24 ноября 2016, 23:30

Илья Мерензон: "Шахматы очень привлекательны для спонсоров"

Кирилл Зангалис
Приглашенный автор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Глава компании "Агон", которая является организатором матча на первенство мира, дал эксклюзивное интервью "СЭ".

Поединок за звание лучшего шахматиста планеты между россиянином Сергеем Карякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном выходит в классический эндшпиль. До конца матча осталось два тура. Глава компании "Агон" Илья Мерензон делится своими впечатлениями от проходящего соревнования.

– Илья, расскажите кратко о своей компании…

World Chess by Agon Limited основана четыре года назад и занимается проведением шахматных мероприятий, в частности поединка на первенство мира в Нью-Йорке. Компании были переданы все коммерческие права на цикл чемпионата мира, включая спонсорство, медиаправа и так далее. Международной шахматной федерации (ФИДЕ) был необходим постоянный партнер для организации мероприятий, а спонсоры нуждались в возможности планировать долгосрочные проекты с шахматами.

– Почему вы выбрали местом проведения матча именно Нью-Йорк?

– Чемпионский поединок в этом городе для нас, и в первую очередь для шахмат – это презентация в новом, современном виде. Все, что происходит в этом мегаполисе, освещается во всем мире. Нью-Йорк – сейчас столица медиа, финансовый центр и бизнес-хаб. Нам было важно показать глобальным корпорациям возможности шахмат, ажиотаж вокруг них и феноменальное внимание со стороны СМИ, чтобы они начали включать наш вид спорта в свои маркетинговые планы.

– Матч на первенство мира – это очень серьезный бренд. В городе чувствовался ажиотаж?

– В Нью-Йорке последний матч проводился в 1995 году между Каспаровым и Анандом, за это время выросло новое поколение игроков, для которых Карлсен и Карякин – суперзвезды. Дети занимались шахматами в школе, изучали партии своих кумиров, и теперь они имеют возможность посмотреть на них рядом со своим домом вживую. Конечно, на площадке очереди, но все равно всех мы вместить не можем. А для тех, кто следит за матчем онлайн, понадобилось бы более 300 залов размером с Madison Square Garden.

– Кто из знаменитых людей посетил турнир?

– Первый ход делал актер Вуди Харрельсон и звезда сериала "Красавцы" Эдриан Гренье. Были политики, ученые, экономисты. На первой партии присутствовал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который тоже искренне любит шахматы.

– Знаю, что знаменитый актер Арнольд Шварценеггер – большой любитель шахмат. Были мысли пригласить его на матч?

– Среди голливудской элиты много фанатов шахмат. Кроме Шварценеггера это Кевин Спейси, Джуд Ло и так далее. Мы направили приглашения многим, и от многих получили подтверждения. Думаю, что церемония закрытия станет очень интересным событием для светской хроники.

– С какими проблемами вы столкнулись при организации?

– Были логистические трудности – найти огромную площадку в центре Нью-Йорка на полтора месяца непросто. Нужно было, чтобы она соответствовала высоким требованиям ФИДЕ, отвечала стандартам безопасности и пожеланиям игроков. Также наша задача – коммерциализировать шахматы, сделать их привлекательными для спонсоров, в частности из США. Ведь они никогда еще не видели турнира в его новом, современном режиме. Теперь эта проблема позади.

– Можно ли хорошо заработать на матче на первенство мира?

– У компании World Chess by Agon Limited права на чемпионат мира на много лет вперед. Так что инвестиции и доходы не привязаны к одному мероприятию, даже такому значительному. Большие инвестиции были сделаны в технологию. Например, в возможность смотреть трансляцию в режиме виртуальной реальности. Шахматы – многомиллионный бизнес, но чтобы реализовать свой потенциал, необходимы финансовые вложения.

– Каких спонсоров вам удалось привлечь?

– Основными спонсорами чемпионата стали компания ФосАгро и фонд EG Capital Advisors – они относились к спонсорскому контакту очень профессионально, и мы согласовали KPI с точки зрения освещения, хоспиталити и так далее. Глава ФосАгро Андрей Гурьев делал первый ход в одной из первых партий.

– Как вы считаете, в будущем спонсоры будут бороться за право проведения такого матча? Станет ли конкуренция за возможность организации чемпионского поединка по шахматам такой же острой, как борьба за право стать, скажем, столицей Олимпиады?

– Право проведения матча за звание чемпионата мира – это важное преимущество. Но я считаю, что для шахмат, которые на 99,9 процента живут онлайн, важно не то, где матч проходит, а как представлены спонсоры. Например, наш партнер – S.T.Dupont и ручки Дюмон – стали самыми фотографируемыми ручками в ноябре просто потому, что запись ходов – обязательная часть матчей за звание чемпиона мира. Игроки обязаны записать ход перед тем, как его сделать, чтобы избежать ошибки. Я надеюсь, что компании оценят преимущества шахмат, и спонсорство этого вида спорта станет не только престижным, но и очень выгодным: аудитория шахмат сравнима с аудиторией фейсбука.

– Расскажите о вашей знаменитой трансляции.

– Турнир можно смотреть бесплатно, и более двух миллионов человек ежедневно следят за ходом партии на официальном сайте турнира. Но есть также премиальная подписка, которая стоит 15 долларов. Она дает возможность наблюдать за Карлсеном и Карякиным в виртуальной реальности, с комментариями ведущих мировых гроссмейстеров, выбирать камеры и так далее. На трансляцию подписалось более 20 тысяч человек, и это, по нашему мнению, отличная возможность сделать шахматы самоокупаемыми в долгосрочной перспективе, и даже привязать размер призового фонда к количеству подписчиков.

Придумай мем

Новости