Газета Спорт-Экспресс от 19 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

19 августа 1998

19 августа 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Игорь ШАЛИМОВ

В НЕАПОЛЕ НА ТРЕНИРОВКИ ПРИХОДЯТ СОТНИ БОЛЕЛЬЩИКОВ,
И ОНИ ГОТОВЫ ЧАСАМИ ЖДАТЬ, ЧТОБЫ ИХ ПУСТИЛИ НА СТАДИОН

В прошлой сборной Бышовца Шалимову не повезло. Полный сил и уверенный в себе 23-летний полузащитник "Фоджи" в первом же матче Евро-92 против немцев получил травму и на шведских полях больше не появлялся. Теперь ему 29. Пройдя через рифы "Дуйсбурга" и "Лугано", Шалимов вернулся в Италию, но звездой, какой он был раньше, его уже не считают. Тем не менее, после двухлетнего остракизма игрок, перешедший в межсезонье из "Болоньи" в "Наполи", вновь приглашен в сборную России.

Вернувшийся к рулю команды Анатолий Бышовец сказал, что нужно всем предоставить шанс, и принципа этого твердо придерживается. Впрочем, Шалимов отлично понимает, что у этого наставника "по блату" никто играть не будет.

-Когда Бышовца назначили главным тренером сборной, вы ожидали, что получите приглашение?

- Пожалуй, да. Он хорошо знает нас, мы - его. И когда я узнал, что его назначили, сразу подумал: Анатолий Федорович наверняка вернет группу игроков, которая в последнее время в сборную не привлекалась.

-Вернет из ностальгических чувств или ради усиления игры команды?

- Из личных симпатий Бышовец не станет делать ничего, и все это прекрасно понимают. Мы собрались здесь не для того, чтобы обниматься, улыбаться и целоваться, а чтобы работать. И с первого же дня здесь установилась деловая атмосфера - ребята прекрасно понимают, что на каждое место есть по нескольку кандидатов, конкуренция огромная. Никому не гарантировано не то что место в составе, а даже вызов на следующий сбор.

-Об этом и шел разговор во время индивидуальных бесед с Бышовцем?

- Да, и тренер провел их очень грамотно. В такой ситуации кто-то может немножко расслабиться, посчитать, что раз его вернули, значит, место в составе ему забронировано. Но если у кого-то и возникли такие иллюзии, Бышовец их развеял.

-Существует ли между "возвращенцами" какое-то единство, помогающее им на поле? Вашему поколению, быть может, дан последний шанс.

- Да, такое единство есть. Хотя шанс, предоставленный нам теперь, может быть и не последним, все зависит от игроков. Но в любом случае с самоотдачей никаких проблем не возникнет - в этом я не сомневаюсь ни секунды.

- Перейдем к вашим клубным делам. Были летом другие предложения, кроме "Наполи"?

- Еще за две недели до окончания прошлого чемпионата Италии у меня состоялся разговор с Ренцо Уливьери, и он предложил перейти вместе с ним из "Болоньи" в "Наполи". Я сразу согласился, правда,, на словах - подписывать тогда ничего не стал. Но для себя все уже решил и сказал своему прокуратору, то есть менеджеру, чтобы вариантов для меня он не искал. Почему так быстро согласился? Потому, что хорошо знаю Уливьери и давно питал слабость к "Наполи" и к городу, который этот клуб представляет. В сборной СССР я дебютировал в Неаполе на чемпионате мира 1990 года. В 90-м же мы со "Спартаком" удачно сыграли в Неаполе в матче Кубка чемпионов. В первый год моего выступления в Италии за "Фоджу" я в этом городе забил гол. Более того, "Наполи" была первой командой, которая хотела меня приобрести, когда я играл в "Фодже".

-К новому городу и к команде уже привыкли?

- Неаполь произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, это очень красивый приморский город, во-вторых, там удивительные болельщики, для которых футбол - вся жизнь. На тренировки приходят по 800-1000 человек, которые могут стоять и ждать часами, разрешат им зайти или нет. Когда идешь по улице, все кричат: "Мы должны выйти в серию А!". Конечно, в Италии везде любят футбол, но в Неаполе его просто боготворят. Ты смотришь на все это и осознаешь, какое горе было у людей в прошлом сезоне, когда команда вылетела. Понимаешь, какая на тебе лежит ответственность. Здесь действительно нужно выигрывать, иначе не поздоровится. И это стимулирует.

-На какой срок вы заключили контракт?

- Он будет действовать по системе "1+1". То есть, я останусь в клубе еще на год только в том случае, если он выйдет в серию А.

-Вы очень коммуникабельный человек, так что для вас вряд ли существует проблема вхождения в новый коллектив.

- Вы правы, тем более что с пятью футболистами я уже раньше играл. Обстановка в команде нормальная, чувствую себя вполне комфортно. Согласно нашей системе, меня наигрывают на месте левого центрального полузащитника. С Уливьери я третий год, с его методами знаком, так что тяжелая работа в межсезонье не стала для меня неожиданностью.

-Уливьери пригласил из "Болоньи" только вас или кого-то еще?

- Только меня.

-Он взял вас с собой, но ведь в "Болонье" в основном составе вы практически не выходили.

- Дело в том, что там у меня были проблемы, связанные с двумя серьезными травмами. Так, в прошлом сезоне уже в четвертой игре я "сломался" и выбыл на 4 месяца. После этого набрать оптимальные кондиции было крайне тяжело. Но когда я был в норме, Уливьери меня отнюдь не "зажимал". Он видел, как я работал, как относился к футболу, - поэтому, думаю, и позвал с собой.

-И все же в физическом плане вам сегодня далеко до того Шалимова, который выступал за "Фоджу" и "Интер"?

- Да, я стал на 7 лет старше. Но и опытнее - сегодня не допустил бы тех ошибок, которые делал в молодости. А что касается физического состояния, то в прошлом году, до травмы, я чувствовал себя очень прилично. То есть работа, проделанная с Уливьери на предсезонке, вполне может привести меня в порядок. А до этого два года подобную подготовку я не проходил, из-за чего испытывал потом массу проблем.

-Когда вы играли в "Дуйсбурге" и "Лугано", рассчитывали, что вернетесь в Италию?

- Передо мной всегда стояла задача вернуться, поэтому я и выбрал Лугано - город, находящийся рядом с итальянской границей, где говорят на итальянском языке, откуда есть возможность поехать на матчи чемпионата Италии и где трудно остаться незамеченным, если хорошо играешь. Всегда верил, что у меня появится возможность вернуться, никогда не опускал руки.

-Когда узнали, что Аленичев будет играть у Зденека Земана в "Роме", дали ему какие-то советы?

- Да, я его предупредил, что с первого дня начнутся серьезные физические нагрузки. И посоветовал ему отдохнуть, чтобы он смог их выдержать. Сейчас Дима мне сказал, что перенес все нормально. Наверное, благодаря тому, что, с одной стороны, отыграл первый круг за "Спартак" и был физически готов, а с другой - успел немного передохнуть.

-Помнится, однажды от земановских сверхнагрузок с вами случилась истерика, когда вы во время тренировки сорвали футболку и убежали в раздевалку "Фоджи".

- Да, было такое. Когда я приехал в Италию, у меня возникла ситуация, похожая на ту, в которой сейчас оказался Аленичев. Уехал я, правда, зимой, проведя в Союзе почти весь сезон. Фактически пришлось играть полтора года подряд, поэтому накопилась усталость. И Аленичев, который сейчас чувствует себя нормально, прекрасно понимает, что ему выходить на поле еще целый год, и когда-то это наверняка скажется. Поэтому надо не переусердствовать с нагрузками. Впрочем, Дима - человек серьезный и наверняка подойдет к этой проблеме внимательно.

-Как бы вы прокомментировали заявления Земана о якобы широко распространенном в Италии, в частности в "Ювентусе", применении игроками запрещенных препаратов?

- Когда делаешь такие заявления, нужны доказательства. Но пока никаких конкретных фактов он не приводил.

-Но Земан не мог сказать такое просто так.

- Что-то он наверняка знает, какие-то доказательства у него должны быть, раз он начал эту кампанию. Посмотрим, что будет дальше.

- "Фоджа" во времена Земана пользовалась подобными препаратами?

- Нет.

Игорь РАБИНЕР