у которого еще не завершился тяжелейший сезон в Испании, разыграется. Но вдруг - находившийся в центре Мостовой характерным жестом сигнализировал Романцеву - необходима замена! Боль усилилась так, что терпеть ее стало невозможно. Спустя три минуты на поле вышел Хохлов - и именно с этого момента наша сборная начала показывать ту игру, которую репетировал Романцев всю предыдущую неделю в Тарасовке.

ОСТАВИВ ЮРАНА И ШИРКО ВНЕ ЗАЯВКИ, РОМАНЦЕВ ДОКАЗАЛ СВОЮ ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Теперь уже можно раскрыть секрет: система с пятью полузащитниками и выдвинутым вперед Пановым отрабатывалась на тренировках целую неделю. Контрольная игра двух составов на стадионе "Алмаз" стала для Романцева и его штаба лишним доказательством правильности избранного пути. Форма Юрана, Бесчастных и Ширко не шла ни в какое сравнение с состоянием целой группы ведущих хавбеков, и насытить среднюю линию за счет "джокера" - блестяще игравшего в последний месяц за ЦСКА Семака - было куда эффективнее, нежели выходить с двумя форвардами. В то же время и французов, похоже, застали врасплох: они ждали появления в стартовом составе тандема Панов - Юран.

Юрана же - как, кстати, и Ширко - вообще не оказалось в заявке на игру! По нашим сведениям, это не связано ни с какими повреждениями - просто Романцев посчитал его состояние недостаточно хорошим для борьбы с чемпионами мира. Не помогло спартаковцу и заявление, что на матч с Францией настраивается, как на финал мирового первенства. Вообще отсутствие даже среди запасных обоих форвардов чемпионов России опровергает тех, кто обвиняет главного тренера сборной в необъективности. Матч на "Стад де Франс" продемонстрировал: он отдает предпочтение не "своим", а тем, кто сегодня сильнее.

ВАРЛАМОВА ПРЕДПОЧЛИ ПО ДЕЛУ. НО ТОТ ПЕРЕГОРЕЛ

Порой, правда, угадать крайне сложно. Скажем, существовала дилемма: кого выпускать на место левого защитника - Варламова или Яновского? Первый в последнее время был в ЦСКА просто великолепен, не только справляясь с прямыми обязанностями, но и забив 4 гола в трех матчах. Это, видимо, и склонило чашу весов в его пользу. Яновский же оказал услугу сборной в ином качестве - информатора о состоянии дел во французской сборной. Так, уже в день матча Романцев вызывал игрока "ПСЖ" к себе в номер для индивидуальной - и, судя по всему, скрупулезной - беседы. Вообще главный тренер нашей сборной чрезвычайно серьезно изучил соперника и был готов именно к тому варианту, что в итоге выпустили французы. От матча против Украины он отличался тем, что справа в атаке вместо Пиреса играл Вильторд, а в защите травмированного Лизаразу заменил Кандела...

Варламов же, облеченный доверием, провел не лучший свой матч. Он хорошо действовал на "втором этаже", а однажды резким своевременным подключением в атаку спровоцировал желтую карточку Дешама.

Но в отличие от Панова или Смертина преодолеть нервозность полностью Варламову так и не удалось. В середине первого тайма он отдал со своего края настолько неудобный и опасный пас назад Филимонову, что едва не создал на ровном месте голевой момент. Да и вообще передачами голкиперу армеец злоупотреблял.

Впрочем, эти оплошности показались невинными по сравнению с тем, что стал делать Варламов в начале второго тайма. Уже на 47-й минуте он у своей штрафной заплел ноги Вильторду, за что получил желтую карточку. А "стандарт" - пусть и с помощью рикошета от ноги Семака - был реализован Пети. Семь минут спустя Варламов оказался причастен ко второму голу французов. Реактивный Вильторд на своей половине коленом пробросил мяч вперед мимо опоздавшего россиянина, затем без труда убежал от Онопко и оставил Филимонова без малейшего шанса. В оправдание защитника ЦСКА можно сказать лишь то, что против лучшего снайпера чемпионата Франции (в составе "Бордо" Вильторд забил 22 гола) в этот вечер было бы крайне тяжело играть любому.

В дальнейшем Варламов дважды мог получить вторую желтую карточку, и лишь снисходительность обычно сурового Деркина спасла нашу сборную от игры в меньшинстве. Особенно удивил эпизод при счете 3:2, когда все тот же Вильторд явно уходил по правой бровке, и опекун откровенно задержал его руками. Рефери, к нашему облегчению, ограничился штрафным.

Но все это ни в коем случае не ставит под сомнение правомерность приглашения Варламова в сборную. Возникает другой вопрос: может быть, не его это место - крайнего защитника? Игра в центре обороны ЦСКА при линейной системе и то, что было предложено футболисту в Сен-Дени, требуют разных навыков. А возможно, Варламов просто перегорел... Но опыт такого матча, да еще удачно закончившегося, закалит талантливого защитника, и в дальнейшем он будет действовать во сто крат увереннее и надежнее. И нам, и - естественно - Романцеву очень бы хотелось в это верить. Варламов - один из тех, вокруг кого сборная, скорее всего, будет строиться в дальнейшем.