24 февраля 2015, 18:00

10 ярких моментов карьеры Алена Проста

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Во вторник исполнилось 60 лет четырехкратному чемпиону мира французу Алену Просту, получившему за свой стиль пилотажа прозвище "Профессор".

ПЕРВЫЙ ТРИУМФ

Своей первой победы в "Гран-при" "Формулы-1" Ален Прост добился в 1981 году – уже во второй сезон выступлений в "Королевских гонках". Символично, что успех пришел к нему на домашнем этапе в Дижоне в составе французской команде "Рено".

Однако за три сезона пребывания в этой конюшне он успел рассориться с руководством, французскими журналистами и болельщиками, которые в итоге сделали гонщика козлом отпущения после поражения в борьбе за чемпионский титул с бразильцем Нельсоном Пике в 1983-м. Обидевшись, Прост уехал в Швейцарию, где и живет до сих пор.

0,5 ОЧКА ОТ ЛАУДЫ

Вся карьера Алена Проста ознаменована грандиозными противостояниями с партнерами по командам. И в них он чаще всего выигрывал, хотя среди 10 его напарников было пять человек, которые в разные годы становились чемпионами мира, да и остальные пять были достаточно именитыми пилотами своего времени. Одним из проигранных Простом противостояний стала дуэль за чемпионский титул с австрийцем Ники Лаудой. В 1984 году француз вернулся в "Макларен", где начал свою карьеру в 1980-м. Перед последней гонкой сезона – "Гран-при Португалии" Прост уступал Лауде 3,5 очка. Стартуя вторым, француз вскоре вышел в лидеры, однако его соперник по "Макларену" сумел прорваться по ходу гонки с 11-й позиции на 2-ю. В итоге Прост отыграл только 3 очка, а разница в 0,5 очка до сих пор является самой маленькой в истории "Формулы-1" между гонщиками, ставшими первым и вторым по итогам чемпионата.

НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ С СЕННОЙ

Интересно, что половинки очков образовались по ходу сезона-1984 на "Гран-при Монако" при любопытных обстоятельствах. Из-за ливня администратор трассы экс-чемпион мира бельгиец Жаки Икс решил остановить гонку на 32-м круге, когда к "Макларену" Проста стремительно приближались бразилец Айртон Сенна на "Тоулмене" и немец Стефан Белофф на "Тиррелле". Результаты были взяты по 31-му кругу, и француз стал победителем гонки, а Сенна остался очень недоволен досрочным финишем. Любопытно, что Икс при принятии решения не советовался со стюардами, а также имел отношение к "Порше", принимавшей активное участие при создании мотора "Макларена". Из-за раннего финиша гонщики получили половину очков. Однако, если бы гонка была доведена до конца, а Прост, к примеру, финишировал бы в ней даже не первым, а вторым, то стал бы в итоге чемпионом мира в тот год.

АДЕЛАИДА-1986

В 1985 году Прост в борьбе с Микеле Альборето из "Феррари" завоевал свой первый титул чемпиона мира. В 1986-м он отстоял его в сражении с британцем Найджелом Мэнселлом и Пике, представлявшими "Уильямс", благодаря победе в последней гонке сезона – "Гран-при Австралии". Тот этап в Аделаиде вошел в историю "Формулы-1", и к тому же оброс большим количеством слухов. Перед гонкой Мэнселл опережал Проста на 6 очков, а Пике на 7. "Уильямс" выглядел по ходу сезона быстрее конкурентов, но его гонщики отбирали очки друг у друга и позволили Просту сохранять шансы на титул.

Перед гонкой был якобы запущен слух: на этап "Гудьер" привез сверхпрочные покрышки, которые позволяют доехать до финиша без пит-стопов, но производитель не сообщает об этом, дабы не подвергать пилотов ненужному риску. Завершавший в Аделаиде свою карьеру партнер Проста финн Кеке Росберг квалифицировался только седьмым, но стремительно прорвался в лидеры и вскоре начал отрываться от всех остальных, таким образом, провоцируя преследователей на погоню. Время шло и финн все еще оставался на трассе. За 25 кругов до финиша Прост был четвертым, а Мэнселл и Пике находились перед ним и тоже не торопились в боксы. При этом француз успел побывать на пит-стопе из-за медленного прокола. Однако вскоре, одна за другой взорвались покрышки у Росберга и Мэнселла. Они сошли с трассы, а Пике, осознав необходимость пит-стопа, отправился в боксы. Прост вышел в лидеры, бразилец на свежей резине стремительно приближался к нему, но догнать до финиша гонки его не успел.

ПРОСТ БРОСАЕТСЯ КУБКОМ

В 1987-м "Макларен" слишком сильно проигрывал "Уильямсу", чтобы бороться с ним за чемпионский титул, и в тот же год партнером Проста по команде стал Сенна. В 1988-м, когда в качестве поставщика двигателей для британской конюшни начала работать "Хонда", их соперничество вышло на новый уровень. В тот год Сенна и Прост выиграли все гонки кроме одной, при этом француз суммарно набрал больше очков, чем бразилец, однако чемпионом мира не стал. Тогда действовало правило, что в зачет идет только 11 гонок из 16 из-за чего Прост потерял много важных баллов.

На следующий сезон противостояние двух пилотов продолжилось и стало понятно, что команда отдает предпочтение в этой борьбе Сенне. Тем не менее, Прост сумел навязать борьбу бразильцу, который чаще сходил в том сезоне. После своей последней победы в "Макларене" на "Гран-при Италии", француз бросил выигранный кубок вниз в толпу тиффози, протестуя против того, что команда под предводительством ее босса Рона Денниса симпатизирует бразильцу.

ПРОСТ vs. СЕННА. СТОЛКНОВЕНИЕ № 1

Борьба между пилотами в чемпионате-1989 продолжалась до "Гран-при Японии", когда между ними произошло столкновение. Прост после него покинул свой болид, а Сенна после помощи маршалов продолжил гонку и финишировал первым. Однако позже он был дисквалифицирован, так как вернулся на трассу не в том месте, в котором вылетел и Прост досрочно стал чемпионом мира.

Хотя пилот "Макларена" завоевал титул, Деннис пытался оспаривать дисквалификацию Сенны, что еще больше разозлило француза.

МЕКСИКАНСКИЙ ПРОРЫВ

Покинув "Макларен" Прост перешел в "Феррари", которая давно не боролась за первое место в чемпионате мира. Наиболее впечатляющей в сезоне-1990 получилась у француза победа на "Гран-при Мексики", в которой он совершил массу обгонов, стартуя с 13-го места.

ПРОСТ vs. СЕННА. СТОЛКНОВЕНИЕ № 2

Судьба титула в 1990 году второй раз подряд решилась на "Судзуке" в предпоследней гонке сезона. Сенна лидировал в чемпионате мира и выиграл квалификацию, однако был недоволен тем, что пилоты, стартующие с "четной" стороны "решетки" имеют преимущество, так как их сторона трека чище. Однако его просьба об изменении расположения решетки была отклонена президентом Международной федерации автоспорта Жаном-Мари Балестром. В итоге стартовавший вторым Прост вышел в лидеры, но в повороте произошло столкновение с Сенной. Оба пилота сошли, а бразилец завоевал титул чемпиона мира.

ТРИУМФАЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ И УХОД ПОБЕДИТЕЛЯ

1991 год получился для "Феррари" неудачным и недовольный Прост решил пропустить целый сезон, чтобы в 1993-м оказаться в "Уильямсе". И возвращение француза получилось триумфальным. Он выиграл первую же гонку в ЮАР, которая запомнилась его интересными сражениями с Сенной и немцем Михаэлем Шумахером.

Одержав в ходе сезона в общей сложности 7 побед Прост завоевал четвертый титул чемпиона мира и на победной ноте завершил свою карьеру.

Новости