Газета Спорт-Экспресс от 8 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

8 октября 1996

8 октября 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

Николай ТОЛСТЫХ

БУДУТ ОСНОВАНИЯ НАКАЗАТЬ ЗЛО - Я СДЕЛАЮ ЭТО

Президент РФС Вячеслав Колосков 20 сентября в интервью корреспонденту "СЭ" изложил идеи реорганизации российского чемпионата. Одна из причин - футбол в России переживает непростые времена. Да, борьба в чемпионате острая, напряженная, и, похоже, главная загадка первенства - кто станет победителем - останется неразгаданной до последнего тура. Это - плюс. Но минусы видно так же четко: низкий класс многих команд, нескончаемый отъезд лучших игроков за границу, наконец, предсказуемость многих матчей не только по спортивным причинам. А что думает о предложениях Колоскова президент Профессиональной футбольной лиги Николай Толстых?

-Каково ваше отношение к новым идеям президента РФС?

- А что в них нового? Многое повторяет решения конференции ПФЛ 1994 года. Тогда говорилось и об основных требованиях к футбольному клубу, и о статусе клуба, и о лицензировании тренеров, и о многом другом.

-Но разве не революционно предложение президента РФС о переходе на систему "осень - весна"?

- Мы выбрали направление и должны ему следовать. А "осень - весна" - нежизненная система.

-Почему?

- Потому что у нас специфические климатические условия. Соответственно и состояние полей на некоторых стадионах оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Да и разве может быть перерыв в 4 месяца между кругами?! Повторяю, эта система оторвана от жизни.

-Получается, на Украине - нежизнеспособная система?

- Возможно, и так. Как я понимаю, особого энтузиазма она там не вызывает.

-Ваша позиция понятна. Но вашим аргументам, не сомневаюсь, противопоставят иные доводы, тоже весомые. К примеру, такой чемпион и призеры будут определяться за несколько месяцев до еврокубков, а значит, в еврокубках смогут стартовать сильнейшие на данный момент клубы.

- "Спартак" три года был командой европейского уровня, и нынешняя система ему никак не мешала. Так что это ровным счетом ничего не меняет. За летний отпуск клубы также успеют лишиться лучших своих футболистов. Постоянный отток талантливых футболистов за рубеж, превращение вашего футбола в сырьевой придаток западных клубов - вот проблема. Создание в России условий для талантов - это главное, о чем надо думать.

-Но все-таки это не столько проблема футбола, сколько нашей жизни. Какое общество - такой и футбол. И не может он быть богатым, когда вокруг бедность.

- Согласен. Проблемы общества, конечно, - проблемы футбола. Но футбол - народная, даже всенародная игра. И, значит, отношение к ней со стороны власти должно быть соответствующим. Необходимо поддерживать футбол на государственном уровне. Как президент "Динамо", я знаю, насколько трудно выжить в нынешних условиях самостоятельно.

-Мы отвлеклись. Контраргумент второй. Все равно на время чемпионатов мира и Европы в первенстве России делались паузы.

- Ну скажите, как игрок может за месяц подготовиться к новому сезону? Это же живой человек. После чемпионата ему надо отпуск предоставить. Так что и этот ваш довод критики не выдерживает. По-моему, переход на систему "осень - весна" создаст трудности всем.

-Понятно. Теперь о предложении сократить высшую лигу до 16 команд. По идее вы должны быть активным ее сторонником.

- Как теперь вернуться к прежнему количеству, как соблюсти спортивный принцип? Есть два варианта решения. Первый - пойти на сокращение, создав ажиотажную, в чем-то несправедливую ситуацию. Второй - сохранить 18 команд при условии, что клубы будут обязательно выполнять требования, устанавливаемые лигой. В любом случае эти вопросы надо вынести на обсуждение конференции ПФЛ.

-Думаю, клубы с удовольствием проголосуют не за сокращение, а за расширение высшей лиги и до 20, и до 22, и до 24 команд...

- Не будут они за это голосовать...

-Почему? Всегда же находятся любители половить рыбку в мутной воде.

- Вы недооцениваете руководителей клубов. Период младенчества прошел. В командах работают серьезные, разумные управленцы. И никто из них не хочет сделать российскому футболу хуже. Им же в этой стране и в этом футболе жить. Поэтому в критический момент они поведут себя с полной ответственностью.

-Откуда такая уверенность?

- Я проработал с ними пять лет.

-И вы предполагаете, что они рассуждают так же, как вы?

- Уверен, они ответственно подойдут к решению жизненно важных для всех нас проблем.

-Судя по всему, с вашей точки зрения, вопрос о сокращении остро не стоит. Но ведь совсем недавно вы были одним из самых ярых сторонников 16 команд.

- А я и остаюсь сторонником. Но хочу понять, каким образом должно пройти сокращение.

-В этом ли суть? По-моему, главное - интересы болельщиков. А им нужно зрелище. Чем меньше будет команд, тем больше интересных матчей, а значит, больше зрителей на трибунах.

- Не уверен. С нового сезона будет расширен лимит на иностранцев - пожалуйста, есть все возможности создавать сильные клубы.

-Из высшей лиги у нас должно выбывать не меньше трех команд при всех вариантах. Хотя бы с этим согласны?

- Да, три - это нормально. Достаточно жесткое условие, но необходимое.

-Кстати, о лимите на иностранцев. Почему он не был отменен уже в этом году? Некоторые наши команды не могли выставить в чемпионате всех лучших, и в результате состав, выходивший на матчи еврокубков, оказывался несыгранным.

- Регламент был принят весной этого года. С его учетом и комплектовались многие клубы. Менять правила игры по ходу соревнования не совсем честно. Это не только моя позиция - это позиция совета лиги.

-Злые языки утверждают: дело в другом. Мол, Толстых не в состоянии прикупить иностранцев, вот и другим палки в колеса ставит.

- Кто вам такое сказал? Когда начался чемпионат, все были в равных условиях. Вот и закончить должны в тех же условиях.

-В предложениях Вячеслава Колоскова был пункт и об изменении трансферной политики. Ваше мнение?

- За последние пять лет трансферная система не вызывала у футбольных клубов никаких нареканий. Поэтому непонятно: для чего нужны фиксированные суммы с "условными коэффициентами мастерства футболистов"? Почему при рыночных отношениях в футболе нужно вводить какую-то регламентацию? И кто будет определять, относится игрок к числу запасных или к основному составу (коэффициенты предполагается рассчитывать в том числе и по этому принципу. - Прим. С.П.) ? Сегодня футболист в запасе, завтра - с первых минут на поле. Является ли он игроком национальной сборной - тоже расплывчатая формулировка. Его можно считать кандидатом в сборную, можно не считать. Так кто же это будет определять?

-Но неразумно же просить за того же Шустикова полтора миллиона долларов в России, а потом продавать его в Испанию за несравненно меньшие деньги. Согласны?

- Клубы всегда в конце концов договариваются. У нас не было футболистов, пострадавших оттого, что у них закончился контракт, а их не смогли купить.

-У вас самого, когда вы подписываете чек на 200 - 300 тысяч долларов, сердце кровью не обливается?

- Если мы будем покупать у маленького клуба игроков всего за 10 тысяч долларов, то этим клубам жить не на что будет.

-Получается, вы не только о себе думаете, но хотите угодить всем. Это невозможно!

- Возможно. Интерес тут общий, и мы взаимозависимы. Нельзя отрывать одну лигу от другой - мы функционируем в рамках одной футбольной системы. Доходы от трансферов существенны. И когда эти доходы малы, за счет чего платить зарплату?

-Итак, что вы предлагаете?

- Я сторонник нынешней системы - "весна - осень". Надо подумать о проблеме сокращения команд высшей лиги сокращать не просто. Не стоит пересматривать трансферную систему так, как это намечается. Можно обсудить размер существующих коэффициентов, но не забывая при этом, что рынок есть рынок. Не надо снимать лимит на иностранцев - можно его расширить, что и было предложено советом ПФЛ, но ни в коем случае не снимать вообще. Потому что нужно поставить барьер перед теми игроками, которые приезжают сюда в надежде больше заработать, но мастерством явно не выше местных футболистов. Иначе детские школы просто развалятся. Теперь - мое мнение по общему изменению структуры. Лига насчитывает порядка 180 клубов, причем они имеют одинаковый статус, одинаковые права. Мне трудно представить, как можно около 100 клубов взять и передать в регионы. И как это все будет оформлено юридически? Надо послушать, что думают по этому поводу сами футбольные клубы. Убежден - они проголосуют так, как лучше для дела. Поэтому все это надо обсудить на конференции.

-Большинство вопросов решается на местах. Так уж повелось в России. Не получается ли, что на конференциях в Москве люди в основном занимаются переливанием из пустого в порожнее?

- Нет. Одно другому не помеха. Решения действительно принимаются на местах, но формулируются они в Москве.

-Помнится, клубам не выполнившим основные требования к стадионам, угрожали несметными карами.

- Эти предостережения остаются в силе. Мы имеем право рассмотреть вопрос о недопущении команды в ту или иную лигу, если ее стадион не отвечает требованиям, предъявляемым в этой лиге. По крайней мере в тех городах, где злостно игнорируют решения ПФЛ, домашние матчи проводиться не будут.

-Вы прекрасно знаете, какие в футболе крутятся деньги. Неужели так легко исключить клуб, к примеру, из высшей лиги, только потому, что там стадион никудышный?

- А почему из-за одного нерадивого клуба должны страдать другие? Там, где хотели, нашли возможность сделать многое.

-Есть одна проблема, о которой мало говорят. На играх чемпионата милиция, ОМОН частенько слишком рьяно занимаются наведением порядка. Иногда складывается впечатление, что ОМОН, который призван бороться с организованной преступностью, во время футбольных матчей отрабатывает свои навыки на простых смертных. И порой делает это с садистским наслаждением, упиваясь своей властью.

- Милиция находится в оперативном подчинении соответствующих органов. Мы не можем на них повлиять.

-Но милиция ведь не добровольно охраняет порядок на стадионе, а делает это по просьбе спортивных руководителей.

- Я думаю, там, где не возникает проблем поведения, нет и конфликтов.

-Вы ошибаетесь. Зачастую стражи порядка превышают рамки своих полномочий и могут задержать, а то и избить без всякого повода, что не добавляет болельщикам желания посещать матчи чемпионата России.

- И все-таки это не в моей компетенции.

-Насколько сильна сейчас ваша власть?

- Ее рамки определены уставом лиги. Дважды в год я должен отчитываться.

-Даже когда Колосков говорит: "Я не настаиваю", - последнее слово - особенно если вопрос серьезный - остается за ним. Почему-то кажется, что и в вашем случае, последнее слово - за вами. Или я не прав?

- Я не превышаю своих полномочий. С инициативой на совете лиги может выступить любой, и если это предложение разумное - оно принимается.

-Скоро конференция ПФЛ. Вы спокойны за свою судьбу, за свое место?

- Я знаю одно: в течение 5 лет я честно выполнял порученную мне работу. Если я стал не нужен клубам - значит, на мое место должен прийти новый человек.

-Вероятно, на конференции опять будет поднят вопрос о совмещении.

- Думаю, эта проблема отпала сама собой. В конечном счете все определяют отношение человека к делу и требовательность к себе.

-Не собираетесь ли вы выдвигать свою кандидатуру на пост президента РФС?

- Хм. Пока об этом не думал.

-У нас многие руководители любят порассуждать о честной игре. Но почему тогда совет ПФЛ не утвердил решение о создании бюро ПФЛ при комитете РФС по безопасности и честной игре? Как я знаю, это бюро наделялось большими правами...

- Интересный вопрос. Напомню, что в 1997 году вступает в силу Уголовный кодекс, где есть статья, посвященная спортивно-зрелищным мероприятиям. Моя позиция однозначная - и без уголовного кодекса футбольная среда должна отторгать все то, что мешает развитию футбола. Если система не заботится о самосохранении, значит, она гниет изнутри. И я лично был сторонником создания бюро. Что интересно, члены совета ПФЛ на одном заседании проголосовали за то, чтобы поручить аппарату подготовить предложения о персональном составе. А когда было подготовлено положение и выбран персональный состав, совет воздержался от принятия данного решения и рекомендовал вернуться к рассмотрению этого вопроса после проведения конференции.

-Бюро, возможно, все-таки создадут. Вам не страшно, что тогда будет поднято столько грязи, что потом за десятилетия не разгрести?

- Нет, не страшно. Если у меня будут достаточно серьезные основания наказать зло - я сделаю это.

-Говорят, что у "Динамо" в этом сезоне возникали проблемы с выплатой зарплаты. Это так?

- Никогда не было таких сложностей.

-А появление рынка на стадионе - это признак...

- ...это поиск новых источников доходов и в то же время разумное использование площадей, которыми клуб располагает. Если есть возможность получить прибыль, почему бы этим не воспользоваться.

-Это ваша идея?

- Нет. Это предложение нашей коммерческой службы. В конце концов манеж летом приносил убытки, а теперь тот же манеж - устойчивый источник дохода.

-Можно ли уже сейчас прикинуть, насколько существенна эта прибыль?

- Рано об этом говорить. Надо поработать более длительное время.

-А как вообще "Динамо" зарабатывает?

- Телевидение, спонсоры, футбол как зрелище, - все это дает прибыль. То есть мы имеем те же классические источники финансирования, что и любой западный клуб. Но не имеем льгот.

-Получается, на футболе все-таки можно заработать?

- Наш опыт показал - да, можно.

-Один из источников пополнения бюджета - еврокубки. Но "Динамо" по всем статьям уступило итальянской "Роме". Могло ли оно сыграть удачнее?

- Не могу сказать, что мы должны были пройти "Рому". Но при этом мы были обязаны выступить убедительнее и показать более содержательную и результативную игру.

- Видимо, "Динамо" неукомплектованно игроками, способными решать такие задачи.

- По российским меркам у нас хороший состав, но если сравнивать с лучшими европейскими клубами, то...

- "Динамо" каждый год - среди лидеров российского чемпионата. Но, чтобы на равных поспорить за золотые медали, бело-голубым чего-то раз за разом не хватает. Чего именно?

- Достижение результата - комплекс проблем: финансы, тренерские кадры, наличие игроков высокого уровня. Если мы хотим бороться за чемпионское звание, то должны улучшить все составляющие этой цепи. Сегодня мало кто может похвастаться тем, что он мог удерживать талантливого футболиста длительный период. А без этого не добиться больших результатов.

-Как вы оцениваете уровень российского чемпионата?

- Произошло усреднение команд. В периферийных клубах создаются неплохие условия для развития футбола. С другой стороны, в ведущих клубах большой отток талантов. И радоваться тут нечему. Неудачное выступление наших лучших клубов в еврокубках - следствие понижения общего уровня.

-Вы уже решили, кто станет тренером "Динамо" на следующий год?

- У Адамаса Голодца контракт до декабря 1996 года. И я полагаю, что контракт будет продлен.

-До сих пор всем памятен эпизод, произошедший в динамовской раздевалке после матча "Динамо" - "Алания". Потом, остыв, какие чувства вы испытали?

- (Пауза.) Я очень переживал... Много об этом размышлял, и последующие бурные события заставили меня многое пересмотреть. Я благодарен представителям клубов, которые высказали доверие президенту ПФЛ в непростой для меня человеческой ситуации. Я дорожу их доверием и собственной репутацией. Понятно, что не я ударил Чеботарева. Но как руководитель несу ответственность за то, что произошло.

-Вы погорячились, когда обвинили владикавказцев в подкупе?

- Команду соперников никто официально не оскорблял и не обвинял. А вот конкретные претензии к судье были и остались.

-Но эти претензии были высказаны слишком бурно.

- Возможно, чересчур эмоционально. Но убежден: если бы я в перерыве не зашел в судейскую - а заходил я как президент "Динамо",- то Чеботарев довел бы начатое до конца. У меня в этом нет сомнения. Мой приход спутал Чеботареву все карты. Второй тайм он провел в смятении - понял, что люди все видят. Конечно, те события не способствовали укреплению репутации динамовского клуба, в том числе и в Европе. Но, вспомните, именно "Динамо" выступило с идеей очистить российский футбол от подобного рода негатива. Цель поставлена, и мы от своего не отступим.

Станислав ПАХОМОВ