Газета Спорт-Экспресс от 24 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

25 октября 1996

25 октября 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

"ОРИУНДИ" ПРИЖИЛИСЬ НА АПЕННИНАХ

Еще во времена Муссолини лучшие уругвайские футболисты итальянского происхождения едва ли не насильно перемещались на историческую родину. "Ориунди" - так их называли - в лучших традициях тоталитарных режимов призывались к выполнению "патриотического долга". Блистательная сборная Уругвая, которая первенствовала на двух Олимпиадах подряд - 1924-го и 1928 годов, - а затем и на первом чемпионате мира в 1930-м, практически в полном составе во главе с Эктором Скароне перебралась на Апеннины. Из последующих поколений представителей маленького южноамериканского государства можно отметить Андреоло - сильнейшего игрока "Болоньи" довоенного времени и чемпиона мира в составе сборной Италии 1938 года, Пуричелли, который стал в 1941 году лучшим бомбардиром серии "А" с 22 голами, Гиджу - автора знаменитого трагического для Бразилии гола в финале ЧМ-50, и Скьяффино - лучшего форварда Уругвая на чемпионате 1950 года. Гиджа и Скьяффино выступали за одни и те же клубы - "Рому" и "Милан", - но в разные годы. А в сезоне60/61 они, уже 35-летние, воссоединились в "Роме" и, забыв про свой "преклонный" возраст, "навели шороху" в серии "А". Был еще такой колоритный игрок, как Хулио Сесар Аббади - защитник, которому на протяжении конца 50-х и всех 60-х годов не было равных по части персональной опеки.

Начиная с 1980 года, когда в Италии снова был снят запрет на иностранцев, клубы опять принялись рекрутировать уругвайцев. Всего их побывало в различных клубах за это время около двух десятков. Но почти половина из них оказалась "однодневками": Пердомо, Рубен Пас, Саралеги, Техера - все они очутились в Италии, непонятно, как и непонятно, зачем. Наиболее одиозной фигурой был Вальдемар Викторино. Человек, много забивавший за сборную своей страны и за "Пеньяроль" (в 1982-м он провел решающий мяч в ворота "Астон Виллы" и получил "Тойоту" - приз наиболее ценному игроку Межконтинентального кубка), был продан в "Кальяри", однако вместо того, чтобы явить итальянской публике свои бомбардирские достоинства, лишь веселил ее, выступая как клоун.

А Карлос Агилера результативную игру за "Дженоа", а затем "Торино", сочетал с нелегальным бизнесом: он поставлял из Уругвая в Италию дешевых проституток. Когда эта его неприглядная деятельность выплыла наружу, Агилера, спасаясь от преследований полиции, вынужден был в расцвете сил ретироваться за океан.

Но есть и противоположные примеры. Франческоли, Coca, Фонсека оставили глубокий след в итальянском футболе. Coca, к примеру, забил в Италии 82 мяча - почти столько, сколько ван Бастен. Фонсека был лидером в "Наполи", а теперь является вдохновителем атак в "Роме".

Наряду с Отеро неплохо проявляет себя в "Виченце" и его соотечественник - защитник Мендес. Целая колония уругвайцев - Дарио Сильва, О'Нил, Ромеро - обосновалась в "Кальяри". Этот клуб уже полтора десятка лет ориентирован на уругвайский рынок. И тренировали его в последнее время тоже уругвайцы - сначала Табарес, а затем Перес, которого, правда, буквально на днях освободили от должности. Успешно поработав на Сардинии, Оскар Табарес стал одним из наиболее преуспевающих специалистов в Италии, чему свидетельство - приглашение "Милана", о котором мечтает, наверное, любой тренер мира.

Игорь ГОЛЬДЕС