Газета Спорт-Экспресс № 52 (1951) от 9 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

9 марта 1999

9 марта 1999 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ФИНАЛ ГРАН-ПРИ

РОССИЯНЕ УПУСКАЮТ ДВА "ЖЕЛЕЗНЫХ" ЗОЛОТА

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

В течение трех дней Петербург был настоящей Меккой фигурного катания. Термин "паломничество" как нельзя более подходил для той многотысячной толпы, которая в пятницу, субботу и воскресенье дисциплинированно выстраивалась в неширокую колонну, пересекавшую прямо по снежной целине замерзшее озеро Парка Победы по направлению от одноименной станции метро к спортивно-концертному комплексу. 8 тысяч зрителей наблюдали за соревнованиями в пятницу, по 12 с лишним тысяч пришли посмотреть на произвольную программу в субботу и показательные выступления в воскресенье.

Перед стартом болельщики имели все основания ожидать безоговорочного триумфа российских спортсменов. В парном катании явными фаворитами выглядели Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе, которых "подпирали" новоявленные чемпионы Европы Мария Петрова - Алексей Тихонов. У женщин "планировалась" победа опытнейшей Марии Бутырской, которую страховали Ирина Слуцкая и Елена Соколова. Наконец, в соревнования мужчин после неприбытия на берега Невы знаменитого канадца Элвиса Стойко и вовсе ожидался "междусобойчик" великолепного трио в лице Алексея Ягудина, Алексея Урманова и Евгения Плющенко. И лишь в танцах никто не решался отдать россиянам Анжелике Крыловой и Олегу Овсянникову безоговорочное предпочтение над стремительно прогрессирующей французской парой Марина Анисина - Гвендаль Пейзера. Но, как оказалось, у зарубежных гостей Питера на этот счет имелось свое особое мнение.

БУТЫРСКАЯ САМА НАПРОРОЧИЛА СЕБЕ ГЛАВНУЮ СОПЕРНИЦУ

Открывала соревнования Мария Бутырская, накануне вытянувшая на жеребьевке неудобный первый номер. Это обстоятельство, как всегда, сказалось на умеренной щедрости арбитров. Свой блюз Бутырская откатала уверенно, но оценки 5,6-5,7 за технику и 5,7 - 5,8 за артистизм не гарантировали ей первого места. Недавняя победительница "Первенства трех континентов" Татьяна Малинина выступала в роли эдакой "темной лошадки" и подтвердила свою репутацию. Оценки в диапазоне 5,5 - 5,8 позволили представительнице Узбекистана захватить лидерство, поскольку двух юных россиянок - Слуцкую и Соколову - судьи откровенно "придержали".

На следующий день Бутырская должна была выходить на лед уже последней. Но именно эта тактически выгодная позиция сыграла с Марией злую шутку, поскольку катавшаяся предпоследней Малинина сотворила маленькое чудо. Узбекская фигуристка выбрала для произвольной программы композицию "Аладдин" Менкена и не ошиблась. Восточная мелодия с соответствующей пластикой движений была подкреплена чисто выполненным набором сложных прыжков. Особенно эффектно Малинина исполнила тройной лутц, который, к примеру, не удался Слуцкой (это была единственная серьезная ошибка 20-летней москвички, но судьи вновь были к Ирине очень придирчивы). Оценки Малининой (от 5,7 до 5,9) заставили ахнуть переполненный зал. Когда еще фигуристка такой "авторитетной" в мире зимнего спорта страны, как Узбекистан, получала подобные баллы! А на льду уже разминалась побледневшая от напряжения Бутырская, которой требовалось непременно обойти Малинину в произвольной программе. Увы, но спустя всего пару минут об этой цели можно было уже забыть. Мария упала дважды подряд - после тройного флипа и тройного сальхова.

- Могли ли вы хотя бы теоретически предположить до старта, что уступите первое место именно Малининой? - поинтересовался я у Бутырской по окончании соревнований. Мария в ответ лишь грустно улыбнулась:

- Вы знаете, произошла очень интересная история. За несколько дней до приезда сюда у меня в Москве был прямой телефонный эфир. И я, отвечая на вопрос о своих будущих соперницах, упомянула Малинину, сказав, что с недавней победительницей первенства континентов будет очень интересно сразиться. Получилось, что я "угадала" свою будущую конкурентку, которая сегодня была сильнее.

- В пятницу вам пришлось выступать первой, а на следующий день вы замыкали финальную группу. Какая роль для вас комфортнее?

- Конечно, последней выступать удобнее. С другой стороны, когда я начинаю соревнования, то хорошо концентрируюсь, ибо помню, что не имею права на ошибку. Сегодня я проиграла, но по собственному опыту знаю, что на следующий раз должна выступить намного удачнее. А следующим будет мировой чемпионат в Хельсинки.

На предстоящее мировое первенство уже сегодня направлены помыслы и нежданной питерской победительницы - Малининой. Кстати сказать, 26-летняя воспитанница известного тренера Игоря Ксенофонтова родилась в Новосибирске, а сейчас живет в американском штате Вирджиния, бывая в Ташкенте лишь наездами:

- Я понимаю, что моя нынешняя программа недостаточно сложна, чтобы на равных бороться с той же Мишель Кван. Но сегодняшняя победа, безусловно, придаст мне уверенности.

КИТАЙСКИЙ СЮРПРИЗ

В привычном иерархическом мире парного катания (Россия, а затем все остальные) все смешалось уже после короткой программы: на первое место совершенно неожиданно вышли китайцы Сю Шен и Хонбо Чжао. Бережная (уже потом журналисты узнают, что она выступала, будучи нездоровой) сначала коснулась рукой льда, затем потеряла равновесие на ровном месте и в довершение всего сорвала параллельное вращение, практически остановившись. Впечатление было таким, будто Елена на несколько секунд просто "выключилась" из программы.

Возможный итоговый триумф китайского дуэта казался невероятным, но тем не менее он произошел - и был абсолютно заслуженным. Худенькая Шен и атлетично сложенный Чжао в произвольной программе идеально дополняли друг друга, причем партнер "посылал" свою даму выполнять сложнейшие элементы необычайно мягко и предупредительно. Китайцы получили пять оценок 5,8 за технику, но вторые оценки были ниже. Бережной и Сихарулидзе представился шанс, но воспользоваться им они так и не смогли. Три минуты зал завороженно следил за безумно красивой композицией под концерт для колоратурного сопрано Глиэра (очень удачная находка фигуристов и их тренера), а затем все пошло прахом. Партнеры разошлись при выезде после параллельного прыжка в два с половиной оборота, затем Бережная упала после выброса, потом случился сбой во время поддержки... Трое из семи судей поставили Бережную и Сихарулидзе в произвольной программе позади Петровой и Тихонова, которые допустили всего один сбой во время второй поддержки и вышли в итоге на общее третье место.

ПЛЮЩЕНКО ПРЫГНУЛ ДВА ЧЕТВЕРНЫХ! НО И ЭТО НЕ ПОМОГЛО

Наибольший зрительский интерес, безусловно, был прикован к выступлениям одиночников. Свою полновесную долю букетов, подарков и оваций получили каждый из "большой тройки" - Ягудин, Урманов и Плющенко. Россиянин Абт, американец Вайсс и "новый немец" Влащенко, периодически оказывавшиеся в сидячем положении на питерском льду, подтвердили свою полную несостоятельность в борьбе за награды. Но и без того конкуренция за главный приз была жесточайшей. Зал негодующим свистом встретил в пятницу явно заниженные оценки Плющенко (5,6 5,8) и Урманова (5,4 - 5,8). Однако в преимуществе Ягудина, великолепно исполнившего роль циркача в своей программе на музыку Альфреда Шнитке, не усомнился никто (5,7 - 5,8 за технику и все семь оценок 5,8 за артистизм). И тем не менее окончательное выяснение отношений было отложено на субботу.

Плющенко ринулся в бой с открытым забралом. "Еще накануне, на тренировке, я принял решение прыгнуть два четверных прыжка, один из которых - в каскаде", - скажет потом Евгений. 16-летний питерский парень сделал это! И пусть бдительные арбитры подметили сразу четыре помарки в сверхсложной программе Плющенко (он, в частности, дважды касался рукой льда после прыжков), трибуны ревели от восторга. И затем в этой наэлектризованной атмосфере на лед вышел Ягудин. О потрясающем умении этого молодого спортсмена сохранять холодную голову известно давно. Начав с превосходной комбинации прыжков "аксель три с половиной оборота плюс тройной тулуп", Алексей дал понять, что с нервами у него по-прежнему полный порядок. Насыщенный восточным колоритом образ Лоуренса Аравийского (музыка Мориса Жарра) очень удался Алексею. Яркая и сложная программа получила безоговорочное одобрение судей - восемь оценок 5,8 и шесть - 5,9! Вышедшему следом Урманову оставалось "лишь" попробовать обойти Плющенко, и с этой сложной задачей блистательный артист (пять оценок 5,9 за представление своего "Танго") справился безукоризненно.

- Видели ли вы выступление Плющенко, катавшегося непосредственно перед вами? - вопрос к Алексею Ягудину.

- Нет. Видел только два заключительных элемента в его исполнении. Я предпочитаю заострить внимание на исполнении своей программы. Остался очень доволен тем, что победил в родном городе, где за меня болело столько друзей.

ПОД ЗАНАВЕС СИМПАТИИ ЗАЛА РАСКОЛОЛИСЬ НАДВОЕ

Интрига в завершающем виде программы - спортивных танцах - свелась к противостоянию чемпионов мира и Европы Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова с недвусмысленно заявившими в последнее время о своих притязаниях на оба титула Мариной Анисиной и Гвендалем Пейзера. Симпатичному российскому дуэту Ирина Лобачева - Илья Авербух заранее отводилось третье место, где они благополучно и оказались. А вот мнения бригады арбитров по поводу будущих победителей турнира оказались полярными: четверо судей - из России, Канады, Японии и Литвы - отдали предпочтение российской паре, трое - представители Франции, Италии и США - поставили в произвольной программе на первое место французов. Симпатии зала тоже раскололись на две половины. Темой для бурной дискуссии на трибунах стал все тот же спорный (скажем так) танец Крыловой и Овсянникова, в ходе которого они перевоплощаются в двух темпераментных обитателей экзотических джунглей. Одни почитатели таланта Анжелики и Олега утверждают, что это настоящая "композиция XXI века", другие же уверяют, что Крылова и Овсянников после яркого образа Кармен сделали шаг назад. Не берусь оценивать правоту каждого из этих аргументов. Скажу лишь, что аплодисментов на долю катавшихся последними Анисиной и Пейзера (явно доминирующего в этой паре Гвендаля многие зрители восхищенно сравнивали с другим ярким блондином - Кристофером Дином) досталось ничуть не меньше.

- Мы практически до последнего момента не знали, будем ли выступать, - призналась Крылова по окончании соревнований. - Я чувствовала себя очень неважно, защемило седалищный нерв, и пришлось даже делать блокаду.

- В животном мире, как правило, доминируют самцы. А как вы строите свои отношения с партнером в ваших "джунглях"?

- В какой-то момент доминирую я, в какой-то - мой партнер. А в своеобразные эротические мгновенья нашего "диалога" мы общаемся на равных, улыбнулась Анжелика.

Все точки над i расставил Олег Овсянников, подчеркнувший в беседе с журналистами, что все необходимые коррективы в нашумевший танец уже внесены и больше никаких изменений в нем до чемпионата мира сделано не будет.

ИСУ Гран-при. Финал. 5-6 марта. Санкт-Петербург. Женщины. Сумма короткой и произвольной программ. 1. Т. Малинина (Узбекистан) - 1,5. 2. М. Бутырская - 3,0. 3. И. Слуцкая - 4,5. 4. Е. Соколова (все - Россия) - 6,0. 5. Ф. Сугури (Япония) - 8,0. 6. Елена Ляшенко (Украина) 8,5. Пары. Сумма короткой и произвольной программ. 1. Сю Шен Хонбо Чжао (Китай) -1,5. 2. Е. Бережная - А. Сихарулидзе - 3,0. 3. М. Петрова - А. Тихонов (все - Россия) - 5,5. 4. Сара Абитболь - Стефан Бернади (Франция) - 5,5. 5. Киоко Ино - Джон Циммерман (США) - 7,5. Мужчины. 1. Алексей Ягудин - 1,5. 2. Алексей Урманов - 3,5. 3. Евгений Плющенко (все - Россия) - 4,0. 4. Майкл Вайсс (США) - 6,5. 5. Александр Абт (Россия) - 7,0. 6. Андрей Влащенко (Германия) - 9,0. Танцы. Сумма обязательного, оригинального и произвольного танцев. 1. Анжелика Крылова - Олег Овсянников (Россия) 2,0. 2. Марина Анисина - Гвендаль Пейзера (Франция) - 4,0. 3. Ирина Лобачева - Илья Авербух (Россия) 6,0. 4. Маргарита Дробязко - Повилас Ванагас (Литва) - 9,0. 5. Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо (Италия) - 9,0.