Газета Спорт-Экспресс от 22 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

22 января 1997

22 января 1997 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Юрий ОЧНЕВ

НЕ СРАВНИВАЙТЕ НЫНЕШНЕЕ "ДИНАМО" С ПРОШЛОГОДНИМ

Едва ли не главной сенсацией первой половины российского хоккейного сезона стала смена тренера в московском "Динамо". Юрий Очнев, принявший команду у Владимира Голубовича, широкой публике мало знаком. Хотя специалисты знают его хорошо. И не только как зкс-старшего тренера саратовского "Кристалла" и казанской "Итили".

- В хоккее я с 1949 года, - рассказывает Очнев. - Начинал играть на знаменитой некогда площадке стадиона "Юных пионеров", где свои первый шаги в хоккее делали - в разные годы, разумеется, - Иванов, Зайцев, Кузькин, Баулин, Мартынюк... Не меньше полутора десятков одних олимпийских чемпионов оттуда вышло, наверное.

-В конце 40-х хоккей с шайбой у нас уже был популярен?

- Я сначала год отыграл в хоккей с мячом. Но и шайба тогда была известна. Другое дело, как и чем мы играли. Бывало, клюшки и щитки друг другу во время матча передавали - не хватало. Но наша площадка считалась одной из лучших. Серьезно я начал играть, когда меня призвали в армию. Попал в ЦСКА (тогда ЦДСА. - А.Ж.), но не в команду мастеров, а в так называемую первую команду, которая выступала на первенстве Московской области. Тогда было всего два армейских клуба - в Ленинграде и в Москве, конкуренция за место в составе была очень высокой, дублей никаких не существовало, поэтому команда у нас подобралась очень неплохая. Довелось сыграть несколько раз вместе с Анатолием Тарасовым, который, уже работая тренером, иногда выходил на лед. Частенько играли у нас и ребята из команды мастеров. В 1957 году, демобилизовавшись, я перешел в "Локомотив". Тот самый, где выступали Виктор Якушев, Виктор Цыплаков, Николай Снетков, Михаил Ржевцев... А старшим тренером был Анатолий Костркжов. Потом уехал на два года в Ригу, в "Даугаву". А вернувшись оттуда, впервые попробовал себя на тренерской работе - в подольском "Торпедо". Хотя продолжал и играть - мне было тогда всего 32 года. С Подольска, то есть с начала 60-х, и начинается моя тренерская карьера.

-И как она складывалась?

- Из Подольска меня пригласили в Ярославль на место второго тренера. Команда там была очень хорошая. Мы вышли из второй лиги в первую, в которой тогда играло 12 команд, а в высшей - 10. Так что уровень турнира был достаточно высок. Мы заняли 9-е место, уступив восьмой команде всего очко, и снова вернулись во вторую лигу: в тот год туда из первой вылетало сразу четыре клуба. Команду после этого покинуло много игроков. Помню, несколько человек подались в Ригу к Виктору Тихонову, который там только-только начинал работать. Главного тренера Торпедо" уволили, и я полгода исполнял его обязанности. Начал собирать команду, ездил по стране. А летом узнал, что у нас будет новый главный тренер, после чего принял приглашение Роберта Черенкова, который тренировал саратовский "Кристалл", - стал его помощником. На Волге я проработал три года и уехал оттуда в 1975 году в Москву по семейным обстоятельствам. Владимир Юрзинов, который меня немного знал - он приезжал в Саратов с какой-то проверкой от спорткомитета, пригласил в "Динамо", и я согласился. Но в 1977 году меня вновь позвали в Саратов, на сей раз главным тренером. "Кристалл" вылетел из высшей лиги, а я должен был его туда вернуть через два года. Тогда опять пришлось заново создавать команду: ведущие игроки, с которыми я работал еще до "Динамо", ушли. Среди них были, кстати, мой нынешний помощник Владимир Семенов, которого я в свое время вытащил из Павлова Посада, и Владимир Голубович - он сам саратовский. В первый год мы заняли в первой лиге 6-е место, а во второй попали в переходный турнир вместе с ленинградским СКА, свердловским "Автомобилистом" и новосибирской "Сибирью". Но в результате всяких комбинации и махинаций мы в высшую лигу не пробились.

-Что вы имеете в виду?

- Тогда все были на стороне ленинградцев. СКА просто не мог проиграть. За него были и судьи, и руководство. Знакомые арбитры мне прямо говорили, что бороться бесполезно. До смешного доходило: Дроздецкий метра на четыре заехал во вне игры, забил, все были уверены, что судья даст вбрасывание на синей линии, а он зафиксировал гол. Словом, мы в высшую лигу не попали, и я вынужден был уйти из команды. Хотя, между прочим, городские власти, обком партии были на моей стороне. На отставке Очнева настояло руководство машиностроительного завода, которое хотело видеть на тренерском посту Роберта Черенкова, освобожденного от своих обязанностей в московском "Спартаке". Виталий Давыдов пригласил меня обратно в "Динамо". И если в первый раз я числился вольнонаемным, то теперь мне присвоили звание старшего лейтенанта. Было это в 1979 году. С тех пор я практически беспрерывно работаю в этом клубе.

-Что значит "практически"?

- Сразу после того, как я уволился из армии и ушел на пенсию - в 1991 году, я на сезон уехал главным в казанскую "Итиль", посчитав, что меня в клубе используют не по назначению. В качестве тренера "Динамо" я проработал также по несколько лет в Харькове и Минске - в так называемых дочерних командах, где оказался в странных условиях: с одной стороны, руководство харьковского и минского "Динамо" требовали от меня успехов, а в Москве рекомендовали особо не расходиться. Как-то раз, помню, приехал из Харькова, пришел в спорткомитет, а мне вполне серьезно говорят: "Вы что-то очень хорошо играете. У тебя какое звание? Капитан? Смотри, майора не получишь". Естественно, я должен был готовить игроков для московского "Динамо". За сезон через мои руки проходило порой по 10 - 12 ребят. С моей подачи в московскую команду пришли, например, Николаи Борщевский и Олег Микульчик, которые потом уехали в НХЛ. Но я горжусь даже не этим, а тем, что никогда не оставлял после себя пустого места. Ни одна команда из-за моего ухода не разваливалась. "Кристалл", например, на следующий год вышел в высшую лигу, а подольское "Торпедо" - в первую. Словом, ни одному из моих преемников не приходилось начинать с нуля.

-Но в конце концов вы вернулись в московское "Динамо".

- Да, но во вторую команду. Владимир Юрзинов настоял, чтобы я там работал, - ему нужен был хороший резерв. Я готовил в "Динамо-2" таких игроков, как Жамнов, Ковалев, Карповцев, Якубов, Королев...

-Вы с ними сейчас поддерживаете отношения?

- Только когда они приезжают в Россию.

-Почему вы уехали из Казани, где, как я знаю, у вас дела складывались неплохо?

- Опять же по семейным обстоятельствам: у меня болела мать. Меня просили остаться, предлагали высокую по тем временам зарплату, хотя "Итиль" заняла в чемпионате только 13-е место. Я принял команду в очень плачевном состоянии: из нее ушло перед сезоном человек десять. Пригласил молодых ребят, многих - из Казани. В первом круге мы набрали всего 7 очков и оказались на последнем месте. Сейчас я понимаю, что не совсем правильно построил подготовительный период: перед самым чемпионатом повез команду на какой-то турнир. А первенство мы начинали не дома, а в гостях, и ребята на старте были уставшими. Но потом мы заиграли, набрали половину возможных очков, побеждали самых сильных соперников. Нас стали бояться. Помню, подходили и просили особенно не цепляться за очки: кому-то они нужны были позарез, а мы не попадали во второй этап. Предлагали даже как-то сдать матч за деньги. И к вратарям нашим подходили, и к полевым игрокам. Суммы предлагались очень солидные - по нескольку тысяч. Тогда на эти деньги можно было жить год. Я поговорил с ребятами, объяснил им, что к чему, и они меня поняли. Словом, мы играли всегда честно и многим попортили нервы. Даже явные фавориты, динамовцы, тогда у нас выиграли с трудом - 3:1. Причем третью шайбу они забили в пустые ворота. Владимир Юрзинов, с которым у меня хорошие, но в то же время и не совсем простые отношения, зашел к нам в раздевалку и сказал, что его команда играла так, как я в свое время рекомендовал. Такое признание, поверьте, от него можно услышать нечасто. Хотя он человек очень гибкий, умеет выслушать, хорошо воспринимает и чужие идеи. За эти идеи, на мой взгляд, Юрзинов и держал меня в своих командах. Он ценит людей, которые могут предложить что-то новое.

-Как вы стали помощником Владимира Голубовича?

- После поражения в Кубке Европы руководство клуба решило укрепить команду. Голубовичу и до этого предлагали взять меня, но он отказывался, а тут согласился. И не думаю, что пожалел потом об этом. Уже через неделю я, скажем так, определил возможности команды, предложил ему новые направления работы.

-У вас были с ним разногласия?

- Разногласий не было. Но мы с ним непохожие люди. Я предпочитаю анализировать игру команды, исправлять ошибки, нарабатывать новое. А он стремится решать проблемы за счет подбора игроков. В нашем хоккее долгое время, кстати, преобладала именно такая стратегия: у тренера в наличии были готовые игроки неплохого уровня мастерства, и его главная задача заключалась в том, чтобы подготовить их функционально, тактически и психологически. Сейчас так работать нельзя. Готовые игроки к тренерам уже не приходят. У нас, пожалуй, только одна команда может похвастать более или менее приличным составом - "Лада". В Тольятти наберется 25 - 26 ребят среднего уровня. Геннадий Цыгуров с помощниками сумел поставить им, "готовым" хоккеистам, игру, заставил их трудиться, плюс неплохие условия - отсюда и успех. "Лада" пока - не берусь предсказать, как у этой команды дела пойдут дальше, - на голову выше соперников.

-Какие цели ставите перед своей командой в сезоне?

- Самые высокие. Но я хочу прежде всего добиться того, чтобы игроки научились думать, работать и совершенствовать свое мастерство. Это даст возможность решать более сложные задачи.

-Чего-то удалось добиться?

- Не хочу хвалиться, но игра команды уже стала другой. Мы действуем более гармонично. Под гармонией я понимаю умение грамотно действовать и в атаке, и в средней зоне, и в обороне. Что такое тактика? 3-го ведь не схемы - "1+4", "2+3" и т.д. Встать можно, как угодно, однако толку от этого мало, если не будет движения. Тактика - это когда игрок знает свой маневр - и в случае, когда команда теряет шайбу, и когда она ею овладевает. Надо постоянно работать со всеми пятью игроками соперника, перекрывать им пути продвижения вперед.

-Как вы оцениваете потенциал нынешнего "Динамо"?

- Неоднозначно. К сожалению, проблем очень много. У нас молодых ребят сейчас больше, чем в какой-либо другой команде, процентов на шестьдесят в "Динамо" играют хоккеисты 75-го - 77-го годов рождения. Даже в ЦСКА сейчас появились опытные мастера. Один Касатонов чего стоит! Разве что "Крылья" могут посоревноваться с нами. Но там мастеровитая молодежь. Я не хочу обижать никого из своих ребят, но в "Динамо" сейчас мало игроков, которые могут дать результат, то есть обладают хорошим индивидуальным мастерством. Процент реализации голевых моментов у нас едва ли не самый низкий в лиге.

-Сколько лет нужно, чтобы нынешние динамовцы вышли на чемпионский уровень?

- Думаю, года два - если не поменяется состав. А в это, как вы сами понимаете, верится с трудом.

-В команде есть те, кто собирается уходить?

- За тем же Максимом Афиногеновым, которому журналисты сделали такую хорошую рекламу - и немного, на мой взгляд, перестарались, агенты гурьбой ходят. Он станет, конечно, хорошим игроком, но рановато пока еще прочить его в звезды. Установили контакты с зарубежными командами и другие ребята.

-Динамовский дух еще существует?

- Так, как играло прежнее "Динамо" - напор, силовое давление по всей площадке, стремление заставить соперника ошибаться, - мы, конечно, пока не можем: состав не позволяет. Но у нас есть свое лицо. Это в первую очередь умелый срыв атаки соперника в средней зоне и быстрая контратака.

-"Динамо" по силам спорить с ведущими европейскими командами?

- Мы не собираемся сдаваться и будем бороться в Евролиге за победу. Но если сравнивать составы... У нас же сейчас практически нет ни одного игрока сборной. И тем не менее на матч с "Фрелундой" мы настраиваемся очень серьезно.

-С какими еще проблемами кроме неопытности игроков столкнулись динамовские тренеры перед полуфиналом Евролиги?

- Главная наша головная боль - травмы. Дело в том, что заявить игроков на финальный турнир можно было только до 31 декабря. Многие ребята из этого списка получили какие-то повреждения или приболели, а заменять их по правилам мы уже не имеем права. Я же хочу, чтобы "Динамо" играло не четырьмя звеньями, а пятью-шестью. Состав команды нужно периодически менять: устал - отдохни пару матчей. Молодежь не может выдержать весь сезон от начала до конца.

-Но ведь в прошлом году "Динамо" играло так же.

- Опять сравнение с прошлогодним "Динамо"! У нас теперь совершенно другая команда. Те игроки, что приносили результат год назад, ушли. Они, кстати, неплохо играют сейчас и за рубежом. Нынешние же наши лидеры в прошлом сезоне забивали мало. За исключением, пожалуй, Ильина. "Динамо", чтобы полностью оправиться от потерь, потребуется немало времени.

Алексей ЖУК