Газета Спорт-Экспресс от 2 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

2 февраля 1998

2 февраля 1998 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

Дмитрии КУЗНЕЦОВ

НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ НОВОА НЕ ЛЮБИТ РУССКИХ

Дмитрий ДЮБО

из Герцлии

Полузащитник ЦСКА Дмитрий Кузнецов, выступавший в испанском чемпионате, был в 1992 году первым нашим "возвращенцем". Алексей Косолапов из московского "Локомотива", вернувшийся домой неделю назад, - последним. Обоих объединяет одна и та же беда - тренер Новоа, который, судя по всему, не любит русских. Именно он не подпустил Косолапова к основному составу хихонского "Спортинга". И именно Новоа создал в свое время больше всего проблем Кузнецову в "Эспаньоле".

-Почему у вас и Косолапова не сложились отношения с этим тренером?

- Не только у нас, но еще у Моха, Галямина и Корнеева. Несмотря на то, что в "Эспаньоле", когда им руководил нынешний наставник сборной Испании Хавьер Клементе, мы были лидерами, Новоа отвел нам вторые роли. А ведь на предсезонных сборах до его прихода наша команда показывала неплохую игру, в "Эспаньол" пришло немало сильных новичков. Но при Новоа мы сразу начали "валиться". Набирали очки примерно с такой же частотой, как сейчас это делает "Спортинг" - нынешний клуб Новоа. Я вообще не понимаю, как он мог оказаться в этом клубе. Ведь всю свою жизнь возглавлял команды второго дивизиона, а шансом, предоставленным в "Эспаньоле", не воспользовался.

-Можете вспомнить что-то конкретно?

- Наша тактика была ни на что не похожа, а тренировались мы на протяжении всего чемпионата два раза в день. Такой режим выдержать крайне трудно. Кроме того, Новоа решил выпускать Корнеева лишь на десять минут, а меня перевел на левый край полузащиты. Я по пять-десять минут не видел мяча, поскольку на ключевые позиции в центре поля он ставил своих игроков, приглашенных из второго дивизиона. Как правило, это были игроки-костоломы. Когда же я смещался в центр в поисках мяча, то слышал окрик со скамейки: "Назад!" Никогда не забуду, как тренер учил нас фолить и зарабатывать штрафные в свои ворота. Однажды в перерыве матча он грозно спросил, сколько раз мы нарушали правила. Никто из нас такой статистики на поле, конечно же, не вел, но мы подумали и назвали цифру наугад - 15. Что тут началось! Оказалось, что правила надо бы нарушить не менее 30 раз. На следующей тренировке он начал учить русских, как надо действовать в обороне. Мы вдвоем с Корнеевым, играя в пас, должны были его пройти. Но после первой же моей передачи Новоа со словами "Вот как надо!" врезается что было сил мне в ногу. Чему путному может научить такой тренер? Поэтому с ним у нас очень часто случались стычки.

-Когда "Спортинг" возглавил Новоа, вы, наверное, сразу подумали о печальном итоге как для российских игроков, выступающих там, так и для клуба?

- Как оказалось, так думал не только я. У меня по-прежнему достаточно близкие отношения с Галяминым, от которого я узнал, что подобное предполагал и Ледяхов. Когда Новоа только назначили главным тренером "Спортинга", Галямин позвонил Ледяхову в Хихон и сказал: "Собирай вещи". На что тот ему ответил: "Что же ты так поздно звонишь, они уже давно собраны". Игорь знал о наших проблемах и был готов к тому, что при Новоа сядет на скамейку запасных. Так и получилось, хотя Ледяхов, Никифоров и Черышев - очень хорошие футболисты, без сомнения, лучшие в "Спортинге".

- Новоа действительно относится предвзято к российским игрокам?

- На примере "Эспаньолы" и "Спортинга" напрашивается именно такой вывод. Хотя не знаю, как он работает с другими иностранцами, поскольку в той же "Эспаньоле" легионеров из других стран не было.

-Но почему он так относится к нашим?

- Есть тренеры, которые стараются делать ставку, скажем, на югославов. Им русские не нужны. Так, Камачо, пришедший в "Эспаньол" на смену Новоа, решил сразу же избавиться от нас.

-Но в целом неудачная игра российских футболистов в Испании, наверное, имеет какие-то более глубокие корни?

- Конечно, многое зависит не только от тренера, но и от уровня команды, в которую ты попадаешь. Мостовой и Карпин в "Сельте" - настоящие лидеры, но и до них это был клуб довольно приличного уровня. А неудачников в Испании не любят. Стоит какой-то команде чуть поотстать, как ее тут же "прихватывают" судьи. Начав проигрывать один матч за другим, "Спортинг" уже на старте был обречен. А приход Новоа лишь усугубил дело.

-И все же большинство наших игроков оказываются в клубах-аутсайдерах. Случайно ли?

- Я думаю, это всего лишь стечение обстоятельств, но никакая не закономерность. "Сельта" Карпина и Мостового - тому доказательство.

- Наверное, российским легионерам мешают и другие проблемы. Например, незнание языка.

- Первый год это действительно сильно мешает. Чтобы уверенно чувствовать себя на поле, необходимо хорошо понимать партнеров.

-Может быть, именно это помешало сразу проявить себя Радимову, который, наконец-то, здорово заиграл в "Сарагосе".

- Я прекрасно знаю Радимова и уверен, что у него были проблемы совсем иного рода. У Радимова вспыльчивый характер. Если соперник хоть чуть-чуть его задевает, он без раздумий сразу же ему отвечает. В Испании судьи этого не прощают. Только в прошлом году на его счету было четыре красных карточки. Радимов, переходя в испанский чемпионат, наверняка думал, что будет там играть также уверенно, как и в российском. Но наскоком Испанию не покоришь.

-Слушая вас, я прихожу к выводу, что у каждого нашего игрока за границей свои проблемы. У кого-то тяжелый характер, кто-то не ладит с тренером, а кто-то не может выучить язык. В Испании вы провели достаточно времени. Поэтому, наверное, можете дать несколько ценных советов собирающимся уехать в Испанию.

- Думаю, я имею на это право. Во-первых, необходимо как можно быстрее преодолеть языковой барьер. Это важно не только для общения на поле, но и для контакта с партнерами за его пределами. Для испанских игроков очень важно, чтобы ты был вместе с ними не только на тренировках, но и в свободное время. Нужно вариться в испанской жизни, больше общаться. Я, например, не пропускал ни одной командной вечеринки, а вот Черышев с Никифоровым, насколько я знаю, немного замкнуты. Одно время не мог наладить отношения с партнерами Мостовой. Помните его знаменитый уход с поля? Его партнер сказал ему тогда, чтобы Мостовой "убирался в свою Россию". Испанцам никогда нельзя давать командовать над собой. Помню, когда я только приехал в Испанию, во время первого выездного матча в Овьедо один наш игрок решил подшутить надо мной. Я в отместку спрятал его клубный пиджак. Испанец искал его минут 20. После этого мы стали с ним лучшими друзьями. Испанцы хорошо относятся к шуткам, но очень не любят подлость. Если они увидят, что ты на поле не бьешься, а просто отбываешь номер - тебе конец. Умение поставить себя занимает далеко не последнюю роль. Необходимо также принять во внимание еще одно обстоятельство. Получив приглашение от западного клуба, важно выяснить, кто именно тобой интересуется. Желательно, чтобы инициатива исходила не только от президента клуба; но и от тренера. Ведь это именно он будет ставить или не ставить тебя на игру.

-Давайте поговорим о вас. Ваша игра за ЦСКА в 92-м была связана с паузой в испанском чемпионате?

- Не совсем так. В ЦСКА в то время я мог остаться довольно надолго, поскольку принадлежал тогда армейскому клубу. "Эспаньол" ведь взял меня в аренду на полгода - пока у Корнеева была травма. В первой же своей игре против "Атлетико" из Мадрида я забил гол, после чего президент "Эспаньола" сказал, что подписывает трехгодичные контракты со всеми своими русскими. Однако деньги за меня испанцы перечислили не сразу, а армейский клуб отказывался меня отпускать, пока полностью не будет решен вопрос по выплате трансфера. Армейцы попросили меня помочь им в чемпионате. В результате я отыграл семь матчей, забил пять голов, и мы попали в финальную восьмерку. Играл я, кстати, тогда совершенно бесплатно, а перед отъездом угодил еще и в скандальную ситуацию, о которой сейчас вспоминать не хочется.

-Почему вы решили вернуться в родной клуб в прошлом сезоне?

- За год до этого уже состоялся разговор с Тархановым. Мы договорились о моем возвращении в ЦСКА. Я, наконец, понял, что наелся Испании, и дела у меня идут не так, как раньше. А последний свой год в "Осасуне" вообще вспоминаю как кошмар. Без сомнения, это худший год моей испанской карьеры. Надоело играть в командах, где многие игроки даже по мячу бить не умеют, а зрители на домашних матчах только и делают, что свистят в твой адрес, требуя от легионера чего-то невероятного. Порой тебе даже доказывают, что ты худший в команде, хотя статистика говорит обратное. Хотя за годы своего выступления в Испании я пришел к довольно парадоксальному выводу. Нам, российским легионерам, выгодно играть в слабых клубах со слабыми партнерами. На их фоне мы выделяемся. И какая бы у команды ни была судьба, предложения у тебя обязательно будут. Эту истину я понял на третий год своего пребывания в Испании. Ведь главное даже заключается не в том, чтобы твоя команда выигрывала. А в том, чтобы именно твоя фамилия зажигалась на табло, чтобы именно ты получал высокие оценки и увеличивал свой рейтинг. Так что наши легионеры в "Спортинге" в нынешней ситуации находятся далеко не в патовом положении.