Степан Шульга: "Компьютерный спорт неизбежно станет популярнее традиционного". КИБЕРСПОРТ - CS:GO. СПОРТ-ЭКСПРЕСС
10:45 21 апреля | КИБЕРСПОРТ — CS:GO

Степан Шульга: "Компьютерный спорт неизбежно станет популярнее традиционного"

Степан ШУЛЬГА. Фото StarLadder, "СЭ" “Киберспорт” арена в Киеве. Фото blogger.com Офис компании Blizzard. Фото mosgeek.com Киберфутболист Сергей “kefir” Никифоров. Фото ФК "Спартак" Natus Vincere после победы на The International 2011. Фото redbull.com Чемпионат мира по League of Legends. Фото Riot Games. Кубок России по киберспорту 2016. Фото Федерация России по киберспорту
Степан ШУЛЬГА. Фото StarLadder, "СЭ"
6
В начале апреля в Киеве состоялся чемпионат по Counter-Strike, участие в котором приняли сильнейшие коллективы планеты. В условиях непростой экономической и политической ситуации украинской организации StarLadder удалось провести чемпионат на самом высоком уровне. Корреспондент "СЭ" пообщался в столице Украины с исполнительным продюсером компании Степаном Шульга – человеком, стоящим у истоков развития киберспортивной отрасли в СНГ.

– На каком этапе вы поняли, что киберспорт станет полноценной индустрией?

– Осознание приходило постепенно. Наш бизнес начался больше десяти лет назад. Тогда я часто бывал в компьютерном клубе – и видел, что такое киберспорт, со стороны. Видел людей, которые хотели соревноваться. Было очевидно: им нравится собираться вместе и именно так проводить свободное время. Сначала проходили чемпионаты среди тех, кто в конкретный день пришел в клуб. Потом – чемпионат города, чемпионат страны... Из этого вырастали первые лиги и трансляции. И вот сейчас мы имеем то, что имеем.

“Киберспорт” арена в Киеве. Фото blogger.com
“Киберспорт” арена в Киеве. Фото blogger.com

– Как вы считаете, схожи ли модели развития традиционного спорта и компьютерного? В том числе в плане бизнеса.

– Я бы сказал, что это принципиально разные модели. Например, футбол – достояние всего человечества, а киберспорт всегда принадлежит кому-то конкретному. Конечным правообладателем продукта являются создатели игры – такие компании, как Blizzard, Valve, Riot Games.

Второй важный момент – доход от продажи медиаправ. Чтобы показывать испанскую Ла Лигу на территории Российской Федерации на русском языке, некий телеканал обязан купить права. Потом – создать контент и продать зрителю подписку. А в киберспортивной трансляции нет никаких ограничений. Я могу просто зайти с территории любой страны и послушать трансляцию на том языке, на каком захочу. Здесь модели доходов тоже отличаются.

Офис компании Blizzard. Фото mosgeek.com
Офис компании Blizzard. Фото mosgeek.com

– Многие футбольные клубы открыли киберспортивные отделения – "Спартак", "Рома", "Копенгаген", "Манчестер Сити"... Но стоит ли спортивным клубам инвестировать в киберспорт? Какие дивиденды они могут получить?

– Опыт наших зарубежных коллег уже показал, что стоит. Там работают замечательные менеджеры, и никто не делает это просто так, чтобы быть в тренде. У клубов есть долгосрочный план по увеличению аудитории и ее лояльности. Человека всегда что-то подталкивает стать болельщиком клуба. Недавно я слышал интервью Ивана Дорна. Он родился в Украине, но всю жизнь болеет за "Галатасарай". И вот почему: мама в детстве привезла ему из Турции полотенце с логотипом клуба, и Дорн начал за ним следить. После этого "Галатасарай" выиграл Кубок УЕФА, а Иван стал его преданным болельщиком.

Лояльность молодой аудитории можно заслужить разными способами. В том числе и через киберспорт. Допустим, человек начал болеть за "Спартак" после того, как посмотрел игру его киберфутболиста Кефира – почему бы и нет. Одна из основных задач клуба – сохранение и увеличение армии болельщиков.

 

Киберфутболист Сергей “kefir” Никифоров. Фото ФК "Спартак"
Киберфутболист Сергей “kefir” Никифоров. Фото ФК "Спартак"

– Что является основным источником дохода для киберспортивного клуба?

– Монетизация аудитории. Существует масса способов, как этого добиться. В основном речь про digital-направление. Киберспорт предоставляет многим брендам каналы для общения с людьми, до которых сложно достучаться традиционным способом. Речь прежде всего про компании, производящие игры и компьютерную периферию. Но в последнее время стали появляться и массовые бренды.

– Как киберспортивные организации завоевывают свою аудиторию?

– Ее можно получить двумя способами: постоянные победы и медиа-контент вокруг команды. Можно создать успешную организацию с большим количеством побед, но вокруг нее не будет организованной медийности. Например, чемпионы последнего The International – китайская Wings (Wings является победителем последнего чемпионата мира в дисциплине Dota 2). Иногда клубы рассчитывают, что спонсоры придут к ним только потому, что они много выигрывают. Однако у них корявый сайт и слабая поддержка в социальных сетях. В таком случае организация не будет успешной.

– Могли бы вы привести пример успешной киберспортивной организации?

– Natus Vincere. Далеко ходить не надо.

Natus Vincere после победы на The International 2011. Фото redbull.com
Natus Vincere после победы на The International 2011. Фото redbull.com

– В чем ее секрет?

– Прежде всего, руководство сделало все очень своевременно. Ее основатель Александр Кохановский – человек с невероятной интуицией, энергией и харизмой. Он собрал сильную команду. Как только Na`Vi добилась успеха в киберспорте, он тут же конвертировал команду в бренд, создал вокруг нее целую историю.

– Может ли киберспорт обогнать традиционный спорт по размеру аудитории в ближайшие 10, 20, 30 лет?

– Не уверен, что одна из ныне существующих киберспортивных дисциплин вроде Dota 2 или Counter-Strike смогут ближайшее время обогнать традиционный спорт. Но со временем так произойдет. Это неизбежно. Люди начинают потреблять больше контента и делать это быстрее. Таковы последствия технологического прогресса, а его не остановить.

Чемпионат мира по League of Legends. Фото Riot Games.
Чемпионат мира по League of Legends. Фото Riot Games.

– В России киберспорт признан на официальном уровне, в Украине – пока еще нет. Как вы считаете, нужно ли государство киберспорту?

– Я люблю, когда у игры есть правила. Они должны быть в каждом виде спорта. Наличие органа, к которому можно апеллировать – это неплохо. Например, при возникновении проблем с выплатой призовых – довольно распространенная история. Некая федерация может сертифицировать или рекомендовать турниры, следить за выполнением стандартов и обязательств.

Второй важный момент – получение виз. Существует много команд из Китая, которым надо приехать на чемпионат в СНГ. Они сейчас получают визы на общем основании, как туристы, потому что государство не готово признавать их деятельность профессиональной. Хотя это помогло бы решать вопросы чуть быстрее и не мешать празднику киберспорта.

Кубок России по киберспорту 2016. Фото Федерация России по киберспорту
Кубок России по киберспорту 2016. Фото Федерация России по киберспорту

– Вопрос об отношении общества к киберспорту. Если в Корее ребенок среднего возраста скажет родителям, что хочет профессионально заниматься киберспортом, то к нему отнесутся с пониманием. Возможно, даже отдадут в киберспортивное учебное заведение. А что в России и Украине? Какой была бы лично ваша реакция, если ребенок придет с таким же вопросом?

– Вопрос воспитания детей – один из самых сложных. Если родители хотят участвовать в жизни своего ребенка, то на это обязательно надо обратить внимание. Не делать ничего в приказной и категоричной форме, поговорить. Есть дети, для которых компьютерные игры – способ общения с внешним миром. И родители должны глубоко вникать в интересы ребенка. Только после этого делать вывод: помочь или нет. Почти все успешные киберспортсмены находили в свое время поддержку от родителей.

6
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (6)

Thomas_Boy

Вот смешно читать... Альтернативы две: либо куришь и бухаешь, либо играешь в игрушки. Другой альтернативы как бы нет.

14:36 22 апреля

Aha

а когда пересели с лошади на авто стали овощами? когда создали комбаин вместо плуга? когда построили конвейр, заменили ручной труд на машинный -все поголовно стали хилыми, слабыми и немощными? овощ ты или нет, зависит только от тебя, а не от того играешь ты в игры или нет, потому что можно много чем заниматься более бесполезным, чем играть на компе: курить, пить алкоголь, смотреть телевизор и пр. всё зависит от человека и только от него

23:56 21 апреля

Lexys1

И произойдет это когда люди станут неподвижными овощами. А до того - такого не произойдет, но продюсера говорить подобную ахинею должность обязывает.

23:00 21 апреля

Москвич1985

это ни есть хорошо, при всем моем увлечении к компьютерным играм

16:09 21 апреля

Thomas_Boy

Это технический прогресс: вместо того, чтобы поиграть в футбол во дворе, играть в него за компом?))) Эдак мы скоро дойдем до секса по компу.))) А по теме... Ну да, мир сходит с ума.

13:42 21 апреля

Aha

как бы кто ни кричал, что это не спорт, но по количеству болельщиков компьютерные игры обходят по популярности подавляющее большинство традиционных видов спорта. Миллионы болельщиков уже существуют, но каждый раз кто-то начинает убеждать, что это не спорт. Тоже самое, что во времена развития автомобиля, игнорировать технический прогресс и продолжать ездить на лошади

12:17 21 апреля