09:15 7 февраля | Футбол — РФПЛ
Газета № 7559, 09.02.2018

Николай Наумов: "Хотели купить Неймара, но Гатагов был не хуже"

НЕЙМАР и Алан ГАТАГОВ. НЕЙМАР. Фото REUTERS Алан ГАТАГОВ (справа). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Николай НАУМОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Александр КОКОРИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ" НЕЙМАР vs. Алан ГАТАГОВ. Фото "СЭ"
НЕЙМАР и Алан ГАТАГОВ.

Недавно в сети появился ролик, как 16-летние игроки "Сантоса" Неймар и Коутинью празднуют победу в финале турнира Mediterranean Cup-2008 над московским "Локомотивом". Спустя 10 лет бывший президент железнодорожников Николай Наумов рассказал "СЭ", как красно-зеленые вели нынешнюю звезду "ПСЖ" и почему не удержали Кокорина.

НЕ РИСКНУЛИ ПЛАТИТЬ 10 МИЛЛИОНОВ ЗА МОЛОДОГО НЕЙМАРА

– Ваше самое яркое воспоминание о том турнире?

– Знаете, это был первый скандал, который я устроил в "Локомотиве"!

– Ничего себе.

– Совершенно случайно, просматривая бумаги в кабинете, я нашел приглашение на этот турнир в Мексику. Условия просто шикарные. Не нужно было ничего платить – ни за проживание, ни за питание. Надо было только прислать свою команду.

– А бумагу до вас, получается, оставили без внимания?

– В том то и дело! Я начал разбираться, спрашивать, почему не едем на турнир. Мне говорят – таких приглашений в клуб приходит много, и на них, как правило, не реагируют. Я был просто шокирован. Как же так?!

– Что предприняли?

– Вызвал Рината Саяровича Билялетдинова, который тогда отвечал за молодежный футбол в "Локомотиве", и сказал, что нужно обязательно ехать. Там ведь кроме "Сантоса" какие команды были, какой это опыт для ребят! Представляете, до этого они играли в Черкизово, а теперь поедут в Мексику. Небо и земля!

– Вы же с "Барселоной" встречались?

– Да. Кажется, в полуфинале обыграли ее по пенальти. В Мексику поехало человек 15. Тяжелый был турнир, кто-то травму получил. Довольно жарко, плотный график. Играли фактически без замен. Однако дошли до финала. Когда вернулись, все мне взахлеб рассказывали, как там здорово!

– А вы сами не летали?

– Нет. Дел было много. Я же работал в клубе всего полгода. Но нарезки финала с "Сантосом", конечно, смотрел.

Неймар и Коутинью резко выделялись на фоне остальных?

– Да я бы не сказал, не сказал бы… Мы же Неймара после того турнира начали вести.

– Вот как?

– Да. Думали, брать его или не стоит. Хотели его купить. Селекционеры просматривали бразильца.

– И к чему пришли?

– По нему возникли довольно большие сомнения. Во-первых, слишком молодой. Во-вторых, не ясно, как пройдет адаптация в России. Он такой довольно хрупкий, щуплый был паренек. Поэтому отказались от его кандидатуры. А вот, например, Майкона подписали довольно быстро.

– Но он и постарше был.

– Согласен. Однако выделялся. Скоростной, активный. Неймар же вызывал большие вопросы. Селекционеры признавали его уровень, но… Решили пока воздержаться от покупки. Плюс за него запрашивали немаленькие деньги. Мы не захотели рисковать. Молодой игрок из Бразилии, да еще и стоил немалых денег. Риск…

– А с Майконом не рисковали?

– Не спорю, рисковали. Но если Майкон нам обошелся условно в 4 миллиона, то Неймар стоил гораздо больше.

– Сколько примерно?

– Точно уже не помню. Но где-то 10 миллионов. Да, десятка, наверное. Сами понимаете, выкладывать такую сумму за молодого парня с другого континента… И потом – деньги ты не из своего кармана платишь. Это средства компании. В таких вопросах нужно действовать очень осторожно.

ЛИЧНО ЛЕТАЛ ЗА МАЙКОНОМ

– Значит, не разглядели будущую звезду мирового футбола?

– Да я же уже сказал: не было такого, чтобы Неймар сильно выделялся. На том турнире я этого точно не заметил. Да, мы уступили в финале. Но я не заметил, что Неймар играл сильнее остальных. Да даже тот же Алан Гатагов смотрелся не хуже.

– Да ладно?

– Да даже немного получше играл. Я так думаю.

– А с самим Неймаром и его агентом общались по поводу возможного переезда в Россию?

– Нет. До этого дело не дошло. Все остановилось на стадии просмотра. Селекционеры решили, что пока с ним нужно подождать. На него обратили внимание (интересные задатки), но не более того. Тогда не было понятно, что растет звезда. Да и далеко не факт, попади он к нам, стал бы тем Неймаром, которым является сейчас. Здесь не угадаешь. Поэтому отказались. А вот за Майконом я ездил сам.

– Чем привлек?

– Скоростью, работоспособностью. Ни грамма лишнего веса! Сухой, очень подвижный. Этим и подкупил. Селекционеры дали добро на покупку. Я полетел в Бразилию. Начали договариваться и не договорились…

– Поворот.

– Знаете, в Бразилии футболист не принадлежит одному хозяину. Сразу несколько агентов ведут игрока. Да еще и клубы его делят. В итоге начали торговаться между собой, а для нас подняли цену с четырех до восьми миллионов.

– Развернулись и уехали?

– Сказал: "Ребята, мы так не договаривались". Улетел. И уже потом они мне прислали сообщение, что согласны на четыре миллиона. Правда, отец его тогда сильно переживал: куда парень поедет, в морозную Россию? Но я его убедил, что нужно переходить.

Александр КОКОРИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Александр КОКОРИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПРЕДЛОЖИЛИ КОКОРИНУ 1,5 ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ,
"ДИНАМО" – В 10 РАЗ БОЛЬШЕ

– Кусали локти, когда Неймар стал большим игроком?

– Да нет. Это же футбол. Таких ситуаций довольно много. Мы же, например, Кокорина упустили.

– Не договорились по деньгам?

– Ну, в принципе, да. Когда я только познакомился с Сашей, мне он очень понравился. Улыбчивый, непринужденный, уверенный в себе. Хорошее впечатление у меня осталось. А потом мне позвонил директор "Динамо" Дмитрий Иванов и попросил о встрече.

– По поводу Кокорина?

– Да. У нас с "Динамо" было джентельменское соглашение, что мы не уводим друг у друга молодых игроков, не переманиваем. А тут Иванов передо мной извиняется: "Николай Алексеевич, извините, но по Кокорину вопрос решен еще до вас. Мы его забираем в "Динамо", уже все предварительные бумаги подписаны".

– Обиделись?

– Нет. Иванов же все сказал в открытую, ничего не стал утаивать. И решение по Кокорину было принято до меня. Хотя я ему ответил, что все-таки постараюсь оставить нападающего в "Локомотиве".

– Что помешало?

– Мы не могли повторить Кокорину условия, которые ему предложило "Динамо".

– Существенная разница?

– Еще Филатов разработал довольно четкую систему оплаты молодым футболистам. После школы контракт можно подписать максимум на три года. И эти соглашения у нас были прогрессивными. Когда игрок попадал на первый сбор молодежки, но не провел еще ни одной игры, мы клали ему зарплату в 50 тысяч рублей. По тем временам – это где-то 1,5 тысячи долларов. Довольно приличная сумма для молодого пацана. Согласитесь?

– Пожалуй. А если он закреплялся в молодежной команде?

– Если становился твердым игроком состава, поднимали зарплату в три раза – до 150 тысяч рублей. То есть – 4,5 – 5 тысяч долларов. Если дорастал до основы, то зарабатывал уже 20 тысяч долларов.

– Неплохо.

– И вот за три года парень при условии роста мог выйти с 50 тысяч рублей на зарплату в 50 тысяч долларов.

– Так сколько же "Динамо" сразу предложило Кокорину?

– Сразу 15 тысяч долларов. Конечно, я не мог повторить эту сумму. Парень после школы, еще ни одного матча не провел за молодежку. Даже еще не зачислен в дубль! Отец у него тогда был агентом. Я ему сказал, что такие деньги дать не могу.

– А вы, значит, готовы были ему предложить 1,5 тысячи долларов – в 10 раз меньше?

– Да. Сначала – 50 тысяч рублей. Но он мог расти дальше и дойти до суммы в 50 тысяч долларов. Это же больше, чем предлагало "Динамо". Так?

– А вот бывший спортивный директор "Локомотива" Виктор Тищенко в интервью "СЭ" говорил, что Кокорин не остался в "Локомотиве", так как вы отказались платить ему как раз эти 1,5 тысячи долларов…

– Нет. Виктора Тищенко у меня в кабинете не было, когда я разговаривал с отцом Кокорина. Спортивным директором являлся Баранник. И он был категорически против того, чтобы мы нарушили систему оплаты молодым футболистам, в том числе и Кокорину. Как бы мы потом смотрели в глаза Бурлаку или Гатагову? Есть единая система, ей и надо следовать.

– Но можно же было сделать исключение из правил для особо одаренных игроков?

– Так на тот момент Саша таковым и не являлся! Мне все говорили, что не видят в Кокорине каких-то больших задатков. Например, Гоша Нуров был в два раза его сильнее.

Николай НАУМОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Николай НАУМОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

СМОЛЬНИКОВ НАШ ВОСПИТАННИК, ВЕРНУЛ ЕГО ЗА 300 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

– Сейчас Нуров играет в клубе "Велес", Кокорин – один из лидеров "Зенита".

– В таком возрасте сложно распознать сильных футболистов… А возьмите для примера Смольникова. Он же закончил школу "Локомотива" и никакой нашей команде не подходил. Уникальный случай. Отправился в "Торпедо". Потом, когда я пришел в клуб, мне говорят: нам бы Смольникова купить. Я его вернул. Кажется, за 200 или 300 тысяч долларов купили своего же воспитанника.

– Но он так и не заиграл.

– Да. Опять что-то не задалось. Начали отдавать по арендам. Так он в итоге нас и покинул. От таких случаев, к сожалению, никто не застрахован. Думали, что Нуров вырастет в суперзвезду. Но… У меня нет объяснения.

– Может быть, первые серьезные контракты как раз их и портят?

– Понятия не имею. Такой одаренный парень. Но на какой-то стадии ребята останавливаются в росте. Или возьмите Нику Пилиева. Оказался в ЦСКА, его в Лигу чемпионов заявили. И пропал локомотивский парень. А вот Димка Полоз заиграл. Хотя Пилиев был талантливее.

– Гатагов, как вы сказали, в 16 лет смотрелся на поле не хуже Неймара. А сейчас вообще не играет…

– Алан в таком порядке был! С таким пасом. У нас Сашка Минченков играл впереди, Гатагов ему такие передачи выдавал - на загляденье. Постоянно выводил Минченкова один на один. Но, видимо, тоже остановился. Толком не "выстрелил"…

НЕЙМАР vs. Алан ГАТАГОВ. Фото "СЭ"
НЕЙМАР vs. Алан ГАТАГОВ. Фото "СЭ"
35
Газета № 7559, 09.02.2018
КОММЕНТАРИИ (35)

tigana.1982

Такие у нас тренеры, селекционеры и т.п.

19:46 9 февраля

Siriuss

Москвич1985, если вы не знали, то у Тьяго Силвы в "Динамо" нашли туберкулез в почти критичной фазе. Вы бы оставили ТАКОГО молодого игрока в своей команде, учитывая, что туберкулез воздушно-капельным путем распространяется?

09:05 9 февраля

sakusda

Марко Баша,Шарлес,Байе Джиби Фалль,Гильерме Перейра ,т.е . эти покупки,почти на 15,не смутили,а 10 на Неймара,не нашлось??

21:24 7 февраля

Москвич1985

у меня напрашивается аналогия с историей с Тиагу Силвой в Динамо. Того ведь зимой 2005 тоже забраковали в этом клубе. В итоге, сейчас и Неймар, и Тиагу Силва - звезда мирового футбола. Я соглашусь с высказыванием Наумова о том, что Неймар тогда был молод для переезда в Европу. Так что есть резон в доводах в комментариях, что он мог бы в России зачахнуть и не стать Неймаром, каким является сейчас. Но сейчас о другом. Меня удивляют вот такие высказывания футбольных функционеров типа "смотрели и забраковали Неймара или Тиагу Силву". Это произносится чуть ли не с гордостью, вот каких футболистов вели. Но раз не купили их, значит не рассмотрели, думаю, тут козырять совершенно нечем.

18:31 7 февраля

tagov

ХА! Месси тоже был не ахти какой, но пара тыщ на взятки, да на справки и вуаля - наш гномик уже не гномик, а вполне себе ГНОМ. А у Неймара отнять трусы и носки с лейблами и от его капитализации останется лимонов 100. Не больше!

14:38 7 февраля

stuart_parsley

tvorog8088 Да, у нас бы Неймар скорее всего никакой звездой не стал, испортили бы парня. 11:03____У нас Месси не пережил бы какой-нибудь СДЮШ)))

14:30 7 февраля

Разбанен досрочно

Неймар перекрестился. Майкон расплакался. Кокорин посмеялся. а Наумов балабол. никакой проф оценки. одни эмоциональные эпитеты. такие точно не могут ничего ни в ком разглядеть.

14:18 7 февраля

Pele Pelevich

Не вернись Семин в Локомотив, и Миранчуков прокакали бы, и Ману не заиграл бы, и Денисов (Игорь) так и закончил бы с футболом. А уж о Баринове, Квирквелии, Лысове, Игнатьеве, Фарфане и говорить не приходится...

13:40 7 февраля

Pele Pelevich

Стоп, друзья! Вспомните, Гатагов заиграл у Семина в его второй приход в Локо. Помните? Потом увольняют Наумова и назначают мадам Грицацуеву, которая считала на тот момент, что 40 футболистов в зарплатной ведомости клуба - это слишком много. Потом началась чехарда с тренерами. Их меняли пачками и порой в одном сезоне дважды. Сколько молодых и талантливых ребят тогда разбежалось из Локомотива? О каком раскрытии талантов могла идти речь? Купили Майкона. У одного тренера он играл, к другого - сидел в глубоком запасе, у третьего выходил на замену, у четвертого еще что-то... Так и с Ману происходило. А сколько ребят эта коза покупала вообще непонятно для чего (если речь о футболе, конечно)? Так что сейчас говорить о том, что Гатагов не заиграл, или Смольников, или любой другой футболист - бессмысленно! В той ситуации это было невозможно. Не купили Неймара? Что ж, не купили. Не захотели рисковать. А купили бы, он в той ситуации, так и остался бы на лавке, протирал бы штаны вместе со многими талантливыми ребятами, которые так и не заиграли в Локо 2011-2016.

13:26 7 февраля

BT1979

И эти люди тетей Олей недовольны!

13:03 7 февраля

Andvaraforce

У Майкона был шанс стать большим футболистом.

13:03 7 февраля

Nick280881

ymovan В том и суть хороших селекционеров, что они могут рассмотреть талант и его дальнейшую перспективу, а такие как Наумов, этого не могут, для них если в 16 лет пацан хорошо играет (на их взгляд) значит он и в 24 года будет хорошо играть, а если в 16 лет не лучший, значит уже не заиграет------------------------ Это в первую очередь вопрос физиологии, кто-то в 16-17 уже почти сформировавшийся мужчина, и выглядит сильнее за счет этого. А другие только в 20-25 выходят на свой уровень. Во всех видах спорта масса тех, кто показывал результаты по юниорам и ничего не добился по взрослым, и наоборот. Варди так и вообще ближе к 30-ти заиграл.

12:33 7 февраля

tarkys

Неймар ни чем не выделялся, но был моложе и стоил больше чем в два раза, чем Майкон, приглядется может быть было нужно, или фигня вопрос, профи тоже ошибаются, вот уровень.

12:24 7 февраля

TRISP

Загубили карьеру Майкону, сейчас бы в Барселоне играл(((

12:17 7 февраля

баламошка

Как в воду глядел.

11:55 7 февраля

Seminar

хотел купить биткоины, но взял рубли...

11:45 7 февраля

Delavar-80

Даже по интервью с Динамо становится все понятно! Захоронили всех самых перспективных игроков. В простонародье говорят: болото.

11:39 7 февраля

tagov

samsam внимательно прочитать тоже видать не судьба. Прямая цитата: "Думали, брать его или не стоит. Хотели его купить." Раскрою тебе еще один секрет: "Просмотр" - это не когда с трибуны глядят. Просмотр - целый комплекс действий. Там и цена и прочая

11:38 7 февраля

Солёный

Да ладно, в 16 лет Неймар просто от России очумел, новые впечатления, поэтому и играл не заметно... а через пару лет Мадрид с чухонией за него драться начали... и не случайно ведь за него 10 лямов просили уже тогда...

11:13 7 февраля

samsam

Странное интервью и не менее странные комментарии. Раскрою секрет. Для Наумова похоже это секрет страшный. У Барселоны и прочих Реалов тоже есть селекционная служба. И они тоже "ведут". По несколько сотен человек. Теперь цитата "А с самим Неймаром и его агентом общались по поводу возможного переезда в Россию? – Нет. До этого дело не дошло. Все остановилось на стадии просмотра. " Понимаете? Они только просмотрели. А стоимость это уже домыслы Наумова. И что можно было взять - тоже домыслы. Потому, что они только посмотрели. С трибуны. Правда через месяц везде писать будут, что "Локомотив" мог купить Неймара, да не рискнули. Ни прочесть, ни вдуматься в прочитанное.

11:03 7 февраля

tvorog8088

Да, у нас бы Неймар скорее всего никакой звездой не стал, испортили бы парня.

11:03 7 февраля

Lars Berger

По Парижу гуляют слухи, что Неймар называет Николая Наумова своим вторым отцом. За то, что не купил в "Локомотив".

10:59 7 февраля

Lars Berger

Николай Наумов сохранил, таким образом, Неймара для мирового футбола... Играл бы сейчас парень в "Велесе", расслаблялся пивком после тяжелейших выездных игр...)

10:58 7 февраля

serzheo

Да все равно бы забрали Неймара, нет смысла жалеть. Его в Барселону Месси привел, так что шансов у Локо не было изначально.

10:55 7 февраля

Zico-wc

Странно все это, как можно не рассмотреть Неймара, если ему давали мяч и дальше он по пять - шесть человек накручивает?? Сантос- это и был Неймар.

10:54 7 февраля

NoLim

Такой вопрос - если за Майкона просят 4 млн, а за Неймара 10 млн, значит Неймар уже тогда чем то выделялся, в чем то был лучше. Не с неба же ценники берут. Понятно, что 10 млн это риск, но, если бы он не выделялся, не просили бы за него такие деньги.

10:49 7 февраля

Vedi

СЭ, а когда в Локомотиве вдруг - был спортивный директор Тищенко ??? Неймара не увидели , Кокорина упустили - и пальцами на друг друга . Хорошо сейчас Палыч сам всё тащит .

10:29 7 февраля

tagov

В материале этого совершенно не говорится. Таково твое мнение.

10:28 7 февраля

DMisha4

Да, именно так, в адрес менеджмента Зенита будет выпущено немало критических стрел, что они пошли на поводу у тренера и потеряли классного игрока. Но эти случаи совершенно не сравнимы, здесь мы видим необдуманный подход руководства к политике строительства клуба, а в материале говорится о низкоквалифицированной работе скаутов и спортивных директоров. Но оба этих момента объединяет отсутствие профессионалов на своих местах.

10:25 7 февраля

tagov

Шатов - безусловно талантлив. В расцвете сил. Уходит в Краснодар. Допустим Манчини попрут летом из бомжатника. Допустим Шатов заиграет в Краснодаре и те его выкупят. Вопрос: вы точно так же как сейчас, зачерпнете говна побольше и метнете в менеджмент Зенита?! Сегодня для Манчини Шатова не существует и только поэтому он уходит. И таланты менеджеров тут не причем. Такова жизнь!

10:19 7 февраля

Олимпиада Live!
Олимпиада Live!