Уличная атлетика при поддержке Datsun
11:30 5 декабря 2014 | Футбол — "У своих ворот"

Игроки для внутреннего пользования

Как верно сказал когда-то Андрей АРШАВИН, завышенные ожидания - проблемы исключительно ожидающих. Мыслить нужно трезво. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Как верно сказал когда-то Андрей АРШАВИН, завышенные ожидания - проблемы исключительно ожидающих. Мыслить нужно трезво. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

СВОЯ КОЛОНКА

Евгений ЗЫРЯНКИН

Когда заводишь речь о российском футболе, постоянно приходится оперировать двоемыслием. Причем это уже вошло в привычку и не провоцирует диссонанса в сознании.

"Для внутреннего пользования" – то есть в чемпионате страны – многие наши игроки вполне заслуженно считаются большими мастерами, даже звездами. Вместе с тем все, кто работает в футбольной отрасли или по крайней мере внимательно и вдумчиво за ней следит, прекрасно понимают: по высоким, международным меркам качество футболистов отечественного производства весьма невысокое. Проще говоря, среднее.

Кому-то из читателей это утверждение наверняка покажется возмутительным, голословным. Ерундой на постном масле, оскорбляющей моральные устои и портящей вечные ценности. Однако факт этот – медицинский, окончательный, как диагноз врачебного консилиума, и спорить с ним бессмысленно. Его нужно просто принять, отбросив ложные, мнимые представления о том, что наши ребята ничуть не хуже зарубежных образцов и, если бы им не мешали тренеры, лень и деньги, все титулы мира были бы собраны в России.

Такая ошибочная точка зрения широко распространена и, как плоская земля на трех китах (или слонах, кому что нравится), покоится на аргументах "Кубок УЕФА-2005", "Кубок УЕФА-2008" и "бронза Euro". Считается, что эти достижения всем все доказали относительно талантов наших футболистов. Тех, кто задается вопросом, почему за ними не последовало продолжения, называют злопыхателями. От робко намекающих на то, что сумма адского тренировочного труда и счастливого стечения обстоятельств во всех трех случаях превосходила сумму талантов на порядок, просто отмахиваются: работа и удача – это Корея-2002 или Греция-2004, которые нам, великим, не ровня.

Признаюсь, в детстве я тоже свято верил в то, что мы великая футбольная страна. И у меня были свои киты – "Кубок кубков-75", "Кубок кубков-86", "серебро Euro", "олимпийское золото", и еще много всего такого. Неудачи на других турнирах казались мне вопиющим недоразумением, в жестоких поражениях от Польши и Бельгии, от болгарских, румынских или гэдээровских клубов я видел происки злых сил, которые в следующий раз обязательно будут повержены, а мы наконец-то станем непобедимыми. И так год за годом, пока не вырос.

И все равно, даже чуть-чуть разобравшись, кто во что горазд, составив в уме ранжир мастерства, где-то в глубине души я сохранил убедительное ощущение, что наши футболисты были способны на большее. На Кубки чемпионов. На медали чемпионатов мира. На главные роли в "Реале", "Баварии", "Ювентусе", "Марселе".

На твердую землю здравомыслия меня, уже в зрелом возрасте, поставил выдающийся советский полузащитник и тренер, причастный ко всем славным успехам 70 – 80-х. Второй футболист страны в 1974-м и 1975-м (то есть первый после Блохина) согласно старейшему и самому уважаемому опросу. Игрок, которого Эдуард Стрельцов, изредка выступавший экспертом, называл умницей. Владимир Веремеев, "десятка" киевского "Динамо", а позже – начальник команды Лобановского.

"Без космических нагрузок на тренировках, без научного подхода мы бы ничего не добились. Потому что были обычными, средними игроками", – признался Веремеев однажды. И, видя мое удивление, пояснил: "Наш футбол не воспитывал классных игроков, которые могли бы на одном таланте побеждать лучшие команды мира. У нас не было ни Марадоны с ван Бастеном, ни Румменигге с Папеном. Кто-то умел быстро бежать с мячом, кто-то – отдавать хитрые точные передачи, но чтобы все в комплексе – ни один. Выигрывать мы могли только в идеальной форме, на максимуме возможностей. А если были не на пике – проигрывали непонятно кому. Что сборной, что клубом".

В тот момент и пришло понимание, почему никто из наших футболистов не стал звездой мирового масштаба и солистом топ-клуба – как Бобан или Модрич, Недвед или Росицки. Почему Заваров быстро скис в "Юве", Корнеев был на подхвате в "Барсе", Смертин и Жирков – чернорабочими в "Челси", Добровольский и Сычев полировали лавку "Марселя", Аленичев так и не стал лидером "Порту", Аршавин сверкнул и погас в "Арсенале" – и так до бесконечности. Почему лучшими и знаменитыми наши становились в командах второго ряда, и лишь прямолинейный Канчельскис ненадолго покорил Манчестер, да Шалимову удался один сезон в "Интере".

Потому что все они были звездами "для внутреннего пользования". Неплохими игроками – и не более того. Что вырастили, то и получили. А классных воспитывать не умеем. И пока не поймем этого, пока не перестанем воспринимать локальные удачи и разовые всплески как подъем на новые высоты (ага, без базы, без разбега, без мощностей, без кадров), – не научимся.

Замечу при этом, что нынешнее поколение не хуже предыдущих. Да, развращено большими деньгами и малым спросом, поскольку очень куцее, и всячески отбивается от тренировочных нагрузок – потому и проигрывает австрийцам, северным ирландцам, "Санкт-Галлену", "Аполлону". Но смени оно сейчас среду внутреннего пользования, окажись Кокорин в "Эспаньоле", Дзагоев в "Сельте", Шатов в "Фиорентине", Смольников в "Герте" и многие другие в тех же краях на сопоставимом уровне – были бы среди лучших.

Просто не нужно ждать и требовать большего. Как верно сказал когда-то Аршавин, завышенные ожидания – проблемы исключительно ожидающих. Мыслить нужно трезво.

25
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (25)

Малгин

POLTOS 05 Декабря 2014 | 19:05 Для меня остаётся загадкой почему коллективные игровые виды спорта хоккей с мячом и с шайбой в СССР и России всегда приносили столько побед и воспитывали звёзд мирового уровня, а коллективный игровой футбол всё больше разочарования. ------- все просто - в хоккее с мячом были две сборных которые разыгрывали между собой золото , это Швеция и СССР, а в чемпионате Мира участвовало 4 сборных! а в хоккей с шайбой тогда умели играть только чехословаки, шведы и канадцы с американцами. Но Канада и США ни разу не выставляли на ЧМ и ОИ своих сильнейших игроков. а до середины 70-х так вообще , за Канаду играли игроки даже не из НХЛ! а студентам из США наша "красная машина" умудрилась проиграть Олимпиаду-80. Шведы в 70-е годы уже могли бы спорить с анми за золото, но у них начался отток сильнейших игроков в НХЛ. Когда в середине 70-х ЧССР стала раз за разом нас побеждать и даже начать брать золото, то не придумали ничего умнее, как стянуть в ЦСКА под руководство Тихонова (только что возглавившего клуб) таких звезд нашего чемпа из других клубов как Капустина, Балдериса, а потом вообще целую тройку из Торпедо Горький (Ковин, Варнаков, Скворцов).... не помню сейчас деталей, но примерно было так.После этого чемпионат СССР стало смотреть неинтересно так как ЦСКА на много лет стал сильнее всех на голову и борьба велась только за 2 и 3 место. В футболе же конкуренция в Мире всегда была чрезвычайно высокой, а на ЧМ и ЧЕ играли сильнейшие составы . А вот на ОИ свои сильнейшие сборные выставляли только сборные соц лагеря, хотя тогда Югославия, ЧССР и Венгрия , в разные периоды времени, были на уровне и Бразилии и Германии и Италии.... также в те годы МОК запрещал участие в ОИ всем спортсменам-профи, а наши-то считались любителями (как все спортсмены и из соц стран).... так что ничего удивительного тут нет- в футболе конкуренция была выше на порядок, отсюда и поражения. Но в любом случае сборная СССР регулярно доходила до 1/4 на ЧМ начиная с 1958 года и по 1972.

02:17 6 декабря 2014

Птицuk

1) Шевченко уехал в Италию в довольно молодом возрасте, будучи неиспорченным ни высокой ЗП ни "вольницей" так как у Лобана, особенно молодым, не забалуешь! 2) Все абсолютно считают, что ЗП наших игроков в разы завышены! Я не встречал НИ ОДНОГО человека, кто так не считает! Также мы знаем, что что футбол в нашей стране существует за счёт огромной "помощи" государства, в отличие от других государств и других видов спорта, где у нас есть выигранные ЧМ и ОИ! Вывод - заслуженно высокой считает ЗП наших ногомячистов только Правительство? А если вспомнить, что гонку ЗП и стоимостей игроков у нас разгоняет именно Зенит, явно не частный клуб - то почему Правительству ничего не говорят на этот счёт ни Госдума, ни общественность, ни даже всякого рода Линекеры, которые только и ищут соринку в нашем глазу? Почему правительство разрешает тратить 100 миллионов на Халковитселя и чуть меньше - на Гараев с Гарсиями, но предпочитает позорить Россию, не давая всего несколько миллионов на оплату контракта Капелло, при том что поручившийся за оплату контракта и поставивший подпись на контракте вместе с Толстых Мутко - член этого Правительства?

23:40 5 декабря 2014

Гаттузо крут!!!!

HAZELSAMARA Очень согласен! Действительно можно продолжать....

21:46 5 декабря 2014

ВолжанинC

А еще есть экономический фактор. 7 летний пацан из "глубинки" може и перспективный, и увидели его местные тренера и позвали в секцию, да вот незадача - родители зарабатывают мало. Допустим семья из четырех человек, папа-мама нормальные, непьющие, работают, стараются, но в "глубинке" какие доходы, ежели не бизнесмен (не важно какой - малый, средний). 25 тыс. каждый. Хватит ли на футбол мальцу, все ведь за деньги родителей, ну хотя бы поначалу. А 25 в месяц еще пойди поищи

21:33 5 декабря 2014

POLTOS

ВолжанинC 05 Декабря 2014 | 20:55 Среди кого искать таланты безусловно есть. Беда в том, что коррупция, к большому сожалению, поразила многие сферы российского общества, в том числе и детский спорт.

21:01 5 декабря 2014

HAZELSAMARA

При Союзе была большая конкуренция среди футболистов за право играть в основном составе. Захандрил или снизил требования к себе? В дубль! Возжелалось денежных средств не по "чину"? Отчислить! [Представьте себе Дзюбу под Бесковым?] Нарушил спортивный режим в лице пьянки-гулянки? В часть (если команда армейская либо динамовская) или на завод (ежели клуб "профсоюзный")! Молодёжь, вероятно, уже не поймёт до конца, как можно было играть составами, в которых не было легионеров. А всё дело в том, что в СССР было немало продуктивно работающих футбольных школ. Сильнейший на моей памяти из отечественных коллективов - киевское "Динамо" образца 1985-1986 г.г. (говорят, в 1975 г. Киев был ещё круче, но мне тогда было лишь 3 года, и я не мог видеть это своими глазами в режиме "онлайн"), - состоял исключительно из воспитанников украинского футбола. "Динамо" из Тбилиси - одни уроженцы Грузинской ССР. Вильнюсский "Жальгирис" из крохотной баскетбольной республики - один уроженцы Литовской ССР. А ежели вспомнить белорусских игроков Боровского, Гуриновича, Зыгмантовича, Гоцманова, Кондратьева, Алейникова? А днепропетровский тандем Протасов - Литовченко? А "Арарат"/армяне, в котором с неармянскими фамилиями были только вратари (Васильев, Подшивалов, теперь ещё и Березовский)? В условиях, когда футбольные школы работали добросовестно, даже сраные "Крылья" эпохи Антиховича и первых чемпионатов России (1992-1993) имели в своём составе 6-7 местных воспитанников (Гаус, Миридонов, Цыганков, Тумайкин, Валиев, Филиппов плюс Харлачёв из Тольятти). Почему же не наблюдается нечто подобного от нынешних футбольных школ? Футболист обладал нехилыми привилегиями по сравнению с рядовыми гражданами СССР. Тут тебе и заработки, и возможность ускоренного получения собственного жилья, и регулярные "загранки". При этом все эти блага надо было зарабатывать успешной игрой и успешными результатами. Иными словами, ежели твоя команда проиграла за месяц все матчи, сиди на окладе в 120 или в 150 рублей с нулём премиальных. Нынешние контракты футболистов строятся по системе, когда огромные деньги падают на тебя безотносительно качества твоей игры. Если бы тот же Булыкин, забивавший иной раз по одному мячу за год, знал, что при таком раскладе проведёт данный год на окладе в 2-3 тысячи долларов в месяц, у него было бы куда больше стимулов забивать больше. Измайлов, Сычёв, Билялетдинов, тот же Булыкин, "поздний" Аршавин, Бухаров, Ионов... Список персонажей, разбалованных деньгами и позволявших себе выпадать из качественной игры на месяцы и годы (без ущерба для своего кошелька) можно продолжить.

20:58 5 декабря 2014

ВолжанинC

А может нынешний "корень зла" в отсутствии пристального, "системного", внимания к детскому-юниорскому футболу. Отсутствие развития школ и интернатов и т.п. Вот может же быть такое: в условной тысяче дворов (для российских просторов мелочь)бегает условно восемьсот мальчишек, с которыми стоит работать, которые, я подчеркиваю - возможно, вырастут к 19-20 годам (пусть из 800 их останется условно 40) в футболистов, которые будут востребованы в клубах премьеры. И, повторюсь, это всего тысяча дворов. Нас на наших просторах то до фига проживает. Есть среди кого искать таланты.

20:55 5 декабря 2014

POLTOS

Согласен с автором, футболисты сейчас в стране действительно посредственные. Уровень их исполнительского мастерства явно не соответствует оплате труда. В Союзе ребята были поталантливее и напористей, хотя и получали всего-то раза в три больше среднестатисчиских граждан, но тоже не орлы. На всех крупных турнирах, исключая победный пусковой ЧЕ 1960, футбольной сборной СССР всегда чего-то не хватало для достижения максимальной цели. На британском ЧМ 1966 остановились в полуфинале, а затем не смогли одолеть Португалию в матче за бронзу. На чемпионатах Европы трижды играли в финале в 1964, 1972, 1988 и ни разу не выиграли. А шведский ЧЕ-1992 до сих пор очень памятен. Сборная СССР перестала существовать, сборная России ещё не образовалась, и разорванная политическими интригами сборная называлась "Сборной СНГ". В компанию к опытным киевским бойцам Кузнецову и Михайличенко добавилась талантливая молодёжь в самом боевом футбольном возрасте (23-24 года) - недавние чемпионы Европы среди молодёжных команд 1990 года: Харин, Шалимов, Канчельскис, Добровольский, Колыванов, Кирьяков, Юран. У этих парней был замечательный шанс заявить о себе в Европе, но... После двух ничьих с фаворитами турнира немцами и голландцами, в которых наши ни в чём не уступили именитым соперникам, последовало унылое и нелепое поражение от шотландцев 0:3, которым в принципе уже ничего не было нужно, так как они уже потеряли все шансы на плэй-офф. Вот это было действительно по русски, обойти в отборочном турнире Италию, в финальной пульке достойно сыграть с грандами и так обоср...ся с куда менее сильным соперником. Далее, в российской футбольной истории 90-хх можно смело ставить жирный прочерк. 2008 год дал лучик надежды, но ЧЕ-2012 и последний чемпионат мира эту надежду засунули очень далеко и глубоко. Для меня остаётся загадкой почему коллективные игровые виды спорта хоккей с мячом и с шайбой в СССР и России всегда приносили столько побед и воспитывали звёзд мирового уровня, а коллективный игровой футбол всё больше разочарования.

19:05 5 декабря 2014

mordvin1976

Солёный05 Декабря 2014 | 17:40 mordvin1976 Давайте перфразируем... почему СССР был великой футбольной державой? По достижениям - в мире таких великих воз и маленькая тележка, эстетика, мировое футбольное хозяйство, достижения - аналогично... по приведенным вами факорам каждая вторая страна мира может называться великой футбольной... ........... с точки зрения самих жителей этих стран - конечно может))) я же о субъективизме восприятия))

17:52 5 декабря 2014

Солёный

mordvin1976 Давайте перфразируем... почему СССР был великой футбольной державой? По достижениям - в мире таких великих воз и маленькая тележка, эстетика, мировое футбольное хозяйство, достижения - аналогично... по приведенным вами факорам каждая вторая страна мира может называться великой футбольной...

17:40 5 декабря 2014

mordvin1976

Солёный05 Декабря 2014 | 16:03 Карабарабах А чем футбольное величие державы характеризуется? ............ вопрос не ко мне, но, надеюсь, не обидятся на меня ни автор вопроса, ни адресат. имхо "футбольное величие державы" характеризуется личностным восприятием нескольких факторов: достижений спортивных, эстетических, влияние на общемировое футбольное хозяйство, личные (тренерские достижения, игроцкие, судейские) и так далее. другое дело если б проводился мировой турнир по "футбольному величию державы"))) тогда да, было б проще))

16:58 5 декабря 2014

ЗлобныйЖиртрест

СЕРХИО76, не спорю - единичные. Я не про то, что мы тогда выше котировались. Я про то, что тогда болелось за них легче - все-таки всегда приятен сюжет "Давид-Голиаф", когда слабый дает бой сильному. А вот теперь.. И деньги есть, и стадионы - а результаты все хуже..

16:47 5 декабря 2014

Солёный

Карабарабах А чем футбольное величие державы характеризуется?

16:03 5 декабря 2014

Карабарабах

Не понял суть статьи. Во всем мире футболистов, которые способны быть на первых ролях в любом чемпионате, всего человек десять. Кстати, тот же Месси вряд ли сможет показать себя в АПЛ или в бундеслиге, т.к. там другой футбол более атлетичный и жесткий. А СССР - был великой футбольной державой. Судили СССР очень плохо, так как союз был "империей зла", вот и побед мало.

15:52 5 декабря 2014

СЕРХИО76

ЗлобныйЖиртрест 05 Декабря 2014 | 13:52 Очень много истины. Самого уже стали утомлять восторги и пафос вокруг одиночных побед (а-ля Голландия в 2008).. Я искренне болел за наших с 1994 пл 2006.. Верите - в 1999, после гола Филимонова слезы были на глазах (хотя и было мне 18 лет)... Потому что были голодные, злые, но зубами грызли газон. Мы знали - наши игроки и тренеры (что в сборной, что в клубах) получают в разы меньше зарубежных "звезд" - и тем ценнее было, когда Спартак на равных бился с Интером, Локомотив рвал АЕК, Ротор разносил МЮ (болельщиком ни одной из этих команд не являюсь).. А теперь? Сытые, ленивые, получающие сумасшедшие деньги игроки (плюс приехавшие набрать денежный жирок легионеры). Зато водопады пафоса (лучшие в мире, клуб европейского уровня, сборная в числе ведущих) при отсуствии каких-либо значимых достижений. ............ Случаи, которые Вы описываете единичные. А уж про Локомотив рвал АЕК-погорячились. Рвал-громко сказано. А в основном были одни поражения и редкие минуты в виде описываемых событий. По сути поддерживаю автора. Практически первый раз соглашусь по всему вышеизложенному материалу-ВСЁ сказано и разложено по полочкам.

15:46 5 декабря 2014

Солёный

samsam Они уже не наши были... freeLmer Котироваться в испанской лиге - это хотя бы привлечь интерес Реала и Барсы... ХОТЯ БЫ ПРИВЛЕЧЬ ИНТЕРЕС... а их предел была Валенсия, где Карпин ничем себя не проявил...

15:39 5 декабря 2014

green-euro

средненький журналист написал средненькую статью о средненьких футболистах. так и просится сюда нынче модное "невнятно")))

15:18 5 декабря 2014

freeLmer

Автор не упомянул Мостового и Карпина, которые не только в клубах, но и во всей лиге котировались. А если брать слова Веремеева, т.е. брать "рожденных в СССР", то надо вспомнить о Шевченко.

15:12 5 декабря 2014

samsam

Андрей Шевченко и Каха Каладзе.

15:06 5 декабря 2014

raver87

Вполне адекватная оценка. И действительно, платить надо меньше, в этом плане поддерживаю первый комментарий.

14:08 5 декабря 2014

ЗлобныйЖиртрест

Очень много истины. Самого уже стали утомлять восторги и пафос вокруг одиночных побед (а-ля Голландия в 2008).. Я искренне болел за наших с 1994 пл 2006.. Верите - в 1999, после гола Филимонова слезы были на глазах (хотя и было мне 18 лет)... Потому что были голодные, злые, но зубами грызли газон. Мы знали - наши игроки и тренеры (что в сборной, что в клубах) получают в разы меньше зарубежных "звезд" - и тем ценнее было, когда Спартак на равных бился с Интером, Локомотив рвал АЕК, Ротор разносил МЮ (болельщиком ни одной из этих команд не являюсь).. А теперь? Сытые, ленивые, получающие сумасшедшие деньги игроки (плюс приехавшие набрать денежный жирок легионеры). Зато водопады пафоса (лучшие в мире, клуб европейского уровня, сборная в числе ведущих) при отсуствии каких-либо значимых достижений.

13:52 5 декабря 2014

Дель Пьеро еще круче!!!

Опа-па!!!Варшавин то прав оказался)))

13:22 5 декабря 2014

vebest

Точно зарплату нужно платить СРЕДНЮЮ по СТРАНЕ и все!

12:54 5 декабря 2014

maslo

Ну хоть один сказал , что мы на своем месте. И не стоит ждать чудес. Главное в хоккее бы не растерять , а то что то сдаем позиции. А может уже сдали?

12:44 5 декабря 2014

Упёртый русский

Если так, то и денег этим средним игрокам нужно платить в 3 раза меньше, и для футбола это правильно. Пусть уедут все средние легионеры и наши "звёзды" (кто сможет), а играет в ЧР - российская молодёжь. И плевать на еврокубки - результатов там всё равно нет. Кубок УЕФА - турнир для неудачников.

12:37 5 декабря 2014