5 августа 2014, 09:30

"Маруся" покидает лигу аутсайдеров?

Олег Карпов
Приглашенный автор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЕСТЬ ТЕМА
Грэм Лоудон: "В истории "Маруси" наступил поворотный момент"
Виталий Петров: "Хорошо бы подумать перед тем как провести сезон в маленькой команде"

Если команда, принадлежащая россиянину Андрею Чеглакову, до конца сезона удержится на нынешних позициях в общем зачете, она получит шанс перейти на новый уровень и не разделить печальной судьбы других аутсайдеров

Первая половина чемпионата "Формулы-1" позади. Команды отправились в отпуск, из которого выйдут только в конце августа. Чем же запомнятся завершившиеся этапы "Гран-при" этого года? Девятью победами "Мерседеса" из одиннадцати возможных и двумя – новичка "Ред Булл" Даниэля Риккьярдо? Не только. В этот же временной отрезок уместилось еще одно событие, которое вполне можно назвать историческим. Выступающая под российским флагом команда "Маруся" набрала первые очки. В своем пятом по счету чемпионате.

ЧЕХАРДА С ВЛАДЕЛЬЦАМИ

Ровно пять лет назад, летом 2009 года, вместе с командой, которая ныне носит гордое имя "Маруся", в "Формулу-1" собрались еще три коллектива. Проект американского USF1 так и не добрался до старта. Заявка от команды Адриана Кампоса была продана еще до начала сезона 2010 года, затем переименована в "Хиспанию", еще раз перепродана, снова переименована, а затем – закрыта. "Мэнор", который сейчас и зовется "Марусей", также сменил владельца и имя: на первых порах команда носила название компании Ричарда Брэнсона "Верджин".

До недавнего времени без смены владельца обходился лишь один новичок 2010 года. Малазийский бизнесмен Тони Фернандес пришел в "Королевские гонки", получив право на использование имени "Лотус", но затем все-таки переименовал команду в "Катерхэм". Тем не менее из той самой четверки она оставалась последней, просуществовавшей пять лет и не сменившей владельца. Терпение Тони лопнуло только в минувшем июле. Кажется, именно после того, как "Маруся" набрала-таки первые два очка "на четверых".

Ни "Хиспании" (в последние сезоны HRT), ни "Катерхэму" за все время выступлений в "Формуле-1" финишировать хотя бы раз в топ-10 не удавалось. Перед началом нынешнего сезона Фернандес заявил, что, если и в этом году команда не добьется прогресса, он вынужден будет принять меры. К середине лета стало очевидно, что обещание придется сдержать. Тони даже не стал дожидаться окончания чемпионата и продал команду группе инвесторов из Швейцарии и Ближнего Востока.

НЕВОЗМОЖНОЕ НЕВОЗМОЖНО

Других доказательств и не нужно: выбраться из низин протоколов в "Формуле-1" невероятно сложно. Дело даже не в том, что за пять лет из всех команд, дебютировавших в "Королевских гонках", очки смогла набрать только "Маруся" и только сейчас. По сути, ни одной из маленьких конюшен просто не удалось стать частью "Формулы-1". До исчезновения HRT за тремя "командами-дебютантами", которых продолжали так называть даже спустя три года, всегда оставались зарезервированы последние три ряда стартового поля.

Опередить в квалификации кого-то из "старичков" удавалось только при исключительных обстоятельствах, подпадающих под определение форс-мажора или стихийного бедствия. Результаты в гонках – а соответственно и распределение позиций между "дебютантами" в чемпионате – все эти годы напрямую зависели от количества сходов среди "нормальных" команд. За пять лет не изменилось практически ничего. И если гонщикам "Маруси" сейчас удается хоть иногда беспокоить пилотов проваливающего сезон "Заубера", то в случае с "Катерхэмом" не изменилось вообще ничего. Эти команды так и остались в собственной лиге.

Промоутера "Формулы-1" Берни Экклстоуна можно понять: он уже не раз открыто говорил, что вместо машин команд-аутсайдеров предпочел бы видеть на стартовой решетке по третьему автомобилю от "Феррари", "Ред Булла" и "Мерседеса". Судя по выступлениям "Маруси" и компании, представляется, что выбраться из подвала таблицы в "Формуле-1" не просто сложно, а невозможно. Но есть в паддоке по крайней мере один человек, который так не считает.

"Сложно? – Роберт Фернли, заместитель руководителя команды "Форс Индия", улыбается, услышав вопрос о командах-аутсайдерах. – Но так и должно быть. Это же "Формула-1". Здесь и не должно быть легко. Но это точно не невозможно". Фернли, который фактически и занимается ежедневным управлением команды, знает, о чем говорит. Когда та самая четверка команд только подавала заявки на участие в чемпионате, именно "Форс Индия" была в "Формуле-1" образцовым аутсайдером. В 2008 году ее пилоты регулярно занимали места на последнем стартовом ряду, а будущее – по крайней мере при взгляде со стороны – светлым не представлялось. Теперь же, уже второй год подряд, в Кубке конструкторов команда Боба Фернли борется с "Маклареном"…

ИНДИЙСКИЙ ПРИМЕР

История "Форс Индии" во многом похожа на истории "Маруси" и "Катерхэма". До того, как попасть в руки Малльи и Фернли, она успела сменить нескольких хозяев и имен за пару лет. В разное время команда принадлежала канадскому бизнесмену российского происхождения Алексу Шнайдеру (выступала под российской лицензией и звалась MF1 Racing) и голландским производителям спорткаров из Spyker. Неизменным на протяжении этих славных лет оставался только статус аутсайдера.

"В 2008 году, когда мы только купили команду, мы вообще не стали ничего менять, – рассказывает Фернли. – Первые полгода потратили на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны команды. Для нас было очевидно, что проблем с уровнем инженерного состава практически нет. Все дело было в методах управления. Главное, что мы сделали, – это сменили неэффективную команду менеджеров. В остальном практически ничего не изменилось: у нас та же самая база и практически те же самые люди".

Но по крайней мере одно отличие все-таки есть. Перед тем как пройти через руки Шнайдера и голландцев, нынешняя "Форс Индия" называлась "Джордан" и выступала в чемпионате "Формулы-1" уже полтора десятка лет. Маллья приобретал действующий коллектив с готовой базой и каким-никаким, но набранным персоналом. "Марусе", "Катерхэму" и канувшим в лету HRT с USF1 все пришлось начинать с нуля: от строительства базы до набора кадров. "Конечно, это обстоятельство усложняет задачу, – соглашается Фернли. – Но если у вас нет четкого плана и четкого понимания, за что браться в первую очередь, ничего не получится в любом случае".

Фернли готов пойти даже дальше и нарушить негласное правило не говорить о делах других команд. "Я думаю, ожидания некоторых из владельцев и руководителей команд, в особенности "Катерхэма", когда они приходили в "Формулу-1", были завышены. Для начала надо заложить основу и только потом рассчитывать на прогресс, а не ставить перед собой абстрактные задачи: например, догнать команды средней группы тогда-то и тогда-то".

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

По мнению Фернли, вопрос успеха в "Формуле-1" – это вопрос грамотного управления. Но есть и еще один фактор, от которого никуда не деться. За успех в "Королевских гонках" надо платить. "Для того чтобы сделать последний шаг, нам не хватает только одного: денег, – говорит один из руководителей "Маруси" Грэм Лоудон. – Перед нами нет инженерных или технических барьеров. Мы знаем, как сократить отставание, знаем, как добиться большего от нашей машины, но у нас банально нет на это средств".

При том, что доходы "Формулы-1" ежегодно составляют около полутора миллиардов долларов, на протяжении нескольких лет "Марусе" не перепадало из призового фонда чемпионата ни единого цента. Общее правило запутанной системы выплат сводится к одному простому принципу, согласно которому богатые становятся богаче, а бедные – беднее. В то время как команды-лидеры получают из "призового фонда Берни" под сто миллионов долларов и заключают крупные спонсорские контракты, так как их машины чаще всего мелькают в трансляциях, команды-аутсайдеры порой не получают ничего и "телевизионное" время потенциальным спонсорам предложить также не могут…

Главное отличие "Маруси" и "Катерхэма" от "Форс Индии" состоит в том, что владельцы последней, покупая команду, все-таки более или менее представляли, на что идут. В случае с первыми двумя все было несколько иначе. Когда команда "Мэнор" подавала заявку, речь шла о том, что с сезона-2010 бюджеты конюшен будут ограничены 45 миллионами долларов на сезон (в список желающих тогда входила дюжина команд, но одобрены были только четыре заявки). "Чемпионат, в который мы заявились, и чемпионат, в котором мы выступаем сейчас, – это два совершенно разных турнира, – говорит Лоудон. – Мы прекрасно понимали, что при тех условиях, на которые мы согласились, будет невероятно сложно. Но потом правила вдруг изменились, затем изменились еще раз, и задача стала в несколько раз сложнее".

Лоудон приводит пример из чемпионата мира по футболу: "Мы видели, насколько сильной была реакция болельщиков на матч между сборными Бельгии и США. Когда одному из фаворитов бросает вызов команда, на которую никто бы не поставил перед началом матча, – это всегда вызывает интерес. Увы, в современной "Формуле-1" подобного произойти не может".

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН?

Условная золушка, вроде сборной Дании на футбольном Euro-92, никогда не выиграет чемпионский титул в "Формуле-1". Для того чтобы добиться успеха, здесь нужно сперва одержать победу в битве за выживание. Из четырех команд, подавших заявку на участие в чемпионате мира пять лет назад, ближе всех к этому подобралась именно "Маруся". Сейчас команда, принадлежащая россиянину Андрею Чеглакову, занимает девятое место в Кубке конструкторов, опережая в том числе и "Заубер". Если она удержится на той же позиции до конца года, ее бюджет в следующем году пополнится парой десятков миллионов евро. Возможно, это позволит машинам "Маруси" наконец покинуть лигу аутсайдеров. Но для этого команде потребуется именно то, о чем говорил Фернли: грамотный план. Умелый менеджмент и деньги – две главные составляющие естественного отбора в "Королевских гонках".

За лигу аутсайдеров, если "Марусе" все-таки удастся из нее вырваться, а "Катерхэм" проследует по пути USF1 и HRT, тоже можно не беспокоиться. В ближайшие пару лет ее должны пополнить две новые команды – "Форца Росса" и "Хаас Формула". "Слабые" команды в "Формуле-1" не переведутся никогда. В конце концов, даже если Берни Экклстоуну удастся провернуть идею с тремя машинами от четырех ведущих конюшен, аутсайдерами просто-напросто станут все остальные.

АУТСАЙДЕРЫ КОМАНДНОГО ЗАЧЕТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ СЕЗОНОВ

Команда/год

2014*

2013

2012

2011

2010

МАРУСЯ/ВЕРДЖИН

9/11**

10/11

11/12

12/12

12/12

КАТЕРХЭМ/ЛОТУС

11/11

11/11

10/12

10/12

10/12

HRT

-

-

12/12

11/12

11/12

* – После 11 гонок.

** – Занятое место/Количество команд.

Придумай мем

Новости