16 марта 2013, 15:11

За "Ред Булл" - и сумерки, и судьи

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

На трассе было мокро и темно - но не исключено, что езда в этих жутких условиях была единственным шансом избежать воскресной порки Себастьяном Феттелем всего остального пелотона.

"Нам очень жаль, что погода преподнесла такой сюрприз, но решение перенести оставшуюся часть квалификации на воскресенье было абсолютно правильным", - прокомментировал ситуацию Кристиан Хорнер. Высказывание руководителя команды "Ред Булл" можно разделить на две части: с одной из них не поспоришь, а другая позволяет заподозрить англичанина в определенном лукавстве.

Трасса вечером в субботу действительно была очень мокрой. Первый дождь прошел еще ранним утром, второй начался через 15 минут после старта утренней тренировки, третий - в перерыве между заездами - был так силен и сопровождался столь сильными порывами ветра, что на трассе частично вырубилось электричество, четвертый обрушился на автодром непосредственно перед квалификацией и вынудил судей перенести начало первого сегмента на полчаса. По ходу этого сегмента многие, откатав некоторое количество кругов на покрышках для сильного дождя, позже перешли на "промежуточные" шины - и лучшие времена круга были показаны именно на такой резине. Но ситуация на трассе улучшалась только в отдельные короткие периоды времени, а в целом плохая видимость, лужи и надвигавшиеся сумерки (время начала второго сегмента несколько раз передвигали - с 18.00 местного времени на 18.10, потом на 18.30, 18.50 и даже 19.00) не оставили судьям выбора.

Тем более что первый сегмент не обошелся без вылетов с трассы в исполнении как новичков, так и опытных пилотов. Ни одна машина не была разбита вдребезги, но передние антикрылья валялись по обочинам в немалом количестве. Пожалуй, наиболее впечатляющей была авария Фелипе Массы - бразилец снес нос своей "Феррари" о бетонную стену, когда машину волчком закрутило во втором повороте. "Ничего не сделал - только на белую линию разметки наехал!" - разводил пилот руками по возвращении в боксы. По словам Массы, внезапная потеря сцепления при наезде на белые линии была во время сессии главной проблемой - даже от пресловутого аквапланирования гонщики страдали не столь сильно.

Одним словом, перенос второго и третьего сегмента на воскресенье выглядит обоснованным по общему мнению, а не только по мнению Кристиана Хорнера. А вот слова "нам очень жаль" искренними не выглядят. Поскольку продолжение квалификации в столь сложных условиях наверняка сделало бы результаты менее предсказуемыми. А "менее предсказуемые" в нынешних условиях - синоним выражения "не так сильно радующие команду "Ред Булл". Так как разворачивавшиеся в пятницу события не предвещали ничего хорошего тем, кто рассчитывал в этом сезоне бросить вызов чемпионскому коллективу.  

В предсезонных прогнозах эксперты предрекали, что в квалификации "Ред Булл" будет примерно на 0,2 с опережать представителей других топ-команд. Наблюдения за ходом пятничных тренировок подтвердили выводы специалистов: Red Bull RB9 произвел впечатление машины, которая по уровню прижимной силы имеет ощутимое преимущество даже над ближайшими преследователями, а также позволяет пилотам очень бережно относиться к покрышкам на длинных сериях кругов. Что же касается отставания от лидеров "Мерседесов", "Лотусов" и "Феррари", оно может оказаться и побольше, чем думали эксперты.

Основанием для таких утверждений являются не только лучшее время Феттеля на первой пятничной тренировке и дубль в исполнении "Ред Буллов" во второй. Дело в том, что показанный Феттелем днем результат, даже являясь лучшим временем уик-энда - на 0,26 с быстрее товарища по команде Марка Уэббера и на 0,41 с быстрее ставшего третьим Нико Росберга на "Мерседесе" -  не дает полного представления о том, насколько быстр может быть лидер "Ред Булла" за рулем RB9.

Напомним, что сверхмягкие покрышки быстро прогреваются, обеспечивают максимальные сцепные свойства на первом же быстром круге - и сразу же начинают "сдавать", причем потери специалисты оценивают минимум в полсекунды с круга. Трехкратный чемпион мира, выехав из боксов на сверхмягких покрышках, показал лучшее время уик-энда только на четвертом круге - до этого были прогревочный, один неудавшийся быстрый (на последнем секторе Феттель уперся в "Уильямс" под управлением Пастора Мальдонадо) и еще один медленный, понадобившийся, чтобы удержать температуру резины под контролем. По ходу неудавшегося быстрого Феттель успел отыграть у Уэббера одну десятую на первом секторе и еще больше - на втором. Таким образом, немец вполне мог проехать тот круг примерно за 1.25,4 и опередить Уэббера на 0,75 с, а Росберга - более чем на секунду.

Впрочем, если "Мерседесы" и в гонке окажутся самыми быстрыми после "Ред Буллов", руководство, да и пилоты немецкой команды наверняка не расстроятся - сколь большим ни окажется отставание. И многое дает основания утверждать, что именно Хэмилтон и Росберг станут ближайшими преследователями Феттеля и Уэббера - по крайней мере в этот отдельно взятый уки-энд. Эксперты уже дали болиду Mercedes W04 прозвище "серебристый "Лотус" - он выглядит столь же отзывчивым и послушным, как Lotus E20 в начале прошлого сезона. А ведь к немцам среди прочих высокопоставленных инженеров в прошлом году "переметнулся" и Майк Эллиот, раньше являвшийся главным специалистом по аэродинамике в "Лотусе".

Между тем "Макларен", судя по всему, выпал из лидирующей группы. Если до начала сезона высказывания о недостатках болида МР4-28 были весьма осторожными, то в Мельбурне британцев, что называется, прорвало. Нехватка прижимной силы, слишком явная недостаточная поворачиваемость, проблемы при атаке поребриков и более быстрый, чем у конкурентов, износ резины - список проблем впечатляет. "Машина просто отказывается работать так, как мы хотели бы, - и пока не удается даже понять почему, - пятничным вечером рассказывал Дженсон Баттон. - Чтобы бороться за попадание в первую десятку, надо где-то найти полторы секунды. Чтобы бороться за поул - все две. Сделать это за несколько часов в субботу, как вы сами понимаете, нереально…"

Одним словом, болельщикам стоит заранее приготовиться к тому, что в воскресенье "Ред Булл" и лично Себастьян Феттель уложат всех своих соперников на обе лопатки. Сохранить робкую надежду позволяют лишь два момента. Во-первых, RB9 барахлила под немецким пилотом и на пятничных (знакомые еще по прошлым годам проблемы с системой KERS), и на субботних (пусть все дело было в копеечном датчике, но машину в любом случае пришлось остановить прямо на трассе) тренировках. А во-вторых, дождевые тучи решениям судей не подчиняются - и нет никаких гарантий, что они разойдутся в условленное время: 11 часов утра по местному, или 4 часа утра по московскому времени.

"Формула-1". Чемпионат мира. 1 этап. "Гран-при Австралии". Трасса в Альберт-Парке (Мельбурн)
Квалификация. Результаты первого сегмента=center>

Пилот Команда Время
1. Нико РОСБЕРГ Mercedes 1.43,380
2. Фернандо АЛОНСО Ferrari + 0,470
3. Роман ГРОЖАН Lotus + 0,904
4. Серхио ПЕРЕС McLaren + 0,920
5. Марк УЭББЕР Red Bull + 1,092
6. Фелипе МАССА Ferrari + 1,255
7. Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull + 1,277
8. Дженсон БАТТОН McLaren + 1,308
9. Жан-Эрик ВЕРНЬ Toro Rosso + 1,491
10. Льюис ХЭМИЛТОН Mercedes + 2,076
11. Кими РАЙККОНЕН Lotus + 2,165
12. Пол ди РЕСТА Force India + 2,221
13. Нико ХЮЛКЕНБЕРГ Sauber + 2,550
14. Даниэль РИККАРДО Toro Rosso + 3,070
15. Валттери БОТТАС Williams + 3,948
16. Адриан  СУТИЛЬ Force India + 3,950
17. Пастор МАЛЬДОНАДО Williams + 4,234
18. Эстебан ГУТТЬЕРЕС Sauber + 4,396
19. Жюль БЬЯНКИ Marussia + 4,767
20. Макс ЧИЛТОН Marussia + 5,529
21. Гидо ван дер ГАРДЕ Caterham + 6,139
22.  Шарль ПИК Caterham + 7,246 *

Прим.: жирным выделены пилоты, не прошедшие во второй сегмент - т.о. занятые ими места совпадают с позициями на старте воскресной гонки; время Шарля Пика превысило 107 % от времени лидера - вопрос о допуске пилота к гонке будет решаться судьями.

Придумай мем

Новости