Газета Спорт-Экспресс от 30 мая 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

30 мая 1996

30 мая 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

"ДЕЛО КАЛАЙЧЕВА"

СНИМУТ ЛИ "ТОРПЕДО" С КУБКА УЕФА?

Вчера СЭ сообщил о том, что московское "Торпедо" может быть исключено из числа участников розыгрыша Кубка УЕФА-96/97. Решение по этому поводу контрольно-дисциплинарной комиссии УЕФА, принятое 28 мая, основывалось на задолженности московского клуба перед австрийским "Медлингом" за трансфер Андрея Калайчева. Он уехал в Австрию летом 1992 года, а вернулся в "Торпедо" через год. Тогда-то, по версии руководителей "Медлинга", и произошло нарушение закона - торпедовцы не выплатили австрийскому клубу причитающиеся ему 225 тысяч долларов.

Вчера же, едва получив информацию о решении комиссии УЕФА, москвичи подали протест в апелляционный Совет УЕФА, сопроводив его, как и положено, одной тысячей швейцарских франков.

- Несмотря на протест, нам, похоже, придется оплачивать предъявленный счет, - сказал технический директор "Торпедо" Вячеслав ЖЕНДАРЕВ. - Весь вопрос в том, где эти деньги взять.

Ведавший в 1993 году в "Торпедо" финансовыми вопросами экс-начальник команды Юрий ЗОЛОТОВ дал расплывчатое объяснение по поводу претензий "Медлинга".

- Весь шум поднял какой-то австриец, через которого Калайчев уезжал тогда в Австрию. Oн, оказывается, не получил от "Медлинга" своего процента и потому начал раскручивать эту историю. На самом-то деле она яйца выеденного не стоит - человек, вернувшись, сыграл за нас всего пару-тройку матчей, а потом решил завязать с футболом, отправившись работать в банк.

-Откуда же взялась столь немалая сумма?

- Понятия не имею. Это какая-то ошибка.

-Но вы платили австрийцам за то, чтобы вернуть Калайчева?

- Я плохо уже помню, что там было, но, думаю, никаких денег мы им не должны.

- Почему?

- Отпускали Калайчева из "Торпедо" бесплатно - все возрастные игроки тогда от нас так уходили, и австрийцы его нам вернули, не требуя никакой компенсации.

Руководитель международного отдела РФС Сергей КУЛИКОВ был тем человеком, который разрешил заявить тогда Калайчева за "Торпедо".

- Летом 93-го из Австрийской футбольной федерации пришел телекс, в котором утверждалось, что Калайчев свободен и может выступать за любой клуб. Однако Болотову я не разрешил заявлять игрока в чемпионате, сказав, что право на это дает только трансферный сертификат. Когда же пришел сертификат, я, естественно, дал согласие на заявку.

-Но раз сертификат был получен, значит, и финансовых претензий к "Торпедо" австрийская сторона не имела?

- Вполне возможно, что в тот момент и не имела, а начала раскручивать дело уже задним числом. Довольно темная, надо признать, история.

-Но разве наличие сертификата не является доказательством необоснованности австрийских претензий?

- Не является. Очень часто и в международной, и в российской практике бывают случаи, когда клубы, действуя в интересах игрока, договариваются о ступенчатых, поэтапных выплатах. Сертификат мог прийти, но это не значит, что к тому моменту были урегулированы все финансовые вопросы.

-Это, однако, ваши догадки. А что было на самом деле - вы не знаете?

- К сожалению, на заседания контрольно-дисциплинарной комиссии УЕФА ни представители "Торпедо", ни сотрудники РФС не приглашались. Более того, на наши настоятельные предложения встретиться в УЕФА отвечали отказом. Такое поведение руководителей европейского футбола выглядит по меньше мере странно.

-Но на заседании апелляционного Совета УЕФА без торпедовских представителей ведь никак не обойтись?

- Безусловно. Носов уже готов вылететь в Швейцарию и сделает это, как только в УЕФА рассмотрят поступившие от Торпедо" документы.

-Как долго тянется эта история?

- Два года. Она нигде не афишировалась, но на самом-то деле обстановка уже давно сложилась напряженная. В какой-то момент к "делу Калайчева" подключился даже господин Блаттер, приславший в РФС два запроса.

-Вы слышали что-то о человеке, с помощью которого Калайчев уезжал в Австрию и который, по мнению Золотова, является главным виновником случившегося недоразумения?

- Да, я очень даже часто слышал его фамилию. Хубер Петрошелька обманул немало наших ребят, наивно доверявших тогда своим "добровольным помощникам". Кстати, по его вине никак не может выйти на поле Сергей Дмитриев, трансферный сертификат которого по-прежнему находится в австрийской федерации. К сожалению, на начальном этапе наших взаимоотношений с футбольной Европой мы допускали много ошибок. Не только игроки - клубы тоже. Торпедовцы могли отпустить Калайчева за копейки, не оговорив при этом, на каких условиях он может вернуться. А искомая сумма в 225 тысяч долларов, а точнее в 2 миллиона 311 тысяч 320 шиллингов, получилась просто: общий доход Калайчева за год был умножен на его коэффициент - кажется, "шестерку".

Разъяснения по поводу вероятности участия "Торпедо" в Кубке УЕФА дал для СЭ" и вице-президент РФС Александр ТУКМАНОВ.

- На наш взгляд, нет никаких оснований для такого решения, и я надеюсь, что УЕФА его пересмотрит и поступит по справедливости.

-А если все же Торпедо" будет дисквалифицировано, получим ли мы возможность заменить его другим клубом?

- Нет. Такая возможность исключена.

После возвращения из "Медлинга" Андрей Калайчев провел за "Торпедо" 11 официальных матчей включая две встречи Кубка кубков против "Маккаби из Хайфы и даже забил единственный гол в Израиле. Вот полный список этих игр.

Михаил ПУКШАНСКИЙ

11 МАТЧЕЙ КАЛАЙЧЕВА ЗА "ТОРПЕДО" В 1993 ГОДУ

Дата

Турнир

Соперник

Счет

Голы

Наказания

01.09.

Чемпионат России

"Локомотив" НН

2:0

-

-

11.09.

-"-

"Динамо" М

2:3

-

-

15.09.

Кубок кубков

"Маккаби" X, Израиль

1:0

-

-

20.09.

Чемпионат России

"Спартак" М

0:0

-

-

28.09.

Кубок кубков

"Маккаби" X, Израиль

1:3

1

03.10.

Чемпионат России

"Крылья Советов"

2:2

-

-

09.10.

-"-

"Ротор"

2:1

-

-

15.10.

-"-

"Текстильщик"

0:2

-

-

24.10.

-"-

"Океан"

1:0

-

-

27,10

-"-

"Луч"

0:1

-

-

07.11.

-"-

ЦСКА

1:1

-

Итого: 11 матчей: +4=3-4 1 гол, 2 предупреждения.