Газета Спорт-Экспресс от 9 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

9 июля 1997

9 июля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

ТАПИ ДОБАВИЛИ ТЮРЕМНЫЙ СРОК. БЕРНЕС ТОРЖЕСТВУЕТ

Судебные приговоры преследуют чередой бывшего владельца и президента марсельского "Олимпика", а также экс-министра в правительстве социалистов Бернара Тапи. В дополнение к предыдущим срокам заключения разжалованный магнат осужден еще на полтора года тюрьмы. Такой вердикт вынес марсельский суд, слушавший с 12-го по 31 мая дело о финансовых махинациях в "Олимпике".

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Александр ПРОСВЕТОВ - собственный корреспондент "СЭ" во Франции

В деле фигурировали 20 человек. Помимо Тапи, который стал центральной фигурой на процессе, различные обвинения были предъявлены другим бывшим руководителям клуба, а также футбольным посредникам, сотрудничавшим с "Олимпиком" в конце 80-х - начале 90-х годов. Как явствует из доклада следствия, эти люди в той или иной мере причастны к противозаконным акциям. В частности, в клубе была создана "черная касса", через которую прошла сумма, равная 101,41 миллиона франков. Эти средства использовались для подкупа игроков команд соперников и судей, а также приобретения футболистов при уклонении от уплаты налогов. Касса пополнялась путем фиктивных ссуд игрокам и тренерам, денежных переводов на счета оффшорных компаний и посредников, ассигнований на товарищеские матчи, которые в действительности не проводились.

И вот оглашен приговор. Тапи осужден на три года тюрьмы, из которых 18 месяцев, то есть половина срока, - условно. Между тем прокурор Эвелин Китанофф требовала для него более сурового наказания - четыре года, из которых два - условно. Но и полтора года за решеткой показались Тапи и его адвокату Жану-Иву Льенару несправедливой карой. "Насколько мне известно, никогда еще во Франции ни один руководитель предприятия не приговаривался к заключению с обязательным отбытием срока в тюрьме за то, что он злоупотреблял общественными средствами и при этом лично не обогащался, - заявил мэтр Льенар. - Решение суда не вытекает из конкретного дела. Сказалась репутация Тапи. Мы без раздумий подадим апелляцию".

Напомню, что вследствие подкупа руководством "Олимпика" трех игроков "Валансьена" Тапи в ноябре 1995 года получил два года тюрьмы, из которых восемь месяцев он должен провести в камере. Более половины этого срока некогда могущественный президент марсельского клуба уже отсидел, и на этой неделе его адвокаты собираются подать в соответствующую судебную инстанцию прошение о досрочном условном освобождении их подзащитного. Кроме того, Тапи приговорен к полугоду тюрьмы по делу, не имеющему отношения к футболу (он уличен в неуплате налогов за использование прогулочного судна). И по этому судебному решению он подал кассационную жалобу.

Возмущен приговором и Мишель Идальго, в прошлом главный тренер сборной Франции и спортивный директор "Олимпика", хотя 64-летний специалист отделался условным сроком в один год: "Я не занимался никакими незаконными операциями и не положил в карман ни одного франка. Могу только констатировать, что люди, которые получали деньги, остались ни при чем".

Зато торжествует Жан-Пьер Бернес, в прошлом правая рука Тапи. Как и в деле о подкупе игроков "Валансьена", он давал показания против своего бывшего шефа (тогда он утверждал, что дал взятку по личному указанию Тапи). Тем самым Бернес заслужил у суда снисхождение: два с половиной года тюрьмы, но все - условно. Когда был оглашен приговор, экс-генеральный директор "Олимпика" радостно вскинул вверх руку, сжатую в кулаке, как делают иногда, забив гол, футболисты. Теперь он собирается добиться для себя от Французской федерации футбола отмены запрета на деятельность, связанную с этим видом спорта.

Другие подсудимые приговорены к различным срокам и денежным штрафам. По полгода в тюрьме назначено провести экс-финансовому директору "Олимпика" Алену Лярошу и еще одному бывшему члену руководства клуба Эли Феллусу. Но более других досталось тем, кто не явился в суд. "Лидирует" греческий посредник Спирос Карагеоргиос - три года тюрьмы. Находясь в Афинах, он заявил французской газете l'Equipe, что отсутствовал на процессе, поскольку его адвокаты не имели возможности ознакомиться с делом. При этом грек находит противоестественным, что в отношении него объявлены более строгие санкции, чем в отношении ответственных лиц марсельского клуба. "Мне есть что сказать. Если не удастся достичь согласия с французским правосудием, то я сам отдам себя в его руки, чтобы иметь возможность оспорить судебное решение. Я хочу пролить свет на то, что происходило".

Примечательно, что на процессе присутствовали представители УЕФА, в частности, заместитель генерального секретаря Маркус Штуцер. От комментариев он уклонился, но очевидно, что для УЕФА было интересно узнать мнение французской юстиции. Полагают, что эта организация не поставила точку в расследовании подозрительных делишек "Олимпика" эпохи Тапи в европейских кубках.