10:10 3 сентября 2013 | ХРОНИКА

Что будет с "Лужниками"

Так выглядела Большая арена "Лужников" в год открытия - 1956-м. Фото - Анатолий БОЧИНИН. Между чемпионатом мира по легкой атлетике-2013 и чемпионатом мира по футболу-2018 Большая арена "Лужников" кардинально поменяет облик. Фото - Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
Так выглядела Большая арена "Лужников" в год открытия - 1956-м. Фото - Анатолий БОЧИНИН.
30

ЕСТЬ ТЕМА
Легкоатлеты еще надеются

Большая спортивная арена "Лужников" станет главным стадионом чемпионата мира-2018. Сохранится ли ее исторический облик и станет ли она чисто футбольным стадионом? Главный архитектор Москвы Сергей КУЗНЕЦОВ в интервью "СЭ" раскрыл подробности переговоров с ФИФА о судьбе "Лужников" и рассказал о том, какими будут другие столичные арены.

ПЕРЕГОВОРЫ

– Когда начнется реконструкция "Лужников"?

– К разборке трибун приступим в октябре. Надеюсь, к тому времени уже подпишем с ФИФА окончательную концепцию реконструкции стадиона. Главное – удалось добиться официального разрешения снизить количество мест в новых "Лужниках" до 81 тысячи. Ведь по требованиям ФИФА арена, на которой проходят церемония открытия и финал чемпионата мира, должна вмещать не менее 89 тысяч зрителей.

– Тяжело шли переговоры?

– Нелегко. Только не думайте, что в ФИФА сидят чудовища, которые выкручивали нам руки и настаивали на сносе легендарного стадиона. Пускай он не считается памятником архитектуры, но это олимпийский символ страны. Национальная гордость! Честно говоря, до сих пор не понимаю, как у англичан поднялась рука сломать старый "Уэмбли". Мы к таким жертвам не готовы.

– Даже ради чемпионата мира?

– Конечно! На переговорах вопрос быстро перешел в плоскость конкретных цифр. Из 81 тысячи под болельщиков отводится 71. Остальное – пресса, VIP-персоны, почетные гости. У ФИФА уже были четкие обязательства по количеству мест перед спонсорами и бизнес-партнерами, которые оплачивают проведение чемпионата мира. Делают его прибыльным в первую очередь для ФИФА.

Но в результате детального технического анализа выяснилось, что нельзя расширить "Лужники" до 89 тысяч, не сломав арену. Хотя варианты перепробовали самые разные. Тогда родилась другая идея, которую поддержал Сергей Собянин. Он лично обратился к Йозефу Блаттеру. Без такого административного ресурса реализовать план было бы невозможно. В итоге нам в ФИФА пошли навстречу.

– Вы упомянули о вариантах. Какие рассматривались?

– Например, углубить поле метров на семь. Однако нужной вместимости все равно не достигали. Максимум – 86 тысяч. К тому же сложнейший инженерный проект приводил к резкому удорожанию. Рядом – Москва-река, грунтовые воды…

– Общая стоимость работ сегодня оценивается в 20 миллиардов рублей?

– Слишком оптимистичная сумма. В нее, к сожалению, не уложиться, учитывая масштаб реконструкции. Вот 25 миллиардов – реально.

– Легкоатлетических дорожек в "Лужниках" уже не останется?

– Появиться там они могут лишь на временной основе. В своем нынешнем облике "Лужники" заточены на легкую атлетику. Футбол там вторичен. Теперь все изменится. Стадион будет чисто футбольный. Вместо овального контура получим квадрат.

ГАЗОН

– Вычитал, что в "Лужниках" градус наклона трибун не соответствует требованиям ФИФА. Каким он должен быть?

– Вопрос скорее не в градусе, а в расстоянии между рядами. Хватает и других несоответствий. У ФИФА есть ограничения по удаленности крайних зрительских мест от поля. Предел – 190 метров.

– А в "Лужниках"?

– В зону удобного просмотра там попадают ряды с 5-го по 15-й. Это очень маленький процент! Все прочее – либо слишком далеко, либо слишком низко. Что разглядишь в "Лужниках" с первого или второго ряда, кроме ног да рекламных щитов? Когда-то стадиону присвоили пять звезд, но с тех пор требования значительно возросли. О чем говорить, если в "Лужниках" отсутствуют скайбоксы!

– Это что?

– Коммерческие ложи с видом на поле. Как окупается стадион? Работает тот же принцип, что у авиакомпаний, где основной доход приносят билеты бизнес-класса. А здесь привлекаешь людей, которые готовы за просмотр матча в комфортных условиях платить сильно дороже, чем обычный болельщик. К приему такой категории гостей "Лужники" не приспособлены. Это еще одна из причин реконструкции.

Наша задача – сделать стадион, который будет эффективно использоваться и после чемпионата мира, – продолжил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Тогда отобьется хотя бы часть затрат. Не забывайте о возросшей конкуренции. К 2018 году собственными аренами обзаведутся "Спартак", ЦСКА, "Динамо". Грядет реконструкция на стадионе имени Стрельцова. Плюс "Локомотив". Заполнять "Лужники" событиями станет непросто.

– Да уж.

– Поэтому сейчас ведем переговоры с крупной компанией, которая в дальнейшем возьмет на себя операционную деятельность по стадиону. Проводить там можно что угодно – от концертов до боксерских поединков.

– Для таких целей идеально подходит выдвижное поле, как у "Шальке".

– Согласен. Если б "Лужники" строили с нуля, не исключал бы подобной конструкции. Но сквозь существующую стену выдвинуть поле нереально.

– В "Лужниках" собираются постелить натуральный газон. Так ведь все предыдущие попытки заканчивались неудачей – трава не приживалась под крышей…

– Это проблема любого крытого стадиона. Влияет на нее ряд факторов – вентиляция, освещение. На "Донбасс Арене", к примеру, вообще один сквозной проход на трибуны. То есть вентиляции уделили не самое пристальное внимание. А поле при этом шикарное!

– В чем секрет?

– Освещение. Подпитка ультрафиолетом, витаминами. Мы активно изучаем разный опыт. И рассчитываем уложить в "Лужниках" травяное поле на постоянной основе. Правда, искусственный газон нового поколения также возможен.

– С территорией стадиона уже определились? Что построят? Что снесут?

– Никаких офисных зданий там точно не появится. Знаковые объекты, вроде Малой арены или бассейна, сносить не будут. Наоборот, бассейн хотят сделать крытым. Построят медиацентр, дворец самбо.

– И когда откроются новые "Лужники"?

– ФИФА обозначила крайний срок сдачи арены – 1 мая 2017 года. Но постараемся управиться быстрее.

"СПАРТАК", ЦСКА, ВОСТОЧНАЯ

– Строительство спартаковского стадиона завершится в мае 2014-го? И тогда же заработает станция метро "Спартак"?

– Да, они находятся вплотную друг к другу. Это единый комплекс. На "Спартаке" работы идут по графику, все хорошо.

– А что со стадионом ЦСКА?

– Строится, невзирая на протесты жителей района. Понять их нетрудно. Они опасаются за свое спокойствие. Площадка, выделенная под стадион и офисные здания, не предусматривает огромного потока людей. Ее нельзя обеспечить общественным транспортом. Плюс близость к жилым домам и березовой роще, где люди привыкли гулять. Но градостроительные решения уже приняты, выданы обязательства, и отнять эту землю у ЦСКА – вне правового поля.

– Как быть?

– Жаль, что такие вещи никто не продумывал заранее. Пришлось импровизировать. Компромисс, кажется, найден. Вдоль улицы Микояна сооружают торгово-развлекательный комплекс. Мы ведем переговоры с инвесторами о создании там пешеходной зоны – с кафе, ресторанами, магазинами. Чтоб через нее от новой станции метро "Ходынское поле" запускать болельщиков. На стадион они пройдут, минуя жилой район. И не потревожат мам с колясками.

– Слух о сносе стадиона на Восточной имел под собой основания?

– Девелоперы рассматривали разные комбинации по застройке территории. Среди них – и возможность сноса арены. Но сейчас у всех, включая инвесторов, есть четкое понимание того, что Москва не останется без стадиона имени Стрельцова. Никто не позволит его уничтожить. Какой будет реконструкция, пока не ясно. Нет ни плана, ни проекта. У нас, кстати, к этой территории интерес особый, потому что по ней должна пройти часть Симоновской набережной, которая ведет к заводу ЗИЛ.

"ДИНАМО"

– Правда ли, что в 2008 году ваше архитектурное бюро разработало проект нового стадиона "Динамо"?

– Да. Участвовали в конкурсе, но предпочтение было отдано иному варианту. Мы предлагали не сносить стадион, а перестроить его внутри. Малую арену вынести отдельно. Победил же проект, где все в "одном флаконе" – Большая арена, Малая, помещения под торговлю. Изначально и там предусматривалось сохранение фасада. Но когда готовили детальную документацию, оказалось, что нельзя реализовать проект без разрушения стен. Выходит, неточность была заложена еще в конкурсном решении.

– Поэтому так все затянулось?

– Задержка вызвана тем, что переделывали готовый проект, когда стадион "Динамо" выпал из числа участников ЧМ-2018. Вместимость сократили почти в два раза, зато воплотить такой проект теперь намного легче.

– И дешевле.

– Само собой. Весь стадион сохранит прежний облик. К 2017 году должны закончить.

КАЗАНЬ, МАНЧЕСТЕР

– Вы лично проектировали в Казани Дворец водных видов спорта, который открылся весной. В чем его изюминка?

– Эта уникальная деревянная конструкция – одна из самых больших в мире. Дерево в сочетании с фасадом из стекла и металла выглядит весьма эффектно. Стояла задача использовать при реализации проекта только отечественные материалы и технологии производства. С этим мы успешно справились. Привезли лишь сложное инженерное оборудование. Вся проектная команда здорово поработала, проявила изобретательность. Гордимся, что делегация Международной федерации плавания, которая побывала на открытии Универсиады, назвала Дворец одним из лучших спортивных объектов своего класса в мире.

– Из проектов всех московских стадионов эстетически вам какой ближе?

– Как образец реконструкции прекрасным стадионом будут "Лужники". Что касается остальных, то мне интересен "Динамо".

– Чем?

– Соседством старого контекста с новой архитектурой. У "Спартака" и ЦСКА хорошие, удобные стадионы. Но архитектурно, наверное, они могли бы быть пооригинальнее. Если, конечно, брать по гамбургскому счету и сравнивать их с "Алльянц Ареной", "Донбасс Ареной", стадионами в Гельзенкирхене, Франкфурте, Кельне, Варшаве…

– Какая арена в вашем личном рейтинге – номер один?

– Олимпийский стадион в Берлине после реконструкции – красивый, там проходил финал ЧМ-2006. "Алльянц Арена" впечатляет архитектурным решением. Фасад и крыша состоят почти из трех тысяч подушек, которые надуваются сухим воздухом. Только в нашем климате это утопия. Ну а из тех, что я посещал, больше всего мне понравился стадион "Манчестер Сити". И комфортный, и эстетически хорош. Такой стадион иметь в Москве было бы круто!

30
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (30)
Войти, чтобы оставить комментарий

излучение Заварзина, Есауленко и

нужно было давно уж отдать этот позорный стадион ублюдочной народно-позорной команде! Ей там самое место, искусственное поле, искусственный многократный чемпион пепси, видно что-то только в бинокль... самое место для позора. Нет, вместо этого Тушино надо было осквернить... тьфу!

21:54 3 сентября 2013

trv71

Уэмбли не просто тупо снесли, а с выгодой: обломоки распродавались по $100, если память мне не изменяет. Лужники были идеальны для Олимпиады-80, можно было бы на них не зацикливаться и сохранить как главный легкоатлетический стадион страны (и будующей Олимпиады - кто знает?). А главный футбольный стадион страны, ультрасовременный, с выдвижным полем и т.п. построить в ближнем пригороде, как, к примеру, в Париже Сен-Дени перед ЧМ-98.

21:48 3 сентября 2013

Севастополь

фреш03 Сентября 2013 | 10:17 Честно говоря, до сих пор не понимаю, как у англичан поднялась рука сломать старый "Уэмбли". Сидя в ложе ВИП действительно сложно это понять. ----------------- 5 балов!!! Стадион говно!!! Ходил на него раз 50, так и не понял, за что его можно любить...

18:11 3 сентября 2013

Aspeed

Снести и заново построить Лужники было дешевле, чем делать "реконструкцию" - поэтлму , видимо, и реконструируют. Так дороже, попилить можно больше :-)

18:01 3 сентября 2013

lihddt

похоже самый крутой(наверное и дорогой) будет в питере с выдвижным полем и сдвигающейся крышей,хотя кто б сомневался.

17:10 3 сентября 2013

alcoholic

Я бы предпочел, чтобы лужу снесли. Тем более деньги, что на реконструкцию, что на постройку нового - почти те же. С трудом верится, что Лужа такой уж памятник архитектуры, что чьи-то чувства будут задеты, если его снести. Зато построить могли бы действительно крутую арену. А так одни полумеры...

16:53 3 сентября 2013

Reposado или Anejo ?

Bes03 Сентября 2013 | 12:16 Президент с 1973 года имеет мастера по самбо и проявляет активный интерес к этому виду как и к дзюдо (также с 1975 "мастер"),так что постройка дворца очевидно неспроста.По мне лучше пусть дворец самбо (хоть три) лишь бы не торговый центр )))

15:10 3 сентября 2013

Izmegul

нет бы кому из московких бомжей отгрохать новое чудо в счет доли их содержанимя. так настроят кучу посредственных арен + попилят бабло на лужниках, лишив столицу славной легкоатлетической площадки.

14:52 3 сентября 2013

lihddt

а что делать ?обычные поля тоже будут двигаться туда же.

14:40 3 сентября 2013

Bes

lihddt 03 Сентября 2013 | 13:48 Да, причем по новейшей технологии оно выдвигается прямо в карман чиновникам.

14:37 3 сентября 2013

lihddt

единственное выдвижное поле в россии будет только у зенита

13:48 3 сентября 2013

advo_cat

"– Общая стоимость работ сегодня оценивается в 20 миллиардов рублей? – Слишком оптимистичная сумма. В нее, к сожалению, не уложиться, учитывая масштаб реконструкции. Вот 25 миллиардов – реально." Это с учетом распила или без?

13:28 3 сентября 2013

oleg_sevan

"Донбас-Арена" вот это, ребята, стадион! Точно лучший на постсоветском пространстве!Слава Ахметову!

13:25 3 сентября 2013

Мой_Начальник_Болельщик_Спартака

Короче, вы поняли, да? Вся суть в том, что сколько бы миллиардов рублей не вливали, у нас НИКОГДА не будет такого стадиона, как в Германии, Польше, на Украине. Я это прочитал между строк.

13:04 3 сентября 2013

poligraf poligrafovich

А я скажу вам, что будет. А бууудет таааак; до 16 года никто и палец о палец не ударит. Потом, после чьего то визита, кого то сильно вздрючат, с этим проблем не было никогда. В смысле вздрючить. А потом, потом начнётся битва за урожай. Стройка века, не знающая аналогов, с применением новейших отечественых технологиий, о которых все только и делают что мечтают. Но строить сначала будут Светлаковы с друганами, а потом, когда прилетит жареный петух и начнёт клевать, пришлют турков. Или ещё кого нибудь. За то по телеку всё будет шикарно, нет аналогов, нет прецедентов .....ну вы сами всё знаете. Как по телеку, а как на самом деле. Дай то бог, что б я ошибался, но посмотрим - что там, как там, где там. Ясно доподлено лишь одно, стоить он будет столько,....... как годовой бюджет Белоруссии и Украины. Не меньше. Вот тут то аналогов уж точно будет не сыскать.

13:02 3 сентября 2013

xlegend

Дешевле снести и построить, но дешевле Собяинину не надо, лишь бы бабло пилить. А про ЦСКА вообще смешно, там был стадион и раньше.

12:26 3 сентября 2013

Алексей Х

вся статья ради слов об адмресурсе ио мэра. выборы такие выборы)))

12:18 3 сентября 2013

Bes

Reposado или Anejo ? 03 Сентября 2013 | 10:48 Pele Pelevich 03 Сентября 2013 | 11:09 А у нас президент разве интересуется самбо?. Или архитектор старается для президента ФИФА?

12:16 3 сентября 2013

lieven

Здорово, что не будут сносить.

12:12 3 сентября 2013

favorsky

Все же давно пора снести это гигантское корыто, где зрители и натуральный газон задыхаются под нелепой крышей.Забыли сказать.что и сверху толком футбол там ни фига не увидишь.Очевидно, что это хрущевское детище, как морально,так и физически явно устарело.И полумерами, типа реконструкции тут похоже ничего не решить.Здесь последнее слово скорей всего будет за бульдозером, как это случилось и с некогда крупнейшей в Европе гостиницей "Россия".

12:08 3 сентября 2013

Роббен круче Пеле !

Лужа - это каменный век , снести надо было весь бетон этот гребанный или вообще ничо не трогать , а просто побелить 3а 10 миллиардов и то свежее было бы )))))) , а кто на нем потом после ЧМ играть то будет ???

12:05 3 сентября 2013

zamzam85

не пойму, как могут нравиться Лужники ? что в нем красивого люди находят ?

12:01 3 сентября 2013

сп@рт@к

Во многом с этим дядькой согласен. "Лужники" строились не для футбола, а для того, чтобы показать преимущества социализма. Была задача: согнать на арену тысячи физкультурников, что бы они показывали крепость тела и духа граждан СССР. Смотреть футбол с комфортом на стадионе невозможно. Произвести полную реконструкцию "Лужи"-решение правильное, но было бы еще лучше, если бы его снесли, и построили новый стадион.

11:45 3 сентября 2013

Гия

– Общая стоимость работ сегодня оценивается в 20 миллиардов рублей? – Слишком оптимистичная сумма. В нее, к сожалению, не уложиться, учитывая масштабы воровства. Вот 50 миллиардов – реально, на всех хватит.

11:39 3 сентября 2013

Amsterdam

Стоимость Уембли - 30млр, причем стадион ломали и строили заново... Стоимость Донбасс Арены - 20млр, это включая постройку стадиона, гостиниц и прилегающей территории... Как может реконструкция Лужников стоить 25 млр??? Вор на воре сидит... Ну что за страна такая...

11:20 3 сентября 2013

Инопланетный разум1

Посмотрим,как они и в 25 миллиардов уложатся.

11:14 3 сентября 2013

Pele Pelevich

Вот станете "презиками" - то же будете строить для себя...

11:09 3 сентября 2013

Reposado или Anejo ?

дворца самбо ..конечно

10:49 3 сентября 2013

Reposado или Anejo ?

Ну да, как же без дворца само...попробуй не построй.

10:48 3 сентября 2013

фреш

Честно говоря, до сих пор не понимаю, как у англичан поднялась рука сломать старый "Уэмбли". Сидя в ложе ВИП действительно сложно это понять.

10:17 3 сентября 2013

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ