26 февраля 2016, 00:45

Умберто Гандини: "Милан" не предлагал Гинеру вернуть Хонду. Его хотел купить другой российский клуб"

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Технический директор "Милана" и первый вице-президент Ассоциации европейских клубов (ECA) дал большое интервью "СЭ" о грядущих реформах Лиги чемпионов и отношениях своего клуба с Россией

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ из Милана

9 февраля 2016 года председатель правления мюнхенской "Баварии" и президент ECA Карл-Хайнц Румменигге сделал важное заявление: его организация совместно с УЕФА запускает процесс реформирования главного клубного европейского турнира. После этого в мировой печати развернулась дискуссия: что это будут за реформы, насколько далеко они зайдут, сохранится ли Лига чемпионов в привычном нам формате, что будет с национальными первенствами.

Спецкор "СЭ" отправился в Милан на встречу с Гандини, чтобы разобраться со всеми этими вопросами и задать некоторые другие. Например – об отношениях с президентом ЦСКА Евгением Гинером, который также занимает высокий пост в ECA.

55-летний Гандини не любитель давать интервью, тем более развернутые. Однако для нашего издания он сделал исключение благодаря давним товарищеским отношениям с Георгием Кудиновым, который долгие годы был собкором "СЭ" в Италии, а сейчас – внештатный советник по спорту Генерального консульства РФ в Милане.

С Гандини мы встретились в новом офисе легендарного клуба – Casa Milan. Высокое современное здание, что находится относительно недалеко от стадиона "Сан-Сиро", также объединяет в себе музей, фирменный магазин, бар и ресторан. "Министр иностранных дел "Милана", как часто называют Гандини, начал с того, что поздравил своего шефа, Сильвио Берлускони, с важным юбилеем. Ровно 30 лет назад известный итальянский бизнесмен и политик купил "Милан".

– Под руководством Берлускони "Милан" достиг своего наивысшего расцвета, – напомнил Гандини. – 28 клубных титулов говорят сами за себя, поэтому тридцатилетие президентства должно быть отмечено как следует. Здесь нет никакого преклонения, потому что человек действительно заслуживает того, чтобы отдать ему должное. Мероприятия проводятся по всему миру – везде, где болеют за "Милан". На домашний матч с "Торино" 27 февраля команда выйдет в специальных футболках, посвященных нашему президенту. Потом эти майки будут проданы, и вся выручка пойдет на благотворительность. Знаю, что Берлускони очень дружен с президентом вашей страны Владимиром Путиным. Уверен, если господин президент позвонит с поздравлением, Берлускони будет очень приятно.

3 апреля 2008 года. Москва. ЛЕОНАРДО и Умберто ГАНДИНИ представляют главный трофей Лиги чемпионов в столице России, которая 21 мая того года приняла финал "Манчестер Юнайтед" – "Челси". Фото AFP
3 апреля 2008 года. Москва. ЛЕОНАРДО и Умберто ГАНДИНИ представляют главный трофей Лиги чемпионов в столице России, которая 21 мая того года приняла финал "Манчестер Юнайтед" – "Челси". Фото AFP

С КУБКОМ ЧЕМПИОНОВ ТОЖЕ БЫЛО ГОРЬКО ПРОЩАТЬСЯ…

– В начале февраля вы сделали важное заявление насчет дальнейшего реформирования европейского клубного футбола. Насколько мы поняли, ЕСА намерена предложить УЕФА ряд принципиальных изменений, касающихся Лиги чемпионов и Лиги Европы.

– Тема это серьезная, масштабная, так что торопиться с выводами здесь не нужно. Между нами и УЕФА установились за эти годы прочные взаимовыгодные отношения. С 2008 года, когда была создана ECA, совместная работа велась непрерывно. Мы вместе пытались понять, чего не хватает европейскому клубному футболу, как его сделать лучше с точки зрения зрелищности, бизнеса, маркетинга. И в какой-то момент пришли к определенному пониманию. Но при этом стоит иметь в виду, что сейчас идет трехлетний бизнес-цикл, который стартовал в 2015 году и завершится в 2018-м. На этот период уже давно проданы медиаправа, установлены четкие правила игры, так что в самое ближайшее время все останется по-прежнему.

– Как раз до чемпионата мира в России.

– Совершенно верно! А вот после него стартует новый бизнес-цикл, и мы хотим, чтобы Европа вступила в него с обновленным календарем. К счастью, у нас есть время представить УЕФА все наши идеи и наработки и выслушать ответные предложения. Цель вполне понятна: вывести футбольный продукт на новый уровень. Нам представляется, что в последнее время Лига чемпионов с ее нынешним форматом подошла к той черте, за которой ей уже будет трудно развиваться. Мы почти достигли потолка в развитии этого турнира.

– Когда будет обнародован проект реформы?

– Полагаю, к осени нынешнего года. Признаюсь честно: я еще сам не знаю, революция это будет или эволюция. Все зависит от того, чем завершатся наши переговоры с УЕФА. Еще раз призываю не торопиться с окончательными выводами. Обещаю, что со своей стороны мы постараемся учесть интересы всех сторон – и больших клубов, и средних, и малых. В правильном соотношении, разумеется.

– Расскажите хотя бы в двух словах: чего нам ждать?

– Есть пять ведущих футбольных стран, которые занимают подавляющую долю рынка. Клубы из этих государств выигрывают Лигу чемпионов, приносят самый значительный доход от реализации телевизионных прав, а их бренды успешно продаются во всем мире – от Америки до Азии. Это золотой фонд европейского и всего мирового футбола. Это чемпионаты и клубы, которые можно считать системообразующими в современном европейском футболе. Именно они делают погоду в главном клубном турнире Старого Света и приносят основные доходы и зрелищность турниру.

Дальше идут чемпионаты и футбольные ассоциации "среднего класса", а также важные с исторической точки зрения отдельные клубы – к примеру, голландский "Аякс", португальские "Порту", "Бенфика", бельгийский "Андерлехт", киевское "Динамо". Наконец, существует третья группа, то есть все остальные страны и клубы. У них меньший вес по сравнению с первой и второй категориями. Так вот, возможно, футбольную Европу ждут изменения в распределении квот среди команд этих трех категорий в Лиге чемпионов или в том турнире, который придет ему на смену.

– Не тот ли это случай, когда богатые станут богаче, а бедные – беднее?

– Современный футбольный рынок требует прежде всего больших и громких имен. Вы же сами понимаете, что сегодняшние "Зенит" и ЦСКА у вас в России выше по всем показателям – от спортивных до коммерческих, – чем, скажем, "Локомотив" и "Динамо". Это объективно, и этот фактор нужно учитывать. Если брать интерес Европы и других медийных и коммерческих рынков к Лиге чемпионов, то все хотят видеть там "Реал", "Барселону", "Баварию", ПСЖ, "Ювентус", а самим этим брендам, в свою очередь, нужна стабильность.

Лигу чемпионов смотрят в той же Азии благодаря футбольным брендам. За наш "Милан" болеют больше пяти миллионов человек внутри самой Италии и десятки миллионов – за ее пределами, вообще за пределами Европы. То же самое касается и нескольких других топ-клубов, которые по своей истории и популярности могли бы делать Лигу чемпионов еще более мощным турниром.

– Представим ситуацию – и есть ведь конкретные примеры – топ-клуб проваливает сезон и заканчивает чемпионат на десятом месте. Что же, он все равно попадет в новый турнир за прошлые заслуги?

– Я еще не знаю точного ответа на этот вопрос. Мы только в начале пути и обсуждения того, куда двигаться дальше. Но посмотрите на баскетбольную Евролигу, в которой ЦСКА всегда востребован как бренд вне зависимости от сиюминутных успехов на домашней арене. Потому что баскетбольный ЦСКА – это для всех ЦСКА, это история успеха и это выдающиеся результаты на протяжении долгого времени.

Если эксклюзивность работает в баскетболе, почему не получится у футбола? Есть особые по своим титулам и названиям футбольные клубы – "Реал", "Барселона", "Бавария", "Милан", "Интер", "Ювентус", ряд английских команд, и это непреложный факт. Отсутствие таких участников в Лиге чемпионов отрицательно на нее влияет.

– А что случится с национальными первенствами? Слышали, что реформа может коснуться и их, а лиги в привычном для нас понимании исчезнут.

– Не думаю, что изменения будут столь серьезными, как некоторые об этом пишут. Клубы и федерации нуждаются в национальных чемпионатах. Но и не будем ни от чего зарекаться. Футбол не стоит на месте, он развивается. И когда вокруг есть примеры вроде той же вашей КХЛ, это все заставляет задуматься. Глобализация – процесс, затрагивающий все сферы жизни, в том числе и футбол.

– Ваши бы слова, да перенести года на три назад – вот бы обрадовались авторы проекта объединенной лиги России и Украины!

– Хорошо помню ту идею. Она была весьма интересна. Разумеется, мы были в курсе дела. В Европе есть национальные лиги, которым объединение могло бы пойти на пользу. Кстати, периодически такие разговоры возникают, и речь не только о вашем проекте. С коммерческой точки зрения некое слияние сил могло бы быть привлекательным. Однако УЕФА пока не разрешает создавать межрегиональные лиги. На сегодняшний день этот вопрос не является там актуальным, но давайте посмотрим, может, эволюция дойдет и до этого.

– Вашу организацию будут обвинять в дискриминации!

– Уже обвиняют...

– Опасения не на пустом месте, согласитесь.

– Решения по озвученным вопросам не могут быть простыми. Именно поэтому мы и взяли довольно большой срок на разработку проекта реформ европейского клубного футбола. Мы не хотим никакой дискриминации! Нужен разумный баланс.

– Возможно, в вас говорит обида за итальянские клубы, которые в последние годы остаются в стороне от международных трофеев?

– Дело не в обиде и не в одной Италии, хотя вы верно заметили, что наши команды страдают из-за нынешнего формата. Придумав систему, которая на первый взгляд справедлива и открывает возможности перед скромными клубами, УЕФА ударила по ведущим лигам Европы. Те, кто занял в чемпионатах Италии, Испании и Англии третьи места, вынуждены сражаться между собой в отборочных раундах.

И в результате этого Италия, которая после Англии приносит европейскому футболу больше всего денег на телеправах, оказывается с минимальным представительством на турнире. Как тогда итальянским болельщикам смотреть Лигу чемпионов, за кого болеть? Зачем тогда итальянским рекламодателям нести деньги на каналы, если они заранее знают, какие будут рейтинги без клубов серии А? Италия платит кучу денег за телеправа, а эти деньги затем идут в клубные кассы других стран, потому что сама Италия при нынешних квотах остается в минусе. Зато напрямую в групповой этап попадают коллективы, скажем, из Хорватии и Белоруссии. Я отношусь к таким с большим уважением, но по сравнению с "Интером" или "Миланом" они, согласитесь, занимают микроскопическую долю европейского рынка. Никто не против, чтобы такие клубы пробивались в Лигу чемпионов, они делают это заслуженно, но, может быть, все-таки надо учитывать ту долю бизнеса и медийности, которую привносит та же Италия с ее традициями и титулами?

– Представим, что Лигу чемпионов упразднили. Если говорить коммерческим языком, вам не жаль бренда?

– Может, и жаль. Это мощный бренд, кто же спорит? Но и Кубок чемпионов когда-то казался вечным, с ним тоже было горько прощаться. Однако время показало, что решение пойти на изменения было правильным. И с каждым годом Лига чемпионов становилась все успешнее. А вот теперь, как нам кажется, она почти достигла в развитии своего потолка. И нужно меняться, двигаться дальше!

Умберто ГАНДИНИ (второй слева) и президент ECA Карл-Хайнц РУММЕНИГГЕ (второй справа). Фото AFP
Умберто ГАНДИНИ (второй слева) и президент ECA Карл-Хайнц РУММЕНИГГЕ (второй справа). Фото AFP

СКОРО ВСЕ САМЫЕ БОГАТЫЕ КЛУБЫ БУДУТ АНГЛИЙСКИМИ

– Давайте поговорим о "Милане". Согласны, что он переживает не лучшие времена?

– С одной стороны, да, результаты не радуют. С другой – "Милан" выигрывал Лигу чемпионов в 2007 году, скудетто – в 2011-м. Это не столь уж давно. И "Милан" всегда остается "Миланом". "Реал" не мог вернуть себе Кубок чемпионов аж 32 года, но всегда при этом оставался "Реалом"! Так что я не вижу особой трагедии. На мой взгляд, наши дела идут сейчас в гору после нескольких не самых удачных сезонов. Мы достигли стабильности, которой так не хватало в последние годы. И если в этом чемпионате наши цели скромные, то в следующем мы обязательно прибавим.

– Почему итальянский футбол в целом так сдал? В начале века это была лучшая лига мира, а сейчас – едва ли четвертая.

– Не стал бы совсем сгущать краски, но определенная тенденция действительно существует. К сожалению, общий экономический кризис отразился на нас весьма негативно. Когда все это началось, владельцы клубов ринулись в первую очередь спасать свой бизнес, а вложения в футбол перестали быть для них приоритетом. Клубы резко обеднели, а поток инвестиций изнутри и со стороны иссяк.

И в это же время большой бизнес из Америки, Катара, Эмиратов сильно проявил себя в Англии, Франции, Испании. Короче говоря, пока серия А беднела, другие топ-чемпионаты богатели. Современный футбол – это полноценное отражение экономики, так что результаты этих процессов не заставили себя ждать. Из конечного пункта назначения для лучших футболистов мира серия А превратилась в транзитную зону! И продолжает оставаться такой и сейчас, к сожалению. Сегодня мы не смогли бы удерживать у себя ни Кака, ни Шевченко, которые выигрывали с нами титулы, потому что конкуренты перебили бы наши условия.

– Можно ли изменить ситуацию в вашу пользу?

– Не думаю, что это возможно в ближайшее время. Только если европейский футбол найдет совершенно новые подходы к финансированию! Пока же тенденция такова, что с английской премьер-лигой соперничать невозможно. Год от года ее клубы наращивают бюджеты. Все идет к тому, что в тридцатке самых богатых клубов Европы двадцать будут представлять Англию! Команды уровня "Стоук Сити" могут себе позволить сегодня игроков за 20-25 миллионов евро. Такая ситуация была немыслима еще несколько лет назад.

Сегодня же "Милану" или "Ювентусу" приходится соперничать в споре за игроков уже не с топ-клубами премьер-лиги, а с середняками или даже с аутсайдерами. Скоро они станут самыми богатыми.

Кейсуке ХОНДА. Фото REUTERS
Кейсуке ХОНДА. Фото REUTERS

ДОГОВАРИВАТЬСЯ С РОССИЙСКИМИ ИГРОКАМИ ОЧЕНЬ СЛОЖНО

– А что вы думаете о российском рынке? Вам, как представителю "Милана", интересно искать футболистов в нашей стране?

– Это очень сложный рынок. Мой хороший и старый друг Фабио Капелло говорил мне: в России есть хорошие игроки, но из-за их большой ценности ввиду лимита, а иногда и переоцененности внутри страны им платят слишком много. В результате уже в раннем возрасте человек пресыщается и теряет мотивацию. Ему неинтересно куда-то ехать, преодолевать сложности, начинать с нуля в другой стране, ведь жизнь уже удалась!

Именно поэтому договориться с россиянами – задача величайшей сложности. И чем ее решать, проще обратиться к другим рынкам. Кокорин, не перешедший в "Арсенал" и оставшийся в России, – отличное подтверждение словам Капелло. Кстати, Фабио много про него рассказывал. Ему нравится этот нападающий, Кокорин был бы интересен серии А, но для Италии его зарплата нынче высоковата.

– Как сейчас дела у самого Капелло?

– Хорошо. Фабио – очень важный человек в истории "Милана". Для нас он в одном ряду с Арриго Сакки и Карло Анчелотти. Поддерживаем с ним связь, всегда рады видеть его в клубном офисе или на стадионе. Знаю, что он по-прежнему сохраняет теплые воспоминания о России и о Москве. И я не слышал от него плохих отзывов о вашей стране.

– Вы принимали участие в переходе Кейсуке Хонды из ЦСКА в "Милан"?

– Скажем так: я был в курсе дела, ведь в "Милане" отвечаю за международные отношения.

– Знаете, что думает об уходе Хонды к вам президент армейцев Евгений Гинер?

– У меня с Евгением хорошие и давние отношения. Когда мы заинтересовались Хондой, то хотели выкупить его у ЦСКА, не дожидаясь истечения срока действия его контракта с московским клубом. Шли переговоры, в которых с российской стороны участвовали Гинер и Бабаев. К сожалению, достичь договоренности нам тогда не удалось, но, на мой взгляд, мы все равно остались друзьями.

– Судя по тому, что говорит Гинер, он не очень доволен тем, как ушел Хонда.

– Я его понимаю и уважаю за эту позицию. Мы с ним, кстати, не так давно обсуждали ту ситуацию. Думаю, что недомолвок между нами не осталось. Поймите, тут не все зависело от клубов. В таких делах всегда есть и другие люди, которые преследуют свои интересы, – агенты, например. И мы не могли залезть в голову Хонде, чтобы понять, каков его личный план. "Милану" был нужен этот футболист. Наш клуб сделал ЦСКА предложение. Договориться не получилось, тогда "Милану" пришлось ждать полгода. Вероятно, третьи лица как-то повлияли на развитие той ситуации, но сейчас это уже в любом случае история.

– А вы не предлагали недавно ЦСКА забрать Хонду обратно?

– Я лично точно не предлагал. Насколько мне известно, и другие люди из "Милана" тоже. Возможно, речь идет опять же о какой-то третьей стороне. При этом, если вы заметили, Хонда в последнее время регулярно выходит на поле в нашем составе. И, между прочим, недавно к нему проявлял предметный интерес один из российских клубов. Так что в вашем чемпионате Хонду не забыли!

– И какой же это был клуб?

– А вот это уже коммерческая тайна!

Придумай мем

Новости