Газета Спорт-Экспресс № 26 (1925) от 5 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

5 февраля 1999

5 февраля 1999 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

КОМПРОМИСС НАЙДЕН - ПРОБЛЕМА ОСТАЛАСЬ

Александр РАТНЕР

из Лозанны

Итогом Всемирной конференции по допингу в спорте стала Лозаннская декларация, состоящая из шести параграфов. В первом речь идет о правах атлетов, а также об образовательных и воспитательных программах. В частности, отмечается, что Олимпийская клятва должна распространяться на тренеров и официальных лиц и включать упоминание необходимости уважения к целостности и этике спорта, принципам "фэйр плей".

Во втором параграфе дается определение допинга: "Использование искусственных веществ или методов, потенциально опасных для здоровья атлетов и (или) способных улучшить их результат, а также наличие в организме спортсмена веществ или следов использования методов, включенных в Антидопинговый кодекс Олимпийского движения".

В третьем разделе говорится о санкциях, которые будут применяться к нарушителям общепринятых правил. В частности, участники конференции согласились с тем, что минимальное наказание, грозящее спортсменам за первое нарушение, - дисквалификация на два года. Правда, с учетом мнения некоторых международных федераций, в том числе футбола, велосипедного спорта и тенниса, предусматривается возможность "изменения двухлетних санкций" в случае, если соответствующие международные федерации примут во внимание "исключительные обстоятельства". Еще более суровые наказания ожидают тренеров и официальных лиц, виновных в нарушении Антидопингового кодекса.

Четвертый параграф декларирует необходимость создания независимого Международного антидопингового агентства уже к Играм XXVII Олимпиады 2000 года в Сиднее. В связи с тем, что представители общественных и государственных организаций высказали различные точки зрения на то, кто должен руководить деятельностью этого органа, конференция выработала компромиссное решение: создать рабочую группу из представителей заинтересованных сторон, которым в течение трех месяцев надлежит определить структуру, задачи и источники финансирования агентства. Для того чтобы заранее осложнить оппонентам их и без того нелегкую задачу - отстранить МОК от руководства этим органом, Олимпийское движение взяло на себя обязательство внести в его уставный капитал 25 миллионов долларов.

В пятом разделе Декларации говорится о том, что МОК, международные федерации, национальные олимпийские комитеты и Арбитражный суд ответственны за обеспечение контроля над соблюдением правил борьбы с допингом в спорте. В шестом параграфе подчеркивается важность сотрудничества Олимпийского движения с другими общественными организациями.

Президент МОК назвал положения Лозаннской декларации "большой победой спорта". Однако их вряд ли можно назвать победой МОК, который, по всей видимости, надеялся увидеть в тексте Декларации более четкую формулировку его руководящей роли в борьбе с допингом в спорте. Можно предположить, что эта роль, равно как и успех всей кампании в целом, зависит от того, насколько убедительно и быстро удастся МОК преодолеть последствия кризиса, возникшего из-за скандала вокруг Солт-Лейк-Сити и принявшего мировой масштаб в связи с возможностью аналогичных разоблачений со стороны заявочных и организационных комитетов других Олимпийских игр. На положение дел значительно повлияют решения сессии МОК, которая состоится в Лозанне 17 - 18 марта. На ней либо удастся достичь единства членов МОК, либо произойдет окончательный раскол различных группировок, претендующих на лидирующие позиции в случае ухода Хуана Антонио Самаранча со своего поста.

ЯПОНСКАЯ ПРЕССА ПРОДОЛЖАЕТ РАЗОБЛАЧАТЬ

Дня не проходит, чтобы японская пресса не обнародовала новые факты подкупа членов МОК ради получения права на проведение Олимпийских игр. Вчера мы опубликовали информацию газеты Mainichi Shimbun о миллионах долларов, потраченных на "раскрутку" кандидатуры Нагано перед выборами столицы Белой Олимпиады-98. И вчера же в другом японском издании - Yomiuri Shimbun - были преданы гласности данные о том, что четыре члена МОК, имена которых не называются, получили 4 миллиона иен (35 тысяч долларов) за голосование в пользу Саппоро еще в 1964 (!) году. Газета подробно описывает механизм подкупа. Заявочный комитет направил всем членам МОК письма с просьбой о сотрудничестве при выборе столицы зимних Игр-68. На призыв откликнулись четыре члена МОК, объявившие, что вряд ли смогут прибыть на сессию МОК в Инсбрук, где должно было проходить голосование. Но если, мол, комитет Саппоро в состоянии оплатить им расходы на транспорт и проживание в Австрии, то они готовы проголосовать за японского претендента. После этого и было решено выделить по миллиону иен на каждого из четырех согласных оказать поддержку.

Как известно, Саппоро получил тогда всего шесть голосов: по мнению Yomiuri Shimbun, два принадлежали японским членам МОК и четыре - профинансированным делегатам сессии. Однако в 1966 году Саппоро все-таки выиграл право организовать Белую Олимпиаду-72, получив 32 голоса из 61 участника голосования. Правда, японская газета не располагает данными, было ли это большинство достигнуто теми же методами, что и при попытке получить Игры-68.