Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

2 августа 1996

2 августа 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta 1996

ЭКС-СОВЕТСКИЕ В АТЛАНТЕ

Окончание. Начало - стр. 1.

...В 1991-м Нарожиленко стала чемпионкой мира. В Барселоне-92 была главной претенденткой на победу, но, получив травму, золото упустила. Зимой 93-го под крышей выигрывала все подряд, крушила мировые рекорды, и даже те наши газеты, что не пишут о спорте из принципа, почитали за честь опубликовать ее интервью. И вдруг как гром среди ясного неба: на двух соревнованиях подряд она попалась на допинге. А вслед за тем - четырехлетняя дисквалификация. Что, по сути, означало спортивную смерть.

Только вот - полная неожиданность - Нарожиленко не смирилась с обстоятельствами. Подала в суд на Российскую федерацию легкой атлетики - ведь именно та, подчиняясь правилам Международной федерации, дисквалифицировала ее. Спортсменка стремилась доказать, что невиновна и что допинг ей подсыпал бывший муж и тренер - из чувства мести (к этому времени она уже была в близких отношениях со своим менеджером - шведом Юханом Энквистом). И суд, рассмотрев ее аргументы, признал: невиновна.

Но решение гражданского суда для ИААФ не указ. И дисквалификацию оставили в силе. Это был страшный удар. Как говорит сама Нарожиленко, она больше, чем на год, забросила серьезные тренировки. Больше всего ее угнетало то, что собственная федерация - хоть и под нажимом - выступила против нее. Именно тогда она переехала с дочкой в Швецию.

Однажды - это было в прошлом году - новый муж сказал: "Хватит. Приступаем к тренировкам". А нынешней весной международная федерация досрочно сняла дисквалификацию. И это для нее было счастьем.

Через несколько дней после того, как в ИААФ приняли это решение, мы из редакции "СЭ" позвонили Людмиле в Стокгольм, чтобы узнать, собирается ли она бороться за путевку на Олимпиаду. Да, ответила она. Только вот никто ей из России не звонит, не интересуется ее планами. И это, сказала, очень обидно, потому что она хочет выступать за российскую сборную. Звонка она так и не дождалась (нам в федерации тогда сказали, что ни к чему это, - Нарожиленко-Энквист уже не та, и нет смысла приглашать ее на сборы и на чемпионат страны, все равно в Атланте она ничего не добьется). И тогда Людмила приняла решение, которое изменило ее жизнь.

19 июня она получила шведское подданство. 5 июля пришел факс, в котором говорилось, что Олимпийский комитет России не возражает против выступления спортсменки на Играх за команду ее новой страны. Зачем нам Нарожиленко - отработанный материал?

Но еще до этого, 25 мая, она выступила на своих первых соревнованиях - в Швеции. Волновалась безумно: как ее встретят? Встретили овацией.

- В России от меня отвернулись, и это было жутко больно, - говорит Людмила. - А в Швеции приняли, как родную. Помогали, поддерживали. Разве я могла остаться равнодушной к этой поддержке?

Я спросил ее: а если бы Олимпийский комитет России не согласился на ее выступление за шведов? Что было бы тогда?

- Тогда я бы не выступила на Олимпиаде, - отрезала Энквист.

- Даже если бы предложили взамен выступать за Россию? Ведь, наверное, еще оставался шанс принять участие в нашем чемпионате, и, возможно, руководители российской федерации уже были готовы пойти на это - ваши июньские результаты говорили сами за себя...

В ответ госпожа Энквист бросила на меня строгий взгляд. В нем я прочитал: "Неужели вы думаете, что, когда меня бьют по одной щеке, я подставляю другую?"

Утром во вторник она выиграла свой первый забег в Атланте, установив новый рекорд Швеции - 12,66.

Вечером в тот же день в забеге второго круга улучшила этот результат на 19 сотых.

Вечером в среду в блестящем стиле победила в полуфинале - 12,51.

А спустя несколько часов пришло время финала. На старте Энквист засиделась, соперницы оказались впереди, пришлось - неимоверным усилием - догонять их, и все же, когда финишный створ остался позади, ей показалось, что она проиграла. Более того, об этом же сообщил трибунам и судья-информатор. Тогда, никак не проявляя эмоции, Энквист с улыбкой на лице подошла к главной своей сопернице в сезоне - Бригите Буковеч из Словении - и поздравила ее с золотой медалью.

А потом на огромном экране появился снимок фотофиниша - и все перевернулось. Оказалось - это она первая, с преимуществом в сотую секунды.

И Энквист побежала круг почета. А в руках у нее был флаг: желтый крест на синем фоне.

Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Она стала первой легкоатлеткой - чемпионкой Олимпиады в истории Швеции.

Драматические события последних лет разбросали сотни тысяч наших соотечественников по миру. Всегда считалось, что спортсмены живут лучше других, что у них какие-то привилегии. Но и многие из них отправились за тридевять земель - подальше от домашних невзгод, в поисках лучшей жизни. Теперь вот мы их видим в Атланте.

Знаменитый капитан советской и российской гандбольных сборных Талант Дуйшебаев был здесь капитаном сборной Испании. Рекордсменка мира по прыжкам в длину Галина Чистякова защищала цвета словацкого флага, как и мастер настольного тенниса Валентина Попова. Подруга Поповой по сборной Флюра Булатова представляла итальянскую команду. Экс-чемпионка мира по стрельбе из лука Людмила Аржанникова теперь голландка. Штангист Юрик Саркисян - австралиец. Другой штангист - Каха Кахиашвили - стал Кахиашвилисом и принес своей новой стране, Греции, не только олимпийское золото, но и невероятный мировой рекорд.

Все это - знаменитости. А кроме них здесь, на Играх, было много других наших бывших соотечественников, не претендовавших на награды. Легкоатлеты, пловцы, штангисты, представители самых разных видов спорта. Покинувших бывший Союз только из-за денег среди них единицы. Кто-то вышел за границей замуж. Кто-то решил, эмигрировав, продлить таким образом свою спортивную жизнь. Для кого-то, как у Энквист, поводом для смены гражданства стала обида на своих и благодарность чужим.

Хотя разве они ей теперь чужие?

Каждый - хозяин своей судьбы. Пусть сам и решает, как ему жить. Если кто-то готов осудить Энквист, то не стоит - она и так натерпелась. Хотя, конечно, не ангел.

Лучше всем им пожелать удачи в их новой жизни. А там - как получится.

Я спросил у Энквист: победив здесь, в Атланте, чувствует ли она себя отмщенной?

- При чем тут месть? - удивилась она. - Раньше я действительно испытывала чувство горечи от того, что на родине в меня не верят. Но это уже прошло. Это - прошлое, а нужно жить будущим.

Она сказала "на родине", имея в виду Россию, и я понял, что ранее, на пресс-конференции, вопрос действительно не был понят. Словно подхватив мою мысль, она продолжила:

- Родина всегда останется родиной. Она одна. Но теперь я живу в Швеции. Там моя дочь. Там мой муж. Теперь там моя жизнь.

- Как вы думаете, - спросил я, - а в России за вас болели?

- Надеюсь, да. Хочется верить, что тех, кто рад за меня, окажется больше, чем недоброжелателей.

- Если не секрет, кто больше всех в России желал вам победы?

- Брат и отец, - сказала госпожа Энквист.

Olympic Stadium. 31 июля. 100 м с/6. Женщины. 1. Людмила ЭНКВИСТ (Швеция) - 12,58. 2. Бригита Буковеч (Словения) - 12,59. 3. Патрисия Жирар-Лено (Франция) - 12,65. 4. Гейл Диверс (США) - 12,66. 5. Дайон Роуз (Ямайка) - 12,74. 6. Мишель Фримэн (Ямайка) - 12,76. 7. Наталья Шеходанова (Россия) - 12,80. 8. Линда Гуд (США) - 13,11.

ОТ РЕДАКЦИИ

На вчерашний день представители бывших союзных республик завоевали в Атланте 84 медали (это не считая медалей советских эмигрантов). Ради интереса давайте посмотрим, как выглядела бы таблица (весьма условная, конечно) нашего соперничества с американцами:

Зол.

Сер.

Бр.

Всего

СССР

31

28

25

84

США

27

30

15

72

Давайте посмотрим - и забудем.