Газета Спорт-Экспресс от 15 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

15 апреля 1998

15 апреля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

UEFA CUP

1/2 финала. Ответный матч

НЕ ГРУСТИ, РОССИЯ. "СПАРТАК" БЫЛ НЕ ХУЖЕ "ИНТЕРА". ПРОСТО У НЕГО НЕТ РОНАЛДО

СПАРТАК - ИНТЕР - 1:2

СПАРТАК - ИНТЕР - 1:2 (1:1)

Голы: Тихонов, 12 (1:0). Роналдо, 45 (1:1). Роналдо, 75 (1:2).

"Спартак" (Москва): Филимонов, Горлукович, Хлестов, Цымбаларь, Ананко, Аленичев, Титов, Тихонов, Ромащенко, Евсеев (Бузникин, 75), Робсон.

"Интер" (Милан): Пальюка, Бергоми, Дзанетти, Саморано (Кану, 80), Роналдо (Рекоба, 84), Симеоне, Коэ, Уэст, Морьеро (Фрези, 64), Сартор, Колоннезе.

Наказания: Горлукович, 16. Бергоми, 32. Фрези, 72. Коэ, 89. Цымбаларь, 89 (предупреждения).

Судьи: Даллас. Флеминг (оба - Шотландия), Фоли (Ирландия).

14 апреля. Москва. Стадион "Динамо". 34 000 зрителей (вмещает 36 680). 5 градусов.

Первый матч - 1:2.

ДО ИГРЫ

Георгий КУДИНОВ

из гостиницы "Балчуг"

СИМОНИ УСТРАИВАЛА НУЛЕВАЯ НИЧЬЯ

К тому моменту, когда в понедельник Луиджи Симони и его игроки допоздна засиделись за ужином в гостиничном ресторане "Ярославль", разговоры о возможном переносе матча становились все настойчивее. Я попросил итальянцев прокомментировать ситуацию.

- Да, нас хорошо принимают в Москве, - сказал Луиджи Симони, - но газон на "Динамо" - это нечто невероятное. Сможет ли проявить себя Роналдо в таких условиях? Меня устроила бы нулевая ничья, хотя в этом сезоне "Интер" еще ни разу не сыграл 0:0. Непогода делает матч непредсказуемым. Если перед прилетом в Москву я считал, что шансы можно расценивать, как 51 против 49 в нашу пользу, то теперь все фифти-фифти. Теперь все похоже на лотерею.

- В моей карьере пока не было переносов матчей, - заявил голкипер ДжанлукаПальюка. - С Москвой же мне как-то не везет. В октябре прошлого года, когда я играл против сборной России, была похожая погода и то же поле - правда, тогда оно пришло в негодность по ходу игры. Я получил травму, потому что Канчельскис не смог затормозить на скользком покрытии и врезался мне в колено.

РОНАЛДО ГОТОВ БЫЛ ИГРАТЬ В ЗАЛЕ

Одним из последних ресторан покинул Роналдо. По дороге я лишь успел поприветствовать его и вручить последний номер "СЭ". Уставший от внимания к своей персоне, бразилец лишь сказал, что постарается забить, а вообще матч можно было провести и в закрытом манеже, где команда тренировалась.

Остальных игроков, судя по их виду, не беспокоила перспектива переноса матча, и они, разбившись на группы, обсуждали какие-то свои проблемы. Особняком расположился нигериец Кану, который впервые в жизни увидел снег. И лишь Морьеро бросил: "Мы улетели из Рима на Пасху, а попали в Москву на Рождество".

ФАККЕТТИ ТАК И НЕ ДОЛЕТЕЛ ДО МОСКВЫ

Впрочем, приключения "Интера" начались еще в воскресенье, когда в какой-то момент капитан самолета (страстный болельщик... "Ювентуса") объявил, что не исключена возможность посадки в Хельсинки. Команда все-таки села в Москве, а вот президент миланского клуба Массимо Моратти в понедельник вечером оказался в Вене - туда посадили его частный самолет. И уж вдвойне не повезло знаменитому ветерану Джачинто Факкетти: сначала самолет, на котором он летел, совершил внеплановую посадку в Берлине из-за каких-то технических неполадок, а затем уже непогода отправила Факкетти в Вильнюс, откуда он ночью вернулся в Милан.

Алексей МАТВЕЕВ, Игорь РАБИНЕР

со стадиона "Динамо"

ЖЕЛАЮЩИХ УВИДЕТЬ МАТЧ БЫЛО 170 ТЫСЯЧ!

Когда вы, уважаемые болельщики, проснулись вчера утром и вместо ожидаемого спасительного солнышка увидели все тот же снег, вас наверняка прошиб холодный пот: "Так состоится матч или нет?!" Подобная стихия в апреле, охватившая, кстати, весь Старый Свет (представляете, в Швейцарии даже поезда не ходят!), не случалась в России аж с 1903 года - почти целый век. И надо же ей было прийтись на самые важные дни в жизни наших болельщиков и футболистов!

Впрочем, безумный снегопад мог бы нас и не волновать - как не волновал проливной дождь жителей Амстердама в день матча "Аякс" - "Спартак". Наблюдая за нынешними страстями, невозможно не вспомнить о "Лужниках" - стадионе-монстре, который и был построен во многом для таких ситуаций. "Спартак" и "Интер" должны были играть в нормальный футбол при нормальных условиях, а 82 тысячи зрителей должны были с наслаждением и комфортом зрелище это смотреть. Но из-за халатности людей, не додумавшихся уложить в Лужниках новый газон, великолепный стадион-гигант оказался мертвым и никому не нужным. А Роналдо и Аленичев, Саморано и Тихонов вынуждены месить топкую глину, по которой и ходить-то противно - не то что в футбол играть (мы самолично в этом удостоверились, выйдя вчера утром на поле стадиона "Динамо").

О "Лужниках" вспоминалось еще и потому, что в понедельник спартаковский клуб напоминал осажденную крепость. Тысячи людей, приехавших со всей России, выстроились в гигантскую очередь, чтобы получить заветные билеты, выдававшиеся по предварительным заявкам. Тут же в надежде на чудо толпились и безбилетники - вдруг появятся лишние бумажки с надписью "Спартак" - "Интер". Вызванный в срочном порядке отряд омоновцев едва сдерживал весь этот поток людей. Директор динамовского стадиона Олег Точелович сообщил корреспондентам "СЭ", что на матч поступили заявки от 500 организаций (для сравнения: на игру с "Аяксом" было 300 заявок). Желающих увидеть Роналдо и компанию в поединке со "Спартаком" оказалось более 170 тысяч человек! Такого количества народа не вместила бы и знаменитая "Маракана". Кто скажет после этого, что Россия - нефутбольная страна!

Между тем еще с утра в день игры было далеко не ясно, состоится ли она в срок или будет перенесена. Этот вопрос решался на традиционном предматчевом совещании с участием представителей команд, судей и делегатов УЕФА. Совещание было назначено на 10 часов. Чтобы понять, сколь напряженным и нервным было ожидание приговора, приводим хронику событий вчерашнего утра.

ДЕЛЕГАТ УЕФА ИЗ МАЛЬТЫ ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛ СНЕГ

9.35. На динамовский стадион приезжает представитель "Интера" - вице-президент клуба Джанмария Висконти. В окружении итальянских журналистов он бросает беглый взгляд на поле и качает головой - в Италии такого не увидишь.

9.40. Подъезжают представители "Спартака" - вице-президенты Григорий Есауленко и Геннадий Знаевский, администратор Александр Хаджи. Вслед за ними появляется шотландская бригада судей во главе с Хью Далласом, делегат УЕФА мальтиец Норман Ди Майо и наблюдатель от УЕФА за судьями Джордж Куртни.

9.49. Все официальные лица направляются на поле. При этом Ди Майо замечает, что вообще никогда не видел снега, а Куртни улыбается: "Да, это не Ньюкасл, в котором я два дня назад играл в гольф". Пространство перед входом на трибуну расчищают экскаваторы, и сугробов там нет. Работник стадиона орудует шлангом с горячей водой, освобождая от снега скамейки запасных. На этот момент поле все еще покрыто снегом, а та небольшая его часть, которую успели очистить, представляет собой печальное зрелище. В то же время около тысячи солдат активно расчищают от снега трибуны. Надпись "Динамо" на южной трибуне, выложенная белыми сиденьями на фоне синих, просматривается уже достаточно четко. "Скамейки очищать было гораздо проще, чем пластиковые сиденья", - то ли в шутку, то ли всерьез замечает генеральный секретарь РФС Владимир Радионов. На наш вопрос, кто будет нести расходы в случае переноса матча, Радионов отвечает: "Они будут разделены пополам между клубами. Это стихийное бедствие, никто в происшедшем не виноват, и такая ситуация предусмотрена в официальных документах УЕФА".

9.53. Мальтийский делегат УЕФА, потоптавшись по заснеженно-болотистой почве, решает побеседовать с людьми, знающими реальное состояние арены. На поле выходят генеральный директор ФК "Динамо" Николай Толстых и директор стадиона Олег Точелович. Между ними с помощью переводчика происходит следующий диалог.

Ди Майо: "Не превратится ли поле в полное месиво во время игры?"

Точелович: "В октябре мы проводили матч Россия - Италия, и газон выдержал. Тогда тоже шел мокрый снег".

Ди Майо: "Можно ли каким-то образом подсушить поле?"

Точелович: "Постараемся сделать это. Подогрев включен на полную мощность. После того, как уберем снег, поверхность должна подсохнуть".

Толстых: "Мы гарантируем, что льда на поле не будет. К сожалению, оно грязное, но изменить это не в наших силах".

Ди Майо: "А если игру перенести на день, можно ли сделать поле лучше?"

Толстых: "Очень плохой прогноз погоды. Боюсь, что завтра она будет такой же - дождь со снегом. Так что сутки ничего не решат".

Ди Майо задумывается и по-английски обращается к Куртни: "Похоже, если перенесем, то ничего не изменится. Согласен, Джордж?" Куртни соглашается, а Ди Майо добавляет: "Даже если снег и не пойдет, поле за день вряд ли станет лучше. На нем нет льда, а потому его нельзя считать опасным. Поэтому надо играть". Реплика Куртни: "С тем, что за 24 часа в лучшую сторону уж точно ничего не изменится, спорить нельзя. Но существует еще проблема безопасности зрителей. Впрочем, трибуны расчищает целая армия, и эти вопросы, пожалуй, будут решены". Это подтверждает и стоящий рядом Геннадий Знаевский.

10.04. Ди Майо и Куртни уходят с поля. На нашу просьбу прокомментировать ситуацию Куртни отвечает отказом, пообещав сделать это позже, а вот Ди Майо оказывается более разговорчивым.

-Приняли ли вы решение о проведении матча в срок?

- Думаю, да. Решение будет положительным. Поле не является опасным для игры в футбол, поэтому никаких предпосылок к отмене матча я не вижу.

10.05. Официальные лица направляются в подтрибунное помещение. При этом в Ди Майо едва не попадает огромный ком снега, неосмотрительно сброшенный с Северной трибуны кем-то из солдат. Делегат УЕФА испуганно оглядывается на громкий шлепок и с задумчивым видом входит в пресс-центр, где и должно пройти совещание.

10.09. Все заинтересованные стороны идут осматривать раздевалки и спустя четыре минуты возвращаются, очевидно довольные увиденным.

НИКТО НЕ ХОТЕЛ ПЕРЕНОСА ИГРЫ

10.13. Совещание начинается. Журналистам туда хода нет. Ждем решения у дверей пресс-центра. Томительное ожидание продолжается 23 минуты.

10.36. Первым из пресс-центра выходит Геннадий Знаевский и сообщает: "Игра состоится, если не возникнут непредвиденные обстоятельства. Окончательное решение будет принято за полтора часа до начала матча".

10.45. Совещание между тем продолжается. Из дверей пресс-центра появляется Александр Хаджи и к сказанному Знаевским добавляет: "Вроде все нормально. Итальянцы особо не протестовали. Шотландская бригада судей тоже была за проведение матча. Они отметили, что на поле нет льда, а это главное".

10.46. Около десятка солдат, вооружившись лопатами, выходят на поле и начинают его расчищать.

10.48. На нашу просьбу дать оценку сложившейся ситуации любезно откликается вице-президент "Интера" Джанмария Висконти: "Конечно, на таком поле тяжело играть, но, учитывая климатические условия России, его можно назвать нормальным. Разумеется, жаль, что мы вряд ли увидим сегодня красивые комбинации и высокую технику владения мячом, причем касается это как "Интера", так и "Спартака", предпочитающего зрелищный футбол. Это лишит болельщиков множества ярких впечатлений. Но отказываться от проведения игры... Почему? Такую идею мы даже не рассматривали".

11.02. Из пресс-центра выходит Григорий Есауленко.

-Вы удовлетворены принятым решением?

- Да. У обеих команд в апреле очень насыщенный календарь, поэтому перенос матча не устроил бы ни нас, ни итальянцев. Что касается погоды, то мы не в силах на нее повлиять.

-Случалось ли в вашей практике нечто подобное?

- Да. В 1993 году нам перенесли на день игру с "Фейеноордом".

11.05. Ситуацию комментирует присутствовавший на совещании генеральный секретарь РФС Владимир Радионов: "Главным был положительный настрой судей, поскольку именно они выносят окончательный вердикт относительно пригодности поля. На данный момент никто не ставит под сомнение, что матч состоится. За полтора часа до его начала будет формально закреплено то, что решено сейчас. Если, конечно, не случится стихийное бедствие".

-А если случится, игру могут перенести на день?

- Вообще-то в среду не рекомендуется проводить какие-либо международные матчи, кроме Лиги чемпионов. Она является монополистом европейского клубного футбола, там сосредоточены основные деньги. Поэтому если и будет принято такое решение, то игру в среду можно будет провести лишь днем.

-А когда должно принять стадион московское ГУВД?

- Его представители находятся в Петровском парке в течение всего дня. На совещании были даны гарантии, что трибуны и подходы к стадиону вовремя очистят от снега, и с точки зрения безопасности будет обеспечен полный порядок.

РЕШЕНИЕ ПРОВОДИТЬ МАТЧ ПРИНЯЛИ В 18.04

Во второй половине дня события на "Динамо" развивались стремительно.

14.00. Московское ГУВД разрешает проведение матча в Петровском парке. Большая часть трибун уже очищена от снега.

15.28. Поле полностью очищено от снега.

16.30. Одетые в телогрейки рабочие начинают делать разметку поля и одновременно посыпать его песком, чтобы оно было менее влажным.

17.55. Осмотреть поле выходят игроки "Интера". На лицах одних - озабоченность, на лицах других - скептические улыбки.

17.57. На стадион "Динамо" вновь прибывают судьи и делегаты УЕФА. Они выходят на поле.

18.04. После некоторых колебаний принимается решение - матч состоится.

Станислав ПАХОМОВ

со стадиона "Динамо"

ЗА ЧАС ДО ИГРЫ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО АНАНКО ВЫЙДЕТ НА ПОЛЕ

Спартаковский автобус подрулил к динамовскому стадиону в 17.40. Игроки и тренеры с невозмутимыми лицами быстро прошли в раздевалку. Вопреки традициям, с командой приехал и ее врач Юрий Васильков - обычно он вместе с массажистами появляется на стадионе задолго до всех. Через несколько минут в подтрибунном помещении послышался свист с улицы: это спартаковские фаны встречали автобус с "Интером". Миланцы со стороны выглядели раскрепощенными. Шутил с милиционерами темнокожий Уэст, которого накануне дергали за косички мальчишки на Красной площади, улыбался Пальюка, а Роналдо даже не отказал желающим сфотографироваться с ним. Казалось, их ждал не важный матч, а обычная тренировка. Может, миланцы были уверены, что игру перенесут?

За час до начала матча стало известно, что в игре все же сможет принять участие Дмитрий Ананко. Несмотря на травму, которая не позволяла ему тренироваться в общей группе, защитник был включен в основной состав. Это произошло после консультации тренеров с Васильковым, который сделал все, чтобы Ананко смог-таки выйти на поле. Участие другого травмированного - Кечинова - исключалось еще за день до игры. Остальные футболисты "Спартака" были здоровы и рвались в бой.

В начале седьмого в помещении пресс-центра появился человек, лицо которого ежедневно можно видеть в любой итальянской газете. Президент "Интера" Массимо Моратти шел в сопровождении переводчика и маленького сына, на голове которого была купленная в Москве шапка-ушанка. Президент, прилетевший из Милана на собственном самолете, как выяснилось, уже полчаса тщетно пытался отыскать под трибунами стадиона раздевалку собственной команды. "Да помогите же синьору Моратти!" - воскликнул потерявший уже надежду переводчик. Провожатый тут же нашелся и, надо полагать, что до 19.30 президент успел повидаться с собственной командой.

Окончание - стр. 2