Газета Спорт-Экспресс от 25 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 октября 1997

26 октября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. СЕМНАДЦАТЫЙ ЭТАП

ЗАВТРА В ХЕРЕСЕ СУПЕРФИНАЛ ШУМАХЕР - ВИЛЬНЕВ

Финальная гонка сезона - "Гран-при Европы" - на этот раз станет действительно финальной. Ибо именно на полотне испанского автодрома в Хересе решится вопрос: кому - лидеру "Феррари" Михаэлю Шумахеру или лидеру "Уильямса" Жаку Вильневу - в будущем году выходить на старты "Больших призов" с единичкой на переднем обтекателе болида. Единичкой - опознавательным знаком действующего чемпиона мира!

17-й этап. "Гран-при Европы"

26 октября. Херес-де-ла Фронтера. Автодром "Херес". 305,187 км (69 кругов по 4423 м). Трасса расположена в 12 км от города. Рекорд круга в квалификации: 1.22,762 (192,610 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Бенеттон-Форд"). Рекорд круга в гонке: 1.25,040 (187,450 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Бенеттон-Форд").

ПОСЛЕДНЯЯ ГОНКА СТАНЕТ РЕШАЮЩЕЙ В 19-й РАЗ

Ольга ЛИНДЕ

из Хереса

В 19-й раз за 48-летнюю историю чемпионатов мира судьба титула будет решаться в последней гонке сезона. В девятый раз в этой жестокой схватке будет участвовать гонщик "Феррари" - в восьми предыдущих суперфиналах предшественники Михаэля Шумахера трижды выходили победителями. Предшественники Жака Вильнева из "Уильямса" выходили на старт заключительной гонки сезона претендентами на чемпионское звание пять раз - и дважды заканчивали финальные бои в свою пользу.

Многие склонны считать ситуацию, сложившуюся накануне "Гран-при Европы"-97, уникальной, ибо завтра в Хересе чемпион мира может быть определен не в очной схватке претендентов на престол, а при непосредственном вмешательстве вторых пилотов "Феррари" и "Уильямса". Но в истории "Формулы-1" подобные прецеденты уже были. Трижды - в 56-м, 58-м и 64-м годах - чемпионами мира становились пилоты "Феррари", и три раза ключевую роль в финалах этих чемпионатов играли вторые номера этой команды. А вот гонщики "Уильямса", в 81-м и 86-м годах имевшие прекрасный шанс путем командного взаимодействия решить борьбу за титул в свою пользу, ни разу не сумели этого сделать.

1950. Монца. Трое - Джузеппе Фарина, его партнер по "Альфа Ромео" Хуан Мануэль Фанхио и Альберто Аскари из "Феррари" - имели возможность в последней гонке сезона завоевать первый в истории автогонок мировой чемпионский титул. Схватка между всеми тремя завязалась сразу со старта. В итоге более молодые, Фанхио и Аскари, сошли, чемпионом же с тремя очками преимущества над Фанхио стал 44-летний Фарина.

1951. В Барселоне двое - Фанхио и Аскари - непосредственно сражались за возможность стать преемниками Фарины. Третий - Фройлан Гонсалес - сохранял лишь теоретические шансы. В Испании разгорелась упорная "резиновая" война и игра пит-стопов, в результате которой Аскари отстал от победителя, Фанхио, на два круга и с трудом финишировал 4-м - его машина треть гонки теряла масло.

1956. В этом сезоне за "Феррари" выступали сразу семь пилотов. В том числе Фанхио и молодой Питер Коллинз, который на финише чемпионата оказался единственным реальным соперником великого аргентинца. В Монце на "Феррари" Фанхио забарахлило рулевое управление - экстренный пит-стоп уничтожал надежды на победу. Один из партнеров Фанхио, Муссо, отказался отдать ему свою машину, а вот Коллинз отдал. Вместе с машиной англичанин подарил аргентинцу и пятую корону чемпиона мира.

1958. Девятый чемпионат мира финишировал в Касабланке. По всем показателям выиграть его должен был Стирлинг Мосс. Для этого ему нужно было во что бы то ни стало выиграть. "Вануолл" Мосса лидировал со старта до финиша, установил рекорд крута в гонке, но... Майкл Хоторн, обладатель поула, благодаря уступчивости своего партнера по "Феррари" Фила Хилла сумел закончить гонку вторым - и опередил Мосса на одно очко.

1959. Снова среди тех, кто на самом финише чемпионата может стать его победителем, пилот "Феррари" Тони Брукс. Но его задача весьма сложна, ведь фавориту, Джеку Брэбхэму на "Купере", достаточно занять место не ниже 4-го - и тогда корона его. На полотне автодрома в Сербинге Брэбхэм лидировал с 6-го по 41-й круг (на 5-м из-за отказа коробки передач сошел третий участник суперфинала, лидировавший в гонке Мосс), но потом мотор его машины начал терять масло. Неимоверными усилиями Брэбхэму все же удалось достичь финиша. Причем на 4-м месте!

1962. На трассе в Ист-Лондоне (ЮАР) чемпионами могли стать трое - Грэм Хилл на БРМ, Джим Кларк на "Лотусе" и Брюс Макларен на "Купере". Кларк лидировал 59 кругов из 82 с полуминутным преимуществом над Хиллом, но на 63-м сошел из-за отказа начавшего терять масло двигателя. Победа принесла Хиллу первую корону.

1964. Среди главных действующих лиц финала в Мехико снова Хилл и Кларк, и еще Джон Сертиз из "Феррари". Кларк лидировал с 1-го по 63-й круг и сошел на последнем - снова масло! Хилла выкинул с трассы второй пилот "Феррари" Лоренцо (Бандини, который позже пропустил Сертиза на 2-е место. Финишировавший 11-м Хилл проиграл Сертизу очко. А на Рождество отправил в адрес Бандини поздравительное письмо, вложив в конверт... "Руководство для начинающих водителей"!

1967. Снова Мехико. Претендентов на титул двое - партнеры по "Брэбхэму" Деннис Хьюльм и Джек Брэбхэм. Для того чтобы снова стать чемпионом мира, австралийцу была нужна победа или второе место - но при условии, что новозеландец не получит очков. Брэбхэм задачу выполнил, стал вторым, но Хьюльм приехал в этой гонке на 3-м месте - и выиграл титул с разницей в 5 очков.

1968. Судьба чемпионского титула опять решалась в Мехико. И вновь среди претендентов был Грэм Хилл. На этот раз на "Лотусе". Его соперники - маклареновец Хьюльм и Джекки Стюарт на "Матре". Стюарт сошел - "Матра" не выдержала напряжения. Еще раньше угодил в аварию Хьюльм - на его восстановленном после "Гран-при США" "Макларене" снова сломалась подвеска. Хилл, выиграв гонку, стал двукратным чемпионом мира.

1974. Победа в предпоследней гонке позволила Эмерсону Фиттипальди на "Макларене" оставить вопрос о чемпионе мира открытым до финала в "Уоткинс Глен" в Штатах. Главные действующие лица чемпионата, гонщики "Феррари" Клэй Регаццони и Ники Лауда, на "Уоткинс Глен" провалились, закончив гонку вне очковой зоны. И Фиттипальди, финишировавший 4-м, выиграл у Регаццони три очка.

1976. Сезон-триллер. 1 августа на Нюрбургринге в аварию попал Ники Лауда на "Феррари". Страшно обгоревший, едва оставшийся в живых австриец снова вышел на старт "Гран-при" 12 сентября в Монце. Джеймс Хант на "Макларене" к тому моменту сумел вплотную приблизиться к нему в чемпионате. На японской трассе "Маунт Фудзи" эти двое должны были выяснить, кому из них становиться чемпионом. Гонка стартовала в страшный ливень, и Лауда сошел, решив пожертвовать чемпионским титулом, но сохранить жизнь и здоровье. Хант, финишировавший третьим, в итоге опередил австрийца на очко.

1981. Один из дуэта "Уильямса", аргентинец Карлос Рейтеманн, лидировал в чемпионате с 29 марта, но на предпоследней гонке не попал в очки, как и его партнер по команде Алан Джонс. Победивший в ней Жак Лаффит из "Лижье" тем самым вклинился в схватку за корону, которая должна была разразиться в Лас-Вегасе с участием пилотов "Уильямса" и Нельсона Пике на "Брэбхэме". Рейтеманн внезапно выпал из числа соискателей титула, Лаффит, шедший вторым (этого вполне могло хватить для короны!), после пит-стопа отстал и закончил гонку только на 6-м месте. Выиграл Джонс - это была его последняя гонка в "Формуле-1", но 5-е место Пике позволило бразильцу стать чемпионом мира. Разница между ним и Рейтеманном - очко.

1982. Знаменитый чемпионат-головоломка: победы в 16 "Гран-при" одерживали 11 пилотов! В такой ситуации чемпионом мог стать практически любой. Но выиграл Кеке Росберг на "Уильямсе", финишировавший в финале в Лас-Вегасе 5-м. Второе место поделили Джон Уотсон на "Макларене" и пилот "Феррари" Дидье Пирони. Именно он должен был выиграть этот чемпионат, но в Германии угодил в аварию и больше в гонки "Больших призов" не вернулся. Набранных до середины лета 39 очков ему хватило для второго места. Росберг опередил соперников на пять очков.

1983. На автодроме в Кьялами (ЮАР) чемпионами могли стать двое - все тот же Пике на "Брэбхэме" и Ален Прост на "Рено". Гонка решилась просто. Пике стартовал при полупустых баках, имея за спиной буфер в лице партнера по команде Риккардо Патрезе. Первым заехав на пит-стоп, бразилец сумел занять в гонке 3-е место и выиграть чемпионат. Прост потерял свое 4-е место и корону чемпиона на 35-м круге, когда у двигателя отказал турбонаддув. Разница между Пике и Простом - 2 очка.

1984. Главными действующими лицами этого чемпионата были партнеры по "Макларену" Ники Лауда и Ален Прост. Француз выглядел сильнее австрийца по всем показателям, но чемпионом снова не стал. В Эшториле ему нужна была только победа, Лауду же устраивало при этом второе место. Так они и финишировали - и Лауда выиграл свою третью корону в разницей в 0,5 очка!

1986. Легендарный австралийский триллер с участием двух команд - "Уильямса", за который выступали Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, и "Макларена", чьи цвета защищали Прост и Росберг. "СЭ" столько раз живописал подробности этой гонки, что, думается, нет нужды повторяться. Напомним коротко: "утка" с неснашиваемой резиной и отчаянная езда Росберга в его последней в карьере гонке обманули Мэнселла и Пике, сконцентрировавших внимание не на Просте, а на Росберге. Француз, с помощью своего партнера усыпивший бдительность соперников, выиграл. И гонку, и титул. На машине, заметно уступавшей машинам соперников. Два очка отделили его от Мэнселла, три проиграл французу Пике.

1994. Перипетии этого чемпионата мира еще свежи в памяти болельщиков. Кошмарное начало сезона с серией аварий и трагедией в Имоле. Победное шествие Михаэля Шумахера на "Бенеттоне" - четыре победы в четырех гонках, потом перерыв в Испании (выиграл Дэмон Хилл на "Уильямсе"), и снова - две победы подряд. Потом - черный флаг Сильверстоуна, дисквалификация в Спа и отлучение от чемпионата на два "Гран-при". Отрыв Шумахера растаял - его ликвидировал умело воспользовавшийся отлучкой немца Хилл. В предпоследней гонке чемпионата на Сузуке англичанин одержал над немцем потрясающую очную победу - и к финалу в Аделаиде пришел моральным лидером, хотя и отставал от соперника на одно очко. Гонка в Аделаиде закончилась столкновением двух главных претендентов, что принесло титул чемпиона мира Шумахеру.

1996. Соперником фаворита чемпионата, Хилла, был его партнер по "Уильямсу" Жак Вильнев. К концу сезона канадец, довольно слабо проведший лето и начало осени, снова набрал обороты и усилил прессинг на англичанина, который со старта чемпионата ни разу не уступил лидерства в общем зачете. Финал 47-го чемпионата разыгрывался на Сузуке, перед которой между Хиллом и Вильневом была разница в 9 очков. Канадцу необходима была только победа - при условии, что партнер и соперник не получит ни одного очка. Вильнев выиграл поул, но в гонке заметной роли не сыграл. К тому же у его "Уильямса" отлетело колесо - и Хилл с третьей попытки завоевал-таки заветный чемпионский титул.

КАНАДЕЦ НАДЕЕТСЯ, ЧТО СПОСОБЕН ПОБЕДИТЬ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Согласно установившейся в этом году традиции гоночный уик-энд начинается в четверг - пресс-конференцией Thursday Four, в которой принимают участие четыре пилота. На этот раз ничего подобного не было. Нет-нет, пресс-конференция была, но вот участвовали в ней лишь двое - Жак Вильнев и Михаэль Шумахер, главные действующие лица предстоящего суперфинала 48-го чемпионата мира.

Господи, какой ажиотаж наблюдался среди моих коллег по перу! Вильнев и Шумахер и на автодром-то еще не прибыли, а найти сидячее место в крошечной комнатке для брифингов уже было невозможно. А когда точно в назначенный срок, в 15.00 по местному времени, за стол с микрофонами уселся вице-чемпион мира-96, я при осторожной попытке встать возле самой дальней от канадца стены так, чтобы хоть краем глаза что-то видеть, немедленно получила по голове фотообъективом-телевиком: представители снимающей прессы, не церемонясь, позалезали на стулья и в поисках выгодного ракурса не щадили ни своих, ни чужих. Когда же в эту уже забитую битком комнатку примерно с десятиминутным опозданием протиснулся еще и Шумахер, меня увесисто двинули объективами уже с двух сторон, и я поняла: если хочу остаться целой и невредимой и передать-таки репортаж в редакцию, нужно отсюда ноги уносить. Причем немедленно! Если вы думаете, что это было легко, то ошибаетесь - войти было гораздо легче, чем выйти. Пришлось применять приемы из арсенала Гарри Гудини, великого мастера пролезания в игольное ушко.

При всем ажиотаже никаких откровений от канадца и немца пресс-центр не дождался. Шумахер на более-менее заостренные вопросы отвечал предельно коротко и обтекаемо, зато когда его спросили, какого он мнения о трассе и о возможностях машины, буквально соловьем пел. Пожалуй, только это его нежелание касаться волнующей всех темы противостояния с Вильневым и давало понять, что двукратный чемпион мира все-таки нервничает. Внешне же Шумахер держался по-королевски - снисходительно и подчеркнуто спокойно, пытаясь, видимо, произвести впечатление на Вильнева.

Но вице-чемпиону мира-96 на поведение соседа, как казалось со стороны, было наплевать. И от личностных вопросов он, в отличие от Шумахера, ширмой немногословия не отгораживался.

-Жак, как вы расценили тот факт, что Фрэнк Уильямс отозвал свой протест и вы в одночасье из лидера чемпионата превратились в догоняющего?

- Спокойно. Речь шла о защите двух очков. С моей точки зрения, это не стоило тех усилий, которые должны были бы быть затрачены. К тому же мы могли лишиться права стартовать в заключительной гонке сезона, а это было и вовсе абсурдно. Поэтому предпочли потерять лидерство в чемпионате, но сохранить шансы на титул.

-За последние две недели было много разных разговоров в прессе. В частности, в ваш адрес вашими соперниками, Эдди Ирвином и Михаэлем Шумахером, был сделан целый ряд нелицеприятных замечаний. Как вы к ним отнеслись? В частности, к тому, что говорил Ирвин?

- Если честно, то сам я газет не читал. Но мне пересказывали. Что сказать? Мне кажется, что Эдди - не тот человек, который имеет право делать мне замечания и тем более упрекать в том, что я делаю ошибки. Ошибаются все, не я один. К тому же ошибки бывают разные - вид спорта у нас такой, что далеко не всегда все зависит только от гонщика. Техника, знаете ли, капризная вещь... А что касается Эдди...

Тут Жак под общий смех произнес фразу, которую на русский язык приблизительно можно перевести как "собака лает - ветер носит". Впрочем, канадец немедленно добавил, что на ирландца зла не держит (потому что, видимо, бессмысленно) и готов после гонки отправиться с ним вместе выпить по кружечке пивка! Традиционный ведущий всех формулических пресс-конференций Боб Костандурос, однако, отставать от Вильнева не намеревался и настойчиво попросил его прокомментировать еще и высказывания Шумахера в свой адрес.

- Что сказать? - неспешно ответил Жак, чуть покосившись на сидящего справа от него соперника. - Мы все люди. И все, бывает, волнуемся...

Далее последовал вопрос о том, как Вильнев готовился к гонке в Хересе.

- Хорошо готовился, - засмеялся Вильнев. - Отдохнул замечательно!

-Вы не участвовали в тестах "Уильямса"...

- И не жалею об этом. В Англии была кошмарная погода, а в Монако - тепло, солнышко. Совершенно неправильно было бы променять одно на другие.

-В воскресенье вам предстоит, возможно, самая важная гонка в вашей жизни. Гонка, в которой решится судьба титула чемпиона мира. Что она для вас означает?

- Ничего особенного. Конечно, это трудно - вкалывать целый год, а потом вдруг решать судьбу чемпионата в одной-единственной гонке. Но я пришел к выводу, что лучше на мыслях об этом не зацикливаться. Я выкинул их из головы, решив относиться к "Гран-при Европы" так же, как ко всем другим гонкам. Когда у тебя на то, чтобы достичь цели, остается один-единственный старт, в котором по большому счету ты не имеешь права на ошибку, одинаково опасны и чрезмерная расслабленность, и излишний азарт. После всего случившегося со мной в Японии я был страшно взбешен, но теперь успокоился и, кажется, нашел необходимое душевное равновесие.

-Не окажется ли оно нарушенным, если мы сейчас спросим вас о том, как вы отнесетесь к возможному вмешательству в вашу с Михаэлем схватку ваших партнеров по командам?

- Я, конечно, не знаю, как намерены распорядиться предстоящей гонкой в "Феррари", но о себе могу сказать: надеюсь, что вопрос о том, быть или не быть мне чемпионом мира, я способен решить сам, без посторонней помощи. Мне очень бы хотелось, чтобы в воскресенье "Гран-при Европы" стад гонкой между мной и Михаэлем, а не чемпионатом Френтцена и Ирвина.