11 июня 2012, 18:19

Дураки и дороги по-польски

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЗАМЕТКИ НА EUROПОЛЯХ

Обозреватель "СЭ" в своей авторской рубрике рассказывает о мучительном автопробеге Вроцлав-Варшава и делится подробностями откровенной беседы с польскими коллегами.

Игорь РАБИНЕР

Возвращаясь на машине из Вроцлава в Варшаву с матча Россия - Чехия, я проклял всё. Не представляю, каково было нашему водителю, а по совместительству - лучшему спортивному фотографу России Саше Федорову, но и пассажирам пришлось несладко. В репортаже на страницах "СЭ", предшествовавшем стартовому матчу россиян, я похвастался, как легко и беспроблемно нам ехалось из столицы: дескать, прямо в день нашего путешествия открылся автобан Варшава - Берлин, больше половины которого и составляла дорога на Вроцлав. Он был абсолютно пуст, и мы были уверены, что и назад поедем так же, с ветерком. Благо, трассу эту, мало того, что она скоростная, еще никто не успел "вычислить".

Рано радовался. Потому что шоссе это по сей день не вычислил и... GPS-навигатор, для которого в силу его консерватизма (значительно большего, чем у Дика Адвоката) автобана Варшава - Берлин по сей день не существует. На пути во Вроцлав фотохудожник Федоров вышел на него в режиме ручного управления и водительского чутья, а вот на обратном пути что-то не срослось. И уже где-то ближе к полдороги мы с тоской осознали, что едем как-то совсем иначе. И больше, чем одной полосы, в одном направлении нигде не существует. Вернее, в теории-то они есть, а вот на практике - огорожены. Недостроены, видите ли. Хотя вторая эта полоса от первой на глазок не отличалась ровно ничем.

Единственная существующая полоса то и дело норовила вилять, словно горнолыжная слаломная трасса. Федоров, как старый дорожный волк, стоически это издевательство сносил. Я же как человек, который последний раз в принципе находился за рулем лет 6-7 назад, а постоянно водил и вовсе 13 (и то во времена собкорства в Соединенных Штатах), ближе к седьмому часу путешествия понял, что тихо схожу с ума. И заговорил голосом Равшана из "Наша Russia", объяснив коллегам по-таджикски: причина всего этого безобразия заключается в том, что строили эти чертовы дороги мы с Джамшутом. И, понятное дело, недостроили...

Коллеги посоветовали записать это на видео и выложить в Youtube: десятки тысяч вхождений, дескать, гарантированы. Может, и прислушаюсь - из чувства протеста против абсолютной неготовности автодорожной сети Польши к Euro-2012. Проблема в том, что для записи такого ролика мне надо будет еще раз временно сойти с ума - то есть повторно съездить куда-то подобным образом. Чего делать почему-то не хочется совершенно.

Когда мы в половине двенадцатого утра выезжали из Вроцлава, то строили наполеоновские планы - успеть на открытую тренировку поляков в Варшаве, которая начиналась в 17.00, а смешанная зона, стало быть - около шести. Ага, как же! Девять кругов, ой, семь с половиной часов ада привели к тому, что мы пропустили даже первый тайм матча Голландия - Дания. Небольшим моральным облегчением для меня стало лишь весть о том, что единственный англоговорящий игрок сборной Польши Войцех Щенсны, которого я хотел слегка попытать, по-английски ответил на единственный вопрос - и был таков. А вот изумления в режиме live от того, как 29-летний игрок "Брендбю" одним финтом одурачил двух голландских защитников, после чего засадил мяч Стекеленбургу между ногами, уже не вернешь. В записи это все, конечно, не совсем то.

Когда в Польше связываешься с дорогами, закладываться нельзя вообще ни на что. Так в воскресенье из-за пробок на пути из Сулеювика  после тренировки сборной России раздосадованная бригада "СЭ" пропустила первые полчаса великолепной игры Испания - Италия. Хорошо, к главным событиям поспели. И пропустили через себя голы, а также выход на ворота Буффона Фернандо Торреса. Когда гордец из "Челси" вместо того, чтобы выкатить мяч вправо на уже абсолютно пустые ворота Хесусу Навасу, решил эстетски перебросить мяч через Буффона и, естественно, не попал. Потом, общаясь и с коллегами, и с людьми из сборной, мы пришли к единому мнению: в раздевалках, а точнее, душевых российских клубов Торрес за такую "подставу" с большой долей вероятности получил бы от партнеров по лицу. Да и не в российских, вероятно, тоже.

Вот о каких высоких материях думается, глядя на события чемпионата Европы. Впрочем, лучше смотреть футбол и думать о мордобое в раздевалке, чем пилить через пол-Польши по вихляющей одноколейке, когда дорога, кажется, не кончится никогда.

***

А вечером накануне отъезда во Вроцлав мне посчастливилось посидеть в кафе у стен Королевского замка с двумя очень авторитетными польскими коллегами. Имен их, естественно, называть не буду, ибо разговор был откровенным и "недиктофонным". Я им рассказывал о нравах российского футбола, они делились тайнами польского футбольного двора. Нам нашлось, чем удивить и повеселить друг друга.

В канун матча с Польшей самое время рассказать о том, что услышал. Кстати, прежде чем перейдем к футбольной тематике, отмечу, что на мой вопрос (оказавшийся пророческим) о причине массово недостроенных в Польше дорог они отреагировали дружным смехом. Как сказал бы писатель - сквозь слезы. "Поляки не умеют строить автобаны, - сказали они. - Поэтому сначала их строили китайцы, потом привлекли чехов. Но и они не успели".

Предлагать им "гостей из Средней Азии" я не решился. Перевести суть "Наша Russia" на польский, невзирая даже на похожесть языков, непросто...

Как выяснилось, более ста небольших дорожно-строительных компаний, возводившие отдельные участки трасс, в процессе строительства обанкротились. Сырье постоянно росло в цене, а контракты уже были подписаны, пересмотру не подлежали - вот и вылетели эти фирмы в трубу. А с ними заодно - и надежды людей путешествовать во время Euro на автомобилях с комфортом. 

А теперь о том, что имеет отношение к футболу. Хотя и косвенное. Весной, к примеру, за пьяный конфликт с таксистом, причем случившийся в Германии, из сборной был отчислен - и позже не возвращен, невзирая на просьбы игроков - защитник основного состава Пешко. По словам собеседников, это большая потеря для команды, и наказывать его так за инцидент, происшедший не в ее расположении, было явным перебором.

Но у этого решения главного тренера Францишека Смуды оказалась своя подоплека, и связана она была не с тем, что Пешко попадает в подобную переделку не впервые. Оказывается, агент Пешко некогда был... боссом Смуды в "Видзеве". Отношения у них там, мягко говоря, не сложились: будущий главный тренер национальной команды даже покинул клуб из-за конфликта с этим человеком. И теперь, спустя годы, нашел повод отомстить. Более того, тренер якобы рассчитывал после Euro возглавить "Кельн" - и сверхжестким решением по Пешко показал возможным работодателям, что будет абсолютно объективен и не будет лоббировать никого, в том числе и своих земляков.

Отношение к Смуде - как и у многих других поляков, кстати - у моих собеседников вообще оказалось скептическим. "Это человек без образования, самоучка, который ничего не понимает в тактике! - восклицал один из журналистов. - Я болею за "Легию", и когда он тренировал команду, то просто его ненавидел. Просто Смуда - безумно везучий, почему и попал на свой нынешний пост".

Второй коллега, более опытный и сдержанный, мягко возражал. Да, мол, у Смуды хватает недостатков, но есть одно немалое достоинство - просто-таки звериная интуиция. Она и помогает ему порой выигрывать при действительно имеющем место явном недостатке знаний. Кстати, на всякий случай хотел бы опровергнуть распространенное, не раз мною услышанное заблуждение: Смуда - это вовсе не модифицированное написание фамилии знаменитого польского футболиста, бронзового призера ЧМ-74 Жмуды. Это совершенно другой человек, в футбол на высоком уровне не игравший.

По словам журналистов, никакого своего футбола у Смуды нет. Дескать, он даже спросил Роберта Левандовски, по какой модели сборной лучше играть, и в итоге просто скопировал ту, что использует дортмундская "Боруссия". Кстати, на следующий день после разговора мы действительно увидели, что в атакующих действиях полякам невозможно похвастать чем-то другим, кроме чистой эксплуатации дортмундской связки. Она действует так, как привыкла в клубе, и это работает - остальные же с греками не показали ничего. В том числе Рыбус из "Терека", которого коллеги нахваливали и называли пятым по уровню игроком сборной после трех дортмундцев и Щенсны. А Межеевски, который, вероятно, завтра выйдет против нас в стартовом составе, рассказали, очень похож на Романа Павлюченко - в том, что, мягко говоря, не является большим фанатом тренировочного процесса, и в играх проявляет себя гораздо лучше, чем в каждодневной работе.

Рыбус, утверждали коллеги, приехал из "Терека" (которым поляки по понятным причинам интересовались особо) в гораздо лучшем состоянии, чем уезжал туда. Это - явный комплимент Станиславу Черчесову, хорошо его подготовившему. В то же время до сих пор, по словам журналистов, в Россию отправлялись в основном средние польские игроки - за исключением Войцеха Ковалевски, которого любили болельщики не только в "Спартаке", но и на родине. А вот мой рассказ о том, что Горавски в ФК "Москва" ухитрился не найти общего языка с более чем коммуникабельным Леонидом Слуцким, вызвало у коллег только смешок: мол, для нас в этом ничего удивительного нет.

***

Впрочем, вернемся к Смуде. Говоря о нем, мои собеседники явно тосковали по его предшественнику - голландцу Лео Бенхаккеру. По их словам, и по тренерскому уровню, и по масштабу личности два этих человека - земля и небо. Бенхаккера любили все, а большего, чем выход в финальную часть Euro-2008 (уже, кстати, немало), у него не получилось лишь по объективной причине - отсутствии на тот момент хотя бы намека на талантливое поколение. Пищек, Блащиковски и Левандовски (как и Щенсны) тогда только начинали, и никто не ожидал, что они вырастут в игроков сегодняшнего класса. А исповедовать голландский (мы знаем, что это такое) атакующий футбол без соответствующих исполнителей - это, к сожалению, было обречено.

Но убрали Бенхаккера не поэтому. Просто к моменту перестановки у польской федерации футбола сменилось руководство (еще одно сходство!), и у новых людей не оказалось за душой ничего, кроме властных амбиций. Они были настолько дремучи, что на разных международных мероприятиях даже просили экс-президента федерации, высококультурного, но мало находившегося в Польше человека Михала Листкевича (аналог Вячеслава Колоскова?) переводить им с английского на польский... меню в ресторанах. Хотя ненавидели Листкевича от всей души. "Руководство федерации - это динозавры, которые застряли в прошлом", - этот тезис я слышал не раз.

Так вот, у этих людей была жажда власти, - которую они завоевали, - но не было денег. В результате Бенхаккер, которому платили 750 тысяч евро в год, Польшу покинул, а Смуда был куда более экономным вариантом - 300 тысяч. Оттого его и взяли. Но те же журналисты и футболисты, поработав с голландцем, почувствовали разницу - и теперь вовсю плюются. Это я ведь и к тому, что построить что-либо очень трудно, а развалить - проще простого...

Смуда, кстати, этакий "полуполяк". У него два паспорта - польский и германский, и по-немецки, по словам собеседников, он говорил куда чище, чем на родном вроде бы языке. Родом он с юга Польши, из Шленска - того же края, где появились на свет нынешние игроки сборной Германии Клозе и Подольски. Не чувствуя тесной привязки к Польше и польским футболистам, он потому и делает ставку на "репатриантов" - тех же Обраньяка и Перкиса из Франции, у которых нашлись польские корни, но по-польски они говорят с грехом пополам. Одобряют такую политику далеко не все - в конце концов, не о Месси ведь речь.

***

В Польше, в отличие от России, повели настоящую борьбу с "договорняками". За последние несколько лет от футбола отлучили на разные сроки уже порядка 400 игроков! Правда, корень проблемы там несколько иной, чем у нас. В отличие от российских клубов, польские бедны - и "на выручку" футболистам приходят подпольные букмекеры из стран Юго-Восточной Азии. Вот за эти-то связи польские правоохранители крепко и взялись.

Зато с фанатами у них, как и у нас, беда. Журналисты рассказали мне, что однажды во время матча Франция - Польша старый добрый "Парк де Пренс" (тот самый, где сборная СССР в 1960 году выиграла первый Кубок Европы) впервые в своей истории пережил драку болельщиков... одной команды. Это были почитатели разных польских клубов, между которыми, не зная нюансов, французские полицейские не поставили кордона. А в Польше есть, как тут выражаются, "триада" клубов, чьи фанаты, объединившись, бескомпромиссно бьются против всех остальных. Это "Лех" из Познани (кстати, побратим фанатов "Спартака", тогда как фанаты "Легии" дружат с собратьями из ЦСКА), "Краковия" и кто-то еще из середнячков - кто именно, признаюсь, забыл. Когда польская сборная выступала на "Уэмбли", английские секьюрити, учтя французский опыт, мощный кордон на гостевые сектора отправили - и все прошло без эксцессов. Каковых, подозреваю, в день матча Польша - Россия не миновать.

Рассказал я журналистам о сообщении прессе Дика Адвоката - мол, хозяева домашней арены "Легии", где сборная России первоначально хотела тренироваться, запросили с РФС 300 тысяч евро. "Дураки, - отреагировали мои собеседники. - "Легия" сделала это наверняка для того, чтобы решить вопрос с "Пепси-Колой", компенсировав ей закрытие их логотипа и временное переименование из "Пепси Арены" (один из спонсоров УЕФА - "Кока-Кола", то есть произошел бы конфликт интересов - Прим. И.Р.). Но 300 тысяч - явный перебор. В Гданьске аналогичный вопрос о переименовании стадиона на время проведения Euro решили легко. Правда, там арена была названа по имени государственной энергетической компании, а тут в деле были замешаны иностранцы, договориться с которыми гораздо сложнее..."

Выслушивая эту историю наряду с многими другими, подумалось о том, сколько же у нас всего общего. Вплоть до того, что у поляков, похоже, две главные беды - также дороги и дураки.

***

И в завершение - воспоминание из прошлого моих новых товарищей-журналистов. В начале зимы 1995 года, в последнем туре группового турнира Лиги чемпионов, "Легия" принимала "Спартак", у которого к тому моменту было пять побед в пяти встречах. Тогда УЕФА еще не ввел жестких требований по индивидуальным пластиковым креслам, и болельщики располагались на деревянных скамейках - более того, внутри секторов еще и не пронумерованных. Для того, чтобы на аншлаговых матчах занять там место, нужно было приходить на арену за два-три часа до стартового свистка.

Один из моих собеседников, в ту пору еще молодой болельщик, вспомнил, что в тот день в Варшаве установился страшный для здешних мест холод - 20 градусов мороза. Но выхода не было: надо было приходить прилично заранее. "Мы с друзьями выпили тогда о-очень много зубровки, но от жуткого замерзания нас не спасло и это. Однако мы не жалели. Потому что увидели совершенно волшебный "Спартак", который тогда был одной из лучших команд Европы. С Юраном, Цымбаларем, Черчесовым... Почему уже к следующей весне многие из них разбежались, а?"

Я начал рассказывать. И подумал о том, что такой вот доброй памяти в Польше через пару десятков лет хотелось бы и о сборной России-2012. Матчем с чехами команда Адвоката показала, что потенциал для этого у нее есть. 12 июня против хозяев хотелось бы "продоложения банкета".

Варшава - Вроцлав - Варшава

Придумай мем

Новости