Газета Спорт-Экспресс от 26 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

26 ноября 1996

26 ноября 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-96

ИЗ ПЕРВОЙ ЛИГИ - В ВЫСШУЮ

ДИНАМО-ГАЗОВИК Тюмень

Александр ИРХИН

ПРИВЫК БЫТЬ ТАМ, ГДЕ НУЖЕН

О критической ситуации, сложившейся в тюменском клубе, "СЭ" уже сообщал: победитель первой лиги оказался на грани краха. За 23 матча игрокам не выплачены премиальные, и главный тренер "Дин-Газа" Александр Ирхин не знает сегодня, чем обернется запланированное на 28 ноября собрание команды - чествованием победителей или "поминальной молитвой"?

С Ирхиным мы встретились на конференции ПФЛ и первым делом вспомнили, как состоялось прошлой зимой его возвращение в тюменский клуб.

-Предполагаю, что, оставляя год назад команду на Эдуарда Малофеева, вы не надеялись возвращаться. Наверняка были обижены решением руководства "сменить коней на переправе"?

- Нет. Как раз наоборот, в душе теплилась надежда на скорое возвращение. Слишком уж болезненным получилось расставание, ибо пришлось оно на период становления новой команды: мне удалось ее укрепить, подтянуть с точки зрения физических возможностей. Несуразность возникшей ситуации ощущал не только я, но и другие, близкие к клубу люди. Например, член наблюдательного совета "Дин-Газа" Александр Колосов. Хотя и обида во мне, конечно, тоже была.

-Когда вам поступило предложение вернуться в "Дин-Газ", выбывший из высшей лиги?

- Сразу, как только Малофеев написал заявление об уходе. Я с энтузиазмом откликнулся на приглашение и уже через день вылетел на переговоры.

-Не возникло ощущения, что вами просто затыкали пробоину?

- Таких мыслей не было. Жил огромным желанием работать, если хотите, взять у судьбы реванш. Пусть и оставлял л команду в приличном состоянии, доля вины за вылет "Дин-Газа" лежала и на мне тоже. И потом, я профессионал: работаю там, где в моих знаниях и услугах нуждаются.

-С чего вы начали или, вернее сказать, продолжили работу?

- С нуля. По сути, команды не было. На первый сбор, сроки которого определил мой предшественник, явились восемь игроков, пятеро из которых новички. Из прежнего состава были Грицына, Пономаренко и Маслов. Первоочередной задачей стало вернуть веру тем, кто остался в команде. Кроме уже названных футболистов на контракте состояли Кутепов, Бессмертный и Призетко, которые по разным причинам на первый сбор не прибыли. Ну и конечно же, предстояло доукомплектовать состав.

-Надо признать, что получилось у вас это неплохо.

- Сегодня я готов снять шляпу перед людьми, которые поверили мне и президенту клуба. Считаю, что у нас сложился интересный, если хотите уникальный, коллектив с точки зрения содружества игроков и тренеров. В стремлении доказать ошибочность прежних решений руководства я и футболистов подбирал амбициозных. Тех, кто считал себя недооцененными, не до конца востребованными.

-Подбирая игроков, вы использовали свои связи и чьи-то рекомендации?

- Да, только так можно было укомплектоваться в максимально короткие сроки. Одним из первых приглашенных был Александр Татаркин. Он мне порекомендовал Юрия Батуренко. Я позвонил Семину, который, в свою очередь, вывел меня еще и на Жукова. И так по цепочке. Торпедовцы вышли с предложением обменять Камольцева на Талалаева, целую группу игроков освободил в то же время новороссийский "Черноморец" - так в нашей команде оказались Жиров и Варламов, за которыми я уже давно наблюдал.

-Тренерская команда тоже не последнее дело. Всегда приятно работать с единомышленниками.

- На мой взгляд, у нас оказалась не только сильнейшая команда в лиге, но и один из сильнейших тренерских штабов. Я с большой признательностью произношу имя Анатолия Константиновича Исаева, самого опытного тренера не только в первой лиге, но и во всем российском футболе. Другим моим помощником был Александр Игнатенко, самостоятельно работавший в липецком "Металлурге" и игравший когда-то за ворошиловградскую "Зарю". Приятно, что мы одинаково смотрели на проблемы команды, на планирование тренировочной работы, на определение состава.

-Под какие материальные условия, если не секрет, шли в команду игроки?

- Сверхъестественных требований никто не выдвигал. Подъемные - да, конечно же, были. Но никто, скажем, не требовал квартир или больших сумм.

-И даже эти контрактные обязательства клубом не были выполнены?

- Подъемные, и то с серьезной задержкой, получили единицы.

-Но вы ведь знали возможности клуба? Из чего исходили, когда называли игрокам размеры тех или иных сумм?

- Об этом я как раз и хотел сказать. Нам были даны гарантии, что все поставленные командой условия руководство выполнит.

-Может быть, вы неправильно представляли ситуацию?

- Когда мне предложили вернуться в "Дин-Газ", я прежде всего встретился с первым заместителем главы областной администрации Сергеем Мартынушкиным, которого в то время уже официально назначили председателем наблюдательного совета клуба. Там мне и были даны необходимые гарантии. К сожалению, обещания администрации и ряда спонсоров оказались не выполнены. Можно сказать, что они обманули меня, а я обманул команду. Сегодня ситуация такова, что все спонсоры, за исключением "Уренгойгазпрома", являются должниками клуба.

-РАО "Газпром", финансирующий сборную и московский "Спартак", оказывало "Дин-Газу", насколько мне известно, мизерную помощь.

- К сожалению, это так. Зная, что руководитель этого ведомства Вяхерев является большим поклонником футбола, мы, конечно, надеялись, что он окажет нам хорошую поддержку. Ведь защищая спортивную честь газовиков, мы делали это более чем достойно.

-Какая задача ставилась наблюдательным советом перед командой?

- В первый год - создать костяк коллектива, а в следующем выйти в высшую лигу.

-Когда же она изменилась?

- Изменили ее сами игроки на последнем предсезонном собрании. Мне самому еще за месяц-полтора до начала чемпионата, стало ясно, что нам по силам безотлагательно решить задачу возвращения в высшую лигу.

-Сезон, между тем, вы начали не слишком уверенно.

- Да, первые четыре тура, из которых, правда, один мы пропускали, Дин-Газ" имел лишь два очка. Для постановки игры чуть-чуть не хватило времени. Но первые потери принесли нам и определенную пользу. Как рукой сняло некоторую самоуспокоенность - она все же наблюдалась. И с 10-12 туров попав в тройку лидеров, мы ее не покидали уже до конца. Скажу больше: не будь у нас финансовых проблем, мы бы выиграли чемпионат за три-четыре тура до финиша.

-Неплатежи, выходит, все-таки сказывались?

- На настроении - конечно. Были попытки со стороны отдельных игроков затеять "бузу", но они тут же пресекались другими футболистами. Иногда наступало состояние обиды. Получалось, что играем мы сами для себя и никому это не нужно.

-Глава областной администрации бывал на футболе?

- Бывал, и не раз. После окончания первого круга господин Ракецкий даже зашел в раздевалку, поблагодарил команду и заверил, что все долги со стороны руководства будут погашены. Понимаю, что он искренне хотел помочь команде, но не в состоянии из-за областных проблем сделать это в короткие сроки. Однако уверен, что глава области - человек слова и свое обещание он выполнит.

-У вас не опустились руки, когда ко всем организационно-финансовым проблемам добавились еще и турнирные? Ведь после домашнего поражения от ставропольского "Динамо" положение "Дин-Газа" стало угрожающим.

- Оно лишний раз встряхнуло команду. Я даже благодарен ставропольцам за то, что они преподнесли нам такой урок. Мы тогда собрались, обсудили сложившуюся ситуацию и поставили задачу взять в двух выездных матчах четыре очка. Кроме того, ребята собирались сами, без тренеров, и дали друг другу слово сыграть на пределе возможностей. И усложнили задачу: привезти из Арзамаса и Раменского шесть очков. Она и была выполнена. А вообще из пяти последних матчей "Дин-Газ" выиграл четыре и сыграл вничью в Воронеже. Я преклоняюсь перед игроками, которые поставили спортивный принцип на первый план и пренебрегли финансовым стимулом.

-Стало быть, при подборе игроков вы не ошиблись?

- В команде-победительнице обычно не принято выделять кого-либо, но не могу не сказать добрых слов о вратарях Кутепове и Масленникове. В обороне надежностью и стабильностью отличались Жиров и Бессмертный. В средней линии, конечно же, мозговым центром "Дин-Газа" был Призетко, которого очень удачно дополнил Татарчук. Несмотря на свой богатый опыт, Татарчук пришел в нашу команду без всяких амбиций, не выдвигал никаких финансовых требований.

-А кого вы имели в виду, когда говорили о возникшей было "бузе" в связи с невыплатами игрокам?

- Как раз по этой причине я был вынужден отчислить Каюмова. Некоторые сложности, но уже другого свойства, возникли на первом этапе в наших отношениях с Сергеем Жуковым. Приглашая его в команду, я надеялся, что он станет одним из ее лидеров. Жуков оказался самолюбивым, гордым парнем, и мы не раз конфликтовали. Но хочу отдать ему должное: был момент, когда задержки с выплатами особенно сильно сказывались на результатах команды. Жуков мог повернуть ситуацию в свою пользу, но сделал обратное: погасил страсти, проявил себя в высшей степени порядочным человеком. И не случайно после отъезда Кутепова капитаном команды стал именно Жуков.

-На что может рассчитывать "Дин-Газ" в ближайшем будущем?

- Мы стоим на пороге неизвестности. Почти все игроки имеют приглашения из команд высшей лиги, а я своей главной задачей считаю сохранение нынешнего состава. Укрепить нам надо две, быть может, три позиции - и тогда думать о вылете из высшей лиги даже не придется.

-Если вдруг финансовый вопрос решен не будет, команда снимется с розыгрыша?

- Нет, она, конечно, останется, но будет влачить жалкое существование. Тогда это будет повторением 95-го года.

-Вы собираетесь остаться в Тюмени независимо ни от чего? Или...

- Это тот случай, когда говорят, что капитан покидает корабль последним.

Михаил ПУКШАНСКИЙ

"ДИНАМО-ГАЗОВИК"-96

МАСЛЕННИКОВ, ЖИРОВ, ВАРЛАМОВ, БЕССМЕРТНЫЙ, ЖУКОВ, ПРИЗЕТКО, БАТУРЕНКО, ДОЛБОНОСОВ, ТАТАРКИН, ТАЛАЛАЕВ, ТАТАРЧУК.